16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Похороним углекислоту"

Архивная публикация 2006 года: "Похороним углекислоту"

В понятии «глобальное изменение климата» все меньше ясности. Одни ученые считают, что потепление в масштабах планеты неизбежно из-за роста выбросов парниковых газов, другие — что грядет очередной малый ледниковый период. Но экологии России холод только на пользу — нужно, чтобы не растаяла вечная мерзлота. Пока что ее почвы и леса поглощают намного больше углекислоты, чем возвращают в атмосферу. В России 29 марта можно будет наблюдать первое в XXI веке полное солнечное затмение. Нужно иметь наготове темные фильтры — закопченные над свечкой стекла, засвеченную фотопленку и компьютерные дискеты. Через фильтр сподручнее смотреть, как черный диск Луны постепенно заслоняет светлый диск Солнца, словно откусывая от него по кусочку. В последний раз насладиться этим жутковатым, но зрелищным явлением природы россияне могли 9 марта 1997 года. Увы, теперь москвичи увидят его «сокращенный вариант» — траектория затмения пройдет через Карачаево-Черкесию, Ставропольский край, Калмыкию, Дагестан, Волгоградскую область, Алтайский край и Туву. По словам старшего научного сотрудника Института прикладной астрономии РАН Николая Железнова, «полное затмение удастся увидеть только в Астрахани». Примерно полтора часа астраханцы, ставропольцы, калмыки и тувинцы будут погружены в ночь средь бела дня. Когда же наступит полное затмение, свет резко погаснет, вокруг черного диска возникнет огненная корона, а на небе зажгутся звезды. Но буквально через 2 минуты освещенность возрастет, и все фазы затмения повторятся в обратном порядке.
Наверное, это самое эффектное космическое зрелище, которое можно наблюдать практически невооруженным глазом с Земли. Однако эти несколько минут в кромешной тьме способны навеять массу неприятных мыслей о том, что солнечная активность — явление пульсирующее, что Европа вместо цветущих нарциссов и крокусов засыпана снегом и что глобальное изменение климата еще неизвестно куда нас заведет.

Тепловые удары
Недавно тревогу забил Институт Карнеги (Carnegie Institution’s Department of Global Ecology). На взгляд тамошних специалистов, увеличение выбросов углекислого газа делает Мировой океан все более опасной средой, поскольку неуклонно растет его кислотность, а это чревато вымиранием морских животных, например, кораллов. Если этот процесс не будет вовремя остановлен, то может произойти массовое уничтожение океанической фауны. 65 млн. лет назад в Мировом океане уже случались подобные изменения. Именно тогда же произошла массовая гибель динозавров.

Другое исследование, проведенное Калифорнийским университетом, показало, что во время потепления, произошедшего 55 млн. лет назад, в атмосферу попали примерно 4,5 трлн. тонн метана и углекислоты. По прогнозу университета, человечество произведет аналогичное количество «парниковых газов» в течение ближайших 300 лет.

Но есть явления, которые пугают уже сегодня. Например, североамериканские экологи буквально вопиют о массовом усыхании лесов Канады. По словам Алана Кэрола, исследователя из Тихоокеанского центра лесных исследований в Виктории (Британская Колумбия), «принято говорить, что изменения климата — это нечто, что станет проблемой для наших детей. Нет. Это проблема нашего времени». Конечно, сосны гибнут не сами по себе, а потому, что их буквально пожирает паразит дендроктон (Dendroctonus ponderosae), который в последнее время размножился в невероятном количестве. Раньше численность дендроктона сдерживалась холодными зимами с продолжительными морозами ниже 20 градусов Цельсия, при которых большинство жуков гибло. Теперь морозы уже не те, и площадь усыхающих лесов достигла 8,5 млн. га, а в ближайшие семь лет она еще утроится.

Ловушки для СО2
Практически все ученые, привлекаемые к проблеме изменения климата, едины во взгляде на углекислый газ — его нужно как-то выводить из атмосферы и Мирового океана и где-то хранить. У геологов это называется секвестрацией. Межправительственная комиссия по изменению климата (IPCC) при ООН рассматривает сейчас все проекты по захоронению CO2 в истощенных нефтяных резервуарах, отработанных угольных пластах и т. д. Первыми свою готовность высказали австралийцы. Тамошний геофизик и автор доклада по секвестрации Джон Брэдшоу утверждает, что Австралия имеет 65 потенциальных мест для глубинного захоронения углекислоты, включая западный шельф континента, на котором добывают нефть. Австралийский проект будет запущен в 2008 году, причем в истощенные месторождения предполагается захоронить порядка 125 млн. тонн СО2. Однако в ответ на предложения Брэдшоу всполошились сейсмологи. Они допускают ситуацию, когда во время землетрясения подземные хранилища СО2 разрушатся, и огромное количество парникового газа разом вырвется в атмосферу.

Поэтому ученые все больше склоняются к биологическому депонированию углерода. Речь идет о лесах и почве. По данным академика Александра Исаева, в одной только России резервуары органического углерода составляют 39,8 млрд. тонн в фитомассе лесов, причем в форме древесины он связывается и не поступает в атмосферу в среднем 100 лет. А в почвах углероду храниться и того лучше. Ведь, по подсчетам профессора МГУ Дмитрия Орлова, гумус на территории РФ депонирует 296 млрд. тонн СО2. А это почти 20% почвенного углерода в мире, и выводится он из природного круговорота на 1000 с лишним лет.

Недаром МЭРТ, следящий за реализацией мероприятий Киотского протокола в России, делает ставку на лесоразведение и восстановление лесов. По крайней мере, Рослесхоз рапортует о выполнении в прошлом году лесовосстановительных работ на площади 549 тыс. га, а также посадке и посеве лесов на площади 161,2 тыс. га. А для того, чтобы продолжать в том же духе и в ближайшие 2—3 года высадить 93,9 млн. крупномерных деревьев, в питомниках срочно сеют семена древесных и кустарниковых пород на площади 921 га.

Не размораживайте мерзлоту!
И все же лучше и дольше всего углерод консервируется в торфяных болотах, особенно если они находятся в зоне вечной мерзлоты. Именно такие условия хранения до сих пор создавались природой в Западной Сибири, где на площади, равной Франции и Германии, вместе взятых, 11 тыс. лет назад в конце ледникового периода замерзло самое большое в мире болото. Но мониторинг последних трех лет показывает, что впервые с момента образования здешняя мерзлота начала таять.

В совместной работе климатолога Томского государственного университета Сергея Кирпотина и Джудит Маркан из Оксфордского университета, опубликованной в журнале New Scientist, есть прогноз создавшейся ситуации: в процессе таяния болото может выбросить в атмосферу миллиарды тонн метана, что даст новый импульс для парникового эффекта.

Уже сейчас на месте вечной мерзлоты довольно часто можно наблюдать, как замерзший торфяник превращается в грязное озеро. По словам Кирпотина, эту ситуацию можно назвать экологическим обвалом, который необратим и вызван потеплением климата. Британский климатолог Стивен Сич утверждает, что, даже если метан будет медленно просачиваться из вечной мерзлоты в течение столетия, ежегодно в окружающую среду будет вбрасываться около 700 млн. тонн углерода. Содержание этого газа в атмосфере удвоится, что вызовет потепление климата на 10—25%.

Чумное похолодание

Главное — не подходить к депонированию углерода со звероподобным рвением, то есть не перестараться и не добиться эффекта обратного — глобального похолодания. Ведь эпохи лютых морозов наступают не всегда из-за снижения солнечной активности. По крайней мере, к таким выводам пришла группа голландских климатологов из Утрехтского университета. Они считают, что европейский средневековый «малый ледниковый период», длившийся около трех столетий подряд, был, возможно, спровоцирован чудовищной эпидемией чумы, разразившейся в XIV столетии и выкосившей почти треть населения Европы.

При чем же здесь чума? Доктор Томас ван Хооф и его коллеги изучали зерна пыльцы и остатки листьев, обнаруженные в донных озерных отложениях на юго-востоке Нидерландов. Ученые зарегистрировали резкое уменьшение количества пыльцы хлебных злаков около 1347 года, что связано с сельскохозяйственным кризисом, вызванным приходом Черной Смерти. А подсчет микроскопических пор (устьиц) на древних дубовых листьях позволил группе ван Хоофа изучить уровень атмосферного углекислого газа. Так вот, последний показатель ясно продемонстрировал исследователям, что на заброшенные поля и пастбища стремительно наступал лес и он активно поглощал СО2 из атмосферы. Это и привело к средневековому похолоданию. «По всей видимости, человечество стало оказывать существенное воздействие на окружающую среду гораздо раньше, чем началась промышленная революция», — констатирует доктор ван Хооф.

В понятии «глобальное изменение климата» все меньше ясности. Одни ученые считают, что потепление в масштабах планеты неизбежно из-за роста выбросов парниковых газов, другие — что грядет очередной малый ледниковый период. Но экологии России холод только на пользу — нужно, чтобы не растаяла вечная мерзлота. Пока что ее почвы и леса поглощают намного больше углекислоты, чем возвращают в атмосферу. В России 29 марта можно будет наблюдать первое в XXI веке полное солнечное затмение. Нужно иметь наготове темные фильтры — закопченные над свечкой стекла, засвеченную фотопленку и компьютерные дискеты. Через фильтр сподручнее смотреть, как черный диск Луны постепенно заслоняет светлый диск Солнца, словно откусывая от него по кусочку. В последний раз насладиться этим жутковатым, но зрелищным явлением природы россияне могли 9 марта 1997 года. Увы, теперь москвичи увидят его «сокращенный вариант» — траектория затмения пройдет через Карачаево-Черкесию, Ставропольский край, Калмыкию, Дагестан, Волгоградскую область, Алтайский край и Туву. По словам старшего научного сотрудника Института прикладной астрономии РАН Николая Железнова, «полное затмение удастся увидеть только в Астрахани». Примерно полтора часа астраханцы, ставропольцы, калмыки и тувинцы будут погружены в ночь средь бела дня. Когда же наступит полное затмение, свет резко погаснет, вокруг черного диска возникнет огненная корона, а на небе зажгутся звезды. Но буквально через 2 минуты освещенность возрастет, и все фазы затмения повторятся в обратном порядке.

Наверное, это самое эффектное космическое зрелище, которое можно наблюдать практически невооруженным глазом с Земли. Однако эти несколько минут в кромешной тьме способны навеять массу неприятных мыслей о том, что солнечная активность — явление пульсирующее, что Европа вместо цветущих нарциссов и крокусов засыпана снегом и что глобальное изменение климата еще неизвестно куда нас заведет.

Тепловые удары

Недавно тревогу забил Институт Карнеги (Carnegie Institution’s Department of Global Ecology). На взгляд тамошних специалистов, увеличение выбросов углекислого газа делает Мировой океан все более опасной средой, поскольку неуклонно растет его кислотность, а это чревато вымиранием морских животных, например, кораллов. Если этот процесс не будет вовремя остановлен, то может произойти массовое уничтожение океанической фауны. 65 млн. лет назад в Мировом океане уже случались подобные изменения. Именно тогда же произошла массовая гибель динозавров.

Другое исследование, проведенное Калифорнийским университетом, показало, что во время потепления, произошедшего 55 млн. лет назад, в атмосферу попали примерно 4,5 трлн. тонн метана и углекислоты. По прогнозу университета, человечество произведет аналогичное количество «парниковых газов» в течение ближайших 300 лет.

Но есть явления, которые пугают уже сегодня. Например, североамериканские экологи буквально вопиют о массовом усыхании лесов Канады. По словам Алана Кэрола, исследователя из Тихоокеанского центра лесных исследований в Виктории (Британская Колумбия), «принято говорить, что изменения климата — это нечто, что станет проблемой для наших детей. Нет. Это проблема нашего времени». Конечно, сосны гибнут не сами по себе, а потому, что их буквально пожирает паразит дендроктон (Dendroctonus ponderosae), который в последнее время размножился в невероятном количестве. Раньше численность дендроктона сдерживалась холодными зимами с продолжительными морозами ниже 20 градусов Цельсия, при которых большинство жуков гибло. Теперь морозы уже не те, и площадь усыхающих лесов достигла 8,5 млн. га, а в ближайшие семь лет она еще утроится.

Ловушки для СО2

Практически все ученые, привлекаемые к проблеме изменения климата, едины во взгляде на углекислый газ — его нужно как-то выводить из атмосферы и Мирового океана и где-то хранить. У геологов это называется секвестрацией. Межправительственная комиссия по изменению климата (IPCC) при ООН рассматривает сейчас все проекты по захоронению CO2 в истощенных нефтяных резервуарах, отработанных угольных пластах и т. д. Первыми свою готовность высказали австралийцы. Тамошний геофизик и автор доклада по секвестрации Джон Брэдшоу утверждает, что Австралия имеет 65 потенциальных мест для глубинного захоронения углекислоты, включая западный шельф континента, на котором добывают нефть. Австралийский проект будет запущен в 2008 году, причем в истощенные месторождения предполагается захоронить порядка 125 млн. тонн СО2. Однако в ответ на предложения Брэдшоу всполошились сейсмологи. Они допускают ситуацию, когда во время землетрясения подземные хранилища СО2 разрушатся, и огромное количество парникового газа разом вырвется в атмосферу.

Поэтому ученые все больше склоняются к биологическому депонированию углерода. Речь идет о лесах и почве. По данным академика Александра Исаева, в одной только России резервуары органического углерода составляют 39,8 млрд. тонн в фитомассе лесов, причем в форме древесины он связывается и не поступает в атмосферу в среднем 100 лет. А в почвах углероду храниться и того лучше. Ведь, по подсчетам профессора МГУ Дмитрия Орлова, гумус на территории РФ депонирует 296 млрд. тонн СО2. А это почти 20% почвенного углерода в мире, и выводится он из природного круговорота на 1000 с лишним лет.

Недаром МЭРТ, следящий за реализацией мероприятий Киотского протокола в России, делает ставку на лесоразведение и восстановление лесов. По крайней мере, Рослесхоз рапортует о выполнении в прошлом году лесовосстановительных работ на площади 549 тыс. га, а также посадке и посеве лесов на площади 161,2 тыс. га. А для того, чтобы продолжать в том же духе и в ближайшие 2—3 года высадить 93,9 млн. крупномерных деревьев, в питомниках срочно сеют семена древесных и кустарниковых пород на площади 921 га.

Не размораживайте мерзлоту!

И все же лучше и дольше всего углерод консервируется в торфяных болотах, особенно если они находятся в зоне вечной мерзлоты. Именно такие условия хранения до сих пор создавались природой в Западной Сибири, где на площади, равной Франции и Германии, вместе взятых, 11 тыс. лет назад в конце ледникового периода замерзло самое большое в мире болото. Но мониторинг последних трех лет показывает, что впервые с момента образования здешняя мерзлота начала таять.

В совместной работе климатолога Томского государственного университета Сергея Кирпотина и Джудит Маркан из Оксфордского университета, опубликованной в журнале New Scientist, есть прогноз создавшейся ситуации: в процессе таяния болото может выбросить в атмосферу миллиарды тонн метана, что даст новый импульс для парникового эффекта.

Уже сейчас на месте вечной мерзлоты довольно часто можно наблюдать, как замерзший торфяник превращается в грязное озеро. По словам Кирпотина, эту ситуацию можно назвать экологическим обвалом, который необратим и вызван потеплением климата. Британский климатолог Стивен Сич утверждает, что, даже если метан будет медленно просачиваться из вечной мерзлоты в течение столетия, ежегодно в окружающую среду будет вбрасываться около 700 млн. тонн углерода. Содержание этого газа в атмосфере удвоится, что вызовет потепление климата на 10—25%.

Чумное похолодание

Главное — не подходить к депонированию углерода со звероподобным рвением, то есть не перестараться и не добиться эффекта обратного — глобального похолодания. Ведь эпохи лютых морозов наступают не всегда из-за снижения солнечной активности. По крайней мере, к таким выводам пришла группа голландских климатологов из Утрехтского университета. Они считают, что европейский средневековый «малый ледниковый период», длившийся около трех столетий подряд, был, возможно, спровоцирован чудовищной эпидемией чумы, разразившейся в XIV столетии и выкосившей почти треть населения Европы.

При чем же здесь чума? Доктор Томас ван Хооф и его коллеги изучали зерна пыльцы и остатки листьев, обнаруженные в донных озерных отложениях на юго-востоке Нидерландов. Ученые зарегистрировали резкое уменьшение количества пыльцы хлебных злаков около 1347 года, что связано с сельскохозяйственным кризисом, вызванным приходом Черной Смерти. А подсчет микроскопических пор (устьиц) на древних дубовых листьях позволил группе ван Хоофа изучить уровень атмосферного углекислого газа. Так вот, последний показатель ясно продемонстрировал исследователям, что на заброшенные поля и пастбища стремительно наступал лес и он активно поглощал СО2 из атмосферы. Это и привело к средневековому похолоданию. «По всей видимости, человечество стало оказывать существенное воздействие на окружающую среду гораздо раньше, чем началась промышленная революция», — констатирует доктор ван Хооф.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».