Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Попса в переплете"

10 ноября Мадонна устроила мировую премьеру. Но не видеоклипа, а книги под названием «Яблоки мистера Пибоди». Нетерпение Мадонны (ее первая книжка вышла всего два месяца назад) понять можно. Ее успех сравнивают с бестселлером про Гарри Поттера.Первая сказка от Мадонны — «Английские розы» — с иллюстрациями художника Джеффри Фулвимари (ученика Энди Уорхола), прославившегося работами для MTV и «Пепси», просвещала детей на тему зависти и ревности. Книга разошлась мировым тиражом более 500 тыс. экземпляров в среднем по $20 за штуку. Правда, переплюнуть Джоанну Роулинг поп-диве не удалось: тираж книг о приключениях «Гарри Поттера» перевалил за 200 млн. Но это общий тираж всех книг, а по итогам первой недели продаж «Английские розы» уступили последней книге, «Гарри Поттер и приказ Феникса», каких-то 220 экземпляров. Мадонна набила руку на рекламе себя любимой: ее крошечная книжка в 48 страниц вышла одновременно в 100 странах мира на 30 языках. В России за неделю раскупили 10 тыс. экземпляров, и издательству «Эксмо» пришлось допечатать еще столько же.
Вторая сказка, «Яблоки мистера Пибоди», с иллюстрациями американской художницы Лоуренс Лонг, рассказывает о магической силе слов: ученик клевещет на своего учителя, отчего у педагога случаются большие проблемы. В конце концов школяр понимает, что сболтнул лишнего, и обещает больше так не делать. (По сути, история про пионера-героя Павлика Морозова на новый лад.) В предвкушении успеха были увеличены стартовые тиражи: «Эксмо» уже отпечатало 15 тыс. «Яблок».
За работу над текстом Мадонна получает около $1 млн. Это стандартный писательский гонорар для звезды ее уровня. Миллион, например, заплатили и другой певице — Бритни Спирс. (Юная «звезда», правда, почувствовала себя не сказочником, но психоаналитиком и разразилась психологическим опусом «Подарок матери», который сейчас в печати.)
Мадонна уверяет, что, имея состояние более $200 млн., взялась за перо вовсе не из-за денег: «На книгах я ничего не зарабатываю, так как твердо решила, что все отдам в помощь детям. Я чувствовала себя раскованной: мое творчество впервые в жизни не стимулировалось ни самолюбием, ни алчностью». По словам певицы, она решила стать сказочницей, когда начала читать на ночь своей дочери Лурдес и поняла, что все, написанное для детей, ничему хорошему их не учит. «Одна ерунда о принцах, которые приезжают за красивыми принцессами и женятся на них, не совершая никаких поступков и не прилагая к этому никаких усилий. При этом никто не спрашивает мнения принцессы». Мадонна же решила просветить детей по пяти важнейшим темам с помощью иудейского мистического учения Каббалы, которым они с мужем Гаем Риччи увлеклись несколько лет назад. Эти темы: «детская ревность и зависть», «сила наших слов», «неясность и сомнение», «преодоление трудностей» и «умение не осуждать людей» — должны облечься в пять полноценных книжек и составить очередной «нерукотворный памятник» певице.
Вообще-то, актеры и музыканты берутся за перо именно тогда, когда им кажется, что они все про эту жизнь поняли. Этот момент часто совпадает с рождением детей, внуков или уходом на пенсию. Причем писать «звезды» начинают, как правило, исключительно детские сказки. Сказки эти поначалу расходятся на «ура», но в сокровищницу мировой литературы не попадают: никому не приходит в голову их переиздавать и читать. Кто, например, вспомнит сказку певицы Дайаны Росс «Когда вы мечтаете?» или произведение для малышей от Уилла Смита (звезда фильма «Люди в черном») под названием «Просто нас двое», вышедшее всего год назад? Даже молодой Билли Кристалл, исполнитель главной роли в «Анализируй это», начал творить. И тоже сказки. В апреле выходит его книжка про внука и дедушку под названием «Я уже знаю, что люблю тебя». Список «звезд»-сказочников можно продолжать до бесконечности: Джеми Ли Кертис («Правдивая ложь»), Мидлер Бэтт («Большой бизнес»), Чак Норрис («Крутой Уокер»). Наши сказками не балуют, лишь Эдита Пьеха сотворила книжку «Песня о Синей птице» в начале 70-х, но последователей у нее не нашлось.
Мораль у всех сказок от «звезды» одна и та же, и она стара как мир: «Если человек стремится к чему-то, он обязательно сумеет добиться всего, даже если все вокруг твердят, что это невозможно». Правда, «звезды» умалчивают, что совершенный образ жителя звездного олимпа — не более чем успешный пиар-продукт, а что действительно чувствует и чем живет «народный герой» и какой ценой он добился успеха, лучше никому не знать. Ни взрослым, ни детям.
«Я предпочел бы жить в обществе с повальным увлечением детскими сказками»

Иван Дыховичный: У меня два сына, одному 33 года, второму — 15 лет. Сначала я купил бы им книгу «Секс», показал фильмы и песни Мадонны, а потом дал бы ее сказки. У меня своя теория о воспитании детей. Детям вообще можно читать все, важно, каким комментарием сопроводят родители это чтение.
Я уверен, что Мадонна плохого не напишет. Она живой человек, судя по всему, любит своих малышей и много ими занимается. Все заладили: секс-символ написал сказку, какой ужас! Но человек меняется, и слава Богу, что Мадонна меняется именно в эту сторону. Меня совершенно не смущает ее прошлое. Как сказал Чернышевский, повседневная жизнь омерзительней самой грязной книги.
«П.»: Что зовет не писателей к перу?
И.Д.: Отвечу за себя, ведь я тоже, например, не писатель, но частенько пишу. Мне просто нужна история, которую бы я снял. Если бы не это обстоятельство, я бы за стол не садился. К сожалению, в кино есть некая монополия. Грубо говоря, после «Идиота» уже никто не даст сегодня денег на Достоевского. Так что я вынужден сам писать сценарии. В других же случаях к перу, видимо, зовет желание сформулировать свои идеи, чувства, наблюдения.
«П.»: Сейчас в Голливуде прямо массовое поветрие: все взялись писать детские сказки. У нас же из артистов только покойный Леонид Филатов писал сказки. Почему?
И.Д.: У нас с ними разное представление об общественной жизни. В России все хотят оставить своим собственным детям деньги и поэтому пишут мемуары, на которых неплохо зарабатывают. Те же, кто пишет сказки, по-видимому, хотят оставить детям какое-то знание, философию. Конечно, часть пишущих делают это в том числе и ради своей популярности. Но если честно, эта мода мне нравится намного больше. Скажу даже так: я предпочел бы жить в обществе с повальным увлечением детскими сказками. Мир стал настолько практичным, что человеческая природа просто задыхается в нем без сказки.
«П.»: На ваш взгляд, детские книги должны чему-то учить малышей или просто рассказывать увлекательные истории?
И.Д.: Смысл в литературе для маленьких должен быть. Но его следует хорошенько спрятать. Дети чувствуют агитку и не поддаются прямой пропаганде. Они просто зевают и закрывают глазки под нравоучения.

ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ, РЕЖИССЕР, СЦЕНАРИСТ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK