Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Полцарства за «коня»"

За полгода в стране куплено более 1 млн машин, на которые потрачено $20,6 млрд. Россиян не останавливают растущие цены на автомобили и годовые очереди на новинки. Лишь заторы в мегаполисах и отсутствие дорог могут застопорить рынок.Предыдущий год, как известно, был самым реактивным. Весь рынок автомобилей вырос тогда на 20%, что само по себе небывало (в Европе он растет на 1—2% в год, у нас — на 7—10%). Новых импортных машин было продано на 76% больше. Однако с начала 2007 года рынок суммарно увеличился еще на 28%. Причем импорт новых автомобилей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по данным PricewaterhouseCoopers (PwC), поднялся на 60%, а производство иномарок в России — на все 100%. Даже импорт подержанных авто, вопреки ожиданиям, подрос на 46%.

Производство российских иномарок и ввоз подержанных машин растут параллельно увеличивающемуся импорту новых автомобилей — рынок продолжает интенсивно расширяться, а не меняться качественно. Иномарки, собираемые в России, вытесняют автомобили российских брендов, и чисто отечественных машин, по данным PwC, с начала года выпущено на 23% меньше, чем за аналогичный период 2006-го. Российские автопроизводители «собирают» теперь не более 12% всех денег автомобильного рынка.

Через сеть официальных дилеров за полгода реализовано 720 143 новых иностранных автомобиля, включая изготовленные в России (данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России — АЕБ), то есть почти столько, сколько производит в год АвтоВАЗ. А всего, вместе с отечественными и подержанными, в России продано 1,165 млн легковушек (данные PwC) — столько производит весь автопром нашей страны за год вместе с грузовиками, автобусами и спецтехникой.

Новых импортных машин, по данным PwC, продано на $13,2 млрд. А иномарки российского производства впервые обошли в денежном выражении отечественные авто ($2,8 млрд и $2,4 млрд соответственно), хотя иномарок в стране изготовлено на треть меньше, просто они намного дороже чисто российских моделей. Емкость рынка подержанных машин в деньгах возросла на 57% ($2,2 млрд): немало россиян все еще предпочитают качественный подержанный автомобиль («пусть подержанный, но престижный и навороченный») новой, но простой иномарке.

За ценой не постоим

Иностранные производители уже усекли расточительность россиян во всем и стараются ввезти в Россию машины подороже — помощнее и побогаче комплектациями, а «бедные» версии некоторые из них не предлагают вовсе. Если два года назад у нас покупали больше всего авто до $15 тыс., то теперь — за $17—25 тыс. И немалое число автолюбителей стараются обновлять машины каждые три года. Притом что новые модели, как показывают прейскуранты дилеров, «автоматически» становятся дороже на $1—5 тыс. На самые удачные из них устанавливаются очереди длиной чуть ли не в год — как на Nissan Qashqai, Ford Focus или новый Mitsubishi Lancer. При этом продажи самых дорогих автомобилей растут с той же скоростью, что и самых дешевых. Такой ажиотажный спрос позволяет продавцам не снижать цены и на модели, выпускаемые в России, поскольку их тоже разбирают как горячие пирожки. В результате обновленный Rexton II, который «Северсталь-Авто» запускает в Тольятти, будет стоить на $9 тыс. больше.

Растет и средняя цена покупаемого в России автомобиля. С 2002 года она увеличилась с $7,5 тыс. до $17 тыс. — более чем в 2 раза. А за три следующих года, по мнению Стэнли Рута, партнера PwC, поднимется еще на $3—5 тыс. Иными словами, автомобильный рынок в России дорожает год от года. Не в последнюю очередь, по словам Стэнли Рута, этому способствуют вытеснение иномарками дешевых российских автомобилей, рост качественных, дорогих машин в общих продажах (благодаря росту доходов населения) и инфляция. На снижение цен могут повлиять лишь растущая конкуренция среди продавцов и экспансия дешевых китайских авто.

Все флаги — к нам

Почти все зарубежные лидеры рынка при этом уже имеют свое производство в России или намерены обзавестись им в ближайшее время. К концу года запустит завод под Питером Toyota, в Калужской области — Volkswagen. Осенью 2008-го под Петербургом заработает предприятие General Motors. Там же неподалеку уже начал строить завод Nissan (пуск в конце 2009-го). А в следующем, 2008 году строительство начнет Suzuki. Активно ищут площадку Peugeot и Citroen. «Не охваченными» процессом, да и то, видимо, ненадолго, остаются лишь премиум-марки, вроде Audi, Mercedes, BMW и Volvo, хотя, по слухам, свой завод собирается построить у нас и Mercedes. Рабочая сила в России дешевая и квалифицированная, а в Европе автопроизводителей замучили экологи и профсоюзы. Навалившись все вместе, иностранные компании смогут изготавливать в России ежегодно до 2 млн автомобилей — больше, чем продается сейчас. А к 2010 году, по PwC, производство иностранных моделей может увеличиться в 5 раз.

При этом почти в 30 раз может вырасти производство в нашей стране китайских машин, и тогда к 2010 году у нас будут хозяйничать как минимум 7 китайских брендов. Китайские автопроизводители и их коммерсанты делают то, что должны были делать российские автозаводы: налаживают производство недорогих, но современных автомобилей. Теперь российские чиновники изыскивают способы, как остановить китайское автовторжение, чтобы не обвалить (в который раз!) собственного производителя. Китайцам, например, не дают льготный режим промсборки (когда компоненты машин ввозят по льготному тарифу в течение нескольких лет, обязуясь перейти на местные комплектующие). Но машины из Поднебесной и без того настолько дешевы, что по-любому завоюют рынок, замечают эксперты.

Таким образом, 13 мировых брендов готовы производить автомобили в России, и страна становится одним из самых высококонкурентных авторынков в мире, уступая, быть может, лишь Китаю и США, с чем российских потребителей следует только поздравить. Такой расклад обещает предложение моделей и их вариантов на все вкусы и кошельки, обилие скидок, спецпредложений и программ по снижению цен и кредитованию для завоевания клиентов. Стэнли Рут из PwC прогнозирует, что к 2011 году россияне будут тратить на покупку машин как минимум $48 млрд в год, а с учетом роста доходов и продаж машин в кредит (до 50% от всех реализуемых вместо нынешних 25%) при средней цене автомобиля $20 тыс. — и все $96 млрд, что втрое превысит сегодняшний рынок всего за 3 года. Объем рынка вырастет до 5 млн автомобилей в год, сравняется с японским и станет самым емким в Европе, то есть первым в Старом Свете, со всеми вытекающими последствиями.

Ложка дегтя

Однако безоблачному развитию рынка, по мнению экспертов, может помешать недостаточная развитость дорог и относящейся к ним инфраструктуры. А в самых крупных городах, вроде Москвы и Петербурга, основных приобретателях машин, — постоянные пробки, заторы и дефицит парковочных мест. Среди других потенциальных источников сдерживания сбыта автомобилей специалисты называют отсутствие утилизации отслуживших свой срок машин и эффективно работающего рынка подержанных авто (быстрая и бесхлопотная перепродажа через trade in, а не через дикий рынок «с рук»), возможный кризис кредитования (вследствие роста «плохих» долгов и мошенничества), а также недооценку темпов роста рынка его игроками. Производители и их представительства у нас осторожничают и тем искусственно сдерживают продажи (отсюда, кстати, во многом и очереди), квотируют и снабжают Россию по остаточному или вторичному принципу, отдавая первое и лучшее своим местным и устойчивым рынкам. Помимо прочего от сбыта отстают автосервис и местное производство автокомпонентов для существующих и будущих заводов, которое обычно «поручается» мелкому и среднему бизнесу, а он в России не развит и не поддерживается государством. Эксперты опасаются, что чиновники снова начнут вводить искусственные барьеры, как они не раз уже это делали, и воспротивятся экспансии в Россию не только дешевых китайских, но и супердешевых машин (не дороже $7 тыс.) от Renault, Toyota, Volkswagen, Peugeot, Fiat, GM, Tata, Hyundai, которые эти компании намерены выпускать в ближайшее время для развивающихся стран вроде нашей.
 
Автомобильный рынок расширяется, но экология прямо пропорционально ему не ухудшается, поскольку покупаются иномарки, подавляющее большинство из которых соответствует требованиям «Евро-4» и даже «Евро-5». Эти стандарты вступят у нас в силу в 2010 и 2014 годах соответственно. Новые машины заменяют собой старые, коптящие отечественные автомобили, соответствующие «Евро-0» или в лучшем случае «Евро-1». Однако московские власти (а вслед за ними, можно не сомневаться, и других городов — дурной пример заразителен) стремятся существенно повысить транспортный налог, мотивируя свои действия ухудшением экологии в городе. Притом что даже производимые в России иномарки соответствуют более высоким экологическим стандартам, чем отечественные машины. Но государство, поддерживая старых отечественных производителей (в основном ВАЗ), сдерживает внедрение новых экологических требований и тем в первую очередь само поддерживает плохую экологию. «Евро-2» был внедрен у нас только в прошлом году (в Европе — 10 лет назад). А «Евро-3» намечено ввести в 2008-м, когда в Европе начнут действовать нормы «Евро-5». В этой связи вынужденная модернизация двигателей и внедрение новых разработок, соответствующих все возрастающим экологическим требованиям, уже привели к увеличению цен на отечественные автомобили и будут способствовать их росту и дальше. Ясно, что долго наши «тачки» на рынке не продержатся.

Тренды сбыта

Конкуренция на российском рынке уже сейчас велика. При этом лидеры недалеки от отметки продаж в 200 тыс. автомобилей в год.

Впервые на первое место в России вышла марка Chevrolet, обогнав по сбыту Ford. Особым спросом пользуются у нас ее вседорожники TrailBlazer и Tahoe, собираемые в Калининграде, совместная с ВАЗом продукция («Нива» и Viva) и дешевый Lanos украинской сборки (модель уже на третьем месте по популярности после Ford Focus и Renault Logan). Однако Ford не намерен сдавать позиций и в ответ объявил об увеличении мощности российского завода до 125 тыс. машин и первым к концу года запустит сборку первоклассной модели среднего класса Mondeo. Следом такого же класса автомобили на своих российских заводах начнут изготавливать Toyota, Nissan и VW. Так начинается борьба за покупателя среднего класса.

Toyota впервые обошла Hyundai, не имея, в отличие от корейского производителя, заводов в России и продавая более дорогие модели. Успех японцам обеспечивает практически вся линейка моделей — городская машинка Corolla, бизнес-автомобиль Camry, компактный вседорожник RAV4, седан среднего класса Avensis и внедорожник Land Cruiser для особо состоятельных клиентов. Имидж Toyota как самой надежной и качественной марки начинает работать и у нас.

Самый крутой рост продаж (1337%!) — у Chery Amulet калининградской сборки. В результате китайская марка вплотную приблизилась к десятке лидеров. Неожиданно вырос спрос (на 144%) на шведские автомобили Saab, притом что модельный ряд производителя только начинает меняться. Сказалось, видимо, то, что эту культовую марку у нас еще не забыли, а продавцы начали хоть как-то ее раскручивать в связи с 60-летием. С 7,5 тыс. до 27 тыс. выросли за отчетный период продажи машин марки Opel: сказались обновление линейки, красивый дизайн и тонкая ценовая политика представительства GM (в которую входит марка) на российском рынке.

На фоне всеобщего пиршества лишь Citroen снизила продажи на 4%. Россияне не оценили ее достойные и красивые автомобили и не поняли, почему эти машины так дороги и с чем их «есть», несмотря на самую эффектную рекламу на телевидении.

Ford Focus продолжает лидировать среди моделей. Однако самый высокий темп роста популярности у Opel Corsa, Ford Fusion и Chevrolet Aveo. В рейтинг 25 самых продаваемых в России машин вошли и некогда популярные Skoda Octavia (благодаря новой интересной модели) и Fiat Albea (благодаря российской сборке). У Nissan бешеным успехом пользуются модели Qashqai и Note, которые из-за очереди не могут вырваться в лидеры, но, видимо, сделают это к концу года или в начале следующего. Как и новый Mitsubishi Lancer, только появившийся на рынке, в ожидании которого прежнюю модель покупали на 14% меньше.

Mazda меж тем готовится к важным премьерам: россиянам первым в Европе уже в августе представят яркий вседорожник СХ-7, а осенью — новую Mazda 6. В премиум-сегменте лидирует Volvo: бренды Mercedes, BMW, Audi на российском рынке ярко окрашены и часто ассоциируются с чиновниками, банкирами, силовыми структурами, олигархами. На их фоне Volvo выглядит нейтрально и оказывается в дополнительном выигрыше.


Таблица 1 Российский авторынок в 1-м полугодии 2007 года





























































тыс. штук$ млрд
Сегмент рынка1-е полугодие 2007 года1-е полугодие 2006 годаИзменение (%)1-е полугодие 2007 года1-е полугодие 2006 годаИзменение (%)
Российские автомобили300386—232,42,6—8
Иномарки российского производства2051021002,81,675
Импорт новых автомобилей5103186013,2865
Импорт подержанных автомобилей150103462,21,457
Итого11659102820,613,651
Источник: PricewaterhouseCoopers.

Таблица 2 Ведущие бренды российского рынка



























































Бренд1-е полугодие 2007 года1-е полугодие 2006 годаИзменение (%)
Chevrolet84 46744 76089
Ford81 78236 826122
Toyota72 33140 839122
Hyundai53 88547 37414
Nissan52 05328 64282
Renault45 16930 86446
Daewoo40 44632 29925
Mitsubishi37 31333 98210
Kia32 56827 79117
Opel27 3797558262
Источник: Ассоциация европейского бизнеса в России.
 

График 1 Объемы продаж автомобилей на крупнейших европейских рынках (млн штук)



























































РоссияВеликобританияГермания
20021,22,53,1
20031,32,53,1
20041,42,53,2
20051,52,43,3
20061,72,33,4
20072,22,13,5
20082,82,23,5
20093,62,33,6
20104,02,43,7
20114,52,53,8
Источник: PricewaterhouseCoopers.

Таблица 1 Самые покупаемые в России иномарки



























































Модель1-е полугодие 2007 года1-е полугодие 2006 годаИзменение (%)
Ford Focus46 17324 97885
Renault Logan31 03121 11547
Chevrolet Lanos26 43913 40097
Toyota Corolla22 58412 86676
Chevrolet Niva22 50318 90419
Daewoo Nexia22 38022 0282
Mitsubishi Lancer20 47323 808-14
Ford Fusion20 3134296373
Hyundai Accent19 71318 0719
Daewoo Matiz18 06610 27176
Источник: Ассоциация европейского бизнеса в России.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK