Наверх
23 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Понижение градуса"

Кажется, россияне распробовали вкус вина. Оно и правильно — доходы растут. И вот уже, выезжая на природу, мы все чаще покупаем не водку и даже не пиво, а вино. Да не какую-нибудь «бормотуху», а хорошее, правильное. Тем более что выбрать есть из чего — сегодня на прилавках магазинов красуются вина практически из всех винодельческих стран мира.В Европе, в отличие от России, культура винного пития развита давно, причем западные потребители ценят не только веселящие свойства этого напитка, но и «оздоровительные». Существует даже так называемый французский парадокс. Эта нация известна как одна из самых курящих, к тому же французы — большие любители жареной и жирной пищи, однако, по статистике, доля больных сердечно-сосудистыми заболеваниями во Франции самая низкая в мире. А все потому, что пьют вино. Если верить ученым, существует прямая (точнее, обратная) зависимость между потреблением вина и количеством случаев инфаркта миокарда — в странах, где потребление вина низкое, сердечников гораздо больше, чем в «винных» державах.
Западные ученые доказали, что в красных винах, особенно молодых, содержится группа фенольных соединений, которые предупреждают процесс старения кожи человека, способствуют сохранению эластичности кровеносных сосудов, а также замедлению старения организма в целом. На основании статистических данных был сделан вывод, что в среднем вино помогает продлить жизнь на 10 лет.
Помешанные на здоровье американцы тоже решили, вслед за европейцами, интегрировать вино в сферу своих «жизненных интересов» и в 2001 году даже приняли государственную программу на 20 лет, предусматривающую увеличение в два раза площадей виноградников и выработки вин. Кстати, такие же программы приняты в ЮАР и Австралии.
Теперь, похоже, очередь дошла и до России.
Страна вторичного виноделия

Аналитики оценивают ежегодный рост российского винного рынка в 20—30%. Однако пока, если брать суммарный объем потребления алкоголя на душу населения (14,5 литра в год), на долю вина приходится около 5% от общего объема алкогольных напитков (в пересчете на единицу чистого алкоголя). Для сравнения: в таких не особо «винных» странах, как Финляндия или Норвегия, доля вина составляет 15—20%, а во Франции или Италии — 70—80% от общего объема спиртного. И все же специалисты прогнозируют, что в ближайшее время (если не будет серьезных кризисов) потребление водки в России снизится процентов на 20, а вина, наоборот, возрастет в 4—5 раз. Радует, что мода на вино все же пришла и уже наметилась тенденция к увеличению потребления качественных вин. Причина проста — рост доходов населения. Потребитель все больше внимания обращает не на вычурную бутылку, а на качество самого продукта. Например, как заявляют в компании «ГБ Холдинг Вин», с начала этого года ежемесячные продажи марочного вина увеличились в два раза: с 15 тыс. бутылок в 2001 году до 35—40 тыс. в 2002 году.
Россия — страна не винодельческая, поэтому практически все вина являются в той или иной степени импортными. Однако часть из них привозят в страну уже разлитыми в бутылки, а часть производится на территории страны, но из импортных виноматериалов. По оценкам экспертов, доля «отечественных» составляет порядка 50—55%, остальное приходится на импорт. Из-за введенной в прошлом году новой системы уплаты акцизов российским производителям сегодня приходится несладко. Согласно новым правилам 50% акциза платит производитель, а другие 50% — оптовик. Кроме того, любая компания, торгующая алкоголем, обязана поставлять продукцию на акцизный склад. С запуском этой системы были связаны большие проблемы: складов было мало, акцизные региональные марки напечатали не вовремя и не в нужном количестве и т.п. В результате работа винных заводов и темпы продаж отечественного вина приостановились. По словам коммерческого директора компании «Межинком СВ» Евгения Доброва, объемы реализации российского вина восстановились только к концу 2001 года. Однако и сейчас у компаний все время возникают проблемы с реализацией алкоголя вне своего федерального округа.
Позиции традиционных импортеров вин — Молдавии и Грузии — все еще сильны. Так, сегодня доля молдавских вин на российском рынке составляет 70%, грузинских — 7% (французских — 6%, испанских — 2%). По мнению Александра Униговского, начальника отдела маркетинга «ГБ Холдинг Вин», потребление молдавского вина в России увеличивается и сегодня объем рынка, без учета виноматериалов и вин, разлитых на территории России, составляет примерно 100 млн. литров в год (при ежегодных темпах роста 15—20%). При этом молдавские виноделы понимают, что качество вин нужно улучшать, чтобы они не уступали столовым и местным винам из стран дальнего зарубежья. В противном случае после вступления России в ВТО пошлины сравняются и молдавское виноделие, скорее всего, не сможет выдержать конкуренции. Дело в том, что в настоящее время на вина из стран дальнего зарубежья платится ввозная 20-процентная пошлина, от которой освобождены поставщики вин из стран СНГ.
Замаскированный импорт

Рост рынка сделал актуальной проблему количества и качества сырья (собственно виноматериалов, винограда и т.п.). Поэтому в последнее время многие компании-импортеры, которые заинтересованы в поставках качественного вина, приобретают акции винодельческих заводов, размещают заказы на розлив вина под своей торговой маркой, инвестируют в развитие виноградников в Молдавии, Грузии, России. Сегодня все производители понимают, что инвестиции в развитие сырьевой базы являются залогом того, что виноделие будет развиваться. Так называемая «горбачевская антиалкогольная компания» лишила Грузию, Молдавию, Россию многих виноградников. Вкладывая средства в развитие производства, новоиспеченные виноделы стараются создавать предприятия полного цикла, когда завод принимает, перерабатывает виноград и разливает вино на одной территории, что позволяет не терять качество продукта при перевозках.
Крупнейший российский импортер вина компания «Дионис Клуб» (объем импорта в 2001 году составил 18,5 млн. бутылок), уже владеющая заводом «Ахашени» в Грузии, открыла на юге Молдавии (г. Вулканешты) новый винный завод «АурВин». По словам генерального директора компании Сергея Кривошеева, объем инвестиций в строительство составил $6 млн. В настоящее время мощность переработки составляет 7 тыс. тонн сырья за сезон, однако в перспективе планируется ее увеличение до 10 тыс. тонн. Дополнительно компания планирует инвестировать $2 млн. в винохранилище, установку третьей линии разлива, строительство помещения для выдержки вин в бочках. В год новый завод будет выпускать до 24 млн. бутылок. Ассортимент продукции достаточно широк — до 45 наименований вин. Как заявил Сергей Кривошеев, молдавские вина могут составить конкуренцию винам Нового Света — аргентинским, чилийским — и австралийским. В перспективе компания планирует даже выйти со своей продукцией на мировой рынок (Европа, США).
Компания «Межинком СВ», представляющая на российском рынке торговую марку «Гарлинг», имеет четыре завода в Молдавии и один в Орле. По словам Евгения Доброва, на сегодняшний день инвестиции в развитие виноградников составили более $1 млн. Также о своем производстве подумывают в компании «ГБ Холдинг Вин», которая в настоящее время сотрудничает с такими молдавскими заводами, как «Витис Хинчешты» и «Басвинекс».
Как видим, компании стремятся размещать свои производства в основном за российскими рубежами — в Молдавии или Грузии. Объясняется это тем, что сейчас винодельческая отрасль Ставрополья, Краснодарского края, Ростова-на-Дону находится в плачевном состоянии (плохая техническая оснащенность, устаревшее оборудование, нехватка сырьевой базы — виноградников). По мнению многих экспертов рынка, здесь требуются гораздо большие капиталовложения, чем в Молдавии или Грузии.
Грядет «Очаковское сухое»?

Однако не все разделяют эти пессимистичные настроения. Например, интерес к российскому виноделию проявил крупнейший российский производитель пиво-безалкогольной продукции комбинат «Очаково», который осенью запустит в эксплуатацию винный завод в Краснодарском крае. По словам вице-президента по производству и качеству комбината Ивана Стрижакова, очаковский «винный» проект состоит из двух частей — реконструкции виноградников и переоборудования завода по производству вин. Общая площадь «очаковских» виноградников на сегодня составляет 900 гектаров (из них плодоносящих — около 700), в перспективе планируется расширить виноградники до 1000—1100 гектаров. Свой «территориальный» выбор в компании объясняют так: «Привычное нам пивное производство можно наладить в любых климатических условиях: в Архангельске, Свердловске, на Дальнем Востоке. А вот хороший виноград в России можно выращивать сегодня только в Краснодарском крае. Исследовав состояние прежде всего почвенно-климатических условий края, мы остановились на Таманском полуострове, расположенном между Азовским и Черным морями. В этом районе подходящие почвы, хороший климат и много солнца — прекрасные условия для того, чтобы растить виноградную лозу». Планируется, что краснодарский винный завод «Очаково», стоимость которого оценивается в $6 млн., будет производить до 10 млн. бутылок вина в год.
Отечественные производители и импортеры вина вовсю готовятся поддержать растущий аппетит россиян и обеспечить рынок как отечественными, так и зарубежными винами и составить достойную конкуренцию национальному напитку крепостью в 40 градусов. Остается надеяться, что благосостояние россиян продолжит расти, а число инфарктов — падать.

Импорт вина в 2001 году*

Молдавия70%
Грузия7%
Франция6%
Украина5%
Болгария3%
Испания2%
Другие7%

* По данным «Дионис Клуб».

Какие вина предпочитают российские потребители* (%)

Вино2000 год2001 год2002 год
Молдавское36%39%41%
Российское29%26%25%
Грузинское12%12%12%
Краснодарское10%10%11%
Крымское7%7%10%
Болгарское5%5%5%
Французское3%3%2%
Итальянское2%2%2%
Испанское1%1%2%
США0%0%1%
Другие7%8%14%

* По данным «Дионис Клуб».

* По данным КОМКОН, R-TGI.

Потребительские предпочтения по сортам вин (%)

Красные56%
Белые36%
Розовые6%

* По данным «Дионис Клуб».

* По данным КОМКОН, R-TGI.

* По данным КОМКОН, R-TGI.

Потребительские предпочтения по видам вин (%)

Полусладкие42,3%
Кагор19,4%
Полусухие18,8%
Сухие15,9%
Портвейн13,6%
Мускат9,5%
Мадера3,8%
Херес2,8%

* По данным «Дионис Клуб».

* По данным КОМКОН, R-TGI.

* По данным КОМКОН, R-TGI.

* По данным КОМКОН, R-TGI.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK