Профиль

Архивная публикация 1998 года: "Пора закругляться"

Так что, возможно, кроме причин чисто политических, на исход дела повлиял и размах бизнеса, который г-н Круглов организовал "при таможне".-- Я буду играть Снегурочку.

-- С чего ты это взял?

-- Мне сказали, что в спектакле я буду весь в белом и с косой.

Диалог двух актеров.

Автомобилист-любитель


У недавно снятого с должности председателя ГТК Круглова есть одна страсть. Он любит быструю езду. На дорогих заграничных автомобилях. Конечно, до коллекции Брежнева ему далеко -- для этого надо было бы продержаться в должности еще лет эдак пять. Что в суровых условиях российской действительности, да еще после отставки Виктора Степановича Черномырдина, который Круглову покровительствовал, вряд ли было возможно.

Так что в ближайшем будущем ему придется довольствоваться тем, что уже есть, а именно одиннадцатью штуками. Впрочем, этого на семью Круглова -- двух дочерей и одного зятя,-- хватает. К тому же в коллекции есть практически все сколь бы то ни было достойное -- Меrcedes, ВМW, Volvo, Audi.

Живет эта дружная семья за городом, в скромном коттедже за высоким забором, недалеко от деревни Свистуха-2 Дмитровского района. Под окном плещется озеро, участок площадью 1 га сторожит охрана. Прислуга не мешает -- для нее рядом с господским выстроен еще один двухэтажный дом. В прошлом году к участку проложили хорошую асфальтовую дорогу и установили освещение. Зимой две снегоуборочные машины чистят трассу, чтобы теперь уже бывший глава российской таможни не опоздал на службу.

И хотя Анатолий Сергеевич занимал множество государственных постов -- был он и председателем Совета таможенных служб СНГ, и членом Государственной комиссии по защите прав инвесторов, и членом Чрезвычайной комиссии при президенте по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины,-- вряд ли весь его официальный совокупный доход позволял вести столь правильный в эколого-бытовом плане образ жизни -- за городом, у озера.

Тем не менее о государстве Анатолий Круглов тоже не забывал. Получил даже орден Почета из рук Бориса Николаевича.

По одной из легенд, в начале 1990-х г-н Круглов, тогда начальник таможни Шереметьева, помогал опальному Ельцину без особых хлопот пересекать границу, за что позднее и был приглашен во власть. В 1992-м, когда его назначили председателем Таможенного комитета России, самой организации как таковой не было. Круглов сдвинул всю огромную махину с мертвой точки.

В прошлом году Анатолий Чубайс признавался, что именно ГТК позволил правительству расквитаться с долгами по зарплате. При ежемесячном задании 5 трлн. рублей таможню попросили "выжать" с предпринимателей 8,3 трлн. Она, не щадя живота, план перевыполнила и собрала всевозможных сборов на 9,9 трлн. Круглов тогда комментировал достижения таможни таким образом: даже если мы и дерем с предпринимателей три шкуры, то только по закону, строго в соответствии с ним.

С другой стороны, каждый, кто хоть раз имел дело с таможней, хотя бы с шереметьевской, наверняка знает, какая это зубодробительная машина. Чтобы ввезти груз в страну, надо получить десятки подписей, заполнить с дюжину всевозможных бумажек. Если собираешься действовать только по закону, туда лучше не соваться. Надо искать посредников. Таможня -- золотое дно для ловких людей.

Журнал "Профиль" располагает документами, демонстрирующими, каким образом главный начальник российской таможни организовал в своем ведомстве порядок, не ущемив при этом личные интересы.

Семейный бизнес


По данным Московской регистрационной палаты, с 1993 по 1997 год было зарегистрировано свыше 10 фирм, которые оказывали платные услуги в оформлении таможенных формальностей и имели отношение к главе таможенного ведомства. Эти фирмы, в свою очередь, стали соучредителями множества других контор аналогичного профиля.

Анатолий Сергеевич, например, является главой ГУП "Московский таможенный дом" -- организации, которую создал ГТК для оказания коммерческих услуг в таможенной сфере. "Московский таможенный дом" учредил множество структур, создав замкнутый процесс по контролю фактически за всеми видами внешнеэкономической деятельности.

Бизнесом, так или иначе связанным с таможней, занимаются обе дочери председателя ГТК -- Анна Круглова и Маргарита Круглова-Нероденкова -- его зять Андрей Нероденков.

ЗАО "Союзвнешброксервис", в котором семья владеет 55% акций (через соучредителя, ЗАО "Гранит-12"), оказывает транспортные и экспедиционные услуги при пересечении таможни.

Дочь Маргарита -- учредитель ТОО "Сикарб" (производство и реализация изделий из карбида) и ООО "Кэрлис" (производство товаров народного потребления). Ее муж Нероденков -- учредитель фирм "Манс-сервис" и "Эгрид" (последняя владеет таможенными складами).

Андрей Нероденков одновременно является руководителем торговой фирмы "Гроун-холдинг" и коммерческим директором "Гранд-сервис" (растаможка на коммерческой основе).

Понятно, что при наличии всей этой разветвленной сети госчиновник просто обязан оказывать услуги тем фирмам, где трудятся его родственники, думая не только о пользе государства, но и о личной выгоде. В цивилизованном мире подобное положение вещей именуется коррупцией. Но у нас, как всегда, границы между добром и злом размыты. Круглов ведь главный кормилец госбюджета. Поэтому его просто отправили в отставку. Причем не по какой-то причине, а просто потому, что время, так сказать, пришло. То есть вместе с премьером Виктором Черномырдиным и прочими министрами, которые вдруг перестали удовлетворять президента Ельцина.

Там можно и там можно...


Начиная с 1994 года ГУВД безрезультатно пыталось довести до суда ряд дел по факту нарушения таможенного законодательства. Копии всех документов, равно как и их регистрационные номера, в редакции есть, так что мы опускаем цифры, дабы облегчить читателю понимание сути.

13 июля 1995 года ГАИ задержала на МКАД польских водителей без груза, у которых на руках оказались документы с отметками о прохождении таможенного контроля в пункте "Гранд-сервис" (семейная фирма Кругловых). Значившаяся в документах радиоаппаратура предназначалась фирме "Милон", созданной при участии зятя г-на Круглова, Андрея Нероденкова.

Но через две недели груз обнаружили на складе ВТФ "Советские ковры". Товар был переадресован, что законодательство запрещает. К тому же в накладных значилось 1400 мест, прошедших таможенную очистку, а при осмотре обнаружили 12207 единиц груза, то есть в 9 раз больше. В терминах УК сей акт называется контрабандой.

К слову сказать, при помощи подобной схемы в Россию могли завозить товар в любых количествах, минуя практически все таможенные сборы.

ГУВД возбудило уголовное дело и сделало соответствующий запрос в таможенную инспекцию. Та ничего противоправного в действиях вышеозначенных фирм не нашла. О чем и поспешила уведомить ГУВД.

А буквально на следующий день злосчастную партию аппаратуры вновь "пропустили" через таможню. Причем на сей раз груз оформили по всем правилам, без льгот и отсрочек платежа.

Груз был вскоре реализован (неизвестно, кем и за сколько), а уголовное дело закрыли.

Все делают это


Еще один пример. Уже никак не связанное с Кругловым АО "Игры доброй воли-94" заключило контракт с польской фирмой "Экомар" на сумму DM1,5 млн. Контракт был полностью освобожден от таможенных пошлин и акцизных сборов. В его рамках в Россию были ввезены алкогольные напитки на сумму 300 млн. рублей. Не нужно быть милиционером, чтобы понять: за просто так подобные льготы не дают. Впрочем, доказать ничего так и не смогли. А потому уголовное дело было опять-таки без лишнего шума прекращено.

В 1996--1997 годах подобные проделки обнаруживались не единожды. 23 октября 1996 года 2-й отдел управления по расследованию организованной преступной деятельности СУ ГУВД Москвы возбудил уголовное дело против руководителей ЗАО "Басмус" по факту незаконного перемещения товаров через границу РФ.

Найти руководителей так и не удалось: фирма "Басмус" якобы была дочерней организацией чешской компании с тем же названием. Но чехи клялись, что никаких филиалов в России не учреждали. Тем не менее право на таможенные льготы, которые выдавали лишь первые лица Таможенного комитета страны, у "Басмуса" были. И он ввез в Россию товара на 490 млрд. рублей, не заплатив таможенных сборов на 277 млрд. При этом никаких законных оснований освобождать "Басмус" от сборов у таможенного начальства не было.

Еще пример. 27 февраля 1997 года было возбуждено уголовное дело против компании "Деловой мир", которая завезла в Россию товара на 200 млн. неденоминированных рублей. Фирма тоже оказалась фиктивной, в таможенных органах не было даже контрактов на поставку товара. Тем не менее грузы, приходившие в адрес "Делового мира", исправно обслуживались таможенными постами.

Аналогичным образом обстояло дело и еще с одной "темной лошадкой" -- ООО "Виотекс". Органам внутренних дел удалось арестовать 12 большегрузных автомашин. Товары растаможивались на таможенном посту "Бутово" МТУ ГТК РФ. Точнее, весь процесс состоял в том, что прямо на территории поста с машин срывали таможенные пломбы, перекладывали товар в отечественные грузовики и увозили в неизвестном направлении.

Ни одно из уголовных дел так и не довели до суда.

Из интервью Анатолия Круглова журналу "Деловые люди": "Наша служба, может, и медленно, но поворачивается лицом к предпринимателю... Мы создали целую "околотаможенную" индустрию с миллионами занятных в брокерских компаниях, на таможенных складах, складах временного хранения. Это выгодно государству, которое получает косвенные налоги, выгодно предпринимателям. И конечно, выгодно таможне. Сейчас ГТК создает корпус таможенных брокеров, чтобы между таможней и предпринимателем был посредник. Это, на наш взгляд, значительно снизит уровень злоупотреблений.

Таможенные чиновники часто небезгрешны. Все, кто когда-либо имел дело с таможней, прекрасно знают, что сотрудники системы ГТК, работающие при таможенных складах, нередко "прикармливаются" их владельцами".

Действительно, кому как не начальнику знать о слабостях своих подчиненных?

Ходоки


В общем, новому председателю ГТК Валерию Драганову досталось непростое наследство.

В частности, на 15 мая назначен тендер среди коммерческих банков на обслуживание счетов региональных таможен. Речь идет о десятках миллиардов деноминированных рублей.

Накануне конкурса на имя премьера Сергея Кириенко пришло занятное коллективное письмо от нескольких банкиров, участвующих в конкурсе: председателя совета директоров группы "СБС-Агро" Александра Смоленского, председателя совета Мост-банка Джаванфара Замани, председателя совета директоров банка "Менатеп" Михаила Ходорковского и президента Технобанка Гарегина Тосуняна.

В письме говорится, что "группа банков, принципиально не отказываясь от своего участия в конкурсе в случае его проведения, предлагает тем не менее конкурс отменить и передать все виды поступлений на счета таможенных органов в Сберегательный банк РФ".

В чем дело? Откуда столь несвойственная банкирам жертвенность?

Оказывается, все дело в недоверии к существующей в ГТК системе, когда, цитируем, "преференции тому или иному банку могут быть предоставлены путем перераспределения финансовых потоков внутри самого ГТК (например, изменения порядка прохождения таможенных платежей по акцизам и экспорту энергоносителей)... Проведение подобного рода конкурсов многократно дискредитировало себя субъективизмом устроителей конкурсов, невозможностью разработки единых критериев, учитывающих многообразие фирм кредитных институтов".

В общем, "так не доставайся же ты никому" (из подписавших письмо).

Валерию Драганову придется немало потрудиться, чтобы восстановить доверие серьезного бизнеса к возглавляемой им структуре. Какое решение будет принято относительно письма банкиров, читатель, возможно, уже будет знать во время прочтения этого материала.

АНДРЕЙ ПИМЕНОВ

Самое читаемое
Exit mobile version