18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "ПОЛЕТ НАД ПРОПАСТЬ"

Архивная публикация 2009 года: "ПОЛЕТ НАД ПРОПАСТЬ"

Из-за кризиса авиаперевозчики терпят бедствие. Но меры правительства по регулированию отрасли могут лишь ухудшить положение. На прошлой неделе начались продажи авиабилетов новой отечественной авиакомпании "Авианова", созданной инвестгруппой "A1" ("Альфа-Групп") и американским инвестфондом Indigo Partners. Это второй бюджетный перевозчик в России после Sky Express. Главным своим преимуществом компания считает самые низкие тарифы на полеты по России - от 250 рублей, а зарабатывать планирует на дополнительных услугах: например, за место у окна надо будет доплатить 50 рублей, а за место, где можно сидеть с большим комфортом, - 500 рублей. Первые рейсы компании из Москвы в регионы (в Самару, Краснодар, Ростов-на-Дону и Сочи) назначены на конец августа. Увы, событие это нельзя считать признаком улучшения ситуации в отрасли. Выход нового игрока на отечественный авиарынок был заявлен задолго до кризиса, в ноябре 2006 года, и его владельцы не стали менять планы, несмотря на депрессивное состояние рынка.
Падение пассажирских авиаперевозок в России на фоне кризиса оказалось более глубоким, нежели в большинстве стран. По данным Росавиации, в первом полугодии российские авиакомпании перевезли всего 11,1 млн человек, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне перевозки снизились на 13,4%
к июню 2008-го - до 4,6 млн человек. Правда, в июле ситуация стала исправляться: падение пассажиропотока замедлилось и составило 8%, но, как признался замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, причина тому - пиковое время сезона отпусков. А это значит, что по истечении этого райского для перевозчиков периода вновь следует ждать резкого спада популярности авиаперелетов.

Из-за кризиса авиаперевозчики терпят бедствие. Но меры правительства по регулированию отрасли могут лишь ухудшить положение. На прошлой неделе начались продажи авиабилетов новой отечественной авиакомпании "Авианова", созданной инвестгруппой "A1" ("Альфа-Групп") и американским инвестфондом Indigo Partners. Это второй бюджетный перевозчик в России после Sky Express. Главным своим преимуществом компания считает самые низкие тарифы на полеты по России - от 250 рублей, а зарабатывать планирует на дополнительных услугах: например, за место у окна надо будет доплатить 50 рублей, а за место, где можно сидеть с большим комфортом, - 500 рублей. Первые рейсы компании из Москвы в регионы (в Самару, Краснодар, Ростов-на-Дону и Сочи) назначены на конец августа. Увы, событие это нельзя считать признаком улучшения ситуации в отрасли. Выход нового игрока на отечественный авиарынок был заявлен задолго до кризиса, в ноябре 2006 года, и его владельцы не стали менять планы, несмотря на депрессивное состояние рынка.
Падение пассажирских авиаперевозок в России на фоне кризиса оказалось более глубоким, нежели в большинстве стран. По данным Росавиации, в первом полугодии российские авиакомпании перевезли всего 11,1 млн человек, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне перевозки снизились на 13,4%
к июню 2008-го - до 4,6 млн человек. Правда, в июле ситуация стала исправляться: падение пассажиропотока замедлилось и составило 8%, но, как признался замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, причина тому - пиковое время сезона отпусков. А это значит, что по истечении этого райского для перевозчиков периода вновь следует ждать резкого спада популярности авиаперелетов.

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ
Сокращение объемов уже серьезно сказалось на деятельности авиакомпаний: в конце июля было объявлено о банкротстве сразу трех представителей печально известного авиаальянса AiRUnion - "Самары", "КрасЭйра" и "Домодедовских авиалиний". До осени 2008 года альянс объединял пять российских авиакомпаний (помимо перечисленных это еще "Омскавиа" и "Сибавиатранс"), но с сентября из-за долгов за авиатопливо и наземные услуги в размере $800 млн он фактически прекратил свое существование.
Эти банкротства достаточно крупных игроков рынка далеко не последние, уверены эксперты. Даже безусловный лидер - компания "Аэрофлот" - вынужден прилагать немалые усилия, чтобы удержаться на плаву. Если бы не роялти ($300 млн), которое компания получает от иностранных перевозчиков за беспересадочные полеты над Россией, "Аэрофлот" закончил бы 2008 год с убытком: его чистая прибыль по международным стандартам финансовой отчетности составила $37 млн, что в 8,5 раза меньше, чем в 2007 году ($313,4 млн). Согласно прогнозам аналитиков, в 2009 году перевозки "Аэрофлота" могут сократиться на 13%.
Компания собирается вплотную заняться оптимизацией издержек. По словам ее гендиректора Виталия Савельева, будет проводиться реструктуризация и сокращение персонала. Тем не менее "Аэрофлот" не собирается экономить на парке и сокращать маршрутную сеть, не будет он заманивать пассажиров и снижением тарифов.

СБРОСИТЬСЯ НА РЕЗЕРВЫ
Впрочем, в снижении тарифов не заинтересован никто. Несмотря на падение спроса, билеты на многие направления только дорожают, на некоторых внутренних рейсах за летний сезон цены поднялись аж в 6-7 раз.
Этот факт насторожил Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая недавно объявила о проверке ценовой политики российских авиакомпаний. Перевозчики утверждают, что снижаться ценам не дают многочисленные статьи расходов, дескать, значительная доля себестоимости полетов приходится на услуги аэропортов, а только в июле стоимость аэропортового обслуживания выросла на 10%.
Кроме того, не стоит забывать, что лизинговые платежи за самолеты, а также часть расходов на их техобслуживание, как правило, номинированы в долларах. Из-за девальвации рубля расходы перевозчиков выросли и по этим статьям. Сказывается и взлет курса евро, что также привело к удорожанию билетов на международных направлениях.
Конечно, государство не оставляет авиаотрасль без внимания. В конце 2008-го правительством были утверждены правила предоставления из федерального бюджета госгарантий в размере 30 млрд рублей по кредитам для авиакомпаний. Кроме того, для поддержки компаний, летающих на Дальний Восток, в 2009 году были выделены субсидии
в размере 1,7 млрд рублей.
Также в июле правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий помощь авиаперевозчикам при закупке импортной современной авиатехники: им будет предоставляться отсрочка по таможенным платежам до 6 месяцев.
Но другие инициативы властей, скорее, душат отрасль, чем помогают ей выжить. Так, Минтранс подготовил документы, вводящие обязательные финансовые гарантии для авиакомпаний на случай остановки их деятельности. Ранее министерство планировало включить в законопроект требования о резервировании квартальной выручки перевозчика на депозите, однако в данный момент эти требования отсутствуют. Теперь предлагается ввести обязательные финансовые гарантии, размер которых будет зависеть от объема перевозок. Ведомство твердо намерено реализовать эту систему в конце октября.
Резервные фонды пойдут на компенсацию потерь пассажирам авиапредприятий-банкротов. К этому чиновников подтолкнули события 2008 года, когда компании (в первую очередь речь идет об упомянутой выше AiRUnion) из-за финансовых проблем не могли выполнять свои обязательства. Немаловажную роль в данном решении сыграло и выделение госгарантий - таким образом власти смогут контролировать расходование государственных средств.
По словам руководителя агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, с окончанием летнего сезона отпусков выручка авиаперевозчиков резко упадет. А лишение компаний, живущих на кредиты, столь значительной части оборотных средств еще быстрее приведет к банкротству.
Дальнейшее состояние авиарынка будет зависеть от многих факторов. "Негативным моментом является постепенное увеличение стоимости черного золота, что в перспективе увеличит издержки компаний, ведь топливо будет только дорожать. Банкротство отдельных авиаперевозчиков приводит к еще большему росту цен на авиабилеты, которые превышают даже уровень прошлого года, когда нефть стоила порядка $150 за баррель", - говорит аналитик ГК "АЛОР" Анна Люканова. В перспективе рост цен на перевозки может привести к дальнейшему снижению спроса со стороны населения. Тогда банкротства и активизация процессов слияния и поглощения в отрасли станут неизбежными. По прогнозам экспертов, большая часть мелких региональных компаний в 2009-2010 годах, скорее всего, исчезнет. Но этим смогут воспользоваться новые игроки, которые, подобно "Авианове", внесут свои антикризисные предложения и начнут экспансию на изрядно потрепанный рынок.




ЭКОНОМИТЬ НА ВСЕМ


Гендиректор ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири разработал новую схему, которая позволит клиентам перевозчика летать дешевле. Ryanair провела переговоры с американским авиастроительным концерном Boeing о создании самолета со стоячими местами, которые О'Лири назвал барными табуретами (bar stools). Для пассажиров будут предусмотрены ремни безопасности, застегивающиеся вокруг талии.
Идею О'Лири позаимствовал у китайского авиаперевозчика Spring Airlines, впервые в мире решившего перевозить пассажиров стоя. За счет введения на авиарейсах стоячих мест Spring Airlines надеется увеличить вместительность лайнеров на 50%, снизив стоимость перелета на 20%. В надежде сэкономить на расходе топлива и сделать самолеты легче другие зарубежные авиакомпании уменьшают размер ложек в столовых наборах. А некоторые перевозчики вводят более легкие тележки для развоза питания или отказываются от журналов для пассажиров, помещая беспошлинные каталоги на телеэкраны, расположенные на задней спинке кресла.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».