Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Полет за казенный счет"

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» заключила договор с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс и Ко» (ИФК) о приобретении шести дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300 по лизинговой схеме на срок не менее 8 лет. Эти лайнеры строят на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО).По договору первый самолет должен быть предоставлен «Аэрофлоту» через полтора года — в июле 2005-го. Впоследствии самолеты будут поступать в авиакомпанию с интервалом в месяц.

Таким образом, завершается эпопея со злополучным контрактом между «Аэрофлотом» и ИФК, подписанным в 1999 году. Напомним, что тогда компании подписали предварительное соглашение на поставку шести «Илов», а все самолеты «Аэрофлот» должен был получить в середине 2005 года. При этом величина ежемесячного лизингового платежа за каждый новый лайнер была определена в размере $350 тыс. Однако в конце 2002 года «Ильюшин Финанс» подняла ставку до $500 тыс. в месяц, объясняя удорожание выдвинутыми самим «Аэрофлотом» дополнительными требованиями по техническому оснащению и отделке салона самолета. В ответ на это авиакомпания отказалась от покупки. А ИФК обратилась в суд.

Дело в том, что кроме предварительных соглашений с ИФК еще раньше «Аэрофлот» заключил очень серьезный договор с правительством. Согласно ему авиакомпания получила право беспошлинного ввоза иностранных самолетов, но одновременно взяла на себя обязательства закупать на сэкономленные от уплаты пошлин деньги российские самолеты. Что касается первого пункта соглашения, то «Аэрофлот» им воспользовался в полной мере — стал активно закупать лайнеры производства европейского Airbus и американского Boeing. А вот обязательства по закупке отечественных судов фактически не выполнял.

С переменным успехом компании судились по поводу данной сделки весь прошлый год — если один суд обязывал «Аэрофлот» закупать самолеты, то другой освобождал его от этих обязательств. В конце концов, убедившись в бесперспективности тяжбы, компании решили договориться во внесудебном порядке и, судя по ныне заключенному контракту, сумели найти общий язык. Не последнюю роль в этом, как считают на рынке, сыграло то обстоятельство, что возглавляемый Александром Лебедевым Национальный резервный банк, который контролирует и «Ильюшин Финанс», и ВАСО, весной минувшего года приобрел блокирующий пакет акций «Аэрофлота», став, таким образом, акционером всех компаний-участников сделки.

В настоящий момент ни одна из сторон не раскрывает, каким образом был достигнут компромисс, и не разглашает финансовые параметры сделки. Компании ссылаются на то, что ряд вопросов, связанных с механизмом оплаты, до сих пор находится в проработке. Но, как стало известно «Профилю», сумма ежемесячного платежа по нынешнему договору составит около $550 тыс. А нахождение общего языка между «Аэрофлотом» и ИФК — это не что иное, как согласие правительства оплачивать часть ставки из казны. Предполагается, что «Аэрофлот» будет платить в месяц не более $300 тыс. за каждый лайнер, остальное — за государственный счет.

Эксперты считают, что на других условиях вряд ли можно было вынудить «Аэрофлот» приобретать «ильюшинские» самолеты, которые авиакомпании, по большому счету, не нужны. Как известно, сейчас «Аэрофлот» формирует свой парк преимущественно из иностранных лайнеров малой и средней дальности — Airbus 320 и Boeing 767.

Сидоров

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK