Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ПОЛЕТ НАД ПРОПАСТЬЮ"

Из-за кризиса авиаперевозчики терпят бедствие. Но меры правительства по регулированию отрасли могут лишь ухудшить положение.

По данным Росавиации, в январе—мае 2009 года российские авиакомпании перевезли всего 11,1 млн человек, что на 11,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Спад по грузоперевозкам в мае составил 15,8%. Сокращение объемов серьезно сказалось на деятельности авиакомпаний: основные производственные показатели отрасли за период с января по апрель 2009 года снизились относительно аналогичного периода в 2008 году более чем на 20%.
В июле стало известно о банкротстве авиакомпании «КрайсЭйр», входившей в альянс «ЭйрЮнион». Несмотря на то, что окончательное решение суд примет не раньше 22 сентября, уже сейчас ясно, что компании не выбраться из долговой ямы. И этот случай не последний, уверены эксперты.
Даже безусловный лидер российского авиарынка – компания «Аэрофлот» — сегодня находится не в лучшей форме. Если бы не роялти ($300 млн), которое компания получает от иностранных перевозчиков за беспересадочные полеты над Россией, «Аэрофлот» закончил бы 2008 год с убытком: его чистая прибыль по международным стандартам финансовой отчетности составила $37 млн, что в 8,5 раза меньше, чем в 2007 году ($313,4 млн). Согласно прогнозам аналитиков, в 2009 году перевозки компанией пассажиров могут сократиться на 13%. Только за первые пять месяцев 2009 года объемы перевозок упали на 12,4%, а по проценту занятости кресел «Аэрофлот» показал худший результат — 62,1%, тогда как уровень занятости кресел у остальных компаний из первой пятерки превышает 70%.
Перевозчик уже решил избавиться от «дочек» — под угрозой банкротства оказались «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд», а грузовая компания «Аэрофлот-Карго» объявлена банкротом. Будет изменена работа многочисленных зарубежных представительств «Аэрофлота»: здесь грядет сокращение сотрудников и офисных площадей. Изменениям подвергнется и система расчетов с филиалами: до сих пор все представительства перевозчика получали фиксированную ставку оплаты вне зависимости от результатов деятельности. С сентября будет введена новая схема, предполагающая выплату процентов за увеличение объемов перевозок.
Да и сама головная компания собирается вплотную заняться оптимизацией издержек. По словам гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, авиаперевозчика ожидает реструктуризация и сокращение персонала. Тем не менее «Аэрофлот» не собирается экономить на парке и сокращать маршрутную сеть, не будет он привлекать пассажиров и снижением тарифов.

Почем билетик?
Впрочем, в снижении тарифов не заинтересован никто. Несмотря на падение спроса, билеты на многие направления только дорожают. Этот факт насторожил Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая на прошлой неделе объявила о проверке ценовой политики российских авиакомпаний. По словам руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, цена перелета должна снизиться, поскольку на керосин приходится около 40% стоимости билетов. Между тем этого не происходит.
Авиакомпании же утверждают, что снижаться ценам не дают другие статьи расходов, дескать, значительная доля себестоимости перевозок приходится на услуги аэропортов, а только в июле стоимость аэропортового обслуживания выросла на 10%. Указывают игроки и на рост курса европейской валюты: если в мае цены авиабилетов в евро рассчитывались по курсу 37,5 рубля, то теперь — по 45,5 рубля. В результате в середине июля перевозчики подняли тарифы на европейские направления на 3,4%.
Кроме того, не стоит забывать, что лизинговые платежи за самолеты, а также часть расходов на их техобслуживание, как правило, номинированы в долларах. Из-за девальвации рубля расходы перевозчиков и по этим статьям тоже выросли.
В авиакомпаниях считают, что самым логичным шагом была проверка специалистами ФАС среднего тарифа и себестоимости рейса, что позволит выявить демпингующие авиакомпании и тех, кто сильно завышает стоимость перевозки. Так, антимонопольщики уже обвинили «Аэрофлот» в завышении тарифов на авиаперевозки на направлении Красноярск—Норильск. Оно и неудивительно: на этом направлении компания занимает доминирующее положение, и цены на билеты (до 36 тыс. рублей) весьма высоки. Хотя предельный тариф на авиаперевозки, установленный Министерством транспорта и связи Красноярского края, по линии Красноярск—Норильск составляет 8,5 тыс. рублей. Если факт злоупотребления доминирующим положением будет доказан, то компании грозит штраф на сумму до 15% от выручки за 2007 год.

Сброситься на резервы
Конечно, государство не оставляет авиаотрасль без внимания. В конце 2008-го правительством были утверждены правила предоставления из федерального бюджета госгарантий в размере 30 млрд рублей по кредитам для авиакомпаний. Кроме того, для поддержки компаний, летающих на Дальний Восток, в 2009 году были выделены субсидии в размере 1,7 млрд рублей.
Заботится государство и о конкретных игроках: например, поддержало регионального перевозчика «КД Авиа». На его оздоровление из федерального бюджета было выделено 4 млрд рублей. Правда, при этом контрольный пакет акций компании перейдет в руки Калининградской области. Вторым акционером «КД Авиа» может стать государственный ВЭБ, намекнувший о возможности выкупа допэмиссии на 7 млрд рублей.
Ну и, наконец, в конце прошлой недели правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий помощь авиаперевозчикам при закупке импортной современной авиатехники: им будет предоставляться отсрочка по уплате таможенных платежей на срок до 6 месяцев.
Но другие инициативы властей, скорее душат отрасль, чем помогают ей выжить. Минтранс и Росавиация собираются потребовать от перевозчиков резервирования на банковских счетах четверти своей годовой выручки. Компании также будут обязаны предоставлять в Росавиацию финансовую отчетность, если не хотят лишиться сертификата эксплуатанта. Как заявил на июньском заседании коллегии Минтранса министр Игорь Левитин, авиакомпаниям придется в текущем году доказывать свою финансовую состоятельность.
Резервные фонды пойдут на компенсацию потерь пассажирам авиапредприятий-банкротов. К этому чиновников подтолкнули события 2008 года, когда компании (в первую очередь речь идет об «ЭйрЮнион») из-за финансовых проблем не могли выполнить свои обязательства. Немаловажную роль в этом решении сыграло и выделение государством госгарантий — таким образом, власти смогут контролировать использование государственных средств.
Однако новые требования вряд ли благоприятным образом скажутся на состоянии отечественного авиарынка. По словам руководителя агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, с окончанием летнего сезона отпусков выручка авиаперевозчиков резко упадет. А лишение компаний, живущих на кредитах, столь значительной части оборотных средств еще быстрее приведет их к банкротству.
Дальнейшее состояние авиарынка будет зависеть от многих факторов. «Негативным моментом является постепенное увеличение стоимости черного золота, что в перспективе увеличит издержки компаний за счет роста цен на топливо. Банкротство отдельных авиаперевозчиков приводит к еще большему росту цен на авиабилеты, которые превышают даже уровень прошлого года, когда цены на нефть были у отметки $150 за баррель», — говорит аналитик ГК «АЛОР» Анна Люканова. В перспективе рост цен на перевозки может привести к еще большему снижению спроса со стороны населения. Тогда банкротства и активизация процессов слияния и поглощения в отрасли станут неизбежны. По прогнозам экспертов, большая часть мелких региональных компаний в 2009—2010 годах, скорее всего, уйдет с рынка.

Экономить на всем
Гендиректор ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири разработал новую схему, которая позволит клиентам перевозчика совершать перелеты дешевле. Ryanair провела переговоры с американским авиастроительным концерном Boeing о создании самолета со стоячими местами для пассажиров, которые О’Лири назвал «барными табуретами» (bar stools). Для пассажиров будут предусмотрены ремни безопасности, застегивающиеся вокруг талии.
Идею О’Лири позаимствовал у китайского авиаперевозчика Spring Airlines, первого в мире решившего перевозить пассажиров стоя. За счет введения на авиарейсах стоячих мест Spring Airlines надеется увеличить вместительность лайнеров на 50%, снизив стоимость перелета на 20%. В надежде сэкономить на расходе топлива, делая самолеты легче, другие зарубежные авиакомпании уменьшают размеры ложек в столовых наборах. А некоторые перевозчики вводят более легкие тележки для развоза питания или отказываются от журналов для пассажиров, помещая беспошлинные каталоги на телеэкраны, расположенные на задней спинке кресла.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK