29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Положили на подпись"

Архивная публикация 2003 года: "Положили на подпись"

На этой неделе лидеры России, Белоруссии, Казахстана и Украины, собравшись в Ялте, подпишут очередной договор об интеграции. На этот раз -- о создании единого экономического пространства. Судьба этой инициативы, похоже, мало чем будет отличаться от всего уже "наинтегрированного" на просторах бывшего Союза.Трансплантация наднациональных органов

Идея "еще раз объединиться" пришла в голову президентам четырех стран, как и положено всяким прогрессивным замыслам, неожиданно. В феврале нынешнего года Владимир Путин, Александр Лукашенко, Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев, совместно отмечавшие День бывшей Советской армии, сообщили, что их страны в недалеком будущем составят костяк единого и могучего экономического пространства. После чего поставили перед своими правительствами ряд простеньких, поистине для второго класса, задачек -- просчитать, согласовать и к сентябрю подготовить базовый договор.
Правительства напряглись -- в результате договор готов. Правда, по доброй эсэнговской традиции он носит весьма "размытый" -- рамочный -- характер: в нем нет точных сроков реализации, отсутствуют расчеты возможных прибылей-убытков стран-подписантов. Наконец, ни слова не сказано о том, как члены новообразуемого экономического пространства будут строить свои отношения со столь привлекательным для них Европейским союзом.
Видимо, обо всем этом участники "четверки" намерены договариваться уже в процессе реальной интеграции. А она, судя по проекту договора, обещает поступательно преодолеть несколько этапов. Начать планируется уже традиционно для аналогичных мероприятий -- с создания режима свободной торговли; далее предполагается сформировать таможенный союз с введением общих тарифов, отменить таможенный контроль и обеспечить свободный переток капиталов, услуг, рабочей силы.
Впрочем, главная особенность формируемого ЕЭП -- создание в перспективе единого наднационального регулирующего органа, решения которого должны носить обязательный для всех участников характер. Этому органу, и только ему, правительства четырех в будущем братских стран должны добровольно передать часть нынешних своих полномочий, объем которых будет возрастать по мере развития интеграционных процессов. Причем согласно проекту договора степень влияния каждой из стран "четверки" на принимаемые решения внутри этой структуры должна определяться "с учетом ее экономического потенциала". И хотя в российском Минэкономразвития "Профилю" пояснили, что голоса в создаваемом органе не обязательно будут прямо пропорциональны мощи экономик, понятно, что в наднациональном новообразовании доминирующие позиции получит Россия: объем ее ВВП более чем в четыре раза превышает объем ВВП Украины, Белоруссии и Казахстана вместе взятых.
Славянский базар

