20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЗКА"

Архивная публикация 2003 года: "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЗКА"

Энергосистему можно наладить, если не будет мешать конгрессКОММЕНТАРИЙ
"Великое отключение" 2003 года закончилось, но обсуждение способов повышения надежности энергосистем идет настолько вяло, что это не может не тревожить. Даже те, кто вообще-то должен быть специалистом в этом вопросе, делают такие заявления, которые явно демонстрируют, что начались веерные отключения интеллекта. Среди сказок, которыми нас в последнее время кормят:
Сказка о том, что энергосистема США находится на уровне стран третьего мира. Неправда.
Сказка о том, что решить проблему можно, главным образом построив больше ЛЭП для более эффективного распределения электричества по регионам. Неправда.
Сказка о том, что модернизация энергосистемы обойдется слишком дорого. Неправда.
А правда в том, что энергосистема США при всех ее недостатках остается одной из самых надежных в мире. Да, обвальное отключение электричества в середине августа напугало. Возможно, оно послужило указанием на наличие в системе уязвимых мест, которые пока не до конца понятны. Но при определенном стечении обстоятельств сбой может дать даже хорошая система. И потом, вспомните, что последнее отключение электричества, близкое по масштабам к нынешнему, произошло в 1965 году, еще когда в Белом доме сидел Линдон Джонсон (Lyndon B. Johnson), тоже техасец.
Никто не отрицает необходимость дополнительных инвестиций, но не стоит направлять их на создание дополнительных связей между соседними участками энергосистемы, для переброса энергии на большие расстояния, увеличивая риск каскадных отключений. "В бурю один сорвавшийся альпинист увлекает за собой всю связку", -- говорит Джим Летцельтер (Jim Letzelter), управляющий энергосервисной компании Platts Research & Consulting (The McGraw-Hill Companies).
Что же касается сказки под номером три, то повысить качество работы энергосистемы можно без больших затрат. Хотя Electric Power Research Institute оценивает модернизацию по последнему слову техники в $50--100 млрд. за 5--10 лет, президент Edison Electric Institute Томас Кун (Thomas R. Kuhn) считает, что достаточно просто увеличить инвестиции в системы электропередачи с нынешних $3 млрд. до $5 млрд. в год. Сравните это с более чем $100 млрд., вложенными в новые электростанции только за последние три года. Сегодня на передачу электроэнергии затрачивается около 7% от общих расходов. После случившегося практически все согласятся с тем, что немного увеличить расходы на линии электропередачи лучше, чем потеть (а в следующий раз, может статься, и мерзнуть) в темноте.
По существу, энергосистема и в самом деле нуждается в модернизации. И проблема здесь не в деньгах и не в технике. Даже не в недостатке идей. Проблема в политике. Без принятия конгрессом новых правил система просто зависла между вертикальной интеграцией прошлого и горизонтальной интеграцией будущего. В результате возникли сумятица и беспорядок. Никто не несет ответственности и в то же время не наделен непререкаемой властью, чтобы заставить систему работать надежно. А раз невозможно предсказать, какой выход из этого политического тупика найдет Вашингтон, то финансировать развитие энергосистемы инвесторы не торопятся.
Стыд и срам, потому что на самом деле есть реальный план, реализация которого может привести к значительному прогрессу в управлении энергосистемой и стимулировании инвестиций. Это план Пэта Вуда III (Pat Wood III), которого на пост председателя Федеральной энергетической регулирующей комиссии (FERC) назначил лично Джордж Буш (George W. Bush). Вуд понимает, что главной проблемой сетей передачи является, как говорят экономисты, "трагедия общественной собственности". Подобно рыболовным угодьям или пастбищам, при отсутствии эффективных средств взимания платы за пользование или механизма запрета на использование сеть подвергается перегрузкам.
План FERC предполагает создание 7--8 региональных организаций, занимающихся передачей электроэнергии, с безусловным правом решать, кто и когда может пользоваться энергосистемой их регионов. Произойдет также и разделение энергокомпаний по вертикали, а производство и передача энергии будут разведены. Каждая из этих ветвей затем начнет расти и по горизонтали, расширяя бизнес либо передачи, либо производства энергии. В итоге, по прогнозам Министерства энергетики США, увеличится эффективность, что несколько снизит розничную стоимость электроэнергии в стране. Важнее другое: план снизит риск сбоев, вызванных нехваткой инвестиций, отсутствием координации, некомпетентностью или махинациями на рынке в стиле Enron.
Представьте себе энергетическую сеть в виде общественной системы пересекающихся каналов. Электростанции "закачивают" в каналы электричество. Потребители это электричество выкачивают. Ток, как и вода, всегда "стекает вниз", т.е. идет по пути наименьшего сопротивления. И ему дела нет до границ штатов или чьих-то контрактов. Потребители, разумеется, платят за пользование системой электропередачи. Но своевольное электричество может вызвать перегрузку сетей, расположенных от потребителя за многие сотни миль. И за связанные с этим проблемы он платить не будет.
Трагедия общественной собственности с 1996 года усилилась. В 1996 году FERC решила, что энергетики должны разрешать другим компаниям использовать свои линии за плату. Это обернулось катастрофой для оптовых цен на электричество. Стоимость электроэнергии снизилась, так как потребители стали покупать ее на самых дешевых станциях. Но управление энергосистемой сильно усложнилось. Для поддержания равновесия между производством и потреблением энергии операторы постоянно контактируют с соседними зонами, а своих производителей просят увеличить или уменьшить выработку или даже "сбросить груз" (жаргонное выражение, означающее полное отключение конкретных потребителей). Но американская энергосистема разделена примерно на 120 контрольных зон, и даже внутри большинства этих зон операторы не имеют права диктовать фирмам режим работы.
FERC хочет передать право управления ЛЭП -- без права владения -- некоммерческим региональным организациям по управлению электропередачей. Укрупнение регионов управления и сокращение их количества даст региональным операторам перспективный обзор, сократив потребность в переговорах между соседними зонами. Региональные операторы будут полностью контролировать все электростанции на своей территории, включая право требовать строительства новых линий там, где это необходимо. А это снижает уязвимость слабых компаний. FERC также пытается добиться от конгресса разрешения размещать ЛЭП по своему усмотрению даже вопреки возражениям властей штата. Это ударит по лоббистам, противникам строительства линий на их территориях.
План FERC -- это не только управление и контроль. Он по возможности ограничивает рыночные силы. В качестве пряника строителям дополнительных линий будет позволено устанавливать более высокие тарифы. Эта часть плана FERC уже действует. Чтобы снизить вероятность перегрузки, за пользование уже забитой линией будет взиматься более высокая плата. Такая система посылает четкий сигнал: если потребители много платят за получение энергии издалека по перегруженным линиям, ясно, что имеется потребность в новой линии для их обслуживания или ближе к ним нужно строить новую электростанцию.
Если план FERC так разумен, то почему конгресс его не принимает? В основном потому, что будут и выигравшие, и проигравшие. Southern Co., крупный энергетический холдинг и щедрый политический донор, отчаянно сражается с FERC. Компания утверждает, что из-за реформ дешевая электроэнергия станет утекать из региона, чем будет нанесен ущерб ее клиентам. Но скептики говорят, что главная забота Southern в том, что ее нерегулируемый бизнес проиграет в схватке с более дешевым электричеством со Среднего Запада. По словам одного из федеральных энергетических чиновников, "конкуренция не может идти на пользу компании со 100-процентной долей рынка, потому что из 100% можно только вычитать".
Забудьте страшные истории, которые вам рассказывали после отключения света: энергосистема США не разваливается. И на ее наладку не требуется гигантских сумм. Нужна только разумная политика и политическая воля, и тогда ситуация сдвинется с мертвой точки.

Энергосистему можно наладить, если не будет мешать конгрессКОММЕНТАРИЙ

"Великое отключение" 2003 года закончилось, но обсуждение способов повышения надежности энергосистем идет настолько вяло, что это не может не тревожить. Даже те, кто вообще-то должен быть специалистом в этом вопросе, делают такие заявления, которые явно демонстрируют, что начались веерные отключения интеллекта. Среди сказок, которыми нас в последнее время кормят:

Сказка о том, что энергосистема США находится на уровне стран третьего мира. Неправда.

Сказка о том, что решить проблему можно, главным образом построив больше ЛЭП для более эффективного распределения электричества по регионам. Неправда.

Сказка о том, что модернизация энергосистемы обойдется слишком дорого. Неправда.

А правда в том, что энергосистема США при всех ее недостатках остается одной из самых надежных в мире. Да, обвальное отключение электричества в середине августа напугало. Возможно, оно послужило указанием на наличие в системе уязвимых мест, которые пока не до конца понятны. Но при определенном стечении обстоятельств сбой может дать даже хорошая система. И потом, вспомните, что последнее отключение электричества, близкое по масштабам к нынешнему, произошло в 1965 году, еще когда в Белом доме сидел Линдон Джонсон (Lyndon B. Johnson), тоже техасец.

Никто не отрицает необходимость дополнительных инвестиций, но не стоит направлять их на создание дополнительных связей между соседними участками энергосистемы, для переброса энергии на большие расстояния, увеличивая риск каскадных отключений. "В бурю один сорвавшийся альпинист увлекает за собой всю связку", -- говорит Джим Летцельтер (Jim Letzelter), управляющий энергосервисной компании Platts Research & Consulting (The McGraw-Hill Companies).

Что же касается сказки под номером три, то повысить качество работы энергосистемы можно без больших затрат. Хотя Electric Power Research Institute оценивает модернизацию по последнему слову техники в $50--100 млрд. за 5--10 лет, президент Edison Electric Institute Томас Кун (Thomas R. Kuhn) считает, что достаточно просто увеличить инвестиции в системы электропередачи с нынешних $3 млрд. до $5 млрд. в год. Сравните это с более чем $100 млрд., вложенными в новые электростанции только за последние три года. Сегодня на передачу электроэнергии затрачивается около 7% от общих расходов. После случившегося практически все согласятся с тем, что немного увеличить расходы на линии электропередачи лучше, чем потеть (а в следующий раз, может статься, и мерзнуть) в темноте.

По существу, энергосистема и в самом деле нуждается в модернизации. И проблема здесь не в деньгах и не в технике. Даже не в недостатке идей. Проблема в политике. Без принятия конгрессом новых правил система просто зависла между вертикальной интеграцией прошлого и горизонтальной интеграцией будущего. В результате возникли сумятица и беспорядок. Никто не несет ответственности и в то же время не наделен непререкаемой властью, чтобы заставить систему работать надежно. А раз невозможно предсказать, какой выход из этого политического тупика найдет Вашингтон, то финансировать развитие энергосистемы инвесторы не торопятся.

Стыд и срам, потому что на самом деле есть реальный план, реализация которого может привести к значительному прогрессу в управлении энергосистемой и стимулировании инвестиций. Это план Пэта Вуда III (Pat Wood III), которого на пост председателя Федеральной энергетической регулирующей комиссии (FERC) назначил лично Джордж Буш (George W. Bush). Вуд понимает, что главной проблемой сетей передачи является, как говорят экономисты, "трагедия общественной собственности". Подобно рыболовным угодьям или пастбищам, при отсутствии эффективных средств взимания платы за пользование или механизма запрета на использование сеть подвергается перегрузкам.

План FERC предполагает создание 7--8 региональных организаций, занимающихся передачей электроэнергии, с безусловным правом решать, кто и когда может пользоваться энергосистемой их регионов. Произойдет также и разделение энергокомпаний по вертикали, а производство и передача энергии будут разведены. Каждая из этих ветвей затем начнет расти и по горизонтали, расширяя бизнес либо передачи, либо производства энергии. В итоге, по прогнозам Министерства энергетики США, увеличится эффективность, что несколько снизит розничную стоимость электроэнергии в стране. Важнее другое: план снизит риск сбоев, вызванных нехваткой инвестиций, отсутствием координации, некомпетентностью или махинациями на рынке в стиле Enron.

Представьте себе энергетическую сеть в виде общественной системы пересекающихся каналов. Электростанции "закачивают" в каналы электричество. Потребители это электричество выкачивают. Ток, как и вода, всегда "стекает вниз", т.е. идет по пути наименьшего сопротивления. И ему дела нет до границ штатов или чьих-то контрактов. Потребители, разумеется, платят за пользование системой электропередачи. Но своевольное электричество может вызвать перегрузку сетей, расположенных от потребителя за многие сотни миль. И за связанные с этим проблемы он платить не будет.

Трагедия общественной собственности с 1996 года усилилась. В 1996 году FERC решила, что энергетики должны разрешать другим компаниям использовать свои линии за плату. Это обернулось катастрофой для оптовых цен на электричество. Стоимость электроэнергии снизилась, так как потребители стали покупать ее на самых дешевых станциях. Но управление энергосистемой сильно усложнилось. Для поддержания равновесия между производством и потреблением энергии операторы постоянно контактируют с соседними зонами, а своих производителей просят увеличить или уменьшить выработку или даже "сбросить груз" (жаргонное выражение, означающее полное отключение конкретных потребителей). Но американская энергосистема разделена примерно на 120 контрольных зон, и даже внутри большинства этих зон операторы не имеют права диктовать фирмам режим работы.

FERC хочет передать право управления ЛЭП -- без права владения -- некоммерческим региональным организациям по управлению электропередачей. Укрупнение регионов управления и сокращение их количества даст региональным операторам перспективный обзор, сократив потребность в переговорах между соседними зонами. Региональные операторы будут полностью контролировать все электростанции на своей территории, включая право требовать строительства новых линий там, где это необходимо. А это снижает уязвимость слабых компаний. FERC также пытается добиться от конгресса разрешения размещать ЛЭП по своему усмотрению даже вопреки возражениям властей штата. Это ударит по лоббистам, противникам строительства линий на их территориях.

План FERC -- это не только управление и контроль. Он по возможности ограничивает рыночные силы. В качестве пряника строителям дополнительных линий будет позволено устанавливать более высокие тарифы. Эта часть плана FERC уже действует. Чтобы снизить вероятность перегрузки, за пользование уже забитой линией будет взиматься более высокая плата. Такая система посылает четкий сигнал: если потребители много платят за получение энергии издалека по перегруженным линиям, ясно, что имеется потребность в новой линии для их обслуживания или ближе к ним нужно строить новую электростанцию.

Если план FERC так разумен, то почему конгресс его не принимает? В основном потому, что будут и выигравшие, и проигравшие. Southern Co., крупный энергетический холдинг и щедрый политический донор, отчаянно сражается с FERC. Компания утверждает, что из-за реформ дешевая электроэнергия станет утекать из региона, чем будет нанесен ущерб ее клиентам. Но скептики говорят, что главная забота Southern в том, что ее нерегулируемый бизнес проиграет в схватке с более дешевым электричеством со Среднего Запада. По словам одного из федеральных энергетических чиновников, "конкуренция не может идти на пользу компании со 100-процентной долей рынка, потому что из 100% можно только вычитать".

Забудьте страшные истории, которые вам рассказывали после отключения света: энергосистема США не разваливается. И на ее наладку не требуется гигантских сумм. Нужна только разумная политика и политическая воля, и тогда ситуация сдвинется с мертвой точки.

ПИТЕР КОЙ (PETER COY)C РИЧАРДОМ ДАНХЭМОМ (RICHARD S. DUNHAM) И МАЙКОМ МАКНЭМИ (MIKE MCNAMEE) В ВАШИНГТОНЕ И КРИСТОФЕРОМ ПАЛМЕРИ (CHRISTOPHER PALMERI) В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ. -- BUSINESS WEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».