19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Под боссами шатаются кресла"

Архивная публикация 2002 года: "Под боссами шатаются кресла"

Топ-менеджеры сменяются с рекордной скоростью. Хорошо ли это?Джеймс Широ (James J. Schiro) проходит крещение огнем. 58-летний американец попал в кресло гендиректора Zurich Financial Services в мае. Как раз тогда, когда эта страховая компания завершала первое полугодие с рекордными убытками в $2 млрд. Предшественник Широ, Рольф Хуппи (Rolf Huppi), лишился своего поста под давлением акционеров. Теперь новый генеральный принял огонь на себя, и ему приходится пополнять крайне истощенные резервы, сокращать издержки и корректировать долгосрочные планы швейцарского гиганта. Джеймс Широ -- бывший глава крупнейшей финансовой компании PricewaterhouseCoopers. Кроме того, он никогда не жил в Европе и не говорит по-немецки.
Широ не единственный в Европе топ-менеджер, вынужденный лихорадочно перестраиваться. За прошедшие полгода семь из тридцати пяти крупнейших европейских фирм заменили гендиректоров или президентов. Среди них -- легендарные национальные бренды Deutsche Telecom, France Telecom и Fiat Group, а также медиа-гигант Vivendi Universal. Еще не менее полудюжины других компаний, начиная с французской инжиниринговой группы Alstom и заканчивая немецкой медиа-группой Bertelsmann, тоже уволили своих руководителей. Многие другие гендиректора компаний, например Грэм Уоллес (Graham Wallace) из британской Cable & Wireless PLC, -- на грани ухода. "В Европе до недавнего времени гендиректора обычно не трогали, пока не случалось что-нибудь совершенно катастрофическое или он сам не уходил на пенсию", -- говорит Мина Гуран (Mina Gouran), первый вице-президент фирмы по подбору топ-менеджеров Korn/Ferry International в Лондоне.
Теперь все иначе. Фактически европейцы стали более, чем американцы, склонны к увольнению главы компании в трудные времена. Недавние исследования консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton Inc. показали, что в 1995--2001 годах число увольнений гендиректоров и президентов компаний выросло почти в два с половиной раза (на 145%). Это более чем вдвое выше уровня в США. По данным исследования, из-за плохой работы в Европе лишились своих постов 34% уволенных гендиректоров, а в США -- 22%. Средний срок пребывания в должности у евробосса на сегодня составляет 6,5 лет против 9,5 лет у его американского коллеги.
Найти причины этого нетрудно. Корпоративную Европу поразил кризис, который потрепал прибыли и привел к падению котировок акций. Акции, ранее принадлежавшие местным акционерам, проявлявшим большую терпимость, перешли теперь в руки иностранцев, которые ведут себя все более активно. Некоторые испытывающие трудности компании, такие как Zurich Financial и английская Royal & Sun Alliance Insurance Group, уволили своих боссов в надежде развеять сомнения финансовых рынков накануне нового выпуска акций. Гайки затягивают и банки. Бывший глава Vivendi Жан-Мари Мессье (Jean-Marie Messier) вылетел из кресла, когда банки отказали ему в новых кредитах.
Топ-менеджеры понимают, что в столь неблагоприятных условиях действовать надо быстро. Юрген Дорман (Jurgen Dormann), принявший бразды правления шведско-швейцарской инжиниринговой компанией АВВ Asea Brown Boveri Ltd. в сентябре, объявил о планах увольнения от 10 000 до 148 000 рабочих и служащих. Широ из Zurich Financial изыскал $2,5 млрд. нового капитала и сократил 4500 рабочих мест из 75 000. "Надо сделать так, чтобы мы могли в полном объеме воспользоваться плодами роста, который мы видим в нынешнем цикле развития страхового бизнеса", -- считает Широ.
Времена суровые -- и руководители суровые. Это совершенно нормально. Правда, возникает вопрос: не ошибаются ли европейцы, шарахнувшись столь стремительно в противоположную сторону после того, как много лет не особенно обременяли своих гендиректоров работой? Взять, к примеру, цюрихскую Swiss Life, сменившую в этом году уже третьего босса. Нынешний босс, бывший руководитель Credit Suisse Group Рольф Дериг (Rolf Drig), сменил в ноябре Роланда Хлаповски (Roland Chlapowski), уволенного всего через 9 месяцев в связи со скандалом из-за бухгалтерских ошибок и льгот руководству. В этом году акции этой страховой компании подешевели на 80%. Точно так же постоянно снижались показатели французского производителя смарт-карт Gemplus, сменившего двух президентов меньше чем за три года.
Европейцы указывают на дверь своим топ-менеджерам как раз тогда, когда последние исследования ставят под сомнение правильность поспешных увольнений. Маргарете Вирсема (Margarethe Wiersema), профессор менеджмента в University of California в Ирвине, отследила деятельность компаний, уволивших своих гендиректоров в 1997--1998 годах. Она установила, что даже два года спустя после воцарения нового директора у компаний не было значительного роста ни операционной прибыли, ни доходов по активам, ни стоимости акций. Вирсема говорит: "Я не смогла найти ничего, что указывало бы на положительные сдвиги в деятельности компании после увольнения гендиректора". Конечно, Европа может кивать на таких руководителей, как Карлос Госн (Carlos Ghosn), который, когда Renault направила его в 1999 году в Японию, сумел поднять Nissan Motor Co. Но мало кто способен на такие радикальные перемены к лучшему в столь короткий срок.
Возникают сомнения: а достаточно ли европейцы платят, чтобы привлечь лучших из лучших? Конечно, Рону Зоммеру (Ron Sommer) при увольнении из Deutsche Telekom летом прошлого года выдали "золотой парашют" в виде $13 млн., но его годовой оклад в среднем за весь срок составлял $1,5 млн. Европа подтягивается к американскому уровню. Новый босс France Telecom Тьерри Бретон (Thierry Breton) будет получать $1,2 млн., т.е. в четыре раза больше своего предшественника Мишеля Бона (Michel Bon). Во Франции у всех глаза полезли на лоб, когда Gemplus предложила бывшему президенту AT&T Алексу Мандлу (Alex Mandl) $5-миллионный пакет.
Правда, пока эти оклады меркнут перед жалованьем некоторых часто перемещающихся из кресла в кресло американских топ-менеджеров. Например, WorldCom обещала вступающему на пост гендиректора Майклу Капелласу (Michael Capellas) $30 млн. в акциях, если он к следующему году сумеет вывести компанию из банкротства. "Пока между Европой и США существует большая разница в вознаграждении в форме акций", -- говорит Майкл Крамарш (Michael H. Kramarsch), партнер-директор франкфуртской фирмы Towers Perrin, занимающейся вопросами вознаграждения топ-менеджеров.
Если по зарплате европейцы все чаще поднимаются до американского уровня, то в отношении принципов выбора топ-менеджеров они стоят на месте. Например, новый гендиректор Vivendi Universal Жан-Рене Фурту (Jean-Rene Fourtou) -- один из уважаемых руководителей фармацевтической отрасли -- признает, что ничего не знает об основном медиа-бизнесе Vivendi. Выбор пал на Фурту в результате закулисной сделки, главным двигателем которой был его друг, французский финансист Клод Бебеар (Claude Bebear). Замены из числа совсем посторонних гендиректоров типа Широ из Zurich Financial пока остаются редкостью. Большинство советов директоров редко ищут кандидатов за пределами узкого круга людей со связями внутри страны. "Все делается на личном уровне. А кто принимает решения, считают, что и так всех знают", -- говорит Лука Пачес (Luca Pacces), управляющий директор исследовательской фирмы Spencer Stuart в Милане.
Пока еще судить об успехах "нового призыва" европейских гендиректоров слишком рано. Но рынки не дадут им особой передышки. Стоимость акций Vivendi при Фурту с июля упала более чем на 30%. Акции Deutsche Telekom за этот год подешевели почти на 50% и не поднимались с того момента, когда в начале ноября вместо Зоммера был приглашен Кай-Уве Рикке (Kai-Uwe Ricke). Рикке хотя бы знает свое дело. До этого он руководил подразделением мобильной связи в DT. Правда, он же был среди "авторов" самого крупного провала Зоммера, $39-миллиардного приобретения американской компании мобильной связи VoiceStream. А что с Zurich Financial Services? С момента вступления на борт нового американского капитана ее акции потеряли в цене 52%. Похоже, что в ближайшее время новый босс окажется слишком занят и ему будет не до уроков немецкого.

Кэрол Мэтлэк (Carol Matlack) в Париже c Джеком Юингом (Jack Ewing) и Дэвидом Фэйрлэмбом (David Fairlamb) во Франкфурте. -- Business Week.

Боссы новые, проблемы старые

Топ-менеджеры сменяются с рекордной скоростью. Хорошо ли это?Джеймс Широ (James J. Schiro) проходит крещение огнем. 58-летний американец попал в кресло гендиректора Zurich Financial Services в мае. Как раз тогда, когда эта страховая компания завершала первое полугодие с рекордными убытками в $2 млрд. Предшественник Широ, Рольф Хуппи (Rolf Huppi), лишился своего поста под давлением акционеров. Теперь новый генеральный принял огонь на себя, и ему приходится пополнять крайне истощенные резервы, сокращать издержки и корректировать долгосрочные планы швейцарского гиганта. Джеймс Широ -- бывший глава крупнейшей финансовой компании PricewaterhouseCoopers. Кроме того, он никогда не жил в Европе и не говорит по-немецки.

Широ не единственный в Европе топ-менеджер, вынужденный лихорадочно перестраиваться. За прошедшие полгода семь из тридцати пяти крупнейших европейских фирм заменили гендиректоров или президентов. Среди них -- легендарные национальные бренды Deutsche Telecom, France Telecom и Fiat Group, а также медиа-гигант Vivendi Universal. Еще не менее полудюжины других компаний, начиная с французской инжиниринговой группы Alstom и заканчивая немецкой медиа-группой Bertelsmann, тоже уволили своих руководителей. Многие другие гендиректора компаний, например Грэм Уоллес (Graham Wallace) из британской Cable & Wireless PLC, -- на грани ухода. "В Европе до недавнего времени гендиректора обычно не трогали, пока не случалось что-нибудь совершенно катастрофическое или он сам не уходил на пенсию", -- говорит Мина Гуран (Mina Gouran), первый вице-президент фирмы по подбору топ-менеджеров Korn/Ferry International в Лондоне.

Теперь все иначе. Фактически европейцы стали более, чем американцы, склонны к увольнению главы компании в трудные времена. Недавние исследования консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton Inc. показали, что в 1995--2001 годах число увольнений гендиректоров и президентов компаний выросло почти в два с половиной раза (на 145%). Это более чем вдвое выше уровня в США. По данным исследования, из-за плохой работы в Европе лишились своих постов 34% уволенных гендиректоров, а в США -- 22%. Средний срок пребывания в должности у евробосса на сегодня составляет 6,5 лет против 9,5 лет у его американского коллеги.

Найти причины этого нетрудно. Корпоративную Европу поразил кризис, который потрепал прибыли и привел к падению котировок акций. Акции, ранее принадлежавшие местным акционерам, проявлявшим большую терпимость, перешли теперь в руки иностранцев, которые ведут себя все более активно. Некоторые испытывающие трудности компании, такие как Zurich Financial и английская Royal & Sun Alliance Insurance Group, уволили своих боссов в надежде развеять сомнения финансовых рынков накануне нового выпуска акций. Гайки затягивают и банки. Бывший глава Vivendi Жан-Мари Мессье (Jean-Marie Messier) вылетел из кресла, когда банки отказали ему в новых кредитах.

Топ-менеджеры понимают, что в столь неблагоприятных условиях действовать надо быстро. Юрген Дорман (Jurgen Dormann), принявший бразды правления шведско-швейцарской инжиниринговой компанией АВВ Asea Brown Boveri Ltd. в сентябре, объявил о планах увольнения от 10 000 до 148 000 рабочих и служащих. Широ из Zurich Financial изыскал $2,5 млрд. нового капитала и сократил 4500 рабочих мест из 75 000. "Надо сделать так, чтобы мы могли в полном объеме воспользоваться плодами роста, который мы видим в нынешнем цикле развития страхового бизнеса", -- считает Широ.

Времена суровые -- и руководители суровые. Это совершенно нормально. Правда, возникает вопрос: не ошибаются ли европейцы, шарахнувшись столь стремительно в противоположную сторону после того, как много лет не особенно обременяли своих гендиректоров работой? Взять, к примеру, цюрихскую Swiss Life, сменившую в этом году уже третьего босса. Нынешний босс, бывший руководитель Credit Suisse Group Рольф Дериг (Rolf Drig), сменил в ноябре Роланда Хлаповски (Roland Chlapowski), уволенного всего через 9 месяцев в связи со скандалом из-за бухгалтерских ошибок и льгот руководству. В этом году акции этой страховой компании подешевели на 80%. Точно так же постоянно снижались показатели французского производителя смарт-карт Gemplus, сменившего двух президентов меньше чем за три года.

Европейцы указывают на дверь своим топ-менеджерам как раз тогда, когда последние исследования ставят под сомнение правильность поспешных увольнений. Маргарете Вирсема (Margarethe Wiersema), профессор менеджмента в University of California в Ирвине, отследила деятельность компаний, уволивших своих гендиректоров в 1997--1998 годах. Она установила, что даже два года спустя после воцарения нового директора у компаний не было значительного роста ни операционной прибыли, ни доходов по активам, ни стоимости акций. Вирсема говорит: "Я не смогла найти ничего, что указывало бы на положительные сдвиги в деятельности компании после увольнения гендиректора". Конечно, Европа может кивать на таких руководителей, как Карлос Госн (Carlos Ghosn), который, когда Renault направила его в 1999 году в Японию, сумел поднять Nissan Motor Co. Но мало кто способен на такие радикальные перемены к лучшему в столь короткий срок.

Возникают сомнения: а достаточно ли европейцы платят, чтобы привлечь лучших из лучших? Конечно, Рону Зоммеру (Ron Sommer) при увольнении из Deutsche Telekom летом прошлого года выдали "золотой парашют" в виде $13 млн., но его годовой оклад в среднем за весь срок составлял $1,5 млн. Европа подтягивается к американскому уровню. Новый босс France Telecom Тьерри Бретон (Thierry Breton) будет получать $1,2 млн., т.е. в четыре раза больше своего предшественника Мишеля Бона (Michel Bon). Во Франции у всех глаза полезли на лоб, когда Gemplus предложила бывшему президенту AT&T Алексу Мандлу (Alex Mandl) $5-миллионный пакет.

Правда, пока эти оклады меркнут перед жалованьем некоторых часто перемещающихся из кресла в кресло американских топ-менеджеров. Например, WorldCom обещала вступающему на пост гендиректора Майклу Капелласу (Michael Capellas) $30 млн. в акциях, если он к следующему году сумеет вывести компанию из банкротства. "Пока между Европой и США существует большая разница в вознаграждении в форме акций", -- говорит Майкл Крамарш (Michael H. Kramarsch), партнер-директор франкфуртской фирмы Towers Perrin, занимающейся вопросами вознаграждения топ-менеджеров.

Если по зарплате европейцы все чаще поднимаются до американского уровня, то в отношении принципов выбора топ-менеджеров они стоят на месте. Например, новый гендиректор Vivendi Universal Жан-Рене Фурту (Jean-Rene Fourtou) -- один из уважаемых руководителей фармацевтической отрасли -- признает, что ничего не знает об основном медиа-бизнесе Vivendi. Выбор пал на Фурту в результате закулисной сделки, главным двигателем которой был его друг, французский финансист Клод Бебеар (Claude Bebear). Замены из числа совсем посторонних гендиректоров типа Широ из Zurich Financial пока остаются редкостью. Большинство советов директоров редко ищут кандидатов за пределами узкого круга людей со связями внутри страны. "Все делается на личном уровне. А кто принимает решения, считают, что и так всех знают", -- говорит Лука Пачес (Luca Pacces), управляющий директор исследовательской фирмы Spencer Stuart в Милане.

Пока еще судить об успехах "нового призыва" европейских гендиректоров слишком рано. Но рынки не дадут им особой передышки. Стоимость акций Vivendi при Фурту с июля упала более чем на 30%. Акции Deutsche Telekom за этот год подешевели почти на 50% и не поднимались с того момента, когда в начале ноября вместо Зоммера был приглашен Кай-Уве Рикке (Kai-Uwe Ricke). Рикке хотя бы знает свое дело. До этого он руководил подразделением мобильной связи в DT. Правда, он же был среди "авторов" самого крупного провала Зоммера, $39-миллиардного приобретения американской компании мобильной связи VoiceStream. А что с Zurich Financial Services? С момента вступления на борт нового американского капитана ее акции потеряли в цене 52%. Похоже, что в ближайшее время новый босс окажется слишком занят и ему будет не до уроков немецкого.


Кэрол Мэтлэк (Carol Matlack) в Париже c Джеком Юингом (Jack Ewing) и Дэвидом Фэйрлэмбом (David Fairlamb) во Франкфурте. -- Business Week.


Боссы новые, проблемы старые

КомпанияНовый боссЕго прежняя должностьЕго задачи

Zurich Financial ServicesДжеймс Широ (James Schiro)Бывший глава PricewaterhouseCoopersВосстановить капитал и резервы, снизить операционные расходы

АВВЮрген Дорман (Jurgen Dormann)Бывший глава AventisСократить долги и издержки, справиться с "асбестовыми" исками

Deutsche TelekomКай-Уве Рике (Kai-Uwe Ricke)Руководил подразделением мобильной связи в DTСократить штат, продать активы, чтобы частично расплатиться по долгам ($64 млрд.)

Fiat GroupГабриэле Галатери (Gabriele Galateri)Бывший глава холдинговой компании AgnelliСократить производственные мощности, найти причины убытков, остановить резкое падение продаж

France TelecomТьерри Бретон (Thierry Breton)Бывший гендиректор Thomsonдолг в $70 млрд., договориться с государством о помощи в ликвидации кризиса с наличностью

Vivendi UniversalЖан-Рене Фурту (Jean-Rene Fourtou)Бывший вице-председатель AventisПродать активы, чтобы выплатить долги, разработать ясную стратегию

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».