Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Полюбите их серенькими"

Если «серые» автомобильные дилеры существуют, значит, это кому-нибудь нужно. Значит, официальные автоцентры не справляются с теми задачами, которые ставит перед ними рынок. В общем, мы решили нарушить традицию, согласно которой «серый» дилер изображается исключительно негативно, и выступить в его защиту, благо, аргументов накопилось предостаточно.
Несмотря на все попытки выжить «серых» дилеров с автомобильного рынка в России, они, как Ленин, живее всех живых. Некоторые даже преуспевают. В прошлом году по различным «серым» каналам (см. вынос) в Россию было ввезено 18 тыс. новых иностранных автомобилей. А это ни много ни мало почти 10% всего рынка новеньких иномарок.

Во многом живучесть «серого» дилера обусловлена тем, что покупка автомобиля у него связана не только с рисками (о которых кричат много), но и с преимуществами (о которых обычно умалчивают). Чего больше — рисков или преимуществ — судите сами.

Их разыскивает милиция

Самый страшный грех, в котором обвиняют «серых» дилеров, — это торговля угнанными, «интерполовскими» автомобилями. По логике обвинителей, дело обстоит следующим образом: в далекой европейской стране воруется практически новая машина с минимальным пробегом, затем она доставляется в Россию, растаможивается на какого-нибудь «физика» и продается через салон «серого» дилера, фактически работающий как комиссионный магазин, оказывая лишь услуги по переоформлению автомобиля.

Водительское счастье у обладателя такого автомобиля будет недолгим и продлится лишь до того момента, пока на угнанную машину не поступит заявка из Интерпола. После чего ее остановят на посту ДПС и отправят на штрафстоянку. Спросить с «серого» дилера незадачливому покупателю будет весьма трудно. Какой спрос с «комиссионки»? Она же не дает никаких гарантий, поскольку является только посредником. Страшных историй на эту тему ходит немало. Особенно, говорят, доставалось незадачливым покупателям дорогих представительских машин типа Audi A8 и Mercedes S-класса и BMW 7-й серии.

Вот только реальные истории с краденными авто относятся не к сегодняшнему дню, а к середине 90-х. Когда, кстати, многие нынешние официальные дилеры еще не имели заветного статуса и тоже не были кристально чистыми.

Сегодня разница между автомобильными продавцами различных «цветов» заключается лишь в том, что одни — официалы — растаможивают машины на основе счетов-фактур производителя, а другие — «серяки» — по специальному каталогу Super Schwacke, признанному во многих странах таможенному пособию. Других отличий нет. Так что условия и возможности для ввоза ворованной машины у конкурирующих фирм одинаковы. Было бы желание.

Кроме того, обычно «серый» дилер старается максимально обезопасить себя, выдавая клиенту на руки все необходимые документы: копию таможенной декларации, ксерокопию паспорта физлица, на которого растаможивалась машина, акт криминалиста и т.д. Эти документы — лучшее и зачастую абсолютно достаточное подтверждение добросовестности покупателя.

Наконец, никто не станет нынче играть в опасные игры с клиентами. Даже раньше у «кидал» было всего две дороги: либо за границу, либо в могилу. Сегодня многие лишены и этого скудного выбора.

Несостоятельным представляется и другое распространенное обвинения в адрес «серого» продавца — в торговле неправильно растаможенными машинами. Никаких лазеек, чтобы обойти таможню, сегодня нет. Либо их невозможно использовать в массовом порядке. Чернобыльские и дипломатические схемы больше не действуют. Игры с инвойсами — слишком рискованны. Можно один раз занизить таможенную цену и попытаться растаможить Hummer II с 6-литровым (325 л.с.) двигателем по цене 30-сильного скутера. Но поставить на поток это дело абсолютно нереально.

Дефективный подход

Следующий аргумент против «серяков» на первый взгляд выглядит гораздо серьезнее. Дескать, машины, которыми они торгуют, часто содержат скрытые дефекты, каковые устранять никто не станет потому, что автомобили не имеют гарантийного срока. Чтобы уяснить суть проблемы, приведем одну реальную историю.

В столичном «сером» салоне за $90 тыс. был приобретен новый автомобиль Lincoln Navigator. (Вообще-то, этот роскошный внедорожник по официальным каналам в Россию не завозится.) Все бы ничего, но Navigator оснащен «умной» системой Home Link, которая позволяет осуществлять дистанционное управление гаражными воротами, сигнализацией и освещением дома. Для того чтобы эта система работала в российских условиях, ее нужно перепрограммировать.

Что и было предложено сделать клиенту за небольшую доплату на дружественном салону автосервисе. Там такую работу выполняли нечасто и откровенно напортачили. Нет, система Home Link работала исправно, но зато стал глючить замок на дверях, который у Navigator цифровой и открывается при помощи пин-кода. Кроме того, стали постоянно перегорать предохранители, отвечающие за свет в салоне и автомобильную сигнализацию.

Претензии покупателя салон принимать отказался, переадресовав их автосервису. В автосервисе автолюбителя отфутболили назад, заявив, что технические неполадки возникли не по их вине, а были скрыты в автомобиле изначально.

А теперь вопрос: насколько такая ситуация характерна именно для «серого» автобизнеса? Позволим себе предположить, что для подобного безобразия «цвет» продавца не имеет никакого значения. Действия любого торговой точки подпадают под закон «О защите прав потребителей». И значит, за любой недостаток в комплектации автомобиля «серый» дилер, как юридическое лицо, должен отвечать точно так же, как и «белый». Если изъян неустраним, клиент вправе требовать компенсацию.

Комфорт за счет клиента

К минусам «серых» дилеров традиционно относят слабо развитую инфраструктуру и отсутствие собственных техцентров. Действительно, «серяки» не могут предложить клиенту то, что является непременными атрибутами официального дилерского центра, например просторный шоу-рум, крытую площадку для хранения автомобилей, квалифицированный персонал.

Однако отсутствие больших выставочных залов можно представить даже с выгодной стороны. Не секрет, что статусные траты официального дилера так или иначе ложатся на плечи потребителей. А траты эти велики (одна аренда столичной земли обходится в сумму от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов). Экономя на шоу-румах, «серяки» таким образом сберегают деньги своих клиентов.

Что касается сервиса, который безусловно выше в официальном салоне, то «серые» дилеры зачастую выходят из своего незавидного положения следующим образом: они просто заключают договора с авторизованными сервисами и обслуживают свои машины там.

Справедливости ради, нужно сказать, что далеко не все услуги можно заказать на стороне. Официальные дилеры предлагают своим клиентам программы по кредитованию, зачету старых машин при покупке новых (трейд-ин), лизинг, бесплатную регистрацию в ГИБДД, страхование, тест-драйвы и так далее. Попробуйте найти все это у «серого» дилера! Тот же тест-драйв в салоне неофициального продавца, скорее, исключение из правил.

Обходные пути

Каким же образом, несмотря на принятые государством меры, продавцы «серых» машин продолжают свое безбедное существование? Расскажем о самых распространенных приемах, принятых сегодня в этом бизнесе.

Прежде всего на некоторые машины у официальных дилеров цены из-за отсутствия конкуренции в системе дистрибуции оказываются несколько завышенными. Например, это относится к популярным в России машинам Subaru. В кругах автопродавцов известно, что на модель Subaru Impreza WRX маржа официальных импортеров превышает 50% от закупочной цены.

В этих условиях «серому» дилеру становится выгодно купить Subaru у официального дилера в Европе (тот даст еще и дополнительную скидку за объем), растаможить ее на физическое лицо и выставить на продажу в своем автосалоне дешевле на $2-3 тыс., чем у официального продавца.

Следующий «серая» схема построена на том, что мировые автопроизводители адаптируют свою продукцию на разные локальные рынки (во многом это касается конструкции авто). И машина, предназначенная для одной страны, может быть объективно дешевле, чем для другой.

К примеру, автомобили некоторых марок, ориентированные для продаж на Ближнем Востоке или на юге Европы, не проходят двойную оцинковку кузова, у них упрощенная, рассчитанная на теплый климат система зажигания, впрыска топлива, отопления и т.д. Такая машина может стоить на 5-10% дешевле, чем модель, способная в полной готовности встретить суровый холодный климат.

Пользуясь разницей в цене, «серый» дилер покупает такой «южный» автомобиль и продает его в России (время от времени по этой схеме на российском рынке появляются различные модификации Mercedes-Benz, BMW, Subaru). Не будем отрицать, данная схема продаж граничит с мошенничеством: покупатель, купивший «южное» авто, рискует иметь проблемы с ее эксплуатацией в нашем суровом климате.

Еще одна появившаяся совсем недавно схема — это игра на разнице курсов доллар-евро. В результате валютных коллизий машина, купленная частным образом в США (ориентированная на американский рынок), обойдется дилеру дешевле, чем та же самая модель, продаваемая официальным представительством (которое оценивает свою продукцию в евро).

Конечный покупатель тоже в накладе не окажется. Так, приобретая у «серого» дилера вывезенную из Америки новую BMW X5, Mercedes-Benz M-класса, некоторые модели Lexus или престижную Porsche Cayenne, можно сэкономить 5-10% от официальной цены.

Наконец, самая благодатная почва для успешной конкуренции «серых» дилеров с официальными поставщиками — это нерасторопность последних при поставках новых автомобилей. Очень часто проходит довольно значительное время (3-6 месяцев), прежде чем новая модель начнет на законных основаниях продаваться на российском рынке (официальный дилер должен ее сертифицировать, получить квоты у производителя и т.д.).

И даже после этого весьма вероятно, что, придя в официальный салон за желанной моделью, клиент будет встречен предложением подождать в очереди еще 3-6 месяцев. Как тут не повернуться спиной к официальному салону и обратиться к «серому» поставщику, который тут же выкатит вам «живой» автомобиль приблизительно по той же цене?

По словам автопродавцов, в свое время по аналогичной схеме активно продавались BMW X5, Audi A6, Nissan Primera. Сейчас же очень хорошо продаются «серые» Mazda 3, Volkswagen Touareg, BMW X3, официально купить которые можно минимум через три месяца ожидания.

Российских автолюбителей обделяют

Владимир Мичков, директор по поставкам и продажам компании «Экзотик Авто», крупнейшего в России «серого» дилера:

«Если соизмерить тот модельный ряд, который официально разрешен для поставок на российский рынок, с тем, что выпускается в мире в целом, то получится: у нас продается не более 20% от всего мирового модельного ряда. Разве это справедливо? Более того, в Россию да и в Европу тоже официально не поставляются не то что отдельные модели машин, а целые классы. Например, пикапы — автомобили с открытым кузовом, которыми в Америке пользуются даже домохозяйки. Или взять популярный в той же Америке так называемый дом на колесах — машины, на которых любят путешествовать и в которых есть туалет, душ, кровать и прочие удобства.

Наша задача — ликвидировать подобные пробелы. Схема поставок в Россию экзотических для отечественного рынка машин довольно сложна. Автомобиль приобретается нашими партнерами в официальном автосалоне на территории США, затем машина в контейнере плывет через океан до Финляндии, оттуда — на автовозе до Москвы, проходит таможенную очистку. На все уходит максимум 5-6 недель, а при благоприятном стечении обстоятельств машина с американского континента может прийти за 3-4 недели. Кстати, распространенное мнение о том, что купленный у «серого» или «независимого» дилера автомобиль не имеет гарантии, — типичная дезинформация от конкурентов. На все новые машины наш салон дает годовую гарантию. И это несмотря на то, что по правилам гарантия американского автодилера распространяется лишь на машины, эксплуатируемые на территории США.

Что же касается клиентов нашего автосалона, то это — люди разных социальных слоев. Сомнительных типажей вроде «новых русских» и «братков» с каждым годом становится все меньше. Но количество неординарных заказов от этого не убывает. Вот, допустим, один клиент заказал установить на покупаемый джип не одну, а целых четыре лебедки. Две — на капот, две — сзади. Функционального значения в этом обилии устройств для вытаскивания авто из грязи нет никакого, зато смотрится все солидно и мужественно. Или как-то один крупный бизнесмен заказал престижный Lincoln Town Car. Да не один, а целых четыре абсолютных одинаковых экземпляра — для подарка ближайшим родственникам. Через неделю после заказа позвонил и заказал еще пятый — наверное, вспомнил про какую-нибудь двоюродную тетю. А недавно позвонил гражданин, который изъявил желание иметь в автомобиле бассейн. Сейчас в автосалоне лихорадочно просматривают каталоги заокеанских продавцов. В одном месте нам ответили, что, «в принципе, бассейн в автомобиле возможен».

Infinity FX35 и Infinity FX45

Одна из самых популярных автомобильных марок, не предназначенных для российского потребителя, — машина со стрелообразным значком на «носу» и претенциозным названием Infinity («бесконечность»).

Infinity — топовый бренд японского производителя Nissan. Так же как Toyota в свое время создала марку хай-класса Lexus, так и Nissan активно развивает свой элитный бренд, который, правда, в отличие от Lexus не поставляется даже в Европу (не говоря уж о России), а целиком ориентируется на лакомый кусок бескрайнего североамериканского авторынка.

Infinity — нечто среднее между спорткаром, внедорожником и универсалом. Своим броским видом машина обязана большим 20-дюймовыми колесам, приземисто-покатой форме кузова и нестандартной оптике. Все модели Infinity комплектуются сверхмощными для европейских реалий и заурядными для американской действительности моторами — V-образным восьмицилиндровым двигателем с рабочим объемом 4,5 л. — 320 л.с. (Infinity FX45) и 3,5 л. — 280 л.с. (FX35).

Как и положено щедрым на роскошь «американцам», оснастка у Infinity способна поразить даже самого капризного автовладельца. Уже в базовой комплектации машины оснащаются DVD-плеером с цветным 7-дюймовым ЖК-телевизором, интеллектуальным круиз-контролем, датчиками давления в шинах, камерами заднего вида, системой дистанционного распознавания хозяина по ключу и прочими изысками.

Цена авто на российском рынке — $77 тыс. (Infinity FX35) и $82 тыс. (Infinity FX45).

Acura MDX

Еще один популярный на отечественном рынке «серый» бренд — машины Acura — «люксовая производная» марки Honda. В России прижилась модель Acura MDX.

Необычность этого авто обусловлена его происхождением. Acura — гибрид минивэна и внедорожника. Имея высокий дорожный просвет, полный привод и, как следствие, довольно хорошую проходимость, Acura MDX отличается при этом довольно просторным салоном (он на 20 см длиннее и на 15 см шире, чем у официально поставляемого в Россию внедорожника класса люкс — Lexus RX300). В салоне Acura MDX комфортно разместятся семь человек. Средний ряд сидений легко трансформируется: либо вообще убирается с глаз долой в пол, либо превращается в столик или даже в некое подобие кровати.

Acura MDX комплектуется довольно резвым мотором (3,5 л — 260 л.с.), который разгоняет машину до 100 км/ч за 8,5 секунды. Помимо этого машина щедро оснащена дополнительными опциями, такими как камеры заднего вида, боковые подушки безопасности, электропривод и подогрев боковых зеркал.

Цена автомобиля в России — $64 тыс.

Nissan Murano

Следующая примечательная модель, предназначенная исключительно для американского рынка, но при этом активно ввозимая российскими «серыми» дилерами, — это Nissan Murano. Классовая принадлежность этого авто также весьма загадочна. Скорее всего, машину можно отнести к гибриду универсала и внедорожника (профессионалы величают эту «помесь» модным ныне словом «кроссовер»).

У машины имеется полный привод, довольно вместимый грузовой отсек и по-американскому мощный мотор (3,5 л — 245 л.с.).

Помимо этого авто нашпиговано различными «комфортными» опциями. Например, здесь есть раздельный климат-контроль, регулирующий температуру отдельно для задних-передних или даже правых-левых пассажиров. В машине имеется также система автоматического включения фар, система усилителя эффективности торможения в экстремальных условиях (Brake Assist), датчики давления в шинах, регулировка положений педалей (их можно подстроить под индивидуальный рост водителя).

В России вся эта красота продается за $60 тыс.

Nissan Quest

Еще один примечательный автомобиль от Nissan — появившийся не так давно у «серых» дилеров Nissan Quest.

По всем классовым признакам эту семиместную машину без колебаний можно отнести к минивэнам. Однако редко какой официально продающийся в России минивэн может похвастать столь широким оснащением различными электронными опциями.

В базовой комплектации Quest снабжен раздельным климат-контролем, круиз-контролем, электроприводом зеркал и передних сидений. Электроникой напичкано все, что только можно себе представить: например, в ситуации, когда машина, едущая сзади, включает яркий свет, зеркала заднего вида Nissan Quest автоматически затемняются. Развлекаться в пути пассажиры могут с помощью телевизора, DVD-плеера и аудиосистемы с 8 динамиками, сабвуфером и CD-проигрывателем на 6 дисков.

Наконец, автомобиль порадует своей высокой управляемостью и динамикой — мотор у машины позаимствован у спортивной Nissan 350Z (3,5 л, 240 л.с.).

Цена машины в России — $60 тыс.

Toyota Sequoia

С особым почтением российский покупатель относится к «серым» внедорожникам. Таким, как Toyota Sequoia.

Машина заметно превосходит своего официального собрата в России — Toyota Land Cruiser 100 (при том, что «секвоя» стоит столько же — $73 тыс.). Салон «секвои» просторнее, в нем могут уместиться 8 человек (Land Cruiser рассчитан на 6 пассажиров). Причем для каждого из них предусмотрен отдельный воздуховод климат-контроля. Ну а когда нет необходимости везти толпу из 8 человек, лишние задние сиденья легко убираются в пол.

Помимо этого машина в базовой комплектации оснащается высококлассной аудиосистемой JBL с 10 динамиками и CD-проигрывателем на 6 дисков, электроприводом всех стекол, кожаным рулем и пр.

Lincoln Navigator

Наконец, еще один «серый» внедорожник, пользующийся неизменным уважением в России, — это обновленный Lincoln Navigator.

Уважать этот автомобиль определенно есть за что. Его можно смело назвать одним из самых больших и роскошных внедорожников в мире. Вес (почти 4 тонны), длина (около 6 метров) и ширина (2 метра) делают эту машину похожей, скорее, на грузовик или автобус. На этом, правда, сходство и заканчивается. И начинается длинный перечень совершенно уникальных достоинств.

Так, салон Lincoln Navigator даст фору самым престижным лимузинам — он отделан светлой кожей, деревом и пластиковыми вставками, выкрашенными под металл.

При открытии двери к пассажиру или водителю из-под кузова автоматически выезжает удобная ступенька. Или, допустим, вы захотели открыть багажник — для этого достаточно нажать на кнопку специального брелока, и багажник автоматически поднимется (к слову сказать, на этом брелоке находится еще куча всяческих кнопок).

Настоящим достижением высоких технологий является руль. Прямо на баранке находится около десятка кнопок регулировки, так что, не снимая рук с рулевого колеса, можно управлять музыкой, круиз-контролем, системой микроклимата и рядом других функций автомобиля. В грузовом отсеке в пол запрятаны два дополнительных сиденья, причем появиться они могут опять же автоматически — при нажатии соответствующей кнопки. В движение всю эту роскошную громадину приводит двигатель с объемом 5,4 л (300 л.с.).

Цена авто в России — $90 тыс.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ, ХАСАН ГАНИЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK