Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Под цифровым обстрелом"

Долгое время западные творцы мира моды подстраивались под вкусы денежных покупателей из России. С наступлением кризиса эпоха гламура подходит к концу.
Правительство Германии каждый день становится мишенью для хакеров, пытающихся внедрить свои шпионские программы. Атаки становятся все более изощренными. И старт им нередко дают в Китае.Baboushka, адью!
  

МОДА

В России это слово произносить нельзя. Владимир Путин лично запретил СМИ говорить о кризисе. Тем не менее он пришел. И обрушился на гигантскую страну с полной силой. Цены на нефть устремились вниз, рубль последовал за ними. Чуть ли не каждую секунду олигархи теряют миллионы, новый состоятельный средний класс испытал серьезный удар.
   На весенних показах мод в Париже и Милане заметно некое отрезвление, ведь продажи падают по всему миру. Оно выразилось в сдержанных линиях и приглушенных, траурных цветах. Новую, «кризисную» коллекцию уже окрестили «шиком времен рецессии». Едва ли в мире найдется другой регион, который столь же сильно «тянет» модные круги ко дну, как Россия.
   Кризис в этой стране не только имеет серьезные финансовые последствия для мировой одежной промышленности, но и обретает некое эстетическое измерение. В Париже и Милане откладывают до лучших времен золотые пуговицы и ленты парчи, пользовавшиеся популярностью преимущественно у российских клиентов.
   Не один год западные дизайнеры, создавая платья, украшения и аксессуары, с большим или меньшим бесстыдством подстраивались под покупателей в Москве и Санкт-Петербурге, одержимых духом консюмеризма. Русские отличались своей щедростью. Чтобы убедиться в ней, нужно было лишь сделать небольшой шаг им навстречу.
   Российские женщины любят блистать, выглядеть сексуально и богато, носят короткие юбки и туфли на высоких каблуках. Они любят одежду, расшитую золотом, украшенную кристаллами и отороченную мехами. И драгоценности, под грузом которых их обладательницы разве что не сутулятся. Недавно обретенное богатство нельзя скрывать от других.
   Поэтому эстетика царских нарядов вошла в коллекции haute-сouture и pret-a-porter. Итальянский модельер Роберто Кавалли без обиняков признает, что придумывал свои непомерно роскошные туалеты «исключительно для русских покупательниц».
   Надеясь воспользоваться бумом на российском рынке, Карл Лагерфельд создал целую коллекцию для дома Chanel, получившую название «Париж—Москва». В ней есть и туфли на каблуках в виде куполов-луковок, и строгие форменные костюмчики, и сумки наподобие яиц Фаберже. Причем все это демонстрировалось манекенщицами из России.
   Ральф Лоран специально для русского рынка выпустил эксклюзивные сумочки из крокодиловой кожи стоимостью $14 тыс. каждая. А Gucci даже назвал одну из своих моделей Babouska — «бабушка».
   Armani, Prada, Versace и многие другие черпали свое вдохновение из кладезя русских мотивов — и чувствовали себя замечательно. С 2002 по 2007 год российский рынок одежды вырос в четыре раза и достиг $37,9 млрд, причем маржа в размере 30—35% была довольно обычным явлением.
   Московский рынок мужской моды ежегодно рос на 40% . Еще немного, и Россия обошла бы по продажам одежды итальянских марок Испанию, США и Великобританию. Но вот наступил кризис, и Baboushka со товарищи осталась не у дел.
   Уже в период предрождественских продаж в бутиках Парижа, Милана и Дюссельдорфа там болезненно ощущалось, что жен русских олигархов в этом году стало меньше. Московские богачи и состоятельные представители среднего класса резко ограничили расходы. «В сегменте роскоши отмечается падение продаж», — признает Александр Болтавин из московской Discovery Research Group. Модный пузырь на востоке лопнул.
   «Атмосфера золотой лихорадки осталась в прошлом», — пишет специализированное издание «Текстильная промышленность». По оценкам отраслевых экспертов, этот год могут не пережить как минимум 30% розничных магазинов одежды в России.
   Уже сегодня число посетителей элитных торговых домов Москвы, ГУМа и ЦУМа, существенно поубавилось. Нет больше давки и в «Подиуме», крупнейшем и самом роскошном бутике города.
   Совладелица «Подиума», 32-летняя Полина Киценко, с некоторой ностальгией поглаживает платье от Balmain стоимостью 425 тыс. рублей. Оно расшито кристаллами Swarovski, стилизованный цветок блистает в ярком свете ламп — в полном соответствии со вкусами многих в России.
   «Западные дизайнеры начинают избавляться от золотой пыли в глазах, — рассказывает Киценко. — Они ждали от нас слишком многого. Кризис поможет им получить более реалистичное представление о московском рынке».
   Когда она и ее закупщики приезжали в западные центры моды, представители международных люксовых марок подбивали их к неоправданно большим заказам. «В модных домах не понимали, что Москва — рынок привлекательный, но все-таки местный», — говорит совладелица «Подиума». Вследствие высоких процентов по ипотечным кредитам и астрономической арендной платы цены там на 20% выше западных, и потому за модной одеждой в столицу России практически не едут.
   Полина заверяет: у клиентов «Подиума» денег хватает, они по-прежнему могут покупать вечерние наряды по цене отечественной малолитражки. Тем не менее ей тоже пришлось значительно сократить бюджет закупок на осень/зиму-2009, хоть и не так сильно, как другим. В среднем по отрасли эта статья расходов снизилась на 30—40%.
   Стеклянный дворец консюмеризма «Светлана» пострадал от кризиса гораздо существеннее. Один из продавцов чуть ли не умоляет покупателей: «Возьмите пиджак от Александра Маккуина. Скидка 85%». 195 евро вместо 1300. Финальная распродажа. «Светланы» скоро не станет — и не только ее. Stella McCartney тоже уходит из Москвы. Diesel закрывает все шесть своих магазинов в России.
   Русский Vogue, в сентябре прошлого года насчитывавший 634 страницы и содержавший море рекламы, сократился в объеме более чем наполовину. «Это все еще уровень 2005 года, — говорит главный редактор Алена Долецкая, — и тогда мы тоже жили неплохо». Однако и у нее настроение неважное.
   Долецкая — гранд-дама московского мира моды. Положение обязывает, так что излишний пессимизм недопустим. Тем более ей известно, «что русские женщины отдадут последние деньги», чтобы только выглядеть хорошо. И если придется экономить на новом топе, они сделают выбор в пользу более доступной дизайнерской моды от Gap или H&M.
   «В кризис должен прийти их час», — считает Долецкая. Шведская марка дешевой одежды H&M уже открыла два крупных магазина в Москве. В марте американская Gap провела показ мод неподалеку от Красной площади. Поговаривают даже, что C&A тоже планирует масштабную экспансию. Похоже, пришло время больших недорогих сетей, обладающих необходимым профессионализмом.
   Дело в том, что «модный кризис» в России — на самом деле отечественный продукт. Былая атмосфера золотой лихорадки привлекла на рынок людей, не сведущих в моде. Они заказывали все, что могли, зачастую не руководствуясь каким-либо рациональным расчетом.
   Количество заказов, сделанных на выставке моды СРМ, прошедшей недавно в Москве, по сравнению с прошлым годом сократилось на 40%. За последнее время каждый пятый продавец одежды в России сторнировал свои заказы на весну-2009. Другие сейчас добиваются отсрочки платежа, выторговывают скидки и кредиты.
   Больнее всего это ударяет по германским производителям, для которых Россия успела стать пятой по значимости страной-импортером их продукции. Тем не менее немецкие массовые марки, такие как Brax и Closed, Oui, Marc Aurel или Commа, не хотят полностью уходить из страны: «Русские — очень эмоциональный народ. И если сейчас мы их оставим ни с чем, они не простят нам этого никогда», — уверен Томас Раш, генеральный директор союза производителей модной одежды GermanFashion.
   Тем временем немцы собираются обучать своих российских партнеров. Устроитель СРМ Кристиан Каш из дюссельдорфской компании Igedo, занимающейся организацией выставок, делает ставку на повышение профессионализма в отрасли, подразумевая под этим как хозяйственные, так и содержательные аспекты. О блестках и стразах, уверен он, пока придется забыть. Отрасль пережила сильное потрясение. «Всей этой мишуры больше не будет» — несмотря на то, что некоторые продолжают верить в будущее богатство России.
   Тем не менее британец Джон Гальяно на весеннем показе мод сделал упор на русские темы. Так же поступил и дизайнер Кenzo Антонио Маррес. Его коллекция, расшитая мехами и золотом, должна напоминать интерьер русской дачи. Впрочем, критика не заставила себя долго ждать: «Создается устойчивае впечатление, что воздух на этих дачах достаточно затхлый, — ерничает рецензент на специализированной интернет-страничке Style.com. — Вязаное платье, расшитое ягодами падуба, — едва ли лучшее средство для удаления паутины».
Под цифровым обстрелом
  
ШПИОНАЖ

Правительство Германии каждый день становится мишенью для хакеров, пытающихся внедрить свои шпионские программы. Атаки становятся все более изощренными. И старт им нередко дают в Китае.
   То, что во всеуслышание обещал китайский премьер Вэнь Цзябао канцлеру Ангеле Меркель во время ее визита летом 2007 года, звучало серьезно и решительно. Его правительство, заявил он тогда, примет решительные меры, чтобы предотвратить хакерские атаки. Уступка эта была не совсем добровольной. Незадолго до того, как Ангела Меркель отправилась в Китай, журнал «Шпигель» (№ 35/2007) опубликовал материал о непрекращающихся атаках хакеров на федеральное правительство, которые немецкие органы безопасности проследили вплоть до серверов в целом ряде китайских провинций.
   Обещание было впечатляющим. На самом же деле количество атак на компьютерные сети федерального правительства, осуществлявшихся с помощью вредоносных программ, только увеличилось. «Мы ежедневно отмечаем попытки проникновения в компьютеры правительства», — рассказывает Буркхард Эвен, начальник отдела контрразведки федерального ведомства по охране Конституции в Кельне. Подозрения по-прежнему настораживающе часто падают на Китай. Оттуда родом и недавно выявленная канадскими и британскими исследователями «Сеть призраков», в которую входят минимум 1295 инфицированных компьютеров в более чем ста странах. «Канадские ученые подтверждают наши наблюдения», — продолжает контрразведчик Эвен.
   Только на обоих центральных связующих звеньях информационной сети Берлин—Бонн, соединяющей компьютеры ведомства канцлера с министерствами в Бонне и Берлине, специальные вирусные сканеры диагностируют ежегодно около 600 попыток внедрить изощренные шпионские программы. Это постоянный обстрел цифровыми средствами атаки, причем цифра эта не точна — далеко не все попытки атак распознаются. Да и сами попытки становятся все более утонченными.
   Многие почтовые послания, шпионские приложения которых служат отмычкой, позволяющей дистанционно управлять зараженными компьютерами и дополнительно загружать хакерские программы, теперь адресуются целенаправленно отобранным получателям и «учитывают» их сферу деятельности. Нередко они предназначены чиновникам среднего ранга. Так, один сотрудник Министерства внутренних дел недавно получил электронное письмо, отправителем которого значился один из его коллег по рабочей группе, занимающейся вопросами безопасности на транспорте. Это была почти безупречная фальшивка, в приложении к которой запрятали «разведывательную программу». Аналогичным образом в качестве отправителей уже использовались во зло и такие не вызывающие сомнений организации, как ВОЗ и учреждения ЕС.
   Кто реально проводит атаки, можно узнать по техническим особенностям программ. Но еще информативнее оказываются немецкие адресаты и темы, представляющие интерес для противной стороны. Перед поездкой Ангелы Меркель в Китай с помощью атак пытались выяснить круг вопросов, которые канцлер собиралась обсудить с представителями Китайской Народной Республики.
   Службы безопасности зарегистрировали усиление кибертеррора перед визитом далай-ламы в ведомство канцлера в Берлине. Сильно интересовала проблематика прав человека в преддверии Олимпийских игр в Пекине. Особенно занимает отправителей разведывательных программ вопрос о Тибете. В немецкие правительственные круги в январе 2008 года поступило электронное письмо с приложением в формате Word, обещавшее читателю «анализ политики правительства Китая в отношении Тибета». Отправителем значилась некая тибетская организация в США. А вирус дремал в самом анализе.
   В интервью немецкому телеканалу WDR заместитель руководителя кельнского ведомства по охране Конституции Эльмар Ремберг поведал, что «удалось установить»: атаки исходят от «китайской стороны». При этом он не сомневается, заявил защитник Конституции, что «стоят за этим работники государственных учреждений» или по меньшей мере «люди, действующие по заданию государства». Исследователям «Сети призраков» тоже удалось проследить большинство контрольных серверов хакеров вплоть до Китая. Хотя окончательных доказательств того, что за всем этим стоят государственные организации, получить невозможно. Выявление личности преступника, работающего в Интернете, осложнено, тем более что возможны и захват контрольных серверов, и дистанционное управление ими.
   Не подлежит сомнению, что уже с конца 1990-х годов китайские спецслужбы и армия занимаются компьютерной разведкой. А кроме того, в Китае существует множество очень ловких и патриотически настроенных хакеров, уже в течение ряда лет проводящих настоящие кампании против иностранных пользователей Всемирной сетью. Поскольку Китай регулирует и контролирует свой Интернет строже, чем любая другая страна в мире, естественно в этих случаях предположить, что по крайней мере без молчаливого согласия государственных организаций такая деятельность хакеров не была бы возможной.
   Случайно или нет, но ровно три дня спустя после того, как газеты рассказали о «Сети призраков», Вэнь Цзябао заявил, что стал жертвой дерзкого компьютерного шпионажа. Тайваньские хакеры якобы проникли в компьютер Госсовета, в котором среди прочего хранились документы Вэня, подготовленные для правительственного отчета, сообщила в прошлую среду газета South China Morning Post. Она же отметила: премьер был по поводу происшедшего «вне себя».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK