16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Пограничное состояние"

Архивная публикация 2003 года: "Пограничное состояние"

Новый Таможенный кодекс, который сейчас готовится в Госдуме ко второму чтению, чреват революцией в экспортно-импортном бизнесе: процедуры пересечения товарами границы должны значительно упроститься, а сами таможенники -- лишиться многих своих нынешних полномочий.Таможенные пошлины -- второй после налогов источник пополнения российской казны. Только за прошлый год сборы с импорта и экспорта принесли в бюджет около $19,5 млрд.
Понятно, что внимание государства к столь щедро бьющему источнику доходов всегда было повышенным. Первая попытка упорядочить таможенное законодательство была предпринята в 1993 году -- именно тогда и появился ныне действующий Таможенный кодекс. Он задумывался и получился сугубо рамочным документом -- в нем почти каждая статья содержит отсылки к другим законам или ведомственным инструкциям. Таковых в результате за 9 лет действия кодекса накопилось около 3 тысяч.
Поэтому главной своей задачи -- упрощения процедур пересечения товарами границы и взимания пошлин -- кодекс не выполняет. Как и не способствует снижению доли откровенной контрабанды и серого импорта. Выход импорта и экспорта из тени все последние годы достигался преимущественно административными методами.
К примеру, поставки под видом запчастей полноценной бытовой техники удалось пресечь только после создания под давлением ГТК ассоциации крупных импортеров этой продукции, которую (ассоциацию) фактически повязали круговой порукой, вынудив следить каждого из ее членов за законопослушностью других (расплата за нарушения ложится на всех входящих в ассоциацию).
Однако одни только административные рычаги явно не в состоянии решить проблему стимулирования на уровне таможни роста внешнеторгового оборота. Поскольку задача действующего законодательства в данной сфере совсем иная -- максимально регламентировать деятельность участников ВЭД, а не облегчить им жизнь.
Перенацелить усилия государства с сугубо фискальных задач на стимулирование бизнеса и должен новый Таможенный кодекс.
Открытый шлагбаум

Перечислим наиболее существенные нововведения проекта кодекса.
Самый принципиальный момент -- статьи нового документа имеют прямое, безотсылочное действие.
Второй, пусть и второстепенный, но крайне важный -- новый кодекс обяжет сотрудников таможенной службы выпускать товар не более чем через три дня после его поступления против ныне действующей 10-дневной нормы.
Очень важные принципы заложены в проекте относительно проведения самого таможенного контроля. В частности, предполагается упразднить так называемый внутренний таможенный транзит при экспорте. Поясним: вы продаете вещь на экспорт, на заводе на нее надели пломбу, оформили таможенные документы и она едет к границе. За это время изменилась конъюнктура, а вы не можете продать свою продукцию куда-нибудь в другое место, кроме как в то, что отмечено в таможенных документах, и несете убытки. Новые правила такого ограничения не содержат.
Предполагается также, что возбуждение уголовного или административного производства против какой-либо фирмы не влечет за собой приостановления ее экспортно-импортных операций.
Непосредственно в самом кодексе зафиксируют полный перечень документов, которые необходимо предоставлять таможне. Ни один чиновник не будет иметь права его изменить -- только через внесение поправок в сам кодекс.
Есть и одна приятная мелочь: проект кодекса гарантирует бесплатные консультации таможенными служащими участников внешнеэкономической деятельности по вопросам нововведений в таможенном законодательстве.
Впрочем, это далеко не полный перечень выгодных бизнесу новаций. Сейчас, когда документ готовится ко второму чтению (оно должно состояться в марте), споры вокруг некоторых положений проекта продолжаются.
В кодексе, как заверяют в Думе, с высокой долей вероятности, будут закреплены положения о доверительном отношении таможенных органов к импортерам, в результате последние смогут получать товар по упрощенным процедурам: предварительное декларирование и пост-аудит. Иными словами, товар декларируется еще до пересечения границы, а контролю на соответствие декларации подлежит уже потом, после выпуска и передачи его импортерам. Такое правило, кстати, действует в развитых странах. В результате груз не будет залеживаться на терминале, а импортер, соответственно, -- нести издержки, связанные с хранением товара.
Остались, правда, спорные моменты. Так, в версии ГТК (вариант закона, внесенный правительством) предусматривается право таможенных органов не соглашаться с заявленной импортером таможенной стоимостью и самостоятельно определять налоговую базу. В варианте бизнеса (вариант закона, внесенный депутатами) таможенная стоимость может заявляться импортером произвольно, а вот поймать недобросовестного бизнесмена и доказать его недобросовестность -- это уже дело таможенников.

Объем российского экспорта в 1998--2002 годах

Новый Таможенный кодекс, который сейчас готовится в Госдуме ко второму чтению, чреват революцией в экспортно-импортном бизнесе: процедуры пересечения товарами границы должны значительно упроститься, а сами таможенники -- лишиться многих своих нынешних полномочий.Таможенные пошлины -- второй после налогов источник пополнения российской казны. Только за прошлый год сборы с импорта и экспорта принесли в бюджет около $19,5 млрд.

Понятно, что внимание государства к столь щедро бьющему источнику доходов всегда было повышенным. Первая попытка упорядочить таможенное законодательство была предпринята в 1993 году -- именно тогда и появился ныне действующий Таможенный кодекс. Он задумывался и получился сугубо рамочным документом -- в нем почти каждая статья содержит отсылки к другим законам или ведомственным инструкциям. Таковых в результате за 9 лет действия кодекса накопилось около 3 тысяч.

Поэтому главной своей задачи -- упрощения процедур пересечения товарами границы и взимания пошлин -- кодекс не выполняет. Как и не способствует снижению доли откровенной контрабанды и серого импорта. Выход импорта и экспорта из тени все последние годы достигался преимущественно административными методами.

К примеру, поставки под видом запчастей полноценной бытовой техники удалось пресечь только после создания под давлением ГТК ассоциации крупных импортеров этой продукции, которую (ассоциацию) фактически повязали круговой порукой, вынудив следить каждого из ее членов за законопослушностью других (расплата за нарушения ложится на всех входящих в ассоциацию).

Однако одни только административные рычаги явно не в состоянии решить проблему стимулирования на уровне таможни роста внешнеторгового оборота. Поскольку задача действующего законодательства в данной сфере совсем иная -- максимально регламентировать деятельность участников ВЭД, а не облегчить им жизнь.

Перенацелить усилия государства с сугубо фискальных задач на стимулирование бизнеса и должен новый Таможенный кодекс.

Открытый шлагбаум


Перечислим наиболее существенные нововведения проекта кодекса.

Самый принципиальный момент -- статьи нового документа имеют прямое, безотсылочное действие.

Второй, пусть и второстепенный, но крайне важный -- новый кодекс обяжет сотрудников таможенной службы выпускать товар не более чем через три дня после его поступления против ныне действующей 10-дневной нормы.

Очень важные принципы заложены в проекте относительно проведения самого таможенного контроля. В частности, предполагается упразднить так называемый внутренний таможенный транзит при экспорте. Поясним: вы продаете вещь на экспорт, на заводе на нее надели пломбу, оформили таможенные документы и она едет к границе. За это время изменилась конъюнктура, а вы не можете продать свою продукцию куда-нибудь в другое место, кроме как в то, что отмечено в таможенных документах, и несете убытки. Новые правила такого ограничения не содержат.

Предполагается также, что возбуждение уголовного или административного производства против какой-либо фирмы не влечет за собой приостановления ее экспортно-импортных операций.

Непосредственно в самом кодексе зафиксируют полный перечень документов, которые необходимо предоставлять таможне. Ни один чиновник не будет иметь права его изменить -- только через внесение поправок в сам кодекс.

Есть и одна приятная мелочь: проект кодекса гарантирует бесплатные консультации таможенными служащими участников внешнеэкономической деятельности по вопросам нововведений в таможенном законодательстве.

Впрочем, это далеко не полный перечень выгодных бизнесу новаций. Сейчас, когда документ готовится ко второму чтению (оно должно состояться в марте), споры вокруг некоторых положений проекта продолжаются.

В кодексе, как заверяют в Думе, с высокой долей вероятности, будут закреплены положения о доверительном отношении таможенных органов к импортерам, в результате последние смогут получать товар по упрощенным процедурам: предварительное декларирование и пост-аудит. Иными словами, товар декларируется еще до пересечения границы, а контролю на соответствие декларации подлежит уже потом, после выпуска и передачи его импортерам. Такое правило, кстати, действует в развитых странах. В результате груз не будет залеживаться на терминале, а импортер, соответственно, -- нести издержки, связанные с хранением товара.

Остались, правда, спорные моменты. Так, в версии ГТК (вариант закона, внесенный правительством) предусматривается право таможенных органов не соглашаться с заявленной импортером таможенной стоимостью и самостоятельно определять налоговую базу. В варианте бизнеса (вариант закона, внесенный депутатами) таможенная стоимость может заявляться импортером произвольно, а вот поймать недобросовестного бизнесмена и доказать его недобросовестность -- это уже дело таможенников.


Объем российского экспорта в 1998--2002 годах

ГодОбъем ($ млрд.)

199874,9

199975,7

2000105,6

2001103,2

2002*107

* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.

Объем российского импорта в 1998--2002 годах

ГодОбъем ($ млрд.)

199858

199939,5

200044,9

200153,8

2002*58

* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.

Что вывозили из России в 2002 году (% от общего объема)

ТоварДоля (%)

Минеральные продукты54,4

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них18,8

Машины, оборудование, транспортные средства9,5

Продукция химической промышленности, каучук7,5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия4,1

Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного1,8

Текстиль и текстильные изделия, обувь0,8

Другие товары3,1

* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: Госкомстат РФ.

Что ввозили в Россию в 2002 году (% от общего объема)

ТоварДоля (%)

Машины, оборудование, транспортные средства34,1

Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного22

Продукция химической промышленности, каучук18,1

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них7,4

Текстиль и текстильные изделия, обувь5,4

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия4,0

Минеральные продукты2,5

Другие товары6,5

* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: Госкомстат РФ.

Динамика сборов таможенных платежей в России($ млрд.)*

1999 год8,9

2000 год13,2

2001 год19,1

2002 год19,5

* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


* Предварительные данные.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: Госкомстат РФ.


Источник информации: данные ГТК.


* Рублевые суммы пересчитаны в доллары США по среднегодовому курсу.

КОНСТАНТИН ДАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».