24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ"

Архивная публикация 2010 года: "ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ"

Остались считанные дни до того момента, когда заработает таможенный союз России, Казахстана и, возможно, Белоруссии. Политическую целесообразность союза никто не оспаривает. Но есть ли у него смысл экономический? С 1 июля 2010 года вступит в силу Таможенный кодекс, договор о котором главы России, Белоруссии и Казахстана подписали в ноябре 2009 года. И формально мы имеем общее таможенное пространство уже с 1 января, когда начали действовать некоторые регламенты внешнеэкономической деятельности. Надо сказать, что оба старта получились весьма скандальными. В январе пришлось улаживать ситуацию по товарам, на ввоз которых в Россию вовремя не выдали новые, "союзные", лицензии. А затем и вовсе тройственный союз затрещал по швам. Белорусский парламент практически отказался ратифицировать основные документы таможенного союза, и Россия с Казахстаном объявили, что начинают писать историю вдвоем.

Остались считанные дни до того момента, когда заработает таможенный союз России, Казахстана и, возможно, Белоруссии. Политическую целесообразность союза никто не оспаривает. Но есть ли у него смысл экономический? С 1 июля 2010 года вступит в силу Таможенный кодекс, договор о котором главы России, Белоруссии и Казахстана подписали в ноябре 2009 года. И формально мы имеем общее таможенное пространство уже с 1 января, когда начали действовать некоторые регламенты внешнеэкономической деятельности. Надо сказать, что оба старта получились весьма скандальными. В январе пришлось улаживать ситуацию по товарам, на ввоз которых в Россию вовремя не выдали новые, "союзные", лицензии. А затем и вовсе тройственный союз затрещал по швам. Белорусский парламент практически отказался ратифицировать основные документы таможенного союза, и Россия с Казахстаном объявили, что начинают писать историю вдвоем.

DREAM TEAM
Сейчас мы имеем две надна-циональные структуры: высший орган таможенного со-юза - Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества, а также постоянно действующую Комиссию таможенного союза. Обсуждается возможность со-здания в перспективе единой таможни или общего регулятора таможенной деятельности. Велись разговоры также о наднациональном казначействе, но эксперты эту идею считают нереальной.
Основополагающие документы в целом готовы. Как уже сказано, есть Таможенный кодекс, договор о нем подписан тремя странами, но ратифицирован только Россией и Казахстаном. Кодекс вступит в силу 1 июля. Есть и уже действует на про-странстве трех стран с 1 января единое таможенное та-рифное и нетарифное регулирование, то есть ряд запретов и ограничений в торговле с третьими странами. 1 апреля началось тестирование механизма зачисления и распределения ввозных пошлин. Зачисляться они должны в национальной валюте на счет уполномоченного органа каждой стороны. А распределять их предполагалось в следующих пропорциях: Белоруссия - 4,7%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%. Теперь же, если Минск не передумает, с 1 июля Россия будет получать 92,31%, Казахстан - 7,69%. В этот же день должно быть отменено таможенное оформление товаров, произведенных в странах-участниках. Согла-сован и единый таможен-ный тариф.
Таким образом, 1 июля мы даем свободу своим товарам, которые будут перемещаться на общем пространстве с нулевой пошлиной, и торгуем с внешним миром по согла-сованным правилам.
Формально все идет по графику, если не считать, что Белоруссия того и гляди выпадет из команды.
В процессе переговоров не только Белоруссия отстаивала свои позиции. Так, Казахстан отвоевывал объемы беспошлинного ввоза китайского ширпотреба для своих "челноков", Россия не захотела снимать заградительные пошлины на ввоз иномарок. В итоге Москве и Астане договориться удалось: для машин установили переходный период - до момента введения единого таможенного тарифа (значит, скорее всего, до 1 января 2011 года) каждый гражданин Казахстана сможет ввезти машину по сниженной ставке, правда, без уплаты полной пошлины не сможет ее продать или оформить доверенность. Для Белоруссии камнем преткновения стали пошлины на российскую нефть. Россия настаивает на том, чтобы вывести этот вопрос за скобки таможенного союза до следующего этапа интеграции - формирования еди-ного экономического пространства, намеченного на 2012 год. Пока же Минску предлагается режим, действующий с января 2010 года: по льготным ценам, с фактически обнуленной экспортной пошлиной в Белоруссию продается только тот объем сырой нефти, который она может потребить сама. Перепродажные операции прикрыты, поскольку объемы, превышающие внутреннее потребление, Москва полностью облагает экспортной пошлиной.

"ЗА" И "ПРОТИВ"
Когда руководители трех государств обнародовали планы по формированию единого таможенного пространства как первого этапа экономической интеграции, они говорили, что каждая страна получит выгоды от свободного проникновения на рынки соседей, что откроются новые возможности для совместных проектов в разных отраслях и что все вместе мы получим гораздо более весомую позицию в качестве экономичес-кого игрока. По расчетам Ин-ститута народно-хозяйствен-ного прогнозирования РАН, к 2015 году эффект таможенного союза для стран-участников, если их будет трое, в сумме составит $400 млрд, то есть прибавка к каждому ВВП будет примерно 15%. Население трех стран - более 170 млн человек, что само по себе является преимуществом. Эксперты в целом согласны с тем, что союз выгоден по большому счету всем в долгосрочной перспективе. Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов поясняет, что для России это, прежде всего, возможность обеспечить доступ на новые рынки преимущественно компаниям из сферы услуг - банкам, финансовым корпорациям, страховщикам, розничным сетям. Белоруссия получит преимущества для своих предприятий агропрома и сельскохозяйственного машиностроения. Казахстан также рассчитывает внедриться в российский сельскохозяйственный сектор со своей пшеницей, несмотря на то, что нам свое зерно, казалось бы, некуда девать, - на юг Сибири ее дешевле поставлять из Казахстана, чем из Южного федерального округа. Аннулирование трансграничных сборов даст дополнительные импульсы и совместным проектам. В слу-чае России и Казахстана ос-новное направление интеграции - совместное развитие космических технологий и технологий связи, в том числе на Байконуре. Наиболее перспективное направление в работе с Белоруссией - машиностроение.
Кроме того, задуман целый ряд масштабных инфраструктурных проектов для всех трех стран, в том числе транспортный транзит Европа - Средняя Азия. Сегодня готовится пакет документов и о вступлении наших стран в Транспортный союз. Речь идет не только о трубопроводах, но и о дорогах - автомобильных и железных. По подсчету российского правительства, реализация этих мер позволит увеличить ВВП страны в полтора раза.
Наконец, Москва претендует на роль финансового центра мирового уровня. И таможенный союз может привести на ее биржи не только новые компании, но и новых инвесторов. Во всяком случае, достигнутые соглашения по налогообложению дивидендов могут этому поспособствовать.
Однако новые преимущества означают и новые риски. В России возникнут неравные условия конкуренции для сельхозпроизводителей. Чужие продукты питания будут гораздо дешевле отечественных, поскольку белорусское правительство (как и казахстанское) дотирует своих производителей в значительной степени. В свое время на продовольствие для Белоруссии были введены заградительные пошлины, напоминает Дмитрий Абзалов. После того как они будут обнулены, белорусские продукты "забьют весь центр России", говорит эксперт. Сельхозмашины, "БЕЛАЗы" напрямую будут конкурировать с российскими производителями тракторов и грузовиков. "Челночная" продукция из Казахстана может создать проблемы на рынке ширпотреба. Как поясняет заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев, в Казахстане одно физлицо может провезти огромное количество текстиля, обуви и прочей продукции широкого потребления. Правда, власти страны заявили о готовности немножко "прижать" этот бизнес ради других выгод интеграции.
Но Дмитрий Абзалов предвидит рост серого импорта в период, пока будет идти процесс организации единых таможенных постов. Эксперты не исключают также, что административное давление в России, бюрократические препоны для бизнеса и более гибкое налогообложение в Казахстане могут послужить причиной массовой перерегистрации наших компаний на территории южного соседа. Это значит, что туда же устремятся и налоговые платежи, соглашается Сергей Михеев. Но эксперт находит в этом и свои плюсы: российским чиновникам по этой причине надо задуматься ес-ли не о снижении налогов, то об ослаблении административной хватки.
Дмитрий Абзалов видит также политические риски в виде взаимного давления в рамках союза. Но поскольку в ВТО решено двигаться по отдельности, то главный жупел, которым уже грозился Минск, теперь обезврежен.
Что касается возможности доступа российских компаний к белорусским активам, то она призрачна, говорит Сергей Михеев. Это такая же фикция, как и обещанная ранее приватизация в пользу российских компаний, которым в итоге достались крохи.
{PAGE}
Мало кто сомневается в том, что Минск рано или поздно присоединится к союзу. Президент Белоруссии Александр Лукашенко сам признавал, что в результате интеграции ежегодные поступления в бюджет Белоруссии увеличатся на $10 млрд. Готовятся к интеграции и белорусские предприниматели: по сведениям Дмитрия Абзалова, они закупили в Европе большое количество подержанных легковых авто, которые после обнуления экспортных пошлин можно будет с прибылью реализовать на российском рынке.
Притирка интересов будет долгой и, судя по предварительному этапу, конфликтной. Однако экспертное сообщество, как и правительства стран-участников, уверено, что интеграция крайне необходима. Причем глубокая экономическая интеграция - этап на пути к усилению политического влияния. Россия имеет амбиции ведущей региональной державы и влиятельного мирового игрока. А без экономической интеграции в своем регионе добиться этого невозможно, считает Дмитрий Абзалов.
Во многом план формирования общего экономического и валютного пространства напоминает сценарий создания Евросоюза. Европейцы начинали с таможенного союза угля и стали, затем поэтапно углубляли и расширяли экономическую интеграцию, выш-ли на единую валюту, постепенно обзавелись и политическими институтами.
Нам трудно будет встать ря-дом с таким игроком. У России и Казахстана, в отличие от высокотехнологичной Ста-рой Европы, экономика сырьевая, Белоруссия тоже не относится к числу технологических лидеров. Экономисты говорят, что мир пока не видел успешных объединений на такой основе. В этом, наверное, и заключается главный риск. Но, как говорится, кто не рискует...

НА СТАРТЕ
1 июля 2010 года вместе с Таможенным кодексом вступают в силу: соглашения о порядке декларирования таможенной стоимости товаров и о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; пакет документов, регламентирующих порядок применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, особенности и порядок обращения продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия на таможенной территории таможенного союза; соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.

КУДА ЖЕ ВЫ?
После того как в конце мая Москва и Астана, устав от эскапад Минска, объявили о старте таможенного союза в составе двух участников, президент Белоруссии Александр Лукашенко 10 июня прилетел на переговоры сначала с президентом Дмитрием Медведевым, а затем с премьер-министром Владимиром Путиным. Но договоренности достигнуты не были. "Ни Медведев, ни Путин не пойдут на то, чтобы резко изменить позицию по нефтяным пошлинам", - говорит Сергей Михеев. Белорусский парламент неоднократно переносил сроки ратификации основополагающих документов таможенного союза, но была сорвана и последняя дата - 15 июня. В этот день Минск объявил о ратификации ряда соглашений, но очередной срок ратификации Таможенного кодекса даже не был назван. Вслед за этим президент России Дмитрий Медведев дал поручение главе "Газпрома" Алексею Миллеру в течение пяти дней урегулировать вопрос о погашении Белоруссией задолженности по прежним поставкам газа. С начала этого года Минск задолжал $200 млн, поскольку оплачивает текущие поставки по це-нам прошлого года. Если долг не будет погашен в пятидневный срок, "придется применять строгие меры", добавил президент. И 16 июня руководство "Газпрома" объявило, что готово с 21 июня прекратить подачу газа в Белоруссию на 85%.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».