Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Пошлины. Какая низость"

На прошлой неделе вступил в силу новый порядок сбора таможенных пошлин для «челноков». А с начала следующего года будет введена обновленная шкала таможенных сборов на иностранные автомобили. Впервые за несколько лет изменения не означают повышение. Наоборот, многие пошлины существенно снижены. Об этих и других нововведениях в таможенной практике «Профилю» рассказал начальник Московского таможенного управления генерал-майор Александр БЫЧКОВ.С 16 сентября нынешнего года вступил в силу новый порядок перевоза физическими лицами товаров и транспортных средств через границу России. Прежде всего он затронет так называемых «челноков» и автомобилистов.
Что касается «челноков», то это понятие для нас стало уже достаточно условным. Классический «челнок», то есть мужик с огромным мешком, везущий дешевые китайские тряпки, остался лишь в нашем воображении да, может быть, на некоторых приграничных с Китаем территориях. На московских таможнях таких давно нет. Эти самые мужики уже несколько лет как сами товар не перевозят, а пользуются услугами специальных фирм. Либо являются владельцами фирм, специализирующихся на поставках ширпотреба из-за рубежа. Поэтому к ним новый порядок сбора таможенных пошлин не относится: они ведь уже являются юридическими лицами.
Для тех же, кто продолжает возить товары самостоятельно, как физическое лицо, ставка пошлины значительно снижена — с 50% до 30% таможенной стоимости груза, но не ниже 4 евро за кг (ранее — не менее 7 евро за килограмм). Кроме того, раньше не облагаемая налогом квота (до $1000 общей стоимости товара и до 50 кг включительно) касалась только сопровождаемого багажа. Это приводило к тому, что в поездах все везли с собой огромные тюки и сумки. Теперь квоту распространили и на несопровождаемый багаж. Надеюсь, что благодаря этому из пассажирских поездов исчезнут груды сумок и тележек.
Серьезные новшества ожидают и автомобилистов. Самое главное для нас — с нового года отменяются практически все льготы на беспошлинный ввоз автомобилей для физических лиц. А льготников у нас было довольно много. Самой многочисленной и заметной их частью были пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Следом за ними шли те, кто прожил за границей более шести месяцев безвыездно.
Теперь все эти льготы упраздняются. При этом таможенные пошлины на автомобили, которым более трех лет от роду, снижены. А именно такие машины сейчас пользуются наибольшей популярностью в России.
Теперь ставка таможенной пошлины для подержанных иномарок с объемом двигателя до 2,5 литра составит 0,85 евро за куб. см, а с большим объемом — 1,4 евро за куб. см. Пошлина не будет превышать 30% стоимости автомобиля. Ранее за такой автомобиль нужно было заплатить около 65% от его таможенной стоимости.
Кроме того, введены новые ограничения для беспошлинного ввоза автомобилей из Калининградской области. Ввозить их теперь могут только местные жители на срок не более двух месяцев без права отчуждения. По истечении двух месяцев владелец должен будет либо вывезти автомобиль обратно в Калининград, либо заплатить пошлину в полном объеме.
Ведь в Калининграде свободная экономическая зона, где местным жителям при покупке иномарки не нужно платить никаких таможенных пошлин. Они этим, естественно, пользовались и, купив автомобиль, продавали его по генеральной лицензии жителям других регионов.
Сейчас мы проводим ряд мероприятий, направленных на уменьшение злоупотреблений со стороны автосалонов. Ведь цены на новые иномарки в салонах Москвы практически соответствуют стоимости автомобилей на Западе. А ведь салоны не имеют никаких таможенных льгот. Понятно, что ситуация ненормальная. При ввозе автомобилей их цена под разными предлогами занижается. Для этого существует масса способов. Часто в документах указывается, что автомобили имеют заводской брак и, соответственно, стоят намного дешевле. В ряде случаев так оно и есть. Но ведь не могут все продающиеся в Москве иномарки быть бракованными!
Мы сейчас работаем, например, с финскими таможенниками, для того чтобы совместными усилиями предотвращать такие подтасовки. Ведь определить их «на глаз» довольно трудно: у дилеров может существовать целая система оптовых скидок и т.п., поэтому узнать, насколько реальна указанная в документах цена, можно, только посмотрев документы иностранного продавца. А без помощи таможни его страны этого не сделать.
Кстати, проблема подтасовок и махинаций с документами вплотную связана с существованием «черных» таможенных брокеров. Дело в том, что оформлением таможенных документов может сейчас заниматься либо само предприятие, которое экспортирует или импортирует свой товар, либо таможенный брокер. Но дело в том, что грузовая таможенная декларация — довольно сложный документ. И человек, который никогда не сталкивался с необходимостью ее оформления, вряд ли сразу в ней разберется. Мы порой испытываем проблемы с заполнением квитка на квартплату, что уж говорить о грузовой декларации.
Поэтому институт таможенных брокеров совершенно необходим экспортерам-импортерам и очень удобен для нас. Таможня при общении с брокером имеет гарантию правильности заполнения документа и определенную уверенность в их достоверности. Брокер должен иметь лицензию ГТК и внести довольно большой депозит (в зависимости от типа лицензии и т.п.) на наш счет. Деньги эти служат гарантией того, что документы будут заполнены правильно. В случае чего есть откуда взыскивать штрафы. А при серьезных нарушениях мы, естественно, лишаем брокера лицензии. И он теряет довольно прибыльный бизнес.
«Черный» брокер — это физическое лицо или фирма, которая никаких сертификатов и лицензий не имеет. Пользуясь связями в таможнях, «черный» брокер помогает предприятию оформлять документы. И не несет никакой ответственности за них. Именно такие брокеры и занимаются разного рода махинациями. Чем меньше их будет, тем лучше мы будем собирать пошлины.
К повышению собираемости должно привести и общее снижение таможенных пошлин для физических лиц, которое сейчас предпринято. Ведь пошлины, как и всякий налог, должны быть разумными. Иначе их просто не будут платить.
Так, в начале 90-х годов, когда сборы были довольно низкими, у нас не было проблем с подтасовками документов. А как только пошлины задрали, тут же нашлась масса способов обходить их уплату.
Вообще, в последнее время уровень собираемости пошлин повысился. Но абсолютные цифры сборов упали. А плановые задания для всего ГТК, наоборот, были увеличены почти в три раза — с 79 млрд. рублей на 1998 год до 210 млрд. рублей на 1999 год. Государственная финансовая политика в отношении таможни продолжает страдать все тем же пороком: собрать как можно больше денег, невзирая на экономические реалии.
В последнее время мы выполняем бюджетные задания на 70—75% (в мае — всего на 58%). Причина не только в том, что кто-то плохо работает или плохо считает. Ведь после кризиса 17 августа внешнеэкономическая активность коммерческих структур неуклонно падает. Если пару лет назад мы обслуживали не менее 57 тысяч фирм, то сейчас — всего около 13 тысяч. При этом почти половину платежей обеспечивает всего около 200 компаний, чьи обороты сейчас тоже не имеют тенденции к росту.
Самый свежий пример. Месяц назад наше управление проводило таможенную очистку 1500—1700 грузовых автомобилей ежедневно. На сегодня — не более 800. То есть оборот снизился почти в два раза. Такое падение оборота, возможно, связано с общей дестабилизацией обстановки в России, в том числе в связи с последними терактами в Москве. Многие западные компании перестают работать с Россией, мгновенно реагируя на каждую плохую новость, поступающую из нашей страны.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK