25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Политика больших шагов"

Архивная публикация 2008 года: "Политика больших шагов"

Предвыборные обещания Барака Обамы в денежном
выражении «тянут» более чем на 2 трлн долларов. Новому президенту
придется или разочаровать многих своих избирателей, или пойти на
колоссальный дефицит государственного бюджета.С тех пор как Барак Обама избран 44-м президентом Соединенных
Штатов, он избегает общественности. Общественность ему тем же не
отвечает. Она ищет его — и находит.
«Специальный пул» из журналистов многих изданий круглосуточно
преследует избранного президента. Строки репортеров, иногда —
стремительных, а по временам — топчущихся на одном месте по 5 часов,
читаются как выдержки из отчета о наружном наблюдении. В них
сообщается, когда он зашел в фитнес-центр, сколько часов провел в своем
чикагском кабинете, в какой ресторан сходил с женой Мишель.
Заметных результатов работа детективов от журналистики не приносит.
Так, во вторник 11 ноября они были вынуждены рапортовать: «Пулу не
удалось даже как следует разглядеть Обаму». На следующий день, в среду,
опять разочарование: «Пулу не было видно, как он сел в машину». В
четверг той же недели донесли: «Журналистам удалось лицезреть Обаму в
течение всего нескольких секунд». В ночь на пятницу ситуация не
изменилась: «Вскоре после того, как Обама выехал из подземного гаража,
за ним проследовал еще один автомобильный кортеж, который
идентифицировать не удалось».
Почему новая звезда на политическом небосклоне избегает публичности,
понять можно: сегодня демократы заняты самими собой. Формирование
правительства — задача деликатная и весьма непростая.
За закрытыми дверями штаб-квартиры Обамы в Чикаго идет упорная и,
возможно, даже драматичная борьба за приоритеты его президентского
срока, который начнется 20 января 2009 года. На фоне напряженной
финансовой ситуации, проблемы общей для страны и ее госбюджета, уже на
начальной фазе предстоит заложить фундамент, от которого будет зависеть
успех президента Обамы или его преждевременное фиаско.
В предвыборных речах он по нескольку раз на дню восклицал: Yes we
can — «Да, мы можем». Сейчас, похоже, ему нужно будет научиться вовремя
говорить: «Нет».
От исхода этой борьбы зависит, в частности, то, какие группировки из
рядов демократов окажутся у руля. Сторонникам жесткой борьбы с
дефицитом бюджета — Deficit Hardliner, как прозвали фракцию поборников
бережливости, — противостоит коалиция из профсоюзных лидеров, левого
крыла партии и профессоров, называющая самих себя «прогрессивными».
Время не терпит. Распределение ключевых постов в Министерстве
финансов невозможно раньше, чем будут определены основные
характеристики финансовой политики. Один из членов «команды переходного
периода», включающей в себя 400 человек и занятой подготовкой к
передаче должностных полномочий, считает: «Управление финансами — самая
тяжелая работа, которую нам предстоит кому-то доверить. Прежде чем
закрыть эту вакансию, необходимо определиться с будущим курсом».
Вероятно, ни одному другому президенту за всю новейшую историю США
не приходилось вступать в должность в столь сложных условиях. За два
года, что продолжалась предвыборная кампания Обамы, последний, по
оценкам независимых экспертов, раздал избирателям обещаний на сумму,
превышающую 2 трлн долларов, — в частности, 1,5 трлн долларов должно
пойти на новую политику в области здравоохранения, которую
предполагалось проводить в ближайшие 10 лет, 150 млрд — на программу
развития инфраструктуры, еще 360 млрд — на масштабную реформу
налогообложения, которая должна быть завершена к 2013 году. «Часть
денег будет возвращена 95% всех налогоплательщиков», — гласило его
щедрое обещание.
Однако во время финального рывка президентской гонки экономическая
погода переменилась: на финансовом рынке наступил коллапс, показатели
роста устремились вниз, рынок труда трясет. Обе ведущие партии были
вынуждены предоставить нынешнему президенту, Джорджу Бушу, полномочия
на использование
700 млрд долларов для спасения банков. Эта сумма на долгие годы
ляжет на бюджет тяжелым бременем. При этом никто не может сказать,
хватит ли в конечном счете этих денег.
Несмотря на вливание государственных средств, финансовый кризис
добрался и до так называемого реального сектора экономики: спотыкаются
страховые концерны, испытывают трудности многие эмитенты кредитных
карт, а все американское автомобилестроение, уже многие годы приносящее
убытки, имеет серьезные осложнения с ликвидностью. Крупнейшему
автоконцерну General Motors без помощи государства просто не выжить.
Chrysler сообщил о сокращении 25% своих офисных сотрудников.
Но накануне выборов Обама не хотел и не мог отказаться ни от одного
из своих грандиозных посулов. Он продолжил делать широкие жесты,
прибавив к прежним еще и новые обещания. Так, автопром — «становой
хребет Америки» — может рассчитывать на специальные субсидии из казны.
Еще около 150 млрд долларов должно быть выделено на незамедлительное
оживление конъюнктуры. Как и Буш, Обама называет такие вливания
«стимулирующим пакетом».
Кроме того, Обама намерен продлить срок выплаты пособия по
безработице, а также проявить щедрость в отношении беднейших сограждан.
Он собирается повысить лимит расходов по «продовольственным карточкам»
— а сегодня по ним закупают продукты за счет государства 30 млн
американцев.
Каждое из этих обещаний в отдельности вполне разумно, благородно и
заслуживает того, чтобы быть выполненным. Но все вместе они стране явно
не по карману. И если новый президент вдруг попытается выполнить их
все, то после кризисов на рынке недвижимости, в банковской сфере и в
автомобилестроении Америку постигнет еще и бюджетный кризис.
Несовпадение между доходами и расходами госбюджета в 2009 бюджетном
году, который завершается в сентябре, по последним прогнозам, может
достигнуть
1 трлн долларов, что вдвое превосходит показатель 2008 года. Только
за последние три месяца текущего года Министерство финансов Соединенных
Штатов намерено разместить на мировом финансовом рынке государственные
займы США на общую сумму 550 млрд долларов. А на первый квартал 2009
года планируется эмиссия долговых обязательств на сумму 368 млрд
долларов.
Государственный долг США, сегодня превышающий 60% ВВП, в соотношении
с экономическим потенциалом страны находится на том же уровне, что и
задолженность Германии, Франции или Великобритании. А по сравнению с
аналогичным показателем Японии он вообще составляет лишь одну треть. Но
ни в одной стране Запада долги не растут столь стремительно, как в США.
По первым прогнозам, в 2009 году чистый показатель новой
задолженности бюджета Соединенных Штатов заметно превысит 6% от
совокупного экономического потенциала. На этом фоне Германия со своим
менее чем 1% новых бюджетных долгов — просто пай-девочка.
Не следует забывать: государственный долг государственному долгу
рознь. В стране с высокой нормой сбережения граждан оттока капиталов из
страны ни в какой из форм не происходит. Например, в Германии на черный
день откладывается 11% доходов населения. Фактически граждане
одалживают деньги своему государству, а оно платит им за это проценты.
Для США же наличие государственного долга за отсутствием достаточно
серьезных сберегательных вкладов означает, что деньги «утекают» за
границу. Это усиливает конкурентов Америки. Каждый банковский день
государство и частные лица берут взаймы за рубежом в общей сложности
около миллиарда долларов. Три года назад этот показатель составлял
всего 660 млн.
Последствия роста госдолга сильнее других должен ощутить, вероятно,
средний класс. Большой дефицит бюджета может повлечь за собой «разгон»
инфляции, а значит, и обесценивание доходов. Уже сегодня инфляция в США
составляет 5%.
И для систем социальной защиты растущий как на дрожжах дефицит
государственных средств не предвещает ничего хорошего. Вопреки мнению
многих европейцев Америка тоже социальное государство, финансируемое за
счет налогов и отчислений. Каждый работающий платит около 7,5% своего
дохода в фонд пенсионного обеспечения и здравоохранения нынешних
пенсионеров, еще столько же доплачивает его работодатель.
Уже сегодня финансовые прогнозы для фондов пенсионного страхования и
государственного страхования здравоохранения в Америке, как и в Европе,
выглядят достаточно мрачно. Когда все американцы, появившиеся на свет в
годы бума рождаемости, достигнут пенсионного возраста, соответствующие
расходы увеличатся с сегодняшних 9% до 20% ВВП. Финансовые эксперты из
рядов демократов советуют Обаме попытаться обезвредить эту бомбу
замедленного действия под общественно-правовыми финансами, а не
усугублять положение новыми рисками.
Тем более что Обама не может рассчитывать на попутный конъюнктурный
ветер. По стране с невероятной скоростью катится волна увольнений. Если
в январе она уничтожила «всего» 17 тыс. рабочих мест, то в июне работу
потеряли уже 62 тыс. человек, а в октябре — и вовсе 240 тыс. Эксперты
предсказывают, что в 2009 году число безработных в Америке вдвое
превысит показатели начала 2007 года.
Глава финансового ведомства из всех этих показателей может
заключить, что самый вероятный сценарий — «кошмар в духе Хичкока».
Поскольку в результате рецессии текущие налоговые поступления
снижаются, он зажат в клещи. Бегство капитала усиливается, поступления
в бюджет сокращаются, и в этой игре единственное, на что государство
еще может как-то влиять, — это новые обещания выплат.
Потому в эти дни в лагере демократов говорят о деньгах — но не
только о них. На самом деле предметом обсуждений являются и абрисы
долгосрочной политической стратегии. Один вариант — демократам
набраться мужества, решиться на исторический прорыв и открыть новую
главу в истории американского «государства всеобщего благоденствия»,
возникшего по воле Франклина Рузвельта и окрепшего в 60-х годах при
Линдоне Джонсоне.
Другая возможность: в течение первого срока президентства Обамы
избегать резких движений, поскольку в Соединенных Штатах сильное
государство по традиции вызывает в лучшем случае скептицизм, а в худшем
и вовсе неприязнь. Изречение Рональда Рейгана о том, что «государство —
это проблема, а не решение», для многих граждан до сих пор остается
бесспорной истиной. Поэтому Билл Клинтон, некогда губернатор, скорее,
левых взглядов, после избрания президентом быстро стал прагматиком. Он
принял во внимание мнение
тех, кого называл «молчаливым большинством».
Сторонники прогрессивных планов уже начинают создавать колоссальную
волну давления. Эдвард Кеннеди — один из тех, чья помощь была для
команды Обамы особо значимой, настаивает на незамедлительном выполнении
предвыборных обещаний в отношении здравоохранения. «Это потребует
существенных затрат, однако необходимость в реформе настолько велика,
что отложить или отказаться от них сегодня просто нельзя».
Пестрая и шумная коалиция из лидеров профсоюзов, сенаторов и
экспертов, таких как экономист Пол Кругман, получивший в 2008 году
Нобелевскую премию, поддерживает «политику больших шагов». Да и
эксперты демократов по финансовой политике, такие как глава финансового
комитета сенатор Макс Баукус, тоже призывают к расторопности.
Государству следует снять с граждан и компаний бремя расходов на
лечение и риск заболеваний, причем «ощутимо и быстро — уже сегодня».
Отказаться от программы развития инфраструктуры стоимостью 150 млрд
долларов, обещанной Обамой в ходе предвыборной кампании, тоже едва ли
возможно. Ведь это — «ответ демократов на распад государственности в
Америке Джорджа Буша».
Программа предусматривает модернизацию дорог и мостов, строительство
метрополитенов и революционное повышение эффективности использования
электроэнергии в больших городах. А также создание рабочих мест. Есть
уже и человек, который мог бы заняться ее реализацией: это Брюс Кэтц,
вице-президентInstitution — «фабрики идей», финансируемой из
частных средств. Свою программу санации городских регионов он называет
«планом экономического процветания Америки».
В конечном счете такая политика может обернуться против партии,
считают некоторые советники демократов — например, Джин Сперлинг.
Однако отказ от обещанных государственных мер чреват не меньшими
проблемами. Обама обязан своей победой в первую очередь беспрецедентной
поддержке афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. Ни в одной
другой группе населения не найти так много людей, не имеющих
медицинского страхования. Эти избиратели питают любовь к тому, что
вызывает ненависть у других: к сильному правительству.
Противостоят им настороженно-выжидающие рабочие и служащие. Эти
избиратели, чья позиция — чуть правее центра, ожидают основательного
подхода, а не новых рекордов в области долгов. Их кумиром до сих пор
остается Билл Клинтон, их и по сей день согревают воспоминания о
впечатляющем экономическом росте, низких налогах и профиците
государственного бюджета.
Консервативная Америка только и ждет случая бросить демократам упрек
в мании величия, проявляющейся в их финансовой политике. «Сомневаюсь,
что новый президент и его большинство в конгрессе в силах преодолеть
нынешний тяжелый экономический кризис», — заявил на следующий же день
после выборов Харви Голуб, бывший председатель компании American
Express.
Близкие политические сторонники Обамы — такие как бывший
вице-президент Эл Гор — требуют поворота к «мышлению категориями
долгосрочной ответственности» не только в природоохранной сфере, но и в
области экономической политики. «Мы должны разработать концепцию
устойчивого капитализма», — подчеркнул Гор после победы Обамы.
Джин Сперлинг в эти дни тоже неустанно предостерегает от спеси и
самодовольства. Ведь, уверен Сперлинг, с правительством консерваторов
после победы Буша в 2004 году приключилось именно это — только с
обратным знаком: они верили в «постоянное республиканское большинство»,
как выразился тогда Карл Роув, консультировавший Буша. Они восприняли
победу как мандат на приватизацию жизненных рисков, убежден эксперт.
Неожиданно для себя они оказались заложниками своих же
идеологических установок. Поэтому Сперлинг советует собственной партии:
«Давайте не будем повторять эту ошибку».

Предвыборные обещания Барака Обамы в денежном

выражении «тянут» более чем на 2 трлн долларов. Новому президенту

придется или разочаровать многих своих избирателей, или пойти на

колоссальный дефицит государственного бюджета.С тех пор как Барак Обама избран 44-м президентом Соединенных

Штатов, он избегает общественности. Общественность ему тем же не

отвечает. Она ищет его — и находит.
«Специальный пул» из журналистов многих изданий круглосуточно

преследует избранного президента. Строки репортеров, иногда —

стремительных, а по временам — топчущихся на одном месте по 5 часов,

читаются как выдержки из отчета о наружном наблюдении. В них

сообщается, когда он зашел в фитнес-центр, сколько часов провел в своем

чикагском кабинете, в какой ресторан сходил с женой Мишель.
Заметных результатов работа детективов от журналистики не приносит.

Так, во вторник 11 ноября они были вынуждены рапортовать: «Пулу не

удалось даже как следует разглядеть Обаму». На следующий день, в среду,

опять разочарование: «Пулу не было видно, как он сел в машину». В

четверг той же недели донесли: «Журналистам удалось лицезреть Обаму в

течение всего нескольких секунд». В ночь на пятницу ситуация не

изменилась: «Вскоре после того, как Обама выехал из подземного гаража,

за ним проследовал еще один автомобильный кортеж, который

идентифицировать не удалось».
Почему новая звезда на политическом небосклоне избегает публичности,

понять можно: сегодня демократы заняты самими собой. Формирование

правительства — задача деликатная и весьма непростая.
За закрытыми дверями штаб-квартиры Обамы в Чикаго идет упорная и,

возможно, даже драматичная борьба за приоритеты его президентского

срока, который начнется 20 января 2009 года. На фоне напряженной

финансовой ситуации, проблемы общей для страны и ее госбюджета, уже на

начальной фазе предстоит заложить фундамент, от которого будет зависеть

успех президента Обамы или его преждевременное фиаско.
В предвыборных речах он по нескольку раз на дню восклицал: Yes we

can — «Да, мы можем». Сейчас, похоже, ему нужно будет научиться вовремя

говорить: «Нет».
От исхода этой борьбы зависит, в частности, то, какие группировки из

рядов демократов окажутся у руля. Сторонникам жесткой борьбы с

дефицитом бюджета — Deficit Hardliner, как прозвали фракцию поборников

бережливости, — противостоит коалиция из профсоюзных лидеров, левого

крыла партии и профессоров, называющая самих себя «прогрессивными».
Время не терпит. Распределение ключевых постов в Министерстве

финансов невозможно раньше, чем будут определены основные

характеристики финансовой политики. Один из членов «команды переходного

периода», включающей в себя 400 человек и занятой подготовкой к

передаче должностных полномочий, считает: «Управление финансами — самая

тяжелая работа, которую нам предстоит кому-то доверить. Прежде чем

закрыть эту вакансию, необходимо определиться с будущим курсом».
Вероятно, ни одному другому президенту за всю новейшую историю США

не приходилось вступать в должность в столь сложных условиях. За два

года, что продолжалась предвыборная кампания Обамы, последний, по

оценкам независимых экспертов, раздал избирателям обещаний на сумму,

превышающую 2 трлн долларов, — в частности, 1,5 трлн долларов должно

пойти на новую политику в области здравоохранения, которую

предполагалось проводить в ближайшие 10 лет, 150 млрд — на программу

развития инфраструктуры, еще 360 млрд — на масштабную реформу

налогообложения, которая должна быть завершена к 2013 году. «Часть

денег будет возвращена 95% всех налогоплательщиков», — гласило его

щедрое обещание.
Однако во время финального рывка президентской гонки экономическая

погода переменилась: на финансовом рынке наступил коллапс, показатели

роста устремились вниз, рынок труда трясет. Обе ведущие партии были

вынуждены предоставить нынешнему президенту, Джорджу Бушу, полномочия

на использование
700 млрд долларов для спасения банков. Эта сумма на долгие годы

ляжет на бюджет тяжелым бременем. При этом никто не может сказать,

хватит ли в конечном счете этих денег.
Несмотря на вливание государственных средств, финансовый кризис

добрался и до так называемого реального сектора экономики: спотыкаются

страховые концерны, испытывают трудности многие эмитенты кредитных

карт, а все американское автомобилестроение, уже многие годы приносящее

убытки, имеет серьезные осложнения с ликвидностью. Крупнейшему

автоконцерну General Motors без помощи государства просто не выжить.

Chrysler сообщил о сокращении 25% своих офисных сотрудников.
Но накануне выборов Обама не хотел и не мог отказаться ни от одного

из своих грандиозных посулов. Он продолжил делать широкие жесты,

прибавив к прежним еще и новые обещания. Так, автопром — «становой

хребет Америки» — может рассчитывать на специальные субсидии из казны.

Еще около 150 млрд долларов должно быть выделено на незамедлительное

оживление конъюнктуры. Как и Буш, Обама называет такие вливания

«стимулирующим пакетом».
Кроме того, Обама намерен продлить срок выплаты пособия по

безработице, а также проявить щедрость в отношении беднейших сограждан.

Он собирается повысить лимит расходов по «продовольственным карточкам»

— а сегодня по ним закупают продукты за счет государства 30 млн

американцев.
Каждое из этих обещаний в отдельности вполне разумно, благородно и

заслуживает того, чтобы быть выполненным. Но все вместе они стране явно

не по карману. И если новый президент вдруг попытается выполнить их

все, то после кризисов на рынке недвижимости, в банковской сфере и в

автомобилестроении Америку постигнет еще и бюджетный кризис.
Несовпадение между доходами и расходами госбюджета в 2009 бюджетном

году, который завершается в сентябре, по последним прогнозам, может

достигнуть
1 трлн долларов, что вдвое превосходит показатель 2008 года. Только

за последние три месяца текущего года Министерство финансов Соединенных

Штатов намерено разместить на мировом финансовом рынке государственные

займы США на общую сумму 550 млрд долларов. А на первый квартал 2009

года планируется эмиссия долговых обязательств на сумму 368 млрд

долларов.
Государственный долг США, сегодня превышающий 60% ВВП, в соотношении

с экономическим потенциалом страны находится на том же уровне, что и

задолженность Германии, Франции или Великобритании. А по сравнению с

аналогичным показателем Японии он вообще составляет лишь одну треть. Но

ни в одной стране Запада долги не растут столь стремительно, как в США.
По первым прогнозам, в 2009 году чистый показатель новой

задолженности бюджета Соединенных Штатов заметно превысит 6% от

совокупного экономического потенциала. На этом фоне Германия со своим

менее чем 1% новых бюджетных долгов — просто пай-девочка.
Не следует забывать: государственный долг государственному долгу

рознь. В стране с высокой нормой сбережения граждан оттока капиталов из

страны ни в какой из форм не происходит. Например, в Германии на черный

день откладывается 11% доходов населения. Фактически граждане

одалживают деньги своему государству, а оно платит им за это проценты.
Для США же наличие государственного долга за отсутствием достаточно

серьезных сберегательных вкладов означает, что деньги «утекают» за

границу. Это усиливает конкурентов Америки. Каждый банковский день

государство и частные лица берут взаймы за рубежом в общей сложности

около миллиарда долларов. Три года назад этот показатель составлял

всего 660 млн.
Последствия роста госдолга сильнее других должен ощутить, вероятно,

средний класс. Большой дефицит бюджета может повлечь за собой «разгон»

инфляции, а значит, и обесценивание доходов. Уже сегодня инфляция в США

составляет 5%.
И для систем социальной защиты растущий как на дрожжах дефицит

государственных средств не предвещает ничего хорошего. Вопреки мнению

многих европейцев Америка тоже социальное государство, финансируемое за

счет налогов и отчислений. Каждый работающий платит около 7,5% своего

дохода в фонд пенсионного обеспечения и здравоохранения нынешних

пенсионеров, еще столько же доплачивает его работодатель.
Уже сегодня финансовые прогнозы для фондов пенсионного страхования и

государственного страхования здравоохранения в Америке, как и в Европе,

выглядят достаточно мрачно. Когда все американцы, появившиеся на свет в

годы бума рождаемости, достигнут пенсионного возраста, соответствующие

расходы увеличатся с сегодняшних 9% до 20% ВВП. Финансовые эксперты из

рядов демократов советуют Обаме попытаться обезвредить эту бомбу

замедленного действия под общественно-правовыми финансами, а не

усугублять положение новыми рисками.
Тем более что Обама не может рассчитывать на попутный конъюнктурный

ветер. По стране с невероятной скоростью катится волна увольнений. Если

в январе она уничтожила «всего» 17 тыс. рабочих мест, то в июне работу

потеряли уже 62 тыс. человек, а в октябре — и вовсе 240 тыс. Эксперты

предсказывают, что в 2009 году число безработных в Америке вдвое

превысит показатели начала 2007 года.
Глава финансового ведомства из всех этих показателей может

заключить, что самый вероятный сценарий — «кошмар в духе Хичкока».

Поскольку в результате рецессии текущие налоговые поступления

снижаются, он зажат в клещи. Бегство капитала усиливается, поступления

в бюджет сокращаются, и в этой игре единственное, на что государство

еще может как-то влиять, — это новые обещания выплат.
Потому в эти дни в лагере демократов говорят о деньгах — но не

только о них. На самом деле предметом обсуждений являются и абрисы

долгосрочной политической стратегии. Один вариант — демократам

набраться мужества, решиться на исторический прорыв и открыть новую

главу в истории американского «государства всеобщего благоденствия»,

возникшего по воле Франклина Рузвельта и окрепшего в 60-х годах при

Линдоне Джонсоне.
Другая возможность: в течение первого срока президентства Обамы

избегать резких движений, поскольку в Соединенных Штатах сильное

государство по традиции вызывает в лучшем случае скептицизм, а в худшем

и вовсе неприязнь. Изречение Рональда Рейгана о том, что «государство —

это проблема, а не решение», для многих граждан до сих пор остается

бесспорной истиной. Поэтому Билл Клинтон, некогда губернатор, скорее,

левых взглядов, после избрания президентом быстро стал прагматиком. Он

принял во внимание мнение
тех, кого называл «молчаливым большинством».
Сторонники прогрессивных планов уже начинают создавать колоссальную

волну давления. Эдвард Кеннеди — один из тех, чья помощь была для

команды Обамы особо значимой, настаивает на незамедлительном выполнении

предвыборных обещаний в отношении здравоохранения. «Это потребует

существенных затрат, однако необходимость в реформе настолько велика,

что отложить или отказаться от них сегодня просто нельзя».
Пестрая и шумная коалиция из лидеров профсоюзов, сенаторов и

экспертов, таких как экономист Пол Кругман, получивший в 2008 году

Нобелевскую премию, поддерживает «политику больших шагов». Да и

эксперты демократов по финансовой политике, такие как глава финансового

комитета сенатор Макс Баукус, тоже призывают к расторопности.

Государству следует снять с граждан и компаний бремя расходов на

лечение и риск заболеваний, причем «ощутимо и быстро — уже сегодня».
Отказаться от программы развития инфраструктуры стоимостью 150 млрд

долларов, обещанной Обамой в ходе предвыборной кампании, тоже едва ли

возможно. Ведь это — «ответ демократов на распад государственности в

Америке Джорджа Буша».
Программа предусматривает модернизацию дорог и мостов, строительство

метрополитенов и революционное повышение эффективности использования

электроэнергии в больших городах. А также создание рабочих мест. Есть

уже и человек, который мог бы заняться ее реализацией: это Брюс Кэтц,

вице-президентInstitution — «фабрики идей», финансируемой из

частных средств. Свою программу санации городских регионов он называет

«планом экономического процветания Америки».
В конечном счете такая политика может обернуться против партии,

считают некоторые советники демократов — например, Джин Сперлинг.
Однако отказ от обещанных государственных мер чреват не меньшими

проблемами. Обама обязан своей победой в первую очередь беспрецедентной

поддержке афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. Ни в одной

другой группе населения не найти так много людей, не имеющих

медицинского страхования. Эти избиратели питают любовь к тому, что

вызывает ненависть у других: к сильному правительству.
Противостоят им настороженно-выжидающие рабочие и служащие. Эти

избиратели, чья позиция — чуть правее центра, ожидают основательного

подхода, а не новых рекордов в области долгов. Их кумиром до сих пор

остается Билл Клинтон, их и по сей день согревают воспоминания о

впечатляющем экономическом росте, низких налогах и профиците

государственного бюджета.
Консервативная Америка только и ждет случая бросить демократам упрек

в мании величия, проявляющейся в их финансовой политике. «Сомневаюсь,

что новый президент и его большинство в конгрессе в силах преодолеть

нынешний тяжелый экономический кризис», — заявил на следующий же день

после выборов Харви Голуб, бывший председатель компании American

Express.
Близкие политические сторонники Обамы — такие как бывший

вице-президент Эл Гор — требуют поворота к «мышлению категориями

долгосрочной ответственности» не только в природоохранной сфере, но и в

области экономической политики. «Мы должны разработать концепцию

устойчивого капитализма», — подчеркнул Гор после победы Обамы.
Джин Сперлинг в эти дни тоже неустанно предостерегает от спеси и

самодовольства. Ведь, уверен Сперлинг, с правительством консерваторов

после победы Буша в 2004 году приключилось именно это — только с

обратным знаком: они верили в «постоянное республиканское большинство»,

как выразился тогда Карл Роув, консультировавший Буша. Они восприняли

победу как мандат на приватизацию жизненных рисков, убежден эксперт.
Неожиданно для себя они оказались заложниками своих же

идеологических установок. Поэтому Сперлинг советует собственной партии:

«Давайте не будем повторять эту ошибку».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».