28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Пора подумать о лекарствах"

Архивная публикация 2002 года: "Пора подумать о лекарствах"

В административной реформе кровно заинтересовано не только государство, но и бизнес. Давать взятки уже просто невыгодно.Реформа госаппарата -- это очень важная, но только часть того, что называется административной реформой. Пожалуй, это -- главная реформа, которую предстоит реализовать государству. Потому что и налоговую, и банковскую, и многие другие реформы провести значительно проще. Для этого нужен правильный, основанный на вполне понятных параметрах расчет и "политическая воля". Административная реформа гораздо сложнее, хотя бы потому, что точно определить сферу реформирования, рассчитать и сконструировать ее эффективные механизмы очень трудно, если вообще возможно.
Российская административная система находится сейчас в неструктурированном состоянии. Ведь за последние 10 лет экономика изменилась кардинально, а административная система лишь приспосабливалась к этим переменам. До сих пор никто всерьез не думал, как именно должна быть устроена система -- например, чем и как в стране нужно управлять государству, а где должны включаться саморегулирующие механизмы.
Думаю, что начать нужно с осмысления проблемы, с широкого ее обсуждения. Дискуссия должна продолжаться как минимум год, и по итогам ее должна появиться собственно концепция реформы. Сама реформа (оформленная новыми нормативными актами) может быть проведена лет за пять.
Однако нужно понимать, что реформу такого рода нельзя начать и закончить только волевым усилием. Процесс происходит вследствие ряда причин, в том числе и объективных. Например, одна из причин -- постоянный конфликт (в рамках полемики или диалога) власти и бизнеса, в ходе которого возникает некая конструкция для оптимального взаимодействия. Рынок цивилизует бюрократию, так как в стране появляется большое количество влиятельных корпораций, собственников, которые кровно -- и материально, и идеологически -- заинтересованы в существовании стройной и эффективной административной системы.
Следующая причина -- стремление государства быть конкурентоспособным и политически и экономически на международном уровне. Это заставляет власть инициировать реформы, чтобы усиливать свои позиции как члена мирового сообщества.
Есть и соображения чисто экономические: конструктивная и эффективная система управления увеличивает капитализацию не только в бизнесе, но и на государственном уровне. Улучшается инвестиционный климат, экономика начинает работать лучше.
Если говорить о бизнесе, то он очень заинтересован как в административной реформе в целом, так и в реформе госаппарата в частности. Крупные корпорации уже понимают, что статья "взятки" в их бюджете должна исчезнуть. Во-первых, деньги можно потратить более эффективно. Во-вторых, никто на самом деле не хочет покупать чиновника. Это невыгодно просто потому, что такая покупка обеспечит лишь краткосрочный выигрыш. Если играть в долгую, взятка тут же обращается в проигрыш, ибо коррумпированный чиновник -- это отсутствие общих понятных правил. Сейчас, когда горизонты инвестиционной перспективы бизнеса сильно отодвигаются, сиюминутная удача в ущерб общему развитию никого уже не прельщает.
Поэтому бизнес всецело поддержит такого рода реформу. Другой вопрос -- как именно она должна проходить. Думаю, сейчас на него не ответит никто, хотя ряд параметров довольно очевидны. Прежде всего, общество в целом (не только власть) должно создать понятные стимулы для чиновника. И речь не только о повышении зарплаты, хотя это безусловно необходимо. Проблема ведь в том, что само по себе повышение зарплаты не гарантирует от коррупции. Кроме увеличения денежного содержания необходимо повысить престиж госслужбы. Мотиваций для того, чтобы туда приходили умные и талантливые люди, довольно много. Для кого-то это способ повышения собственной квалификации. Ведь проработав некоторое время в госструктуре, человек может рассчитывать на высокооплачиваемую должность в бизнесе. И такое перетекание кадров -- вполне нормальное явление во всем мире. Думаю, в какой-то момент и в России к этому перестанут относиться с подозрением. Другим стимулом может быть значительно большая стабильность и социальная защищенность госслужащего. Кстати, везде в мире именно этот мотив является довольно значимым. В конце концов, сильным аргументом может быть и интерес, профессиональное любопытство, ощущение причастности к важным решениям. Ведь, например, люди, которые сейчас работают в ведомстве Германа Грефа, в прямом смысле слова делают историю своими руками.
Что касается финансовой части проблемы, то я думаю, что деньги найдутся. Хотя бы потому, что их нельзя не найти. Ведь когда человек тяжело болен, он все свои силы и средства использует для того, чтобы купить необходимые лекарства, и вряд ли задумывается о покупке новой машины или даже о починке прохудившейся крыши.

В административной реформе кровно заинтересовано не только государство, но и бизнес. Давать взятки уже просто невыгодно.Реформа госаппарата -- это очень важная, но только часть того, что называется административной реформой. Пожалуй, это -- главная реформа, которую предстоит реализовать государству. Потому что и налоговую, и банковскую, и многие другие реформы провести значительно проще. Для этого нужен правильный, основанный на вполне понятных параметрах расчет и "политическая воля". Административная реформа гораздо сложнее, хотя бы потому, что точно определить сферу реформирования, рассчитать и сконструировать ее эффективные механизмы очень трудно, если вообще возможно.

Российская административная система находится сейчас в неструктурированном состоянии. Ведь за последние 10 лет экономика изменилась кардинально, а административная система лишь приспосабливалась к этим переменам. До сих пор никто всерьез не думал, как именно должна быть устроена система -- например, чем и как в стране нужно управлять государству, а где должны включаться саморегулирующие механизмы.

Думаю, что начать нужно с осмысления проблемы, с широкого ее обсуждения. Дискуссия должна продолжаться как минимум год, и по итогам ее должна появиться собственно концепция реформы. Сама реформа (оформленная новыми нормативными актами) может быть проведена лет за пять.

Однако нужно понимать, что реформу такого рода нельзя начать и закончить только волевым усилием. Процесс происходит вследствие ряда причин, в том числе и объективных. Например, одна из причин -- постоянный конфликт (в рамках полемики или диалога) власти и бизнеса, в ходе которого возникает некая конструкция для оптимального взаимодействия. Рынок цивилизует бюрократию, так как в стране появляется большое количество влиятельных корпораций, собственников, которые кровно -- и материально, и идеологически -- заинтересованы в существовании стройной и эффективной административной системы.

Следующая причина -- стремление государства быть конкурентоспособным и политически и экономически на международном уровне. Это заставляет власть инициировать реформы, чтобы усиливать свои позиции как члена мирового сообщества.

Есть и соображения чисто экономические: конструктивная и эффективная система управления увеличивает капитализацию не только в бизнесе, но и на государственном уровне. Улучшается инвестиционный климат, экономика начинает работать лучше.

Если говорить о бизнесе, то он очень заинтересован как в административной реформе в целом, так и в реформе госаппарата в частности. Крупные корпорации уже понимают, что статья "взятки" в их бюджете должна исчезнуть. Во-первых, деньги можно потратить более эффективно. Во-вторых, никто на самом деле не хочет покупать чиновника. Это невыгодно просто потому, что такая покупка обеспечит лишь краткосрочный выигрыш. Если играть в долгую, взятка тут же обращается в проигрыш, ибо коррумпированный чиновник -- это отсутствие общих понятных правил. Сейчас, когда горизонты инвестиционной перспективы бизнеса сильно отодвигаются, сиюминутная удача в ущерб общему развитию никого уже не прельщает.

Поэтому бизнес всецело поддержит такого рода реформу. Другой вопрос -- как именно она должна проходить. Думаю, сейчас на него не ответит никто, хотя ряд параметров довольно очевидны. Прежде всего, общество в целом (не только власть) должно создать понятные стимулы для чиновника. И речь не только о повышении зарплаты, хотя это безусловно необходимо. Проблема ведь в том, что само по себе повышение зарплаты не гарантирует от коррупции. Кроме увеличения денежного содержания необходимо повысить престиж госслужбы. Мотиваций для того, чтобы туда приходили умные и талантливые люди, довольно много. Для кого-то это способ повышения собственной квалификации. Ведь проработав некоторое время в госструктуре, человек может рассчитывать на высокооплачиваемую должность в бизнесе. И такое перетекание кадров -- вполне нормальное явление во всем мире. Думаю, в какой-то момент и в России к этому перестанут относиться с подозрением. Другим стимулом может быть значительно большая стабильность и социальная защищенность госслужащего. Кстати, везде в мире именно этот мотив является довольно значимым. В конце концов, сильным аргументом может быть и интерес, профессиональное любопытство, ощущение причастности к важным решениям. Ведь, например, люди, которые сейчас работают в ведомстве Германа Грефа, в прямом смысле слова делают историю своими руками.

Что касается финансовой части проблемы, то я думаю, что деньги найдутся. Хотя бы потому, что их нельзя не найти. Ведь когда человек тяжело болен, он все свои силы и средства использует для того, чтобы купить необходимые лекарства, и вряд ли задумывается о покупке новой машины или даже о починке прохудившейся крыши.

АЛЕКСАНДР МАМУТ, председатель совета директоров "Тройки Диалог"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама