18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Полное собрание субъектов"

Архивная публикация 2002 года: "Полное собрание субъектов"

На прошлой неделе Совет Федерации принял новый регламент. Но вопрос о роли верхней палаты остался открытым. Это абсолютно устраивает Кремль, который, с одной стороны, нейтрализовал политическую активность губернаторов, а с другой -- формализовал лоббистские отношения с крупным бизнесом. Что же до политической ниши, то сенату предложено искать ее самостоятельно. Впрочем, в число первоочередных эта задача не входит.Процесс замены строптивых региональных лидеров на более покладистых и послушных Кремлю представителей регионов можно считать завершенным. Со стороны могло показаться, что после стремительного заселения здания на Большой Дмитровке новые "квартиранты" договорились о принципах общежития и, закатав рукава, приступают к созидательной законотворческой деятельности. Однако на самом деле решение организационных проблем открывает совершенно иную, полную вопросов и противоречий страницу истории вновь сформированного СФ. "Новые люди", пришедшие во власть, в соответствии с канонами отечественной литературы позапрошлого века почти сразу почувствовали себя "лишними". И чем их занять, не знают ни в Кремле, ни в Госдуме. Об этом им, похоже, придется заботиться самим.
Единственной целью, которую преследовал Кремль, предлагая реформу верхней палаты, было максимальное ослабление позиций региональной элиты в Москве и переключение политического задора губернаторов на решение исключительно местных проблем. Конфликтные "региональные бароны" с Большой Дмитровки особенно диссонировали с отстроенной "под Путина" Думой. Ее руками Кремль и осуществил реформу СФ, в результате которой места в верхней палате получили нынешние члены -- назначенцы законодательной и исполнительной власти регионов. Пиар-прикрытием послужил тезис о неэффективности прежнего сената, куда губернаторы добирались лишь на ежемесячные "пленарки", и необходимости перевода его работы на "постоянную основу". Вопрос о том, чем новые сенаторы будут заниматься, Кремль по понятным причинам не волновал.
Job wanted

"Новые люди" оказались очень разными. Среди них есть и политические долгожители типа Геннадия Бурбулиса и Рамазана Абдулатипова, пришедшие во власть на заре ельцинской эпохи, и совершенные новички вроде того же Сергея Миронова. Однако объединяет их четкое понимание, что непременным условием пребывания в сенате является полная лояльность президенту. По мнению первого зампреда думской фракции СПС Бориса Надеждина, каждый член СФ знает, что, "если вдруг Кремлю очень захочется в один день поменять всех сенаторов, он это сделает".
При этом, по замыслу авторов реформы, это общее ни в коем случае не должно сделать СФ неким политическим целым, способным самостоятельно позиционироваться во властных структурах страны.
Сенаторы не представляют пока, чем -- помимо знакомого многим еще по прежним должностям лоббизма -- они будут заниматься в Москве. Естественно, каждый имеет определенные обязательства либо перед своим регионом, либо перед ФПГ, выдвинувшими его на высокий пост. Кроме того, есть обязательства лично перед губернаторами и теми людьми со Старой площади, которые шепнули местному "барону" имя его будущего alter ego в верхней палате.
Понятно, что эти обязательства сенаторы будут свято выполнять. Но, к сожалению, выполнение лоббистских "наказов" не имеет прямого отношения к законодательной деятельности, которой, по Конституции, должна заниматься палата, и в этом-то вся проблема. Действительно, российская Конституция позволяет СФ назначать судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генпрокурора, определять сроки президентских выборов и выносить решение об импичменте, утверждать указы о введении военного и чрезвычайного положения, вместе с Думой формировать Счетную палату и заслушивать ежегодные послания президента, изменять границы субъектов РФ. Из приведенного списка видно, что по-настоящему государственных дел для каждодневной работы у сенаторов, мягко говоря, не так уж и много. Так что можно предположить, что трудовой день рядового сенатора, на постоянной основе работающего в СФ, будет складываться преимущественно из "представительских функций".
А вы, друзья, как ни садитесь...

Определенную часть членов верхней палаты, которые представляют крупные ФПГ, это вполне устраивает. Время, как известно, стоит денег. Ряд других, менее занятых сенаторов во главе со спикером Сергеем Мироновым сделали попытку найти выход из этой сложной ситуации. Вспомнив, что, по Конституции, верхняя палата может, между прочим, принимать или отклонять одобренные Госдумой законы, а каждый член СФ и палата в целом имеют право выступать с законодательными инициативами, они высказались за активизацию роли сената в законотворчестве.
"Мы отучим правительство пить шампанское сразу после принятия закона Госдумой в третьем чтении", -- заявил Миронов, чем оживил в памяти многих лозунги антиалкогольной кампании эпохи перестройки. Правда, при этом спикер не пояснил, исходя из каких соображений лояльный Кремлю СФ намерен создавать проблемы для прохождения уже принятых Госдумой правительственных законопроектов. Тем более что не менее лояльная Госдума в последние годы никаких особых инициатив, не согласованных с администрацией президента и правительством, просто не принимает.
Тем не менее энтузиасты не отчаивались и к концу января выработали-таки новый регламент палаты, который, как им казалось, внесет в действия сенаторов какую-то определенность. Видимо, хотели как лучше. Однако "туман" не рассеялся. Так, среди прочих норм в документе появилось предписание сенаторам не создавать в палате политических фракций. Интересно, что инициатива исходила от представителей единственной действующей в палате "фракции" -- центристской группы "Федерация", "правильная" позиция которой в условиях смешанного состава палаты предопределяла исходы прошлогодних голосований СФ.
Закрепленное же в новом регламенте стремление сенаторов "всерьез взяться за законотворчество", по отзывам их коллег из Госдумы, породило у депутатов опасения в попытке СФ "перетянуть одеяло". Пикантность ситуации заключается в самоустранении от решения возникшей коллизии Кремля, позиция которого, по словам одного информированного депутата, состоит в том, что "не царское это дело -- решать, чем именно будут заниматься сенаторы, пусть это будет их головной болью". Пока на Большой Дмитровке говорят о желании участвовать в заседаниях думских комитетов, о намерении "подключаться к законотворчеству на ранних стадиях" и координировать работу обеих палат, на Охотном ряду сохраняют спокойствие. Если же верхняя палата будет делать "резкие шаги и это затронет интересы нижней палаты", то, по мнению лидера группы "Регионы России" Олега Морозова, "непременно возникнет конфликт, разрешать который придется президенту".
Ничего личного, просто бизнес

В ближайшее время Кремль вряд ли затеет "перетряхивание" верхней палаты. Скороспелые решения невыгодны, в первую очередь, самому президенту, поскольку поставят под сомнение правильность ряда его предыдущих шагов. Хотя некоторые коррективы могут быть внесены. В частности, Кремлю, видимо, близка идея выборности сенаторов. Об этом косвенно свидетельствует, по крайней мере, тот факт, что за прямые выборы (правда, "в отдаленной перспективе") высказываются не только думские "правые", но и твердые пропутинские "центристы", в том числе и спикер СФ Сергей Миронов. Но это -- дело далекого будущего.
А пока произведение вполне соответствует замыслу автора. Губернаторы фактически лишены политического влияния. А те структуры, которые это влияние обеспечивали, получили совершенно легитимное представительство во власти. Ведь всем было ясно, что могущество, в том числе и политическое, региональных лидеров определялось лишь влиятельностью тех ФПГ и крупных компаний, которые его поддерживали. А Владимир Путин, действуя в рамках почти примитивной экономической логики, просто избавил представителей бизнеса от ненужных посредников. При этом обеспечив их лояльность к нынешней власти. Изящно, просто и прагматично. Словом, вполне в стиле президента.

Социологический опрос фонда "Общественное мнение" от 20.01.2002

На прошлой неделе Совет Федерации принял новый регламент. Но вопрос о роли верхней палаты остался открытым. Это абсолютно устраивает Кремль, который, с одной стороны, нейтрализовал политическую активность губернаторов, а с другой -- формализовал лоббистские отношения с крупным бизнесом. Что же до политической ниши, то сенату предложено искать ее самостоятельно. Впрочем, в число первоочередных эта задача не входит.Процесс замены строптивых региональных лидеров на более покладистых и послушных Кремлю представителей регионов можно считать завершенным. Со стороны могло показаться, что после стремительного заселения здания на Большой Дмитровке новые "квартиранты" договорились о принципах общежития и, закатав рукава, приступают к созидательной законотворческой деятельности. Однако на самом деле решение организационных проблем открывает совершенно иную, полную вопросов и противоречий страницу истории вновь сформированного СФ. "Новые люди", пришедшие во власть, в соответствии с канонами отечественной литературы позапрошлого века почти сразу почувствовали себя "лишними". И чем их занять, не знают ни в Кремле, ни в Госдуме. Об этом им, похоже, придется заботиться самим.

Единственной целью, которую преследовал Кремль, предлагая реформу верхней палаты, было максимальное ослабление позиций региональной элиты в Москве и переключение политического задора губернаторов на решение исключительно местных проблем. Конфликтные "региональные бароны" с Большой Дмитровки особенно диссонировали с отстроенной "под Путина" Думой. Ее руками Кремль и осуществил реформу СФ, в результате которой места в верхней палате получили нынешние члены -- назначенцы законодательной и исполнительной власти регионов. Пиар-прикрытием послужил тезис о неэффективности прежнего сената, куда губернаторы добирались лишь на ежемесячные "пленарки", и необходимости перевода его работы на "постоянную основу". Вопрос о том, чем новые сенаторы будут заниматься, Кремль по понятным причинам не волновал.

Job wanted


"Новые люди" оказались очень разными. Среди них есть и политические долгожители типа Геннадия Бурбулиса и Рамазана Абдулатипова, пришедшие во власть на заре ельцинской эпохи, и совершенные новички вроде того же Сергея Миронова. Однако объединяет их четкое понимание, что непременным условием пребывания в сенате является полная лояльность президенту. По мнению первого зампреда думской фракции СПС Бориса Надеждина, каждый член СФ знает, что, "если вдруг Кремлю очень захочется в один день поменять всех сенаторов, он это сделает".

При этом, по замыслу авторов реформы, это общее ни в коем случае не должно сделать СФ неким политическим целым, способным самостоятельно позиционироваться во властных структурах страны.

Сенаторы не представляют пока, чем -- помимо знакомого многим еще по прежним должностям лоббизма -- они будут заниматься в Москве. Естественно, каждый имеет определенные обязательства либо перед своим регионом, либо перед ФПГ, выдвинувшими его на высокий пост. Кроме того, есть обязательства лично перед губернаторами и теми людьми со Старой площади, которые шепнули местному "барону" имя его будущего alter ego в верхней палате.

Понятно, что эти обязательства сенаторы будут свято выполнять. Но, к сожалению, выполнение лоббистских "наказов" не имеет прямого отношения к законодательной деятельности, которой, по Конституции, должна заниматься палата, и в этом-то вся проблема. Действительно, российская Конституция позволяет СФ назначать судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генпрокурора, определять сроки президентских выборов и выносить решение об импичменте, утверждать указы о введении военного и чрезвычайного положения, вместе с Думой формировать Счетную палату и заслушивать ежегодные послания президента, изменять границы субъектов РФ. Из приведенного списка видно, что по-настоящему государственных дел для каждодневной работы у сенаторов, мягко говоря, не так уж и много. Так что можно предположить, что трудовой день рядового сенатора, на постоянной основе работающего в СФ, будет складываться преимущественно из "представительских функций".

А вы, друзья, как ни садитесь...


Определенную часть членов верхней палаты, которые представляют крупные ФПГ, это вполне устраивает. Время, как известно, стоит денег. Ряд других, менее занятых сенаторов во главе со спикером Сергеем Мироновым сделали попытку найти выход из этой сложной ситуации. Вспомнив, что, по Конституции, верхняя палата может, между прочим, принимать или отклонять одобренные Госдумой законы, а каждый член СФ и палата в целом имеют право выступать с законодательными инициативами, они высказались за активизацию роли сената в законотворчестве.

"Мы отучим правительство пить шампанское сразу после принятия закона Госдумой в третьем чтении", -- заявил Миронов, чем оживил в памяти многих лозунги антиалкогольной кампании эпохи перестройки. Правда, при этом спикер не пояснил, исходя из каких соображений лояльный Кремлю СФ намерен создавать проблемы для прохождения уже принятых Госдумой правительственных законопроектов. Тем более что не менее лояльная Госдума в последние годы никаких особых инициатив, не согласованных с администрацией президента и правительством, просто не принимает.

Тем не менее энтузиасты не отчаивались и к концу января выработали-таки новый регламент палаты, который, как им казалось, внесет в действия сенаторов какую-то определенность. Видимо, хотели как лучше. Однако "туман" не рассеялся. Так, среди прочих норм в документе появилось предписание сенаторам не создавать в палате политических фракций. Интересно, что инициатива исходила от представителей единственной действующей в палате "фракции" -- центристской группы "Федерация", "правильная" позиция которой в условиях смешанного состава палаты предопределяла исходы прошлогодних голосований СФ.

Закрепленное же в новом регламенте стремление сенаторов "всерьез взяться за законотворчество", по отзывам их коллег из Госдумы, породило у депутатов опасения в попытке СФ "перетянуть одеяло". Пикантность ситуации заключается в самоустранении от решения возникшей коллизии Кремля, позиция которого, по словам одного информированного депутата, состоит в том, что "не царское это дело -- решать, чем именно будут заниматься сенаторы, пусть это будет их головной болью". Пока на Большой Дмитровке говорят о желании участвовать в заседаниях думских комитетов, о намерении "подключаться к законотворчеству на ранних стадиях" и координировать работу обеих палат, на Охотном ряду сохраняют спокойствие. Если же верхняя палата будет делать "резкие шаги и это затронет интересы нижней палаты", то, по мнению лидера группы "Регионы России" Олега Морозова, "непременно возникнет конфликт, разрешать который придется президенту".

Ничего личного, просто бизнес


В ближайшее время Кремль вряд ли затеет "перетряхивание" верхней палаты. Скороспелые решения невыгодны, в первую очередь, самому президенту, поскольку поставят под сомнение правильность ряда его предыдущих шагов. Хотя некоторые коррективы могут быть внесены. В частности, Кремлю, видимо, близка идея выборности сенаторов. Об этом косвенно свидетельствует, по крайней мере, тот факт, что за прямые выборы (правда, "в отдаленной перспективе") высказываются не только думские "правые", но и твердые пропутинские "центристы", в том числе и спикер СФ Сергей Миронов. Но это -- дело далекого будущего.

А пока произведение вполне соответствует замыслу автора. Губернаторы фактически лишены политического влияния. А те структуры, которые это влияние обеспечивали, получили совершенно легитимное представительство во власти. Ведь всем было ясно, что могущество, в том числе и политическое, региональных лидеров определялось лишь влиятельностью тех ФПГ и крупных компаний, которые его поддерживали. А Владимир Путин, действуя в рамках почти примитивной экономической логики, просто избавил представителей бизнеса от ненужных посредников. При этом обеспечив их лояльность к нынешней власти. Изящно, просто и прагматично. Словом, вполне в стиле президента.


Социологический опрос фонда "Общественное мнение" от 20.01.2002

Вопрос 1. Знаете ли вы, чем занимается Совет Федерации?

Знаю30%

Ничего об этом не известно54%

Затрудняюсь ответить16%

Вопрос 2. Является ли Совет Федерации влиятельной политической силой?

Затрудняюсь ответить46%

Является30%

Не является24%

Вопрос 3. Знаете ли вы о новом принципе формирования Совета Федерации?

Не знаю75%

Что-то слышал15%

Знаю10%

ВЛАДИМИР КАТИН, НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».