24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Поколение "Ф""

Архивная публикация 2011 года: "Поколение "Ф""

Фонд государственной и социальной поддержки отечественной кинематографии подвел первые итоги своей работы. Они пока скромные. Цыплят, как известно, по осени считают. На прошлой неделе исполнительный директор Фонда государственной и социальной поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков подвел первые итоги работы организации. Напомним, что фонд, в распоряжение которого было передано 2 млрд рублей, функционирует уже более года. Он пришел на смену Комитету по поддержке культуры и кинематографии. В свое время к комитету было много претензий: он-де раздавал деньги неизвестно кому и неизвестно на что. В результате фильмы, снятые на госденьги, либо вообще не доходили до зрителя, либо отличались крайне низким качеством. Фонд создавался с целью сделать систему финансирования прозрачной, а фильмы - конкурентоспособными. Важный аргумент в пользу новой системы - экономический: при господдержке фильмов станет больше, они заработают деньги в прокате, а это позволит студиям делать новое кино. Добавим от себя: создатели будут избавлены от весьма утомительной и нервной процедуры поиска кредитов под проекты - на 250 млн рублей наснимать можно многое.
Впрочем, и у новой организации поддержки кино есть критики. Многие считают, что затея с утверждением нового органа распределения государственных средств ничем в принципе не отличается от старой, лишь уменьшилось количество грантополучателей. "Недостатков у нынешнего фонда несколько, - уверен социолог и главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. - Во всем мире деньги не дают компаниям за то, что они великие. Там, где речь идет о бюджетных средствах, непременно появляется понятие тендера. Государство, предположим, объявляет некую тему, и разные компании от мала до велика представляют свое видение реализации. Достойного выбирают посредством независимой экспертизы, а вовсе не берут все бюджетные средства и делят между семью большими начальниками. Это как если бы в какой-нибудь стране президент сказал вам: вы очень много зарабатываете, давайте я вам еще денег подкину. Абсурд".
Сегодня куски большого государственного пирога действительно достаются только самым крупным и уполномоченным. В списке "Арт Пикчерс Студио" Федора Бондарчу-ка, "ТриТэ" Никиты Михалко-ва, "СТВ" Сергея Сельянова, "Централ Партнершип" Марка Лоло, "Профит" Игоря Толстунова, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, "Дирекция кино" Анатолия Максимова. Что же сделано? Например, компания "Централ Партнершип" сняла уже несколько кинокартин с госучастием. Посмотрим, как складывались дела, на примере двух картин - сказки и мелодрамы. Согласно пословице, сказка, а вернее, фэнтези в России сказывается быстро. Мрачный, посконный "Темный мир" принес компании более 255 млн рублей. Бюджет первого российского 3D фильма, по слухам, составлял 155 млн. Правда, сколько казенных средств использовал режиссер Антон Мегердичев, точно неизвестно. Тут с кассой более или менее порядок. А вот режиссер Авдотья Смирнова извела на свой мелодраматический проект "Два дня" 50 млн рублей, а получила на выходе всего порядка 18 млн и невнятную критику. Не стоит забывать еще и о том, что "Два дня" задумывался как совместный проект "Централ Партнершип" и "Арт Пикчерс" - то есть фильм изначально был заряжен двойной порцией государственных денег. Но дивидендов, увы, не принес. Ни кассовых, ни фестивальных. Что, по мнению Даниила Дондурея, является настоящей катастрофой.
Но не все получатели денег могут похвастаться большими успехами. Срок, в течение которого они должны реализовать полученные средства, составляет три года. Поэтому кое-кто еще ничего не сделал. Предполагается, что в конце 2011-го - начале 2012 года выйдет сразу несколько картин, снятых при поддержке фонда. Это, в частности, "Дом" ("Централ Партнершип"), "Высоцкий. Спасибо, что живой" ("Дирекция кино"), "Елки-2012" и ремейк "Джентльменов удачи" ("Базелевс"). На этих картинах мейджоры рассчитывают заработать более 6 млрд рублей.
"Кино помимо бизнес-задач должно еще решать вопросы, связанные с культурой, образованием, воспитанием, продвижением каких-то целей и ценностей в эпоху перемен", - уверен Даниил Дондурей. Но шедевров от грантополучателей тоже пока не видать, частенько их ленты подвергаются уничижительной критике. Так что наиболее прозрачным, используя лексику самих же мейджоров, остается один факт. Уж кто-кто, а сами они вполне довольны новой системой. По крайней мере, представители всех семи студий заверили Сергея Толстикова, что они всем довольны, что их проекты своевременно получают поддержку, что картины готовы к запуску в прокат. И то верно: так бы бегали по банкам в поисках кредитов, а здесь возвращать не надо.

Фонд государственной и социальной поддержки отечественной кинематографии подвел первые итоги своей работы. Они пока скромные. Цыплят, как известно, по осени считают. На прошлой неделе исполнительный директор Фонда государственной и социальной поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков подвел первые итоги работы организации. Напомним, что фонд, в распоряжение которого было передано 2 млрд рублей, функционирует уже более года. Он пришел на смену Комитету по поддержке культуры и кинематографии. В свое время к комитету было много претензий: он-де раздавал деньги неизвестно кому и неизвестно на что. В результате фильмы, снятые на госденьги, либо вообще не доходили до зрителя, либо отличались крайне низким качеством. Фонд создавался с целью сделать систему финансирования прозрачной, а фильмы - конкурентоспособными. Важный аргумент в пользу новой системы - экономический: при господдержке фильмов станет больше, они заработают деньги в прокате, а это позволит студиям делать новое кино. Добавим от себя: создатели будут избавлены от весьма утомительной и нервной процедуры поиска кредитов под проекты - на 250 млн рублей наснимать можно многое.
Впрочем, и у новой организации поддержки кино есть критики. Многие считают, что затея с утверждением нового органа распределения государственных средств ничем в принципе не отличается от старой, лишь уменьшилось количество грантополучателей. "Недостатков у нынешнего фонда несколько, - уверен социолог и главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. - Во всем мире деньги не дают компаниям за то, что они великие. Там, где речь идет о бюджетных средствах, непременно появляется понятие тендера. Государство, предположим, объявляет некую тему, и разные компании от мала до велика представляют свое видение реализации. Достойного выбирают посредством независимой экспертизы, а вовсе не берут все бюджетные средства и делят между семью большими начальниками. Это как если бы в какой-нибудь стране президент сказал вам: вы очень много зарабатываете, давайте я вам еще денег подкину. Абсурд".
Сегодня куски большого государственного пирога действительно достаются только самым крупным и уполномоченным. В списке "Арт Пикчерс Студио" Федора Бондарчу-ка, "ТриТэ" Никиты Михалко-ва, "СТВ" Сергея Сельянова, "Централ Партнершип" Марка Лоло, "Профит" Игоря Толстунова, "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, "Дирекция кино" Анатолия Максимова. Что же сделано? Например, компания "Централ Партнершип" сняла уже несколько кинокартин с госучастием. Посмотрим, как складывались дела, на примере двух картин - сказки и мелодрамы. Согласно пословице, сказка, а вернее, фэнтези в России сказывается быстро. Мрачный, посконный "Темный мир" принес компании более 255 млн рублей. Бюджет первого российского 3D фильма, по слухам, составлял 155 млн. Правда, сколько казенных средств использовал режиссер Антон Мегердичев, точно неизвестно. Тут с кассой более или менее порядок. А вот режиссер Авдотья Смирнова извела на свой мелодраматический проект "Два дня" 50 млн рублей, а получила на выходе всего порядка 18 млн и невнятную критику. Не стоит забывать еще и о том, что "Два дня" задумывался как совместный проект "Централ Партнершип" и "Арт Пикчерс" - то есть фильм изначально был заряжен двойной порцией государственных денег. Но дивидендов, увы, не принес. Ни кассовых, ни фестивальных. Что, по мнению Даниила Дондурея, является настоящей катастрофой.
Но не все получатели денег могут похвастаться большими успехами. Срок, в течение которого они должны реализовать полученные средства, составляет три года. Поэтому кое-кто еще ничего не сделал. Предполагается, что в конце 2011-го - начале 2012 года выйдет сразу несколько картин, снятых при поддержке фонда. Это, в частности, "Дом" ("Централ Партнершип"), "Высоцкий. Спасибо, что живой" ("Дирекция кино"), "Елки-2012" и ремейк "Джентльменов удачи" ("Базелевс"). На этих картинах мейджоры рассчитывают заработать более 6 млрд рублей.
"Кино помимо бизнес-задач должно еще решать вопросы, связанные с культурой, образованием, воспитанием, продвижением каких-то целей и ценностей в эпоху перемен", - уверен Даниил Дондурей. Но шедевров от грантополучателей тоже пока не видать, частенько их ленты подвергаются уничижительной критике. Так что наиболее прозрачным, используя лексику самих же мейджоров, остается один факт. Уж кто-кто, а сами они вполне довольны новой системой. По крайней мере, представители всех семи студий заверили Сергея Толстикова, что они всем довольны, что их проекты своевременно получают поддержку, что картины готовы к запуску в прокат. И то верно: так бы бегали по банкам в поисках кредитов, а здесь возвращать не надо.

МНЕНИЕ
Исполнительный вице-президент "Централ Партнершип" Злата ПОЛИЩУК:
"Госфинансирование абсолютно необходимо: мы снимаем картины на русском языке, тем самым ограничивая потенциальные рынки, а конкурируем с фильмами, бюджеты которых формируются из расчета на работу во всех странах мира. Поэтому, если мы не хотим видеть на русском языке только недорогие молодежные комедии, государство должно поддерживать продюсеров. Без господдержки количество и качество российских картин резко упадет. Работой с фондом мы довольны. Это в первую очередь прозрачность (любой на сайте фонда может посмотреть, на какие картины идут деньги), все картины доходят до зрителя, запускаются очень разножанровые проекты. Организационная сторона вопроса (возможно, менее существенная для зрителей, но очень важная для кинокомпаний) также на высоте. Все происходит очень четко, ты понимаешь, какие суммы на какой фильм ты получишь и что эти деньги поступят тебе вовремя".

КАК РАБОТАЕТ МЕХАНИЗМ?
Деньги из бюджета поступают в фонд раз в три года. Затем фонд распределяет их между семью кинокомпаниями. Средства выдаются на безвозвратной основе. Единственное ограничение - максимальный транш не должен составлять более 250 млн рублей. Компания-получатель приходит в фонд со своим проектом. Сценарий изучается Экспертным советом, который выносит рекомендательное решение. В случае положительного решения компания-заявитель получает деньги на реализацию проекта. Критерием оценки эффективности деятельности организации является окончательный продукт - то есть качество и кассовые сборы фильма.

ПРИ УЧАСТИИ ФОНДА
Самым успешным проектом, осуществленным с помощью государственных денег, стала комедия "Елки" (декабрь 2010 года). Картина, на производство которой, по неофициальным данным, было потрачено всего 5 (!) млн рублей, собрала порядка 700 млн. Другие фильмы, снятые с привлечением средств государства, показали не столь выдающиеся результаты. "Свадьба по обмену" (66 млн рублей) собрала порядка 79 млн. "Пять невест" (60 млн рублей) вышли приблизительно в ноль. Фильм "Небесный суд" имел бюджет в 30 млн рублей, сборы неизвестны. Подчеркнем, что речь идет не о чистой прибыли компании-производителя. 50% от сборов забирает себе кинотеатр, 25% - прокатчик и лишь 25% достается производителям. Также в расчет не брались деньги, потраченные на маркетинг картины.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».