28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Похмельный синдром"

Архивная публикация 2006 года: "Похмельный синдром"

Скоро минет год, как Госдума приняла закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», но отрасль по-прежнему лихорадит. Впечатление, что алкогольная зависимость не отступает — первая добрая законодательная «чарка» повлекла за собой традиционные «рюмашки», в виде всевозможных поправок. Наступит ли конец похмелью? Последние, декабрьские, поправки в закон «О госрегулировании…» установили переходный период действия акцизных марок старого образца и отменили предоплаты за отгрузку алкогольной продукции дистрибьюторам. Иначе мог наступить коллапс рынка. Предполагалось, что с принятием этих поправок правительство и федеральные службы, как и положено, оперативно издадут соответствующие постановления, регламентирующие акты и процедурные мероприятия, чтобы не обременять производителей формальными препонами. Участники рынка имели на сей счет большие и обоснованные сомнения. И, к сожалению, оказались правы. Получилось как всегда. Винокурни забуксовали. По официальным данным, выпуск алкогольной продукции в первом квартале текущего года в сравнении с соответствующим периодом года прошлого снизился более чем в 2 раза. Понятно из-за чего: пресловутых акцизных марок, выпуск которых начался только в феврале, постреформенной неразберихи (не так часто целой отрасли удается уйти из под опеки министерства-монополиста) и, конечно же, недоработок в свежеиспеченном законе, который, и это главное, так и не стал препятствием для теневых производителей высокоградусного продукта.

Эта ситуация привела к тому, что некоторые заинтересованные стороны начали использовать ее в качестве солидного аргументационного базиса. Правда, надстройки к нему предлагаются диаметрально противоположные. В соответствии с позицией убежденных антагонистов.

Скоро минет год, как Госдума приняла закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», но отрасль по-прежнему лихорадит. Впечатление, что алкогольная зависимость не отступает — первая добрая законодательная «чарка» повлекла за собой традиционные «рюмашки», в виде всевозможных поправок. Наступит ли конец похмелью? Последние, декабрьские, поправки в закон «О госрегулировании…» установили переходный период действия акцизных марок старого образца и отменили предоплаты за отгрузку алкогольной продукции дистрибьюторам. Иначе мог наступить коллапс рынка. Предполагалось, что с принятием этих поправок правительство и федеральные службы, как и положено, оперативно издадут соответствующие постановления, регламентирующие акты и процедурные мероприятия, чтобы не обременять производителей формальными препонами. Участники рынка имели на сей счет большие и обоснованные сомнения. И, к сожалению, оказались правы. Получилось как всегда. Винокурни забуксовали. По официальным данным, выпуск алкогольной продукции в первом квартале текущего года в сравнении с соответствующим периодом года прошлого снизился более чем в 2 раза. Понятно из-за чего: пресловутых акцизных марок, выпуск которых начался только в феврале, постреформенной неразберихи (не так часто целой отрасли удается уйти из под опеки министерства-монополиста) и, конечно же, недоработок в свежеиспеченном законе, который, и это главное, так и не стал препятствием для теневых производителей высокоградусного продукта.

Эта ситуация привела к тому, что некоторые заинтересованные стороны начали использовать ее в качестве солидного аргументационного базиса. Правда, надстройки к нему предлагаются диаметрально противоположные. В соответствии с позицией убежденных антагонистов.

Справка «Профиля»

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) — система онлайн-учета производимой предприятиями продукции. Первая часть ЕГАИС начала свою работу с 1 января этого года и подразумевает нанесение на акцизные марки специального штрихкода (он содержит практически всю информацию о продукте и его производителе, которая дублируется на сервер ФНС). Вторая часть ЕГАИС подразумевает установку с 1 июля автоматических средств фиксации концентрации и объема этилового спирта в готовой продукции. Речь идет о специальных счетчиках, связанных через Интернет с сервером ФНС. По утверждению экспертов, большинство спиртзаводов не оснащено даже механическими счетчиками, а сама система еще не доработана. Производители алкоголя выступают за перенос срока введения второй части ЕГАИС на начало следующего года.

В конце марта нынешнего года депутат Госдумы Валерий Драганов внес на обсуждение своих коллег очередные поправки во все еще «не устаканившийся» закон. По своей сути предлагаемые нововведения представляют синтез, мягко говоря, несовместимых предложений. Минсельхоз, патронировавший до конца прошлого года отрасль, считает, что наблюдаемые тенденции возникли вследствие сокращения государственного регулирования на данной площадке, подчеркивая тем самым ошибочность лишения его статуса главного регулятора золотоносного потока. «Среди причин, обусловивших наблюдаемую тенденцию падения уровня производства алкогольной продукции, — принятие законодательных поправок, направленных на сокращение государственного регулирования в отрасли», — заявили в пресс-службе Минсельхоза. Более того, по информации «Профиля», в марте министр сельского хозяйства Алексей Гордеев написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором прямо связал проблемы отрасли в первом квартале этого года с лишением Минсельхоза функций контроля за рынком. При этом министр, видно, запамятовал, что все формы контроля, которые реализовал Минсельхоз (квоты на спирт, регистрация технологического оборудования и т.д.), в течение долгих лет никакого эффекта не имели. Скорее наоборот: депутаты не могли проигнорировать факт двукратного увеличения доли нелегального производства спиртных напитков за время более чем десятилетнего «регулирования» рынка сельхозчиновниками. Тем не менее министерство настойчиво старается вернуть себе (хотя бы частично) контроль над рынком. В частности, в представленных на рассмотрение поправках предлагается ввести понятие «установленная производственная мощность». За невинной терминологией легко читается возврат к имевшим место до недавнего времени квотам на спирт для его производителей. Второй перл министерства — введение института аккредитации для организаций, имеющих лицензию на оборот спирта или алкогольной продукции. Бюрократов от села нисколько не смущает сама абсурдность предложения. К чему аккредитация тем, кто приобрел лицензию и, соответственно, законные права производителя? Как говорится, с худой овцы хоть шерсти клок…



В противовес бредовым пожеланиям бывшего монополиста, цепляющегося за свои утраченные привилегии, предлагается концепция непосредственных участников процесса производства. Позиция Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) куда логичнее, если, конечно, определиться и понимать под логикой нормальное развитие рыночных механизмов и реальную заинтересованность в устранении явных препон.

Справка «Профиля»



На сегодняшний день в СПАП входят ОАО «Московский завод «Кристалл», ЗАО «Группа компаний «Русский Алкоголь», ЗАО «Союз-Виктан», ЗАО «Веда» (Санкт-Петербург), ОАО «Брянскспиртпром», ОАО «Пензаспиртпром», ОАО «Ликероводочный завод «Ярославский», ОАО «Самарский комбинат «Родник». Члены Союза выпускают 38% всего объема производства спирта и ЛВИ в Российской Федерации и выплачивают в бюджет около половины всех налогов, поступающих от ликероводочной отрасли.

В результате потребления низкопробного алкоголя и спиртосодержащих жидкостей бытового назначения россияне не просто деградируют, а нещадно мрут. От отравлений подобными суррогатами ежегодно гибнет 35—40 тыс. наших соотечественников. Происходит это по вине нелегальных производителей спиртного. По данным СПАП, доля теневого оборота рынка составляет от 36% до 50%. Производители нелегальной алкогольной продукции и спиртосодержащих жидкостей уже давно переросли из разрозненных компаний в хорошо организованную силу. Доход от прибылей нередко направляется на финансирование террористических организаций. Не случайно значительная доля левого алкоголя производится в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — очагах наибольшей напряженности. Это рай для сомнительного бизнеса. И он не упускает возможности. В Северной Осетии — только по официальным данным — задействовано 21 ликероводочное предприятие, в Кабардино-Балкарии таких 13. Для сравнения, в Московском регионе — 11, в Санкт-Петербурге всего 8 производителей водки. И это при рынках сбыта, в разы превышающих рынки Южного федерального округа. Можно предположить, куда и как текут кавказские реки спирта и какие барыши намывают на их берегах.

Можно ли что-либо противопоставить теневому монстру? «Вполне, — утверждает представитель СПАП Дмитрий Добров. — Мы предлагаем ясный и прогнозируемый комплекс мер, обеспечивающих прозрачность рынка, существенное сокращение его теневого сектора, собираемость налогов и благоприятные условия для цивилизованных производителей». Суть озвученных Союзом производителей алкогольной продукции мер сводится к решению четырех основных задач. Первая, несколько обескураживающая, — создание госоргана, обеспечивающего эффективный контроль рынка алкогольной продукции. Неужели рыночники, едва расставшись с монопольным «регулятором», снова рвутся в его крепкие объятия? «Речь не об очередном регуляторе, а о реально необходимой надзорной инстанции, — говорит Добров. — Причем функции ее должны быть строго регламентированы и ограничены. Имеется в виду исключительное право на государственную регистрацию контрактов на поставки спирта и выдачу уведомлений, разрешающих его отгрузку покупателям после предоставления гарантий уплаты акциза». Предполагается, что ведать этими вопросами должна Федеральная налоговая служба (ФНС), так как именно здесь будут аккумулироваться соответствующие данные, оперативно поступающие из Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая должна заработать с июля нынешнего года.

Вторая задача — введение процедуры однократной уплаты акциза при покупке спирта. В двух словах, акцизы ликероводочными заводами должны уплачиваться не по факту произведенной ими продукции, а значительно раньше, при заключении контракта со спиртзаводом на покупку основного продукта — спирта. Схематично это выглядит так. Спиртзавод заключает контракт с ликероводочным заводом на поставку спирта. Однако отгрузка происходит только после получения специального уведомления от уполномоченного государственного органа. Он, в свою очередь, может выдать такое уведомление лишь после того, как потребитель спирта предъявит платежку об уплате всего акциза либо банковскую гарантию на всю его сумму.

При нынешней системе взимания акциза уровень поступлений от общего объема продаж не превышает 60%. Перенос же акцизов на исходный спирт обеспечит практически абсолютную собираемость акцизов и дополнительные поступления в бюджет государства в размере 30 млрд. рублей.

Справка «Профиля»

Задача номер три — введение минимальной или индикативной цены реализации. Здесь важно прописать сам термин и законодательно определить технологию расчета этого минимума с тем, чтобы любая продукция с ценой ниже указанного предела считалась контрафактной.

И последняя из задач — ликвидация региональных барьеров сбыта. Она определяет создание условий равной конкуренции для всех участников рынка и создание, увы, пока отсутствующего единого экономического пространства в пределах самой России. Пока же это пространство поделено на синекуры, где устанавливаются свои «обеспечительные» требования и нормы в угоду тепличным производителям и не в обиду себе любимым. Будут ли сметены эти полуфеодальные порядки? Пожелают ли добропорядочные депутаты избавить отрасль от облюбовавшей ее «коррупционной составляющей»? Ответов на эти вопросы ждать уже недолго. Обсуждение поправок намечено на май, если, конечно, не возникнут новые обстоятельства…

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама