19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Портрет на фоне страха"

Архивная публикация 2003 года: "Портрет на фоне страха"

После беспрерывного трехлетнего роста годовой оборот страхового рынка в России достиг рекордной суммы -- $9 млрд. Обрадованные столь оптимистическим результатом, страховщики решили выяснить, а кто и почему -- особенно на рынке ритейла -- готов делиться с ними деньгами.Собирательный портрет своего частного клиента страховщики творили двумя путями. Первый -- на основе данных Госкомстата. Второй, более детальный, -- на базе социологического опроса, проведенного по заказу ОСАО "Ингосстрах" осенью 2002 -- весной 2003 года исследовательской фирмой "Русь" в 44 крупнейших городах России, где были проанкетированы около 9000 человек с различным уровнем доходов.
Цифры получились следующие. За последние три года объем рынка страхования за счет средств населения вырос более чем в 4 раза. По данным Госкомстата, расходы граждан на имущественное страхование, включая страхование автотранспорта, выросли с $151 млн. в 1999 году до $695 млн. в году 2002-м. Эксперты считают, что спрос населения на страховые услуги будет расти и дальше.
Между тем в целом объем страхового рынка все еще невелик -- около $9 млрд. Страховые компании вынуждены изучать потенциального клиента, выявлять приоритеты и прогнозировать поведение населения в области страхования.
Опрос также показал, что сегодня в России женщины страхуются чаще, чем мужчины. Кроме того, оказалось, что чаще других страхуются россияне зрелого возраста -- от 36 до 65 лет.
Результаты опроса подтвердили, что основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на поведение потребителя страховых услуг, -- уровень дохода. В среднем на 10 семей в 44 городах, где происходило исследование, приходится 4 полиса, приобретаемых за счет семейного бюджета. В то же время лица с месячным доходом более $500 на каждого члена семьи пользуются услугами страховых компаний вдвое чаще, чем люди с доходами $200--300.
Суммы, которые потребители сегодня тратят и готовы тратить на приобретение страховых услуг, а также количество приобретаемых полисов напрямую связаны с уровнем дохода. При этом пока россияне не готовы тратить на страхование более 1,5--2% своих доходов. Так что именно бедность населения России является сегодня основным тормозом развития рынка страховых услуг.
В настоящее время наиболее популярными страховыми услугами из тех, что оплачиваются самими потребителями, являются автомобильное страхование (им пользуются 15% респондентов) и страхование недвижимости (около 14% опрошенных). А вот полисы добровольного медицинского страхования, накопительного страхования жизни, страхования профессиональной ответственности за свой счет приобретают лишь 1,5--2% опрошенных.
Алексей Зубец, заместитель директора информационно-аналитического центра "Ингосстраха":
"Помимо очевидных точек роста страхового рынка надо отметить интерес, который проявляют потребители с высоким уровнем доходов к накопительному страхованию своей жизни и накопительному страхованию детей, а также к медицинскому страхованию за собственный счет. В группе с доходом более $500 на члена семьи в месяц к этим видам проявляют интерес 6--9% потребителей против 2% в среднем по выборке. Вообще, страховой рынок будет больше прирастать высокодоходной группой населения: в ней потребители намерены в ближайшее время удвоить пользование страховыми услугами".
Деятельность страховых компаний, по мнению населения, в целом удовлетворительна -- только 5% страхователей недовольны качеством обслуживания, тогда как более 50% им вполне удовлетворены. Наибольшее недовольство вызывает бюрократия и волокита в страховых компаниях (44% от числа недовольных), за ними следуют неполные выплаты возмещения или неправомерные (по мнению потребителей) отказы в выплате (23% и 20% соответственно), высокая стоимость услуг (21%).
Принимая решение о страховании, россияне больше всего доверяют информации, полученной от друзей и знакомых (33% опрошенных). Каждый пятый респондент сказал, что опирается на собственный опыт. И лишь 10% респондентов доверяют информации, полученной в страховой компании.

После беспрерывного трехлетнего роста годовой оборот страхового рынка в России достиг рекордной суммы -- $9 млрд. Обрадованные столь оптимистическим результатом, страховщики решили выяснить, а кто и почему -- особенно на рынке ритейла -- готов делиться с ними деньгами.Собирательный портрет своего частного клиента страховщики творили двумя путями. Первый -- на основе данных Госкомстата. Второй, более детальный, -- на базе социологического опроса, проведенного по заказу ОСАО "Ингосстрах" осенью 2002 -- весной 2003 года исследовательской фирмой "Русь" в 44 крупнейших городах России, где были проанкетированы около 9000 человек с различным уровнем доходов.

Цифры получились следующие. За последние три года объем рынка страхования за счет средств населения вырос более чем в 4 раза. По данным Госкомстата, расходы граждан на имущественное страхование, включая страхование автотранспорта, выросли с $151 млн. в 1999 году до $695 млн. в году 2002-м. Эксперты считают, что спрос населения на страховые услуги будет расти и дальше.

Между тем в целом объем страхового рынка все еще невелик -- около $9 млрд. Страховые компании вынуждены изучать потенциального клиента, выявлять приоритеты и прогнозировать поведение населения в области страхования.

Опрос также показал, что сегодня в России женщины страхуются чаще, чем мужчины. Кроме того, оказалось, что чаще других страхуются россияне зрелого возраста -- от 36 до 65 лет.

Результаты опроса подтвердили, что основной фактор, оказывающий наибольшее влияние на поведение потребителя страховых услуг, -- уровень дохода. В среднем на 10 семей в 44 городах, где происходило исследование, приходится 4 полиса, приобретаемых за счет семейного бюджета. В то же время лица с месячным доходом более $500 на каждого члена семьи пользуются услугами страховых компаний вдвое чаще, чем люди с доходами $200--300.

Суммы, которые потребители сегодня тратят и готовы тратить на приобретение страховых услуг, а также количество приобретаемых полисов напрямую связаны с уровнем дохода. При этом пока россияне не готовы тратить на страхование более 1,5--2% своих доходов. Так что именно бедность населения России является сегодня основным тормозом развития рынка страховых услуг.

В настоящее время наиболее популярными страховыми услугами из тех, что оплачиваются самими потребителями, являются автомобильное страхование (им пользуются 15% респондентов) и страхование недвижимости (около 14% опрошенных). А вот полисы добровольного медицинского страхования, накопительного страхования жизни, страхования профессиональной ответственности за свой счет приобретают лишь 1,5--2% опрошенных.

Алексей Зубец, заместитель директора информационно-аналитического центра "Ингосстраха":

"Помимо очевидных точек роста страхового рынка надо отметить интерес, который проявляют потребители с высоким уровнем доходов к накопительному страхованию своей жизни и накопительному страхованию детей, а также к медицинскому страхованию за собственный счет. В группе с доходом более $500 на члена семьи в месяц к этим видам проявляют интерес 6--9% потребителей против 2% в среднем по выборке. Вообще, страховой рынок будет больше прирастать высокодоходной группой населения: в ней потребители намерены в ближайшее время удвоить пользование страховыми услугами".

Деятельность страховых компаний, по мнению населения, в целом удовлетворительна -- только 5% страхователей недовольны качеством обслуживания, тогда как более 50% им вполне удовлетворены. Наибольшее недовольство вызывает бюрократия и волокита в страховых компаниях (44% от числа недовольных), за ними следуют неполные выплаты возмещения или неправомерные (по мнению потребителей) отказы в выплате (23% и 20% соответственно), высокая стоимость услуг (21%).

Принимая решение о страховании, россияне больше всего доверяют информации, полученной от друзей и знакомых (33% опрошенных). Каждый пятый респондент сказал, что опирается на собственный опыт. И лишь 10% респондентов доверяют информации, полученной в страховой компании.

ИВАН КОВАЛЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».