19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Послание президента: нет слов"

Архивная публикация 2003 года: "Послание президента: нет слов"

Понятно, что слова скоро все-таки найдутся. Но далеко не факт, что за их цветистым фасадом удастся скрыть общую растерянность власти. Растерянность, причиной которой является кризис реформ.Саддамово яблоко

В Конституции ничего не сказано о сроках послания. Так что когда выступить перед парламентариями -- дело исключительно самого президента. Другой вопрос: с чем?
Еще в начале апреля из администрации президента стала просачиваться информация о том, что послание будет в основном "внешнеполитическим". "Еще в начале года стало понятно, что никаких особых прорывов в проведении реформ не происходит", -- поделился с корреспондентом "Профиля" один из экспертов администрации. Поэтому решено было значительную часть послания посвятить проблемам международной безопасности, борьбе с терроризмом и главным образом ситуации вокруг Ирака и принципиальной позиции, занятой Россией по данному вопросу. В то время казалось, что война будет затяжной и кровопролитной, а победа американцев если и не пирровой, то, по крайней мере, неблизкой и нелегкой. Однако все испортил Саддам Хусейн: война в Ираке завершилась американским триумфом.
Соответственно, позиция России, еще накануне военной операции в Ираке казавшаяся безупречной, стала вызывать все больше нареканий. Ведь мнение Москвы (равно как и Парижа, Берлина и прочих "пацифистов") по иракской проблеме американцами было полностью проигнорировано, а союзники России -- Франция и Германия -- потихоньку начали давать "задний ход" и искать способы налаживания отношений с Вашингтоном. А некогда партнерские отношения России и США, выстраиванию которых Путин отдал столько сил, оказались достаточно подпорченными. А долгосрочное экономическое сотрудничество со Штатами, достижение которого, собственно, и должно было стать победой прагматизма над "романтизмом" (курс, провозглашенный самим Путиным во всех трех предыдущих посланиях), так и осталось нашей "заветной целью". Достижение которой после всех антиамериканских демаршей России не кажется столь уж очевидным.
Соответственно, международную часть послания-2003, которая была практически готова, пришлось переписывать.

Послания президентов в 1994--2003 годах

Понятно, что слова скоро все-таки найдутся. Но далеко не факт, что за их цветистым фасадом удастся скрыть общую растерянность власти. Растерянность, причиной которой является кризис реформ.Саддамово яблоко


В Конституции ничего не сказано о сроках послания. Так что когда выступить перед парламентариями -- дело исключительно самого президента. Другой вопрос: с чем?

Еще в начале апреля из администрации президента стала просачиваться информация о том, что послание будет в основном "внешнеполитическим". "Еще в начале года стало понятно, что никаких особых прорывов в проведении реформ не происходит", -- поделился с корреспондентом "Профиля" один из экспертов администрации. Поэтому решено было значительную часть послания посвятить проблемам международной безопасности, борьбе с терроризмом и главным образом ситуации вокруг Ирака и принципиальной позиции, занятой Россией по данному вопросу. В то время казалось, что война будет затяжной и кровопролитной, а победа американцев если и не пирровой, то, по крайней мере, неблизкой и нелегкой. Однако все испортил Саддам Хусейн: война в Ираке завершилась американским триумфом.

Соответственно, позиция России, еще накануне военной операции в Ираке казавшаяся безупречной, стала вызывать все больше нареканий. Ведь мнение Москвы (равно как и Парижа, Берлина и прочих "пацифистов") по иракской проблеме американцами было полностью проигнорировано, а союзники России -- Франция и Германия -- потихоньку начали давать "задний ход" и искать способы налаживания отношений с Вашингтоном. А некогда партнерские отношения России и США, выстраиванию которых Путин отдал столько сил, оказались достаточно подпорченными. А долгосрочное экономическое сотрудничество со Штатами, достижение которого, собственно, и должно было стать победой прагматизма над "романтизмом" (курс, провозглашенный самим Путиным во всех трех предыдущих посланиях), так и осталось нашей "заветной целью". Достижение которой после всех антиамериканских демаршей России не кажется столь уж очевидным.

Соответственно, международную часть послания-2003, которая была практически готова, пришлось переписывать.


Послания президентов в 1994--2003 годах

ДатаПрезидентТема

24 февраля 1994 годаЕльцин"Об укреплении Российского государства"

16 февраля 1995 годаЕльцин"О действенности государственной власти в России"

23 февраля 1996 годаЕльцин"Россия, за которую мы в ответе"

6 марта 1997 годаЕльцин"Порядок во власти –- порядок в стране"

17 февраля 1998 годаЕльцин"Общими силами –- к подъему России"

30 марта 1999 годаЕльцин"Россия на рубеже эпох"

8 июля 2000 годаПутин"Государство Россия. Путь к эффективному государству"

3 апреля 2001 годаПутинБез названия

18 апреля 2002 годаПутинБез названия

2003Путин...

Мера наказания


Внутренняя политика тоже оказалась не самой благодарной темой для творчества президентских спичрайтеров. Простой анализ заявленных в прошлом послании "внутренних" целей (см. схему) позволяет говорить если не о полном провале "президентской программы на 2002 год", то, по крайней мере, о чрезвычайно вялом ее исполнении. Самое обидное, что в основном это касается тех сфер, преобразования в которых и принято считать составными элементами "путинской модернизации".

Административная реформа, которая была основной темой прошлогоднего послания, за год так и не началась. Перераспределение полномочий между уровнями власти остановилось на стадии принятия соответствующих законов в первом чтении. Просто потому, что для их реального перераспределения необходимо существенно переписать бюджетный и налоговый кодексы, к чему не готовы ни Дума, ни правительство, ни губернаторы.

Реформа госслужбы прошла стадию утверждения лишь в виде рамочного закона. Причем либералы из Минэкономразвития уже сейчас в частных беседах или устами "социально близких" им "правых" заявляют о явной реакционности предлагаемых изменений. Что уж говорить о реструктуризации системы исполнительной власти, которая давно вылилась в "тонкую настройку" кабинета. Настолько тонкую, что даже робкие предложения того же МЭРТа о сокращении хотя бы части существующих госкомитетов так и не получили поддержки со стороны премьера. Возрождение же поста зампреда правительства по промышленной политике вконец развеяло надежды на кардинальный пересмотр функций кабинета министров.

Реализация военной реформы -- то ли в силу призыва Путина проявить взвешенность при ее осуществлении, то ли в силу элементарной нерасторопности генералов и их гражданского министра, -- по сути, также не вышла за рамки экспериментов и согласований. В итоге реализация большинства "путинских наказов" автоматически передвинулась к середине-концу его второго президентского срока.

Те же законы, которые правительству и администрации все-таки удалось подготовить в развитие президентских "наказов", вносились и принимались в явно "пожарном порядке" -- в марте--апреле текущего года. Даже идея гуманизации Уголовного кодекса, высказанная Путиным еще в послании двухлетней давности, оказалась реализована лишь в первом чтении, да и то -- в последнюю неделю апреля.


Основные темы посланий президента Путина

ТемаГодыЦитатаРезультат

Налоговая реформа2000, 2001, 2002«Правительство подготовило изменения в законодательство о налогообложении малого бизнеса. В процессе работы с ними прошу самым внимательным образом прислушаться к мнению самих предпринимательских объединений, чтобы не повторить истории, когда с введением единого социального налога налоговая нагрузка на малый бизнес только возросла.С01.01.03 вступили всилу дополнения вНК, упрощающие налогообложение малого бизнеса: налог на прибыль, НДС, налог спродаж, налог на имущество иЕСН (за исключением взносов вПенсионный фонд) заменены единым налогом. Также повышена с10 до 15млн. рублей планка годового дохода предприятия, подпадающего под новое налогообложение

Банковская реформа2000, 2002Необходимо наверстать отставание в банковской реформе. Усилить банковский надзор, обеспечить прозрачность в деятельности банков, принять меры по повышению их капитализации.Приняты новые редакции законов «О банкротстве кредитных организаций» и «О Центральном Банке РФ»; Россия исключена из «черных списков» FATF, планируется ее принятие в эту организацию. С 1 января 2004 года российские банки переходят на международные стандарты финансовой отчетности.

Военная реформа2002Новую систему комплектования и сокращение сроков службы для призывников невозможно провести в один год. Тянуть с этой реформой нельзя, но и суета в этом вопросе недопустима».Эксперимент по переводу армии на контракт проходит в Псковской дивизии ВДВ. 24 апреля 2003 года Правительство направило на доработку подготовленный Минобороны проект программы перевода армии на контрактную основу в 2004-2007 гг. Сокращение сроков службы до 1 года планируется провести начиная с 2008 года.

Реформа ЖКХ2002Один из самых острых вопросов - это реформа жилищно-коммунальной сферы.Задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно с развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных предприятий и предоставлением жильцам прав на определение номенклатуры и объема жилищно-коммунальных услуг.Законопроект по реформе ЖКХ принят Госдумой и Советом Федерации в апреле 2003 года и находятся на подписи у президента. Из закона исключены наиболее острые вопросы, в частности, переход на 100-% оплату услуг ЖКХ. Однако, рост тарифов продолжается.

Присоединение к ВТО2001, 2002Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках…. На плечи парламента ложится большая работа по гармонизации нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО.Переговоры с ВТО продолжаются – остались нерешенными наиболее спорные моменты, в первую очередь, связанные с внутрироссийскими тарифами на газ.

Административная реформа2000-2001-2002Нужно модернизировать систему исполнительной власти в целом.Реформу государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти.Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти.Продолжается объявленная М.Касьяновым «точечная настройка» кабинета. Реорганизации правительства не произошло, более того, в конце апреля увеличено число вице-премьерских.должностей

Реформа федеративных отношений2000, 2001, 2002Нашей ключевой задачей остается работа по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти.Новая редакция закона "Об общих принципах местного самоуправления", а также поправки к закону об ораганизации власти в субъектах РФ, подготовленные комиссией Д.Козака, приняты в первом чтении в феврале 2003 года. Дальнейшее прохождение законопроектов в Госдуме приостановлено в связи с отсутствием предложений Правительства по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый Кодексы.Новая редакция закона «Об общих принципах местного самоуправления», атакже поправки кзакону об организации власти всубъектах РФ, подготовленные комиссией Д.Козака, приняты впервом чтении в феврале 2003 года. Дальнейшее прохождение законопроектов вГосдуме приостановлено всвязи сотсутствием предложений правительства по внесению изменений вБюджетный иНалоговый кодексы

Реформа естественных монополий2001, 2002Одной из серьезных задач, прямо связанных с темпами экономического роста, является продолжение реформы естественных монополий.Реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ.Вступили в силу законы о реформе РАО «ЕЭС России» и МПС. Реформа электроэнергетики должна начаться в 2005 году, создание РАО «РЖД» должно начаться 18 мая 2003 года. Вопрос о разукрупнении ОАО «Газпром» на сегодняшний день с повестки дня снят самим президентом. Правительство регулярно утверждает инвестпрограммы и динамику тарифов ЕМ. Однако рост тарифов продолжается, издержки не снижаются.

Чечня2000, 2001, 2002Военную стадию конфликта можно считать завершенной. И потому главная задача нынешнего этапа - это возвращение Чечни в политико-правовое пространство России. Это создание в ней дееспособных правовых институтов и собственных силовых структур. А в перспективе - проведение свободных выборов, полноценная система республиканской власти и экономически устроенная жизнь чеченского народа.23 марта на референдуме утверждена новая Конституция Чечни, приняты законы о выборах президента и парламента республики. До конца года планируется провести выборы депутатов и главы ЧР.

План по валу


Еще хуже обстоит дело с планами на будущее. С одной стороны, о том, что именно нужно делать власти на ближайшую перспективу, Путин уже все сказал. По большому счету, программа "путинской модернизации" была сформулирована еще три с лишним года назад -- небезызвестным Центром стратегических разработок. И затем лишь перетекала в ежегодные и бюджетные послания, программы правительства, планы законотворческой работы. С другой стороны, в послании, а уж тем более в предвыборный год, президент не может не ставить новых задач.

Однако проблема заключается в том, что со "стратегическим планированием" наметились определенные трудности. С конца прошлого года критика в адрес Минэкономразвития, куда перетекли основные кадры ЦСР во главе с Германом Грефом и которое стало своего рода "министерством реформ", становится все более жесткой. Как сказал один из членов кабинета, "в правительстве сложилось стойкое убеждение -- с Грефом ничего нельзя согласовать, у него на все есть "свой взгляд", который он частенько доносит до президента в обход премьера". "Если бы у меня в ведомстве был такой начальник главка, я бы голову за это снес", -- отметил министр. По его словам, "в правительстве всех давно уже раздражает "фирменный стиль" министра экономразвития: либо вы принимаете то, что я предлагаю, либо я ухожу".

Именно поэтому уход Грефа -- если не в отставку, то в "аппаратную тень" -- считается вполне возможным. По крайней мере, новому вице-премьеру Борису Алешину уже перепало кураторство целого ряда направлений, которые раньше находились "под Грефом" -- от мобилизационной готовности экономики до сокращения административных ограничений для бизнеса. А сам Греф с конца марта -- то на больничном, то в отпуске. И все это на фоне слухов о том, что "главный модернизатор" из отпуска на работу не выйдет. Понятно, что в таких условиях ждать от мэртовских реформаторов новых стратегических разработок вряд ли приходится. Да и другим "разработчикам" урок на будущее: лишний раз не высовывайся.

На последнем сроке


Как сообщил "Профилю" высокопоставленный чиновник кремлевской администрации, первоначально планировалось, что президент выступит перед парламентариями 9 апреля. Потом дату решили перенести -- "околокремлевские" источники заговорили о 23 апреля. Потом -- снова перенесли. Причем на неопределенный срок: по крайней мере, Александр Котенков, полпред президента в Госдуме, смог заверить депутатов лишь в том, что до конца апреля вожделенного ими мероприятия "точно не будет". При этом он дал понять, что не уверен и в том, состоится ли оно в мае.

В результате возникли как минимум три версии о том, когда президент все-таки заговорит. Согласно первой -- самой оптимистической -- это произойдет в середине мая. С точки зрения пиара срок вполне удачный -- в отсутствии послепраздничных новостей все только и будут говорить о судьбоносном для страны событии. Правда, недолго: в конце месяца Владимир Путин станет участником не менее значимых и "пиар-емких" мероприятий. Так, 28--29 мая он будет принимать в Москве лидеров государств--членов Шанхайской Организации Сотрудничества, 30--31 мая подключится к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, в рамках которого, помимо саммита СНГ и саммит Россия--ЕС, должна состояться встреча Путина и Буша. Наконец, 1--3 июня президент России проведет на французском курорте Эвиан, где примет участие в саммите "большой восьмерки" -- встрече лидеров восьми (включая Россию) наиболее развитых стран мира.

Именно с этими международными мероприятиями связана вторая версия: Путин озвучит послание по итогам саммитов.

Третья версия -- самая невероятная: послание будет представлено осенью и включит в себя как тезисы предвыборной программы президента, так и обоснование отставки правительства, которая к тому времени, как полагают некоторые наблюдатели, "обязательно произойдет".

Однако "в любом случае, с точки зрения пиара момент будет найден подходящий, можете не сомневаться, -- заверил нашего корреспондента один из приближенных к власти политтехнологов. -- Хотя, если уж стремиться к достижению максимального эффекта, следовало бы оглашать послание во время торжественных мероприятий в Питере -- в Таврическом дворце, при большом стечении мировых лидеров".

***

Одним словом, в наше время хорошо быть молодым и здоровым. Особенно если ты -- президент России. По крайней мере, никому в голову не придет делать далеко идущие выводы о состоянии твоего здоровья. Только на основании того ничтожного факта, что ежегодное послание парламенту так и не было озвучено в некие виртуальные -- нигде не обозначенные -- сроки. Во времена Бориса Ельцина все было иначе. Если до середины февраля послание не оглашалось, все тут же делали вполне определенный вывод: "президент совсем плох". А с "плохого" президента и взятки гладки. Именно поэтому в случае с Владимиром Путиным задержка послания воспринимается как результат отнюдь не субъективных (и слава Богу!), а вполне объективных причин. Среди них на первом месте -- плохо скрываемый кризис самой власти, суть которого можно определить словами классика: "верхи не могут". И как результат -- отсутствие заметных достижений, о которых можно смело отчитаться. А также нехватка внятных и, самое главное, свежих идей на будущее, которыми не стыдно поделиться.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».