16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Под огнем дружественной критики"

Архивная публикация 2001 года: "Под огнем дружественной критики"

Члены антитеррористической коалиции начинают критиковать Америку, несмотря на успехи первых дней операции в Афганистане.Уже второй месяц продолжается американская кампания против Усамы бен Ладена. Но ни скрывающийся шах, ни прячущие его талибы так и не потерпели сокрушительного поражения на поле боя. В то же время в результате непрекращающихся бомбардировок растет число жертв среди гражданского населения, а и без того израненная войной земля Афганистана все больше напоминает лунный пейзаж. Результат предсказуем: нервы союзников начинают сдавать при первых признаках сомнений по поводу того, как администрация Буша ведет войну.
Сам Джордж Буш, по-видимому, не склонен к пересмотру своей позиции. На волне патриотизма растет его популярность. По данным проводимого CBS News и New(25--28 октября) опроса общественного мнения, Бушу доверяют 87% и почти 90% американцев поддерживают войну в Афганистане.
Несмотря на то, что авторитет Буша с началом антитеррористической кампании укрепляется, его действия в военной области подвергаются критике. Большинство скептиков указывают на якобы наметившееся снижение усилий по укреплению антитеррористических сил внутри страны. Упор на продолжении авиационных ударов ставит под вопрос выбранную американцами военную стратегию.
Белый дом сегодня подвергается перекрестной критике с противоположных концов политического спектра. "Ястребов" из республиканской партии, таких как сенатор Джон МакКэйн (John McCain) из Аризоны, раздражает то, что действия Госдепартамента по созданию широкой антитеррористической коалиции связывают руки американским военным. МакКэйн выступает за массированное использование наземных сил для завершения работы, которую нельзя выполнить только с помощью бомбардировок.
В то же время "голуби" опасаются повторения вьетнамского сценария. "Я не уверен, что бомбардировки помогут нам захватить бен Ладена, (потому что) они препятствуют созданию союзнической коалиции, -- говорит Уильям Д. Хартунг (William D. Hartung) из либерального Института международной политики (World Policy Institute). -- Больше усилий нужно прилагать по дипломатической линии".
Подгибаются коленки и у членов коалиции. Пакистан и Египет предупреждают, что продолжающиеся бомбардировки подстегнут радикальные настроения в мусульманском мире -- хотя до сих пор у правительств этих стран хватало сил для подавления любых форм уличных протестов.
В Европе также раздаются призывы остановить бомбардировки со стороны "зеленых" и социал-демократов, включая некоторых членов лейбористской партии Великобритании. Представители левого антивоенного движения утверждают, что растущее общественное мнение против войны может воспрепятствовать миссии Буша. В подтверждение своих доводов они приводят результаты последнего опроса, проведенного лондонской NOP Research Group, в соответствии с которым 53% британцев выступают против бомбардировки афганских городов и населенных пунктов.
Подобные выступления оппозиции весьма преждевременны в начале столь сложного конфликта, особенно без учета того, что США уже достигли определенных результатов. Среди них: создание широкой коалиции по борьбе с терроризмом и источниками его финансирования; сосредоточение войск и военной техники вблизи границ Афганистана; блокирование путей поставок талибам и разрушение их системы коммуникаций. "Мы видим хорошее исполнение неизвестного нам плана", -- говорит Энтони Х. Кордесман (Anthony H. Cordesman), аналитик Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic&International Studies).
Но некоторые проблемы американская администрация создавала себе сама. Какие? Такие, как заявления Буша о длительности проведения военной операции наряду с утверждениями о низком моральном духе внутри движения Талибан; недостоверные сведения ЦРУ о гибели пуштунского командира Абдул Хага (Abdul Haq) в боевых действиях на территории Афганистана; попеременные заявления о силах северного альянса то как о решительных бойцах, то как о не готовых к действиям повстанцах.
И, наконец, последнее недоразумение: официальные представители Госдепартамента сначала заявили, что США прекратят боевые действия на время отмечаемого в течение месяца праздника Рамадан. Но представители силовых министерств выразили обеспокоенность тем, что такая пауза, особенно накануне начала зимы, может затянуть операцию по поимке бен Ладена до весны. 30 октября министр обороны Дональд Х. Рамсфельд (Donald H Rumsfeld) твердо заявил, что операция будет продолжена.
Справедливости ради нужно сказать, что Белому дому, настроившемуся на жесткую борьбу с либералами по экономическим вопросам, нелегко быстро переключиться на вопросы военной стратегии -- особенно если предполагается борьба как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому неудивительно, что в ходе кампании есть импровизация и ошибки. "Все происходит по плану, а планы составляются на основе ежедневно поступающей разведывательной информации", -- говорит отставной контр-адмирал Стэфен Х. Байкер (Stephen H. Baker) из Центра оборонной информации (Center for Defense Information).
С учетом бактериологического нападения (сибирская язва) и возможных новых террористических атак у Белого дома постепенно вырисовывается военная стратегия. Перспективы: годы борьбы с терроризмом в Афганистане и других укрывающих террористов странах. То, что сегодня наблюдают скептики, -- лишь первая фаза войны. Вот оценки того, что достигнуто и как дальше могут развиваться события.
Первый раунд. С помощью авиаударов нарушена система коммуникаций талибов, уничтожено большое количество ракет ПВО, складов ГСМ и вооружений. В настоящее время бомбардировщики уничтожают танки и войска на линии соприкосновения с силами северного альянса, чтобы обеспечить последним возможность для наступления. Не очень хорошие новости: большинство боевиков движения Талибан скрываются в городах. В то же время жертвы среди гражданских добавляют симпатий талибам. Плохо вооруженные силы северного альянса, которые до сих пор ожидают поставок вооружений из России, практически не извлекают выгоды от бомбардировок.
Плечом к плечу. Невозможность проводить с воздуха зачистки неизбежно ведет к применению наземных сил. Тысячи американских и британских солдат будут задействованы в наземной операции. Некоторые операции будут проводиться с базы Ханабад (Узбекистан). По данным некоторых источников, в Ханабад, расположенный в непосредственной близости от северной границы Афганистана, уже доставлены 60 американских вертолетов.
Цель -- при поддержке с воздуха самолетами захватить плацдарм для последующего использования его вертолетами. Как только аэродром или другая подходящая площадка будет захвачена, утверждают аналитики, туда будут высажены регулярные войска. Но на втором этапе неизбежны жертвы со стороны американцев и британцев. Более того, идея плацдармов очень напоминает план "стратегических населенных пунктов" времен вьетнамской войны, который полностью провалился в том, что касается защиты американских солдат от партизан.
"Зимние" солдаты. Талибы будут сидеть и надеяться, что зимой американцы не станут проводить широкомасштабную наземную операцию. США используют временное затишье для атак на маршрутах поставок и для бомбардировки ранее обнаруженных целей при помощи В-52. Но бомбовые атаки пещер (любимых укрытий mujahideen) не дают нужного результата. Поэтому некоторые военные эксперты сомневаются в эффективности авиации. Эксперт по использованию тактической авиации из Пентагона Франклин К. Спинней (Franklin C. Spinney) говорит: "Мы ведем войну стандартными методами с противником, у которого нет инфраструктуры".
С затягиванием кампании еще на один год нарастает напряженность в рядах антитеррористической коалиции. Пакистан, Египет и Саудовская Аравия заявили, что устройство американских военных баз и наступление союзных сил на крупные города (например, Кабул) могут стать причиной изменения позиции руководства этих стран по поддержке войны. "Чем дольше продолжаются бомбардировки, тем шире будет становиться поддержка талибов", -- говорит Абдул Рахим Хашми (Abdul Rahim Hashmi), двоюродный брат погибшего пуштунского лидера Абдула Хага.
Но в конечном счете сегодня ничто не может изменить реальность для Джорджа Буша: он был вынужден пойти на длительную и трудную операцию (подготовка которой у других заняла бы годы) против фанатично настроенного врага. Это означает, что возгласы недовольства, которые сегодня слышит Буш, -- всего лишь шепот по сравнению с громом протестов, которые ожидают его на избранном им пути.

Ли Валчак (Lee Walczak), Стэн Крок (Stan Crock) и Пол Магнуссон (Paul Magnusson) из Вашингтона, Фредерик Болфо (Frederik Balfour) из Исламабада, Сюзан Постлевэйт (Susan Postlewaite) из Каира, материалы редакции. -- BusinessWeek.

Члены антитеррористической коалиции начинают критиковать Америку, несмотря на успехи первых дней операции в Афганистане.Уже второй месяц продолжается американская кампания против Усамы бен Ладена. Но ни скрывающийся шах, ни прячущие его талибы так и не потерпели сокрушительного поражения на поле боя. В то же время в результате непрекращающихся бомбардировок растет число жертв среди гражданского населения, а и без того израненная войной земля Афганистана все больше напоминает лунный пейзаж. Результат предсказуем: нервы союзников начинают сдавать при первых признаках сомнений по поводу того, как администрация Буша ведет войну.

Сам Джордж Буш, по-видимому, не склонен к пересмотру своей позиции. На волне патриотизма растет его популярность. По данным проводимого CBS News и New(25--28 октября) опроса общественного мнения, Бушу доверяют 87% и почти 90% американцев поддерживают войну в Афганистане.

Несмотря на то, что авторитет Буша с началом антитеррористической кампании укрепляется, его действия в военной области подвергаются критике. Большинство скептиков указывают на якобы наметившееся снижение усилий по укреплению антитеррористических сил внутри страны. Упор на продолжении авиационных ударов ставит под вопрос выбранную американцами военную стратегию.

Белый дом сегодня подвергается перекрестной критике с противоположных концов политического спектра. "Ястребов" из республиканской партии, таких как сенатор Джон МакКэйн (John McCain) из Аризоны, раздражает то, что действия Госдепартамента по созданию широкой антитеррористической коалиции связывают руки американским военным. МакКэйн выступает за массированное использование наземных сил для завершения работы, которую нельзя выполнить только с помощью бомбардировок.

В то же время "голуби" опасаются повторения вьетнамского сценария. "Я не уверен, что бомбардировки помогут нам захватить бен Ладена, (потому что) они препятствуют созданию союзнической коалиции, -- говорит Уильям Д. Хартунг (William D. Hartung) из либерального Института международной политики (World Policy Institute). -- Больше усилий нужно прилагать по дипломатической линии".

Подгибаются коленки и у членов коалиции. Пакистан и Египет предупреждают, что продолжающиеся бомбардировки подстегнут радикальные настроения в мусульманском мире -- хотя до сих пор у правительств этих стран хватало сил для подавления любых форм уличных протестов.

В Европе также раздаются призывы остановить бомбардировки со стороны "зеленых" и социал-демократов, включая некоторых членов лейбористской партии Великобритании. Представители левого антивоенного движения утверждают, что растущее общественное мнение против войны может воспрепятствовать миссии Буша. В подтверждение своих доводов они приводят результаты последнего опроса, проведенного лондонской NOP Research Group, в соответствии с которым 53% британцев выступают против бомбардировки афганских городов и населенных пунктов.

Подобные выступления оппозиции весьма преждевременны в начале столь сложного конфликта, особенно без учета того, что США уже достигли определенных результатов. Среди них: создание широкой коалиции по борьбе с терроризмом и источниками его финансирования; сосредоточение войск и военной техники вблизи границ Афганистана; блокирование путей поставок талибам и разрушение их системы коммуникаций. "Мы видим хорошее исполнение неизвестного нам плана", -- говорит Энтони Х. Кордесман (Anthony H. Cordesman), аналитик Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic&International Studies).

Но некоторые проблемы американская администрация создавала себе сама. Какие? Такие, как заявления Буша о длительности проведения военной операции наряду с утверждениями о низком моральном духе внутри движения Талибан; недостоверные сведения ЦРУ о гибели пуштунского командира Абдул Хага (Abdul Haq) в боевых действиях на территории Афганистана; попеременные заявления о силах северного альянса то как о решительных бойцах, то как о не готовых к действиям повстанцах.

И, наконец, последнее недоразумение: официальные представители Госдепартамента сначала заявили, что США прекратят боевые действия на время отмечаемого в течение месяца праздника Рамадан. Но представители силовых министерств выразили обеспокоенность тем, что такая пауза, особенно накануне начала зимы, может затянуть операцию по поимке бен Ладена до весны. 30 октября министр обороны Дональд Х. Рамсфельд (Donald H Rumsfeld) твердо заявил, что операция будет продолжена.

Справедливости ради нужно сказать, что Белому дому, настроившемуся на жесткую борьбу с либералами по экономическим вопросам, нелегко быстро переключиться на вопросы военной стратегии -- особенно если предполагается борьба как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому неудивительно, что в ходе кампании есть импровизация и ошибки. "Все происходит по плану, а планы составляются на основе ежедневно поступающей разведывательной информации", -- говорит отставной контр-адмирал Стэфен Х. Байкер (Stephen H. Baker) из Центра оборонной информации (Center for Defense Information).

С учетом бактериологического нападения (сибирская язва) и возможных новых террористических атак у Белого дома постепенно вырисовывается военная стратегия. Перспективы: годы борьбы с терроризмом в Афганистане и других укрывающих террористов странах. То, что сегодня наблюдают скептики, -- лишь первая фаза войны. Вот оценки того, что достигнуто и как дальше могут развиваться события.

Первый раунд. С помощью авиаударов нарушена система коммуникаций талибов, уничтожено большое количество ракет ПВО, складов ГСМ и вооружений. В настоящее время бомбардировщики уничтожают танки и войска на линии соприкосновения с силами северного альянса, чтобы обеспечить последним возможность для наступления. Не очень хорошие новости: большинство боевиков движения Талибан скрываются в городах. В то же время жертвы среди гражданских добавляют симпатий талибам. Плохо вооруженные силы северного альянса, которые до сих пор ожидают поставок вооружений из России, практически не извлекают выгоды от бомбардировок.

Плечом к плечу. Невозможность проводить с воздуха зачистки неизбежно ведет к применению наземных сил. Тысячи американских и британских солдат будут задействованы в наземной операции. Некоторые операции будут проводиться с базы Ханабад (Узбекистан). По данным некоторых источников, в Ханабад, расположенный в непосредственной близости от северной границы Афганистана, уже доставлены 60 американских вертолетов.

Цель -- при поддержке с воздуха самолетами захватить плацдарм для последующего использования его вертолетами. Как только аэродром или другая подходящая площадка будет захвачена, утверждают аналитики, туда будут высажены регулярные войска. Но на втором этапе неизбежны жертвы со стороны американцев и британцев. Более того, идея плацдармов очень напоминает план "стратегических населенных пунктов" времен вьетнамской войны, который полностью провалился в том, что касается защиты американских солдат от партизан.

"Зимние" солдаты. Талибы будут сидеть и надеяться, что зимой американцы не станут проводить широкомасштабную наземную операцию. США используют временное затишье для атак на маршрутах поставок и для бомбардировки ранее обнаруженных целей при помощи В-52. Но бомбовые атаки пещер (любимых укрытий mujahideen) не дают нужного результата. Поэтому некоторые военные эксперты сомневаются в эффективности авиации. Эксперт по использованию тактической авиации из Пентагона Франклин К. Спинней (Franklin C. Spinney) говорит: "Мы ведем войну стандартными методами с противником, у которого нет инфраструктуры".

С затягиванием кампании еще на один год нарастает напряженность в рядах антитеррористической коалиции. Пакистан, Египет и Саудовская Аравия заявили, что устройство американских военных баз и наступление союзных сил на крупные города (например, Кабул) могут стать причиной изменения позиции руководства этих стран по поддержке войны. "Чем дольше продолжаются бомбардировки, тем шире будет становиться поддержка талибов", -- говорит Абдул Рахим Хашми (Abdul Rahim Hashmi), двоюродный брат погибшего пуштунского лидера Абдула Хага.

Но в конечном счете сегодня ничто не может изменить реальность для Джорджа Буша: он был вынужден пойти на длительную и трудную операцию (подготовка которой у других заняла бы годы) против фанатично настроенного врага. Это означает, что возгласы недовольства, которые сегодня слышит Буш, -- всего лишь шепот по сравнению с громом протестов, которые ожидают его на избранном им пути.


Ли Валчак (Lee Walczak), Стэн Крок (Stan Crock) и Пол Магнуссон (Paul Magnusson) из Вашингтона, Фредерик Болфо (Frederik Balfour) из Исламабада, Сюзан Постлевэйт (Susan Postlewaite) из Каира, материалы редакции. -- BusinessWeek.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».