Но это -- планы. Реальность же, как всегда, гораздо прозаичнее. Примерно за месяц до запланированной ялтинской конференции потенциальные партнеры затеяли нешуточные споры друг с другом. Александр Лукашенко наотрез отказался от фактически завизированных руководителями ЦБ РФ и Белорусского нацбанка договоренностей о введении на пространстве Союзного государства российского рубля. Россия в ответ ударила "батьку" по самому больному месту: Михаил Касьянов поддержал инициативу "Газпрома" отказать наконец Минску в поставках российского газа по льготным -- внутрироссийским -- расценкам.
Не отстал от своих партнеров и Киев. Глава украинского МИДа Анатолий Зленко резко выступил против создания каких-либо наднациональных органов, введения единой валюты и участия своей страны в таможенном союзе создаваемой "четверки". И хотя после резкой отповеди со стороны "источника в российском внешнеполитическом ведомстве" Леониду Кучме все-таки пришлось отправить смелого министра на пенсию, осадок, как говорится, остался.
В общем, один лишь Казахстан сохранил верность достигнутым ранее договоренностям.
Впрочем, несмотря на все разногласия, документ, несомненно, будет подписан. Заключение рамочного соглашения с довольно неясными перспективами -- это не просто хороший пиар для всех четырех президентов (хотя и он имеет место быть). Для славянских партнеров России это еще и запасной вариант. Как бы Украина ни вожделела интеграции с Западом, а режим Лукашенко -- бескорыстной политической поддержки со стороны Москвы, шансы обеих стран на то и другое по-прежнему призрачны. Москва давно уже дружит с "батькой", четко отделяя "мух от котлет", а Европа заметно охладела к "незалежной" после многочисленных коррупционных и политических скандалов, всерьез подпортивших репутацию Кучмы. А самое главное, для компаньонов России она по-прежнему остается самой развитой в экономическом плане страной СНГ, важнейшим поставщиком энергоресурсов, крупнейшим рынком сбыта продукции. Да и ее бизнес-сообщество давно уже лелеет планы расширения экономической экспансии практически на все постсоветское пространство. Даже если оно и не единое.
И хотя, скорее всего, проблемы с документом о формировании ЕЭП начнутся уже на стадии его ратификации национальными парламентами "четверки", вряд ли такая перспектива способна испортить атмосферу дружбы и взаимопонимания на ялтинском саммите. Ведь наверняка у президентов в запасе имеются пара-тройка не менее продуктивных интеграционных идей, а повод представить их на суд широкой общественности всегда найдется.

Межгосударственные объединения на территории бывшего СССР

На этой неделе лидеры России, Белоруссии, Казахстана и Украины, собравшись в Ялте, подпишут очередной договор об интеграции. На этот раз -- о создании единого экономического пространства. Судьба этой инициативы, похоже, мало чем будет отличаться от всего уже "наинтегрированного" на просторах бывшего Союза.Трансплантация наднациональных органов


Идея "еще раз объединиться" пришла в голову президентам четырех стран, как и положено всяким прогрессивным замыслам, неожиданно. В феврале нынешнего года Владимир Путин, Александр Лукашенко, Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев, совместно отмечавшие День бывшей Советской армии, сообщили, что их страны в недалеком будущем составят костяк единого и могучего экономического пространства. После чего поставили перед своими правительствами ряд простеньких, поистине для второго класса, задачек -- просчитать, согласовать и к сентябрю подготовить базовый договор.

Правительства напряглись -- в результате договор готов. Правда, по доброй эсэнговской традиции он носит весьма "размытый" -- рамочный -- характер: в нем нет точных сроков реализации, отсутствуют расчеты возможных прибылей-убытков стран-подписантов. Наконец, ни слова не сказано о том, как члены новообразуемого экономического пространства будут строить свои отношения со столь привлекательным для них Европейским союзом.

Видимо, обо всем этом участники "четверки" намерены договариваться уже в процессе реальной интеграции. А она, судя по проекту договора, обещает поступательно преодолеть несколько этапов. Начать планируется уже традиционно для аналогичных мероприятий -- с создания режима свободной торговли; далее предполагается сформировать таможенный союз с введением общих тарифов, отменить таможенный контроль и обеспечить свободный переток капиталов, услуг, рабочей силы.

Впрочем, главная особенность формируемого ЕЭП -- создание в перспективе единого наднационального регулирующего органа, решения которого должны носить обязательный для всех участников характер. Этому органу, и только ему, правительства четырех в будущем братских стран должны добровольно передать часть нынешних своих полномочий, объем которых будет возрастать по мере развития интеграционных процессов. Причем согласно проекту договора степень влияния каждой из стран "четверки" на принимаемые решения внутри этой структуры должна определяться "с учетом ее экономического потенциала". И хотя в российском Минэкономразвития "Профилю" пояснили, что голоса в создаваемом органе не обязательно будут прямо пропорциональны мощи экономик, понятно, что в наднациональном новообразовании доминирующие позиции получит Россия: объем ее ВВП более чем в четыре раза превышает объем ВВП Украины, Белоруссии и Казахстана вместе взятых.

Славянский базар


Но это -- планы. Реальность же, как всегда, гораздо прозаичнее. Примерно за месяц до запланированной ялтинской конференции потенциальные партнеры затеяли нешуточные споры друг с другом. Александр Лукашенко наотрез отказался от фактически завизированных руководителями ЦБ РФ и Белорусского нацбанка договоренностей о введении на пространстве Союзного государства российского рубля. Россия в ответ ударила "батьку" по самому больному месту: Михаил Касьянов поддержал инициативу "Газпрома" отказать наконец Минску в поставках российского газа по льготным -- внутрироссийским -- расценкам.

Не отстал от своих партнеров и Киев. Глава украинского МИДа Анатолий Зленко резко выступил против создания каких-либо наднациональных органов, введения единой валюты и участия своей страны в таможенном союзе создаваемой "четверки". И хотя после резкой отповеди со стороны "источника в российском внешнеполитическом ведомстве" Леониду Кучме все-таки пришлось отправить смелого министра на пенсию, осадок, как говорится, остался.

В общем, один лишь Казахстан сохранил верность достигнутым ранее договоренностям.

Впрочем, несмотря на все разногласия, документ, несомненно, будет подписан. Заключение рамочного соглашения с довольно неясными перспективами -- это не просто хороший пиар для всех четырех президентов (хотя и он имеет место быть). Для славянских партнеров России это еще и запасной вариант. Как бы Украина ни вожделела интеграции с Западом, а режим Лукашенко -- бескорыстной политической поддержки со стороны Москвы, шансы обеих стран на то и другое по-прежнему призрачны. Москва давно уже дружит с "батькой", четко отделяя "мух от котлет", а Европа заметно охладела к "незалежной" после многочисленных коррупционных и политических скандалов, всерьез подпортивших репутацию Кучмы. А самое главное, для компаньонов России она по-прежнему остается самой развитой в экономическом плане страной СНГ, важнейшим поставщиком энергоресурсов, крупнейшим рынком сбыта продукции. Да и ее бизнес-сообщество давно уже лелеет планы расширения экономической экспансии практически на все постсоветское пространство. Даже если оно и не единое.

И хотя, скорее всего, проблемы с документом о формировании ЕЭП начнутся уже на стадии его ратификации национальными парламентами "четверки", вряд ли такая перспектива способна испортить атмосферу дружбы и взаимопонимания на ялтинском саммите. Ведь наверняка у президентов в запасе имеются пара-тройка не менее продуктивных интеграционных идей, а повод представить их на суд широкой общественности всегда найдется.


Межгосударственные объединения на территории бывшего СССР

Содружество независимых государств -- СНГ (1991)*Страны--участники Договора о коллективной безопасности (1992)Шанхайская организация сотрудничества (1996)Региональное объединение Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдавии -- ГУУАМ (1998)Союз РФ и Белоруссии (1999)Евразийское экономическое сотрудничество -- ЕврАзЭС(2000)"Кавказская четверка" (2001)Организация "Центрально-азиатское сотрудничество"(2001)Страны--участники договора о создании Единого экономического пространства (2003)

Российская ФедерацияХХ~ХХХ~Х

Азербайджан~~Х~~Х~~

АрменияХ~~~~Х~~

Белоруссия~~~ХХ~~Х

Грузия~~Х~~Х~~

КазахстанХХ~~Х~ХХ

КиргизияХХ~~Х~Х~

Молдавия~~Х~~~~~

ТаджикистанХХ~~Х~Х~

Туркмения~~~~~~~~

УзбекистанХХХ~~~Х~

Украина~~Х~~~~Х

Китай~~~~~~~~

* В скобках указан год создания.


Великодержавный прагматизм


Создание единого экономического пространства на территориях России, Украины, Казахстана и Белоруссии больше всего необходимо российскому капиталу, которому давно тесно в границах РФ, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.

"Профиль": Выдвинув идею создания единого экономического пространства (ЕЭП), президенты четырех стран подчеркивали, что главное предназначение ЕЭП -- решение сугубо экономических, а не политических задач. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что процесс интеграции хоть и постепенно, но все-таки переходит из политической в экономическую плоскость?

Владимир Жарихин: Все попытки деполитизировать процесс объединения, отложить в сторону политические проблемы и заняться исключительно экономикой -- не более чем миф. По крайней мере, когда речь заходит об интеграции бывших республик СССР.

Ведь немаловажную роль играет "совместимость" политических режимов. В случае с нашей "четверкой" -- Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, -- на мой взгляд, о такой совместимости говорить пока еще рано. Если у Украины и РФ политические системы достаточно близки, то Казахстан и Белоруссия явно выбиваются из этого ряда. Хотя бы тем, в этих странах более авторитарные режимы. А без выравнивания политических укладов между государствами проекты по созданию общего экономического пространства не имеют шансов на реализацию.

Даже страны Евросоюза, начав объединение с соглашений по углю и стали, на следующем этапе предприняли шаги по унификации политической надстройки. И это при том, что фундаментальные нормы законодательства, а тем более "базовые ценности" -- незыблемость частной собственности, приверженность демократии, презумпция права над политической волей и т.д., -- давно уже стали общими для европейских стран. А без этих базовых политических норм любые интеграционные проекты в экономической сфере были бы невозможны.

"П.": Если вынести за скобки политические различия, существуют ли экономические предпосылки для объединения?

В.Ж.: Структура экономик "четверки" оставляет мало надежды на их реальную интеграцию. В отличие от России и Казахстана, которые являются энергоэкспортирующими странами, Белоруссия и Украина -- энергоимпортеры, более того, через их территорию осуществляется транспортировка энергоресурсов на Запад. Понятно, что интересы первой группы заключаются в том, чтобы с минимальными издержками передать свои энергетические ресурсы в Европу. Задачи второй группы прямо противоположные -- накрутить максимальные издержки, иначе говоря, войти в долю. Одно это является серьезнейшим препятствием для создание ЕЭП.

Для того чтобы снять эти сугубо объективные противоречия, необходимо создать некую политическую надстройку, которая будет выравнивать интересы, перераспределять доходы -- так, как это делается в ЕС. Однако на сегодняшний день страны "четверки" явно не готовы пойти на формирование каких-либо наднациональных "выравнивающих" структур. Получается замкнутый круг.

"П.": Тогда зачем это объединение вообще нужно? Ведь существует и благополучно действует тот же ЕврАзЭС?

В.Ж.: По большому счету, все объясняется только желанием включить в процесс интеграции Украину, которая в том же ЕврАзЭС имеет лишь статус наблюдателя. Понятно, что без Украины любые союзы на пространстве СНГ будут "недоделанными". Впрочем, события последних месяцев показали: Украина не испытывает особого восторга от идеи создания наднационального органа даже в рамках ЕЭП. А значит, вряд ли согласится на выполнение обязательных для всех участников "четверки" решений.

"П.": В чем заключается интерес России к идее создания ЕЭП?

В.Ж.: Реализация идеи с ЕЭП способна дать серьезные преференции российским финансово-промышленным группам (ФПГ), которые уже сегодня обладают сильными позициями на Украине и в Казахстане. Эти ФПГ намерены и дальше вкладывать капитал, приобретать собственность на территории этих стран. Создание ЕЭП позволило бы им решать свои проблемы с гораздо меньшими затратами, чем сегодня. Так что интересы ФПГ являются серьезным стимулом для правительства России в сфере создания ЕЭП. Конечно, при этом могут пострадать отрасли, не ориентированные на экспорт (машиностроение, производство продуктов питания и т.д.). Но сегодня ситуация такова, что политическую конъюнктуру заказывают именно экспортно-ориентированные отрасли.

Беседовал Евгений Дмитриев

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама