Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Попали в Ил"

Приостановка полетов на самолетах Ил-96-300 ударит не только по эксплуатирующим эти машины авиакомпаниям, но и по всему отечественному авиапрому в целом.Пожалуй, для самолетов «Ильюшин» все бы обошлось, если бы не печальный случай с президентом Путиным в финском городе Турку. В начале августа, отбывая на родину после визита к северному соседу, президент был вынужден пересесть со своего самолета (модификация Ил-96-300ПУ) на запасной борт (кстати, тоже Ил): у президентского лайнера обнаружили технические неполадки. Говорят, Путин тогда был очень недоволен. И не исключено, что это обстоятельство могло повлиять на продолжение истории: на прошлой неделе Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) приняла решение о приостановке эксплуатации Ил-96-300 «из-за многочисленных отказов агрегатов тормозной и гидросистем».

Несмотря на то, что в мире летает всего 13 Ил-96, эксперты называют проблему серьезной с политической точки зрения. «Для российских авиастроителей это мощный удар под дых. Да, наша техника порой намного надежнее импортной, но с имиджем у нее не все ладится. И многочисленные сообщения в прессе об инциденте с Илами, даже несмотря на то, что неполадки не критические, могут сыграть против всех отечественных производителей в целом, дав посыл «Не покупайте российскую технику, она некачественная», — рассуждает эксперт, пожелавший сохранить анонимность.

Гендиректор ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) Александр Рубцов подтвердил, что обнаруженные неполадки с агрегатом УГ-151-7 в тормозной системе — не критические. «Вероятность того, что отказ этого агрегата приведет к трагическим последствиям, крайне низкая», — говорит Рубцов. А тот факт, что ФСНТ зацепилась за «несущественную недоработку», он объяснил тем, что дефект был системным. «За последние три недели с Ил-96-300 произошло два инцидента из-за неисправностей тормозной системы: случай в Турку и отказ во время испытательной «рулежки» самолета, который готовится к продаже Кубинской Республике. И если две аварии происходят по одной и той же причине, это основание для приостановки эксплуатации самолетов. К слову, такие инциденты в авиации достаточно часто бывают у всех производителей», — уверяет Рубцов.

Как говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, эта ситуация «не эксклюзивна»: «Приостанавливают эксплуатацию и у крупнейших мировых производителей».

Напомним, буквально за несколько дней до приостановки эксплуатации Илов на авиасалоне МАКС «Ильюшин Финанс» подписал контракт на поставку двух Ил-96 кубинской компании Cubana (стоимость сделки — около $120 млн.). Как говорит Александр Рубцов, кубинская сторона сейчас «изучает обстановку и наблюдает за процессами» вокруг Ил-96, а от сделки пока не отказывается.

В то же время российские авиакомпании после решения ФСНТ принялись подсчитывать убытки. По словам главы пресс-службы ОАО «Аэрофлот—Российские авиалинии» Ирины Данненберг, если до конца года в «Ильюшине» не исправят недоработки и не вернут самолеты в эксплуатацию, компания может потерять около $30 млн.

Между тем в «Ильюшине» заявили, что не будут возмещать убытки, возникшие из-за простоя Ил-96, авиакомпаниям, самолеты которых не находятся на гарантийном обслуживании (гарантийные машины только у KrasAir и один самолет — у ГТК «Россия»).

По мнению экспертов, шумиха СМИ вокруг приостановки эксплуатации лайнеров возникла не на пустом месте, а была спровоцирована. «Против нас могут играть те, кто не заинтересован в том, чтобы Россия производила свои самолеты. Это могут быть и конкуренты, и отечественные авиакомпании, которые любят покупать западную технику. Причем второй вариант наиболее возможен», — считает Александр Рубцов.

Среди наиболее вероятных противников «Ильюшина» наблюдатели называют «Аэрофлот», объясняя это тем, что компания не хочет выполнять обязательства по контракту с ИФК (контракт предполагал покупку «Аэрофлотом» шести Ил-96-300 в обмен на предоставление льгот на ввозные пошлины). Но Ирина Данненберг отвергла обвинения в адрес компании, заявив, что «Аэрофлот» не отказывается от контракта и «по-прежнему нуждается в таких самолетах». «Подумайте, как нам может быть на руку отзыв машин в самый пик пассажирских перевозок? Компания на этом только теряет», — говорит Данненберг.

По мнению Бориса Рыбака, «Аэрофлот» «хочет заставить ИФК и Воронежский завод (ВАСО, на котором строятся Илы. — «Профиль») дать компании нормальный, исправный и надежный продукт. У нее уже был негативный опыт эксплуатации Ил-96, когда самолет только вводили. Поэтому компания и настаивает на выполнении своих требований».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK