Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Полумертвая петля"

Совсем скоро летать на российских самолетах будет некому.   Расследуя причины последних авиакатастроф, эксперты вновь и вновь приходят к выводу, что роковую роль в этих событиях сыграли ошибки экипажей. Так было с Ту-154 в Петрозаводске и в «Домодедово», и та же причина, скорее всего, будет названа при расследовании катастрофы Як-42 под Ярославлем. Но вместо того чтобы разобраться с качеством подготовки пилотов, власти раз за разом пытаются запретить эксплуатацию тех или иных воздушных судов. Хотя причем здесь самолеты, не вполне ясно. Да, сегодня российская гражданская авиация — это самолеты, построенные еще в Советском Союзе. Но не здесь надо искать корень проблемы. Как испытатель с многолетним стажем, могу сказать, что во все образцы нашей авиационной техники был добавлен 25-процентный запас прочности. Пусть где-то в ущерб комфорту и экономичности. Только у нас строили лайнеры, способные взлетать при температурах от +50 до -50 градусов и садиться на грунт.
   И дело не в возрасте. Некоторые «Боинги-747» летают с 1961 года, а бомбардировщики Б-52 — с 1957 года. И ничего. Дело в людях. Человеческий фактор способен погубить и вполне современный самолет. А любые разговоры, что российский авиапарк необходимо спешно обновлять иностранными самолетами, выглядят как попытка отвлечь внимание общества от другой, куда более серьезной проблемы. Основной груз ответственности лежит на командире воздушного судна и втором пилоте. И вот здесь-то и кроется та самая проблема, о которой упорно не хотят говорить ни правительство, ни авиационные власти. Система подготовки летных кадров для гражданской авиации практически развалена. Сегодня в авиацию приходят недоученные пилоты, а командиров и вовсе взять неоткуда.
   Окончив четвертый курс с налетом 50 часов на Ан-2, такой выпускник приходит в авиакомпанию вторым пилотом и начинает «стажироваться» на регулярных рейсах. Но, по Воздушному кодексу, второй пилот должен иметь максимальную подготовку. Он работает с приборами и в сложных метеоусловиях управляет самолетом. Командир берет управление лишь после того, как установлен визуальный контакт с землей.
   Не секрет, что еще 10-15 лет назад авиакатастроф в России было гораздо меньше. Это оттого, что самолетами управляли пилоты, прошедшие советскую школу летной подготовки. Выпускник летал минимум два года вторым пилотом на Ан-2 и столько же командиром. Затем он переходил вторым пилотом на Як-40 или Ан-24. Полетав по 2-3 года вторым пилотом и командиром этих самолетов, летчик мог перейти вторым пилотом на Ту-134 или Ту-154. Это минимум восемь лет непрерывной практики второго пилота и командира. А сейчас выпускник с учебного Ан-2 пересаживается вторым пилотом на Ту-154.
   Поэтому нечего удивляться, что в критической ситуации такие летчики не могут принять единственно верное решение. Скоро уйдут последние представители старой школы, и летать станет просто страшно.
   Главе Росавиации господину Нерадько, очевидно, нет дела до российской авиации. Ничем иным нельзя объяснить его безразличие к проблемам отрасли. Правительству необходимо срочно принимать программу развития гражданской авиации и модернизации наших учебных центров. Срочно нужно обновлять учебную и тренажерную базу, самолетный парк. Сейчас в этом направлении практически ничего не делается. Все, чем можно похвастаться, — это покупка полутора десятков Як-18 для Ульяновского центра и его четырех филиалов. Хороший учебный самолет. Но зачем-то на них поставили длинные чешские винты. Они почти достают до земли, и в случае грубой посадки (что не редкость в процессе обучения) самолет выходит из строя. Чтобы курсантам не пришлось летать исключительно на игровых симуляторах, Минтранс должен выделить деньги на закупку 100 самолетов Ан-26, 50 самолетов Як-18, двух самолетов Як-40 и двух самолетов Ту-134. Этого будет вполне достаточно, чтобы выпускники имели необходимый минимум летной подготовки. Если прямо сейчас не начать решать эти вопросы, то уже через пять лет подготовленных летчиков взять будет просто неоткуда. Придется нанимать гастарбайтеров из европейских и азиатских стран. Но и оттуда к нам придут не лучшие, а те, кто у себя не пригодился.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK