Архивная публикация 2002 года: "Понижение градуса"
Кажется, россияне распробовали вкус вина. Оно и правильно -- доходы растут. И вот уже, выезжая на природу, мы все чаще покупаем не водку и даже не пиво, а вино. Да не какую-нибудь "бормотуху", а хорошее, правильное. Тем более что выбрать есть из чего -- сегодня на прилавках магазинов красуются вина практически из всех винодельческих стран мира.В Европе, в отличие от России, культура винного пития развита давно, причем западные потребители ценят не только веселящие свойства этого напитка, но и "оздоровительные". Существует даже так называемый французский парадокс. Эта нация известна как одна из самых курящих, к тому же французы -- большие любители жареной и жирной пищи, однако, по статистике, доля больных сердечно-сосудистыми заболеваниями во Франции самая низкая в мире. А все потому, что пьют вино. Если верить ученым, существует прямая (точнее, обратная) зависимость между потреблением вина и количеством случаев инфаркта миокарда -- в странах, где потребление вина низкое, сердечников гораздо больше, чем в "винных" державах.
Западные ученые доказали, что в красных винах, особенно молодых, содержится группа фенольных соединений, которые предупреждают процесс старения кожи человека, способствуют сохранению эластичности кровеносных сосудов, а также замедлению старения организма в целом. На основании статистических данных был сделан вывод, что в среднем вино помогает продлить жизнь на 10 лет.
Помешанные на здоровье американцы тоже решили, вслед за европейцами, интегрировать вино в сферу своих "жизненных интересов" и в 2001 году даже приняли государственную программу на 20 лет, предусматривающую увеличение в два раза площадей виноградников и выработки вин. Кстати, такие же программы приняты в ЮАР и Австралии.
Теперь, похоже, очередь дошла и до России.
Страна вторичного виноделия
Аналитики оценивают ежегодный рост российского винного рынка в 20--30%. Однако пока, если брать суммарный объем потребления алкоголя на душу населения (14,5 литра в год), на долю вина приходится около 5% от общего объема алкогольных напитков (в пересчете на единицу чистого алкоголя). Для сравнения: в таких не особо "винных" странах, как Финляндия или Норвегия, доля вина составляет 15--20%, а во Франции или Италии -- 70--80% от общего объема спиртного. И все же специалисты прогнозируют, что в ближайшее время (если не будет серьезных кризисов) потребление водки в России снизится процентов на 20, а вина, наоборот, возрастет в 4--5 раз. Радует, что мода на вино все же пришла и уже наметилась тенденция к увеличению потребления качественных вин. Причина проста -- рост доходов населения. Потребитель все больше внимания обращает не на вычурную бутылку, а на качество самого продукта. Например, как заявляют в компании "ГБ Холдинг Вин", с начала этого года ежемесячные продажи марочного вина увеличились в два раза: с 15 тыс. бутылок в 2001 году до 35--40 тыс. в 2002 году.
Россия -- страна не винодельческая, поэтому практически все вина являются в той или иной степени импортными. Однако часть из них привозят в страну уже разлитыми в бутылки, а часть производится на территории страны, но из импортных виноматериалов. По оценкам экспертов, доля "отечественных" составляет порядка 50--55%, остальное приходится на импорт. Из-за введенной в прошлом году новой системы уплаты акцизов российским производителям сегодня приходится несладко. Согласно новым правилам 50% акциза платит производитель, а другие 50% -- оптовик. Кроме того, любая компания, торгующая алкоголем, обязана поставлять продукцию на акцизный склад. С запуском этой системы были связаны большие проблемы: складов было мало, акцизные региональные марки напечатали не вовремя и не в нужном количестве и т.п. В результате работа винных заводов и темпы продаж отечественного вина приостановились. По словам коммерческого директора компании "Межинком СВ" Евгения Доброва, объемы реализации российского вина восстановились только к концу 2001 года. Однако и сейчас у компаний все время возникают проблемы с реализацией алкоголя вне своего федерального округа.
Позиции традиционных импортеров вин -- Молдавии и Грузии -- все еще сильны. Так, сегодня доля молдавских вин на российском рынке составляет 70%, грузинских -- 7% (французских -- 6%, испанских -- 2%). По мнению Александра Униговского, начальника отдела маркетинга "ГБ Холдинг Вин", потребление молдавского вина в России увеличивается и сегодня объем рынка, без учета виноматериалов и вин, разлитых на территории России, составляет примерно 100 млн. литров в год (при ежегодных темпах роста 15--20%). При этом молдавские виноделы понимают, что качество вин нужно улучшать, чтобы они не уступали столовым и местным винам из стран дальнего зарубежья. В противном случае после вступления России в ВТО пошлины сравняются и молдавское виноделие, скорее всего, не сможет выдержать конкуренции. Дело в том, что в настоящее время на вина из стран дальнего зарубежья платится ввозная 20-процентная пошлина, от которой освобождены поставщики вин из стран СНГ.
Замаскированный импорт
Рост рынка сделал актуальной проблему количества и качества сырья (собственно виноматериалов, винограда и т.п.). Поэтому в последнее время многие компании-импортеры, которые заинтересованы в поставках качественного вина, приобретают акции винодельческих заводов, размещают заказы на розлив вина под своей торговой маркой, инвестируют в развитие виноградников в Молдавии, Грузии, России. Сегодня все производители понимают, что инвестиции в развитие сырьевой базы являются залогом того, что виноделие будет развиваться. Так называемая "горбачевская антиалкогольная компания" лишила Грузию, Молдавию, Россию многих виноградников. Вкладывая средства в развитие производства, новоиспеченные виноделы стараются создавать предприятия полного цикла, когда завод принимает, перерабатывает виноград и разливает вино на одной территории, что позволяет не терять качество продукта при перевозках.
Крупнейший российский импортер вина компания "Дионис Клуб" (объем импорта в 2001 году составил 18,5 млн. бутылок), уже владеющая заводом "Ахашени" в Грузии, открыла на юге Молдавии (г. Вулканешты) новый винный завод "АурВин". По словам генерального директора компании Сергея Кривошеева, объем инвестиций в строительство составил $6 млн. В настоящее время мощность переработки составляет 7 тыс. тонн сырья за сезон, однако в перспективе планируется ее увеличение до 10 тыс. тонн. Дополнительно компания планирует инвестировать $2 млн. в винохранилище, установку третьей линии разлива, строительство помещения для выдержки вин в бочках. В год новый завод будет выпускать до 24 млн. бутылок. Ассортимент продукции достаточно широк -- до 45 наименований вин. Как заявил Сергей Кривошеев, молдавские вина могут составить конкуренцию винам Нового Света -- аргентинским, чилийским -- и австралийским. В перспективе компания планирует даже выйти со своей продукцией на мировой рынок (Европа, США).
Компания "Межинком СВ", представляющая на российском рынке торговую марку "Гарлинг", имеет четыре завода в Молдавии и один в Орле. По словам Евгения Доброва, на сегодняшний день инвестиции в развитие виноградников составили более $1 млн. Также о своем производстве подумывают в компании "ГБ Холдинг Вин", которая в настоящее время сотрудничает с такими молдавскими заводами, как "Витис Хинчешты" и "Басвинекс".
Как видим, компании стремятся размещать свои производства в основном за российскими рубежами -- в Молдавии или Грузии. Объясняется это тем, что сейчас винодельческая отрасль Ставрополья, Краснодарского края, Ростова-на-Дону находится в плачевном состоянии (плохая техническая оснащенность, устаревшее оборудование, нехватка сырьевой базы -- виноградников). По мнению многих экспертов рынка, здесь требуются гораздо большие капиталовложения, чем в Молдавии или Грузии.
Грядет "Очаковское сухое"?
Однако не все разделяют эти пессимистичные настроения. Например, интерес к российскому виноделию проявил крупнейший российский производитель пиво-безалкогольной продукции комбинат "Очаково", который осенью запустит в эксплуатацию винный завод в Краснодарском крае. По словам вице-президента по производству и качеству комбината Ивана Стрижакова, очаковский "винный" проект состоит из двух частей -- реконструкции виноградников и переоборудования завода по производству вин. Общая площадь "очаковских" виноградников на сегодня составляет 900 гектаров (из них плодоносящих -- около 700), в перспективе планируется расширить виноградники до 1000--1100 гектаров. Свой "территориальный" выбор в компании объясняют так: "Привычное нам пивное производство можно наладить в любых климатических условиях: в Архангельске, Свердловске, на Дальнем Востоке. А вот хороший виноград в России можно выращивать сегодня только в Краснодарском крае. Исследовав состояние прежде всего почвенно-климатических условий края, мы остановились на Таманском полуострове, расположенном между Азовским и Черным морями. В этом районе подходящие почвы, хороший климат и много солнца -- прекрасные условия для того, чтобы растить виноградную лозу". Планируется, что краснодарский винный завод "Очаково", стоимость которого оценивается в $6 млн., будет производить до 10 млн. бутылок вина в год.
Отечественные производители и импортеры вина вовсю готовятся поддержать растущий аппетит россиян и обеспечить рынок как отечественными, так и зарубежными винами и составить достойную конкуренцию национальному напитку крепостью в 40 градусов. Остается надеяться, что благосостояние россиян продолжит расти, а число инфарктов -- падать.
Импорт вина в 2001 году*
Кажется, россияне распробовали вкус вина. Оно и правильно -- доходы растут. И вот уже, выезжая на природу, мы все чаще покупаем не водку и даже не пиво, а вино. Да не какую-нибудь "бормотуху", а хорошее, правильное. Тем более что выбрать есть из чего -- сегодня на прилавках магазинов красуются вина практически из всех винодельческих стран мира.В Европе, в отличие от России, культура винного пития развита давно, причем западные потребители ценят не только веселящие свойства этого напитка, но и "оздоровительные". Существует даже так называемый французский парадокс. Эта нация известна как одна из самых курящих, к тому же французы -- большие любители жареной и жирной пищи, однако, по статистике, доля больных сердечно-сосудистыми заболеваниями во Франции самая низкая в мире. А все потому, что пьют вино. Если верить ученым, существует прямая (точнее, обратная) зависимость между потреблением вина и количеством случаев инфаркта миокарда -- в странах, где потребление вина низкое, сердечников гораздо больше, чем в "винных" державах.
Западные ученые доказали, что в красных винах, особенно молодых, содержится группа фенольных соединений, которые предупреждают процесс старения кожи человека, способствуют сохранению эластичности кровеносных сосудов, а также замедлению старения организма в целом. На основании статистических данных был сделан вывод, что в среднем вино помогает продлить жизнь на 10 лет.
Помешанные на здоровье американцы тоже решили, вслед за европейцами, интегрировать вино в сферу своих "жизненных интересов" и в 2001 году даже приняли государственную программу на 20 лет, предусматривающую увеличение в два раза площадей виноградников и выработки вин. Кстати, такие же программы приняты в ЮАР и Австралии.
Теперь, похоже, очередь дошла и до России.
Страна вторичного виноделия
Аналитики оценивают ежегодный рост российского винного рынка в 20--30%. Однако пока, если брать суммарный объем потребления алкоголя на душу населения (14,5 литра в год), на долю вина приходится около 5% от общего объема алкогольных напитков (в пересчете на единицу чистого алкоголя). Для сравнения: в таких не особо "винных" странах, как Финляндия или Норвегия, доля вина составляет 15--20%, а во Франции или Италии -- 70--80% от общего объема спиртного. И все же специалисты прогнозируют, что в ближайшее время (если не будет серьезных кризисов) потребление водки в России снизится процентов на 20, а вина, наоборот, возрастет в 4--5 раз. Радует, что мода на вино все же пришла и уже наметилась тенденция к увеличению потребления качественных вин. Причина проста -- рост доходов населения. Потребитель все больше внимания обращает не на вычурную бутылку, а на качество самого продукта. Например, как заявляют в компании "ГБ Холдинг Вин", с начала этого года ежемесячные продажи марочного вина увеличились в два раза: с 15 тыс. бутылок в 2001 году до 35--40 тыс. в 2002 году.
Россия -- страна не винодельческая, поэтому практически все вина являются в той или иной степени импортными. Однако часть из них привозят в страну уже разлитыми в бутылки, а часть производится на территории страны, но из импортных виноматериалов. По оценкам экспертов, доля "отечественных" составляет порядка 50--55%, остальное приходится на импорт. Из-за введенной в прошлом году новой системы уплаты акцизов российским производителям сегодня приходится несладко. Согласно новым правилам 50% акциза платит производитель, а другие 50% -- оптовик. Кроме того, любая компания, торгующая алкоголем, обязана поставлять продукцию на акцизный склад. С запуском этой системы были связаны большие проблемы: складов было мало, акцизные региональные марки напечатали не вовремя и не в нужном количестве и т.п. В результате работа винных заводов и темпы продаж отечественного вина приостановились. По словам коммерческого директора компании "Межинком СВ" Евгения Доброва, объемы реализации российского вина восстановились только к концу 2001 года. Однако и сейчас у компаний все время возникают проблемы с реализацией алкоголя вне своего федерального округа.
Позиции традиционных импортеров вин -- Молдавии и Грузии -- все еще сильны. Так, сегодня доля молдавских вин на российском рынке составляет 70%, грузинских -- 7% (французских -- 6%, испанских -- 2%). По мнению Александра Униговского, начальника отдела маркетинга "ГБ Холдинг Вин", потребление молдавского вина в России увеличивается и сегодня объем рынка, без учета виноматериалов и вин, разлитых на территории России, составляет примерно 100 млн. литров в год (при ежегодных темпах роста 15--20%). При этом молдавские виноделы понимают, что качество вин нужно улучшать, чтобы они не уступали столовым и местным винам из стран дальнего зарубежья. В противном случае после вступления России в ВТО пошлины сравняются и молдавское виноделие, скорее всего, не сможет выдержать конкуренции. Дело в том, что в настоящее время на вина из стран дальнего зарубежья платится ввозная 20-процентная пошлина, от которой освобождены поставщики вин из стран СНГ.
Замаскированный импорт
Рост рынка сделал актуальной проблему количества и качества сырья (собственно виноматериалов, винограда и т.п.). Поэтому в последнее время многие компании-импортеры, которые заинтересованы в поставках качественного вина, приобретают акции винодельческих заводов, размещают заказы на розлив вина под своей торговой маркой, инвестируют в развитие виноградников в Молдавии, Грузии, России. Сегодня все производители понимают, что инвестиции в развитие сырьевой базы являются залогом того, что виноделие будет развиваться. Так называемая "горбачевская антиалкогольная компания" лишила Грузию, Молдавию, Россию многих виноградников. Вкладывая средства в развитие производства, новоиспеченные виноделы стараются создавать предприятия полного цикла, когда завод принимает, перерабатывает виноград и разливает вино на одной территории, что позволяет не терять качество продукта при перевозках.
Крупнейший российский импортер вина компания "Дионис Клуб" (объем импорта в 2001 году составил 18,5 млн. бутылок), уже владеющая заводом "Ахашени" в Грузии, открыла на юге Молдавии (г. Вулканешты) новый винный завод "АурВин". По словам генерального директора компании Сергея Кривошеева, объем инвестиций в строительство составил $6 млн. В настоящее время мощность переработки составляет 7 тыс. тонн сырья за сезон, однако в перспективе планируется ее увеличение до 10 тыс. тонн. Дополнительно компания планирует инвестировать $2 млн. в винохранилище, установку третьей линии разлива, строительство помещения для выдержки вин в бочках. В год новый завод будет выпускать до 24 млн. бутылок. Ассортимент продукции достаточно широк -- до 45 наименований вин. Как заявил Сергей Кривошеев, молдавские вина могут составить конкуренцию винам Нового Света -- аргентинским, чилийским -- и австралийским. В перспективе компания планирует даже выйти со своей продукцией на мировой рынок (Европа, США).
Компания "Межинком СВ", представляющая на российском рынке торговую марку "Гарлинг", имеет четыре завода в Молдавии и один в Орле. По словам Евгения Доброва, на сегодняшний день инвестиции в развитие виноградников составили более $1 млн. Также о своем производстве подумывают в компании "ГБ Холдинг Вин", которая в настоящее время сотрудничает с такими молдавскими заводами, как "Витис Хинчешты" и "Басвинекс".
Как видим, компании стремятся размещать свои производства в основном за российскими рубежами -- в Молдавии или Грузии. Объясняется это тем, что сейчас винодельческая отрасль Ставрополья, Краснодарского края, Ростова-на-Дону находится в плачевном состоянии (плохая техническая оснащенность, устаревшее оборудование, нехватка сырьевой базы -- виноградников). По мнению многих экспертов рынка, здесь требуются гораздо большие капиталовложения, чем в Молдавии или Грузии.
Грядет "Очаковское сухое"?
Однако не все разделяют эти пессимистичные настроения. Например, интерес к российскому виноделию проявил крупнейший российский производитель пиво-безалкогольной продукции комбинат "Очаково", который осенью запустит в эксплуатацию винный завод в Краснодарском крае. По словам вице-президента по производству и качеству комбината Ивана Стрижакова, очаковский "винный" проект состоит из двух частей -- реконструкции виноградников и переоборудования завода по производству вин. Общая площадь "очаковских" виноградников на сегодня составляет 900 гектаров (из них плодоносящих -- около 700), в перспективе планируется расширить виноградники до 1000--1100 гектаров. Свой "территориальный" выбор в компании объясняют так: "Привычное нам пивное производство можно наладить в любых климатических условиях: в Архангельске, Свердловске, на Дальнем Востоке. А вот хороший виноград в России можно выращивать сегодня только в Краснодарском крае. Исследовав состояние прежде всего почвенно-климатических условий края, мы остановились на Таманском полуострове, расположенном между Азовским и Черным морями. В этом районе подходящие почвы, хороший климат и много солнца -- прекрасные условия для того, чтобы растить виноградную лозу". Планируется, что краснодарский винный завод "Очаково", стоимость которого оценивается в $6 млн., будет производить до 10 млн. бутылок вина в год.
Отечественные производители и импортеры вина вовсю готовятся поддержать растущий аппетит россиян и обеспечить рынок как отечественными, так и зарубежными винами и составить достойную конкуренцию национальному напитку крепостью в 40 градусов. Остается надеяться, что благосостояние россиян продолжит расти, а число инфарктов -- падать.
Импорт вина в 2001 году*
Молдавия | 70% |
Грузия | 7% |
Франция | 6% |
Украина | 5% |
Болгария | 3% |
Испания | 2% |
Другие | 7% |
* По данным "Дионис Клуб".
Какие вина предпочитают российские потребители* (%)
Вино | 2000 год | 2001 год | 2002 год |
---|---|---|---|
Молдавское | 36% | 39% | 41% |
Российское | 29% | 26% | 25% |
Грузинское | 12% | 12% | 12% |
Краснодарское | 10% | 10% | 11% |
Крымское | 7% | 7% | 10% |
Болгарское | 5% | 5% | 5% |
Французское | 3% | 3% | 2% |
Итальянское | 2% | 2% | 2% |
Испанское | 1% | 1% | 2% |
США | 0% | 0% | 1% |
Другие | 7% | 8% | 14% |
* По данным "Дионис Клуб".
* По данным КОМКОН, R-TGI.
Потребительские предпочтения по сортам вин (%)
Красные | 56% |
Белые | 36% |
Розовые | 6% |
* По данным "Дионис Клуб".
* По данным КОМКОН, R-TGI.
* По данным КОМКОН, R-TGI.
Потребительские предпочтения по видам вин (%)
Полусладкие | 42,3% |
Кагор | 19,4% |
Полусухие | 18,8% |
Сухие | 15,9% |
Портвейн | 13,6% |
Мускат | 9,5% |
Мадера | 3,8% |
Херес | 2,8% |
* По данным "Дионис Клуб".
* По данным КОМКОН, R-TGI.
* По данным КОМКОН, R-TGI.
* По данным КОМКОН, R-TGI.
ИРИНА ШАБАНОВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».