Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Полеты во сне и наяву"

Структуры Романа Абрамовича продали свою долю в «Аэрофлоте» Национальному резервному банку. В результате крупнейший российский авиаперевозчик может пополнить свой парк не американскими или европейскими, а отечественными лайнерами.На прошлой неделе Национальный резервный банк (НРБ) и компания Millhouse Capital сообщили о завершении сделки по купле-продаже 26-процентного пакета акций «Аэрофлота». Сумма сделки сторонами не разглашается. Однако, по оценке ряда экспертов, она составила более $133 млн.
В заявлении для прессы председатель совета директоров Millhouse Евгений Швидлер ограничился следующим заявлением: «Мы считаем очень важной работу, которую проделали частные инвесторы в «Аэрофлоте». Высокий интерес к пакету акций «Аэрофлота» и стоимость сделки явились результатом этой работы».
А работу частные инвесторы проделали следующую. К осени 2001 года акционеры «Сибнефти», впоследствии учредившие компанию Millhouse Capital, скупили блокирующий пакет акций «Аэрофлота». Это приобретение по разным оценкам обошлось Millhouse в сумму от $85 млн. до $120 млн.
На очередном собрании акционеров «Аэрофлота» новые собственники заняли три из девяти мест в совете директоров авиакомпании. Однако планам дальнейшей экспансии Millhouse Capital в руководство авиакомпании не дано было осуществиться. Желание структур, подконтрольных Роману Абрамовичу, увеличить свою долю в акционерном капитале «Аэрофлота» также натолкнулось на жесткую оппозицию ее главного акционера — государства, которому принадлежит 51,17%, и гендиректора авиакомпании Валерия Окулова.
В итоге повторение уже реализованного в 1990-х Борисом Березовским в «Аэрофлоте» сценария (приобретение миноритарного пакета акций с последующим «захватом» совета директоров) не получилось. Поэтому Millhouse потеряла интерес к авиакомпании и начала поиск покупателя на свою долю в авиакомпании.
Судя по текущей капитализации «Аэрофлота», цена принадлежавшего Millhouse пакета на момент продажи составляла не более $102 млн. Однако акции были приобретены Национальным резервным банком существенно дороже ($130 млн). Так что Millhouse не только вернул себе первоначальные вложения ($85 млн. — $120 млн.), но и сумел заработать, по меньшей мере 10%.
Здесь, естественно, возникает вопрос: а зачем НРБ переплатил компании Millhouse? Объяснение есть. Дело в том, что Национальный резервный банк выступает одним из совладельцев лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК), которая, в свою очередь, является основным заказчиком по проекту постройки шести пассажирских лайнеров Ил-96-300 для «Аэрофлота». Авиалайнеры должны быть построены на Воронежском авиационном заводе. При этом, несмотря на то, что контракт между «Аэрофлотом» и ИФК подписан, авиакомпания не торопится подтверждать свое желание укомплектовывать свой парк новыми Илами.
Наоборот, российский авиагигант в последнее время склоняется к приобретению авиалайнеров западного производства. Не так давно советом директоров компании была одобрена лизинговая сделка, результатом которой станет появление в парке «Аэрофлота» 8 самолетов Airbus на общую сумму $31,6 млн.
Покупка же аэрофлотовских акций «Нацрезервом» с последующим введением своих людей в состав совета директоров компании, по всей видимости, должна ускорить приобретение «Аэрофлотом» воронежских лайнеров.
Впрочем, не исключено, что у главы НРБ Александра Лебедева были и другие мотивы при покупке доли в «Аэрофлоте». Ведь общая стоимость воронежского контракта составляет всего $300 млн., и тратить на его продавливание через совет директоров авиакомпании около $130 млн. вряд ли разумно. Вполне возможно, что покупка аэрофлотовских акций для НРБ и ИФК лишь первый шаг по реализации масштабной программы по обновлению авиапарка «Аэрофлота». По замыслу НРБ, Илы в этой программе, скорее всего, должны играть ведущую роль. Если это так, то $30 млн., переплаченных «Нацрезервом» структурам Абрамовича, — вполне обоснованное «мотовство».

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK