Наверх
27 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Под колесами бюрократической машины"

Современная жизнь предлагает нам практически неограниченную свободу выбора: мы вольны на свой вкус выбирать мужей и жен, друзей, место жительства, профессию, образование, работу. Избалованные такой свободой, мы совершенно теряемся, когда сталкиваемся с государственной машиной в лице многочисленных чиновников — от работников ДЭЗов и ГИБДД до сотрудников таможни и прокуратуры. Чиновники неизбежны как климат, от них невозможно избавиться, и очень часто от них многое в нашей жизни зависит.Обретайте опыт

Десятилетия тоталитарного государства вбили с наше коллективное бессознательное неестественный страх перед представителями власти. Социальные стереотипы инертны, поэтому даже те поколения россиян, которые не переживали репрессий и чисток, проявляют неестественный пиетет перед бюрократической машиной. Сила чиновников — в нашем страхе перед ними.
Чтобы побороть свой страх перед клерками, нужно почаще с ними общаться и проявлять настойчивость в решении своих проблем. Так вы приобретете необходимый опыт и как следствие — уверенность в себе. Кроме того, у вас появится масса важных связей.
Относитесь к общению с властями как к игре, в которой вы просто обязаны выиграть, так как от этого зависит ваше благополучие. Если с вами поступают не так, как вам бы хотелось: хамят, посылают подальше, демонстративно закрывают двери, отшвыривают ваши документы,— не обижайтесь, примите это как вызов обстоятельств, с которым вы должны справиться.
С другой стороны, постарайтесь увидеть в чиновнике человека и понять его. На государственную службу идут, как правило, достаточно консервативные люди, которые стремятся к стабильности, социальному статусу и власти. Все эти выгоды им в какой-то мере компенсируют традиционно невысокую зарплату. Идти у них на поводу не стоит, а вот сыграть на их слабости, тщеславии, жажде власти не так уж и сложно.
Опирайтесь на законы

Татьяна Смирнова, сотрудница Министерства юстиции: «Граждане часто не знают своих прав, поэтому и впадают в панику перед лицом представителей власти. Сила гражданина — в информированности. Нужно как минимум знать имена и координаты начальников своего муниципалитета, округа и города по основному кругу проблем, с которыми вы можете столкнуться. С этими людьми лучше даже познакомиться лично, если есть время и возможность. Тогда в случае неправомерных действий должностных лиц по отношению к вам вы сможете заявить что-то типа: «Вы вынуждаете меня обратиться к Иван Иванычу».
Вы можете шантажировать чиновника как его непосредственным начальником, так и руководителем соответствующей службы в целом. Не надо стесняться грязных методов борьбы, так как ваша цель — победить в локальной ситуации, чтобы не пострадало самолюбие и кошелек. Перед вами не стоит цель перевоспитать всех клерков, с которыми вас сталкивает жизнь».
Когда общение — комедия

Вот что советует Игорь Иванов, риэлтор, которому постоянно приходится сталкиваться с бюрократами всех мастей и уровней: «Общение с чиновниками — одно из звеньев моей работы, поэтому с самого начала я рассматриваю его не как препятствие, а как средство достижения нужного результата.
Если вы хотите успешно общаться с чиновниками, вам, во-первых, придется освоить демонстративное подобострастие. Оно достигается неестественной улыбкой, подогнутыми коленями и слегка наклоненным вперед корпусом. Но не увлекайтесь слишком, а то у вас выработается походка взяточника и это будет бросаться в глаза.
Во-вторых, примите как должное тот факт, что почти все чиновники берут взятки. Иначе непонятно, зачем им вообще быть чиновниками: на зарплату, которой в нашей стране оценивается их труд, они не проживут.
В-третьих, научитесь правильно с чиновниками разговаривать. Ваша речь, состоящая из большого числа вводных слов и незаконченных предложений, со стороны может показаться бредом, однако она поможет быстро договориться: «Вот, вы знаете… мы тут продаем квартиру… здесь вот наши документы… они в полном порядке, но мы бы хотели ускорить этот вопрос… вы же знаете, всем хочется побыстрее решать эти вопросы… все очень нервничают… мы знаем, что именно вы можете поспособствовать в этом, нам очень надо… вы, конечно, нас понимаете, к вам каждый день с этим приходят…»
Произнося все это, внимательно следите за реакцией собеседника и незаметно продвигайте под стол должностному лицу непрозрачный пакет с джентльменским набором: конфеты и шампанское. Если чиновник не сопротивляется, значит, он готов неформально подойти к рассмотрению вашего вопроса.
В-четвертых, определитесь с размером взятки в каждом конкретном случае. Многие вопросы легкие и решаются без денег, за коробку конфет. Если нам нужно что-то сверх того, что обязан сделать чиновник, либо наш вопрос спорный (то есть его можно решить и быстро, и с большой волокитой) — расходы на взятки мы заранее записываем в смету сделки. Средние цены решения всех вопросов известны, а неловкость и двусмысленность ситуации дачи взятки мы снимаем бредовой беседой, пример которой выше.
Мелкие чиновники, как правило, довольствуются разовым подарком — конфеты-шампанское. Для более крупных такой набор всего лишь проба перед основной суммой, которая передается в деньгах. Некрупные суммы в пределах 200 у.е. можно передавать лично в конвертике, вкладывая его в папку с документами. Более крупные суммы передаются через посредника с учетом нюансов законодательства, чтобы это не могло быть квалифицировано как взятка. Если чиновник хочет больше, он вам так прямо и скажет: «Вопрос, конечно, можно решить, но это будет трудно».
Когда общение — борьба

Аркадий Эгидес, руководитель психологического клуба «Маленький принц», предлагал участникам своих тренингов целую систему укрощения чиновников.
Войдя в кабинет, нужно сразу же сесть, а не стоять в позе дальнего родственника у двери. Далее представьте себя по имени-отчеству и попросите представиться собеседника. Демонстративно запишите его фамилию и должность в свою записную книжку. Таким образом вы психологически сравняли позиции — свою и собеседника.
Далее вы неспешно и с чувством собственного достоинства формулируете свою просьбу и кладете на стол соответствующее заявление. Все обращения к чиновникам надо излагать в письменной форме и обязательно регистрировать в секретариате.
Если вам несправедливо отказывают — спокойно объясните собеседнику свою точку зрения. Хорошо оперировать официальными правительственными постановлениями по этому поводу. Если чиновник уперся, нужно выразить сожаление, что вам не удалось договориться и вам придется обращаться к его непосредственному начальнику.
Попросите собеседника написать официальную резолюцию на вашем заявлении. Это тоже принципиальный момент: одно дело отказать устно, другое — зафиксировать свой отказ на бумаге.
У вас на руках должны остаться вещественные доказательства вашей встречи и решения чиновника. Далее двигайтесь последовательно по инстанциям. Вполне вероятно, вы добьетесь своего.
Отдельная, куда более серьезная проблема — как вести себя, попав в руки нашего правосудия, которое не всегда бывает справедливым. Если в ходе предварительного следствия из вас побоями и пытками выжимают показания, подписывайте все бумаги не глядя — на суде вы сможете от этого отказаться. Самое же мудрое — обратиться за помощью к хорошему адвокату.
Индивидуальный подход

В русской государственной управленческой культуре ясность не только невозможна, но и вредна, так как мешает удовлетворять естественные психологические и материальные потребности чиновников.
По интерьеру кабинета, одежде, манерам определите, что для вашего визави важно: власть, деньги, статус, семья, социальная польза? Если у начальника на столе позолоченный письменный прибор из малахита, значит, для него главное — личная выгода. Прямо излагайте свою просьбу и объясняйте, какие дивиденды клерк получит. Обязательно обозначьте и свой интерес, чтобы собеседник не заподозрил подвох.
Если человеку важны власть и статус (например, у него в кабинете висит портрет президента), говорите, что он единственный, кто может решить ваш вопрос, и именно от него зависит ваше благополучие. Если главное — социальная польза (на это могут намекнуть российский флаг и герб, украшающие чиновничий кабинет), расскажите подробно, какую именно роль в жизни общества играет обсуждаемая проблема, как чиновник сможет улучшить жизнь района, города, области и даже страны.
Используйте принцип пристройки и лидирования — копируйте позу, интонацию и лексику собеседника. Заставьте его три раза с вами согласиться — пусть он по любым поводам три раза скажет вам «да», после этого он станет сговорчивее.
Создайте ситуативное «мы». Вместо «я» и «вы» говорите: «мы с вами». Это психологически вовлечет собеседника в круг ваших интересов.
Если у вас несколько вопросов, начинайте с однозначно положительных, а самые спорные оставьте под занавес и излагайте их, уже направляясь к выходу. Собеседник к тому времени переключится на другие вопросы и, не исключено, решит в вашу пользу и эту последнюю проблему.
В момент, когда чиновник только задумался над вашим вопросом, можете начать его благодарить за то, что он проявляет к вам внимание и входит в суть проблемы. К примеру, подарите ему коробку конфет. Ему будет непросто выключиться из атмосферы вашего праздника и сыграть роль злодея.
Но если все-таки вам не удалось решить с чиновниками какие-то важные для вас вопросы, подумайте, так ли они важны, чтобы тратить столько нервов, сил и времени.

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK