Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Почему забастовка может быть благом для Boeing"

Заказов стало меньше, и приостановка производства может быть полезна.На Boeing Co. пробил час расплаты. Четыре года назад авиагигант строил 620 самолетов в год, едва успевая выполнять заказы. И когда Международная ассоциация работников машиностроения (IAM) потребовала нового трудового соглашения, руководство компании было вынуждено согласиться на повышение бонусов на 10%, пенсий — на 25% и более серьезные гарантии занятости.
Теперь руководство Boeing дождалось возможности реванша. Контракт с 25 000 членов IAM истек 1 сентября, а из-за низкого спроса на лайнеры авиабоссы совсем не против того, чтобы закрыть несколько заводов. Поэтому компания ведет с профсоюзом IAM жесткую игру. 27 августа она швырнула на стол переговоров свое последнее предложение: повышение заработной платы всего на 2% и никаких гарантий занятости, то есть того, что заказы не будут переданы иностранным фирмам. Лидеры IAM тут же объявили предложение «неадекватным» и «оскорбительным», подготовив почву для возможного ухода с переговоров.
Компания уверена в победе. Профсоюзные лидеры обращались к боссам Boeing c просьбой продлить контракт, чтобы можно было продолжить переговоры. В Boeing отказались наотрез, оставив профсоюз перед выбором между «дешевым» договором и забастовкой, которая, скорее всего, ничего не даст. Для широкой публики Boeing заявляет, что не желает забастовки. «Забастовка никогда никому не приносит пользы», — отметил Алан Мулалли (Alan R. Mulally), гендиректор подразделения коммерческих самолетов Boeing в Сиэтле. Однако профсоюз не согласен. «Boeing напрашивается на драку», — заявил в тот же день глава делегации IAM на переговорах Дик Шнайдер (Dick Schneider).
Хотя Boeing на этот раз, похоже, победит, такая жесткая тактика может иметь неприятные последствия в дальнейшем. В 1997 году из-за резкого спада и новых технологий трудовые отношения ухудшились. Чтобы устранить возникшие в результате проблемы, пришлось провести массу бумажной работы, потратив на это годы. Из-за неуступчивости Boeing то же может произойти и сейчас. Противоречия с IAM в состоянии также отравить атмосферу переговоров с 22 000 инженеров, состоящих в другом профсоюзе. Их контракт заканчивается в декабре.
В данный момент, однако, Boeing больше интересует контроль над издержками, поскольку компания изо всех сил сражается с падением спроса и цен. Отрасль в целом еще нетвердо стоит на ногах после двух ударов подряд — террористических атак и рецессии. В итоге Boeing в этом году произведет 380 самолетов, а в 2003 году — всего 275. И это еще завышенные данные, так как многие авиаперевозчики намерены отказаться от заказов, сделанных во время бума.
Получается, что, если производство встанет, Boeing прилично сэкономит. Забастовка позволит компании отложить поставки готовых самолетов, что даст возможность распродать излишки коммерческих реактивных лайнеров — из-за их перепроизводства Boeing и его конкурент Airbus вынуждены давать существенные скидки. Отсрочка позволит также избежать резкого падения цен на самолеты б/у. В этом году заказов мало, и Boeing не отказался бы от сохранения быстро тающих контрактных резервов — основного индикатора бизнес-перспектив. По сравнению с 2000 годом они снизились почти на треть и сейчас составляют $66 млрд. «Никогда раньше забастовка не была так безопасна для Boeing», — отмечает аналитик-ветеран Джозеф Кэмпбелл (Joseph Campbell) из Lehman Brothers.
Если забастовка все же состоится, то, по мнению аналитиков, продлится она три-четыре месяца. Частью рынка Boeing может перейти к Airbus, но незначительные объемы новых заказов делают эту потенциальную потерю незначительной. Кэмпбелл считает, что забастовка сократит число готовых к поставке самолетов в этом году примерно на 25 единиц. По его прогнозам, потери прибыли в таком случае составят 20 центов с каждых $3,15. Что касается настроений персонала в долгосрочной перспективе, то здесь все выглядит более мрачно. Но менеджмент Boeing, похоже, готов рискнуть отношениями с персоналом, чтобы компенсировать высокие расходы четыре года назад.

Стэнли Холмс (Stanley Holmes) в Сиэтле. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK