25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Последнее китайское заблуждение"

Архивная публикация 2003 года: "Последнее китайское заблуждение"

Несчастья не прекращают сыпаться на ЮКОС -- вслед за арестами его топ-менеджеров государство отказало компании Михаила Ходорковского в строительстве дорогого сердцу нефтяников трубопровода в Китай.Все бы ничего (есть ведь пословица "Пришла беда, отворяй ворота"), но в случае с китайцами очередное лихо, свалившееся на многострадальный ЮКОС, может коснуться и вовсе невиновных -- например, Михаила Касьянова. Вы скажете: где Китай, а где Касьянов, нечего, мол, страх нагонять. И неправильно скажете. Потому что Китай и Касьянов очень даже близко. Их разделяют всего-то две недели. Китайские власти ждут, что 22 сентября во время визита в КНР глава нашего правительства представит окончательный вариант проекта нефтяного трубопровода из Ангарска в китайский город Дацин. А ему, Касьянову, судя по всему представлять пока нечего.
Китайская госкорпорация CNPC как раз в сентябре надеялась подписать с ЮКОСом окончательный контракт о поставках нефти из Ангарска стоимостью $150 млрд. А теперь не исключено, что российский премьер приедет в Пекин с пустыми руками. Потому как экологическая экспертиза при Министерстве природных ресурсов забраковала все предложенные юкосовцами проекты транспортировки нефти по маршруту Ангарск--Дацин. Об этом заявил замглавы МПР Кирилл Янков на встрече с иркутскими экологами.
Туда пойдешь -- коня потеряешь

Российское правительство достаточно долго не могло определиться с тем, каким образом будет организовано азиатское направление экспорта российской нефти.
Государственная "Транснефть" предлагала проложить трубу по маршруту Ангарск--Находка (вдоль северной части Байкала и железнодорожной трассы БАМа), чтобы продавать 50--90 млн. тонн углеводородов в год сразу нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
А ЮКОС лоббировал поставку нефти от Ангарска напрямую в Китай (вдоль южной части Байкала, через Бурятию и Читинскую область).
Преимущество проекта "Транснефти" в том, что он позволяет не замыкаться на единственного потребителя. Но за возможность такого широкого выбора и заплатить придется широко -- $4--5 млрд. Если учитывать, что основной оператор проекта -- государственная компания, то правительству пришлось бы искать средства на строительство в бюджете.
Проект ЮКОСа мощностью 30 млн. тонн нефти в год значительно дешевле -- $1,7--1,8 млрд. И миллиарды эти предполагалось добыть за пределами казны. К тому же нефтяная компания добилась значительных успехов в продвижении своего проекта на китайской стороне. В мае Михаил Ходорковский подписал с китайской корпорацией CNPC соглашение о поставках нефти в течение 25 лет по фиксированным ценам. Россия от реализации проекта должна была получить около $150 млрд.
ЮКОС надеялся начать строительство трубопровода уже нынешней осенью, а через год приступить к первым поставкам нефти (20 млн. тонн в год до 2010 года, затем по 30 млн. тонн ежегодно). В сентябре соглашение планировали оформить в виде контракта.
Глядя на успехи юкосовских переговоров в Китае, Белый дом решил, что варианты "Транснефти" и ЮКОСа надо объединить: труба пойдет из Ангарска в Находку с ответвлением на Дацин. Но из-за того, что в стране пока нет достаточного количества нефти, чтобы заполнить трубу на Дальний Восток, начать нужно со строительства китайской ветки. Правда, на это известие бурно отреагировала Япония, которая выдвинула контрпредложение -- поучаствовать в разработке месторождений Восточной Сибири, лишь бы нитку трубопровода начали строить с находкинского, а не китайского направления. Впрочем, реальных денег Япония пока так и не предложила, поэтому приоритет направления на Дацин оставался неизменным.
До тех пор, пока не сказало свое слово Минприроды, которое не устроили все существующие варианты прокладки трубопровода.
Так не доставайся же ты никому!

Вообще-то, проекты ЮКОСа и "Транснефти" министерство вернуло на доработку еще в декабре прошлого года.
Дело в том, что ЮКОС хотел вести строительство по краю Тункинского национального парка, а "Транснефть" предлагала маршрут по водосборным территориям озера Байкал.
Дабы не выбирать из двух зол меньшее, Минприроды приняло соломоново решение: признать негодным оба проекта. И с точки зрения закона было абсолютно право, поскольку строительство трубопроводов в особо охраняемых зонах столь же особо запрещено.
Впрочем, с того декабрьского решения много воды утекло. За это время (по слухам, не без помощи ЮКОСа) главой комиссии по экологической экспертизе вместо Амирхана Амирханова стала бывший председатель комитета по природным ресурсам Сахалинской области Наталья Онищенко, известная достаточно лояльным отношением к нефтяникам.
Для подстраховки это кадровое решение нефтяники решили дополнить еще одним, весьма неординарным. Как рассказали "Профилю" представители экологических организаций, ЮКОС таки даже оказался готов пересмотреть свой проект так, чтобы не осквернять трубами заповедные места. Правда, вместо того, чтобы рассматривать более затратные варианты строительства ветки в обход Тункинского заповедника, нефтяники решили спасать природу иначе -- они пролоббировали перенос границ национального парка. Этим летом правительство Бурятии приняло постановление "Об уточнении границ национального заповедника "Тункинский".
Бурятская экологическая общественность опубликовала в местной прессе возмущенное письмо, в котором говорилось: "Мы удивлены и шокированы поведением членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта строительства нефтепровода в Китай. Они прибыли в район в сопровождении внушительной делегации нефтяной компании ЮКОС. Такое поведение членов государственной экологической экспертизы, которая еще не завершена, является прямым свидетельством нарушения должностных и этических норм и правил, а также вызывает сомнение, что члены комиссии лично не заинтересованы, если не сказать больше".
В конце августа протест на постановление республиканского правительства направила прокуратура Бурятии. Директор по компаниям российского отделения Greenpeace Иван Блоков сказал "Профилю": "Это прямое нарушение федерального законодательства. Пока парк не уничтожен, я не вижу способа изменить его границы."
После того как постановление правительства Бурятии оспорила прокуратура, эксперты комиссии МПР оказались в сложном положении. По российскому УК, за заведомо ложное заключение эксперт несет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет. Ввиду этого аргумента против строительства трубопровода в Китай высказались все члены комиссии. Впрочем, Блоков отметил: экологи не хотели создавать шумиху вокруг отрицательного заключения экспертизы накануне правительственного визита в Китай -- предполагалось, что совместно с нефтяниками будут обсуждаться другие варианты прокладки трубопровода, минующие особо охраняемые территории.
По мнению одного из собеседников "Профиля", таким вариантом могла стать прокладка трубы вдоль российско-монгольской границы. Правда, при этом российская часть ветки на Дацин может стать длиннее, а значит, дороже -- на 20--25%.
Аналитик из UFG Павел Кушнир говорит, что согласно мировой практике средняя себестоимость прокладки трубопроводов доходит до $1 млн. на км. По приблизительным расчетам аналитика, себестоимость проекта ЮКОСа составляет около $650 тыс. на км -- еще есть куда расти. А вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев вообще считает, что оба ТЭО строительства трубопроводов -- и "Транснефти", и ЮКОСа -- неактуальны после того, как правительство приняло решение об объединении проектов. По мнению Григорьева, сначала правительство должно определить, через какие ключевые пункты будет проходить труба и кто будет собственником проекта -- "Транснефть" в одиночку или совместно с частными нефтяными компаниями, -- а уж затем стоит разрабатывать новое ТЭО.
Представитель "Транснефти" полагает, на разработку нового ТЭО уйдет не меньше года. Таким образом, у китайцев остается все меньше шансов к 2005 году получить от ЮКОСа ожидаемые 20 млн. тонн нефти.
Посочувствуем же Михаилу Касьянову, которому сию неприятную весть нужно как-то донести до улыбчивых, но жестких китайских братьев.

Несчастья не прекращают сыпаться на ЮКОС -- вслед за арестами его топ-менеджеров государство отказало компании Михаила Ходорковского в строительстве дорогого сердцу нефтяников трубопровода в Китай.Все бы ничего (есть ведь пословица "Пришла беда, отворяй ворота"), но в случае с китайцами очередное лихо, свалившееся на многострадальный ЮКОС, может коснуться и вовсе невиновных -- например, Михаила Касьянова. Вы скажете: где Китай, а где Касьянов, нечего, мол, страх нагонять. И неправильно скажете. Потому что Китай и Касьянов очень даже близко. Их разделяют всего-то две недели. Китайские власти ждут, что 22 сентября во время визита в КНР глава нашего правительства представит окончательный вариант проекта нефтяного трубопровода из Ангарска в китайский город Дацин. А ему, Касьянову, судя по всему представлять пока нечего.

Китайская госкорпорация CNPC как раз в сентябре надеялась подписать с ЮКОСом окончательный контракт о поставках нефти из Ангарска стоимостью $150 млрд. А теперь не исключено, что российский премьер приедет в Пекин с пустыми руками. Потому как экологическая экспертиза при Министерстве природных ресурсов забраковала все предложенные юкосовцами проекты транспортировки нефти по маршруту Ангарск--Дацин. Об этом заявил замглавы МПР Кирилл Янков на встрече с иркутскими экологами.

Туда пойдешь -- коня потеряешь


Российское правительство достаточно долго не могло определиться с тем, каким образом будет организовано азиатское направление экспорта российской нефти.

Государственная "Транснефть" предлагала проложить трубу по маршруту Ангарск--Находка (вдоль северной части Байкала и железнодорожной трассы БАМа), чтобы продавать 50--90 млн. тонн углеводородов в год сразу нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

А ЮКОС лоббировал поставку нефти от Ангарска напрямую в Китай (вдоль южной части Байкала, через Бурятию и Читинскую область).

Преимущество проекта "Транснефти" в том, что он позволяет не замыкаться на единственного потребителя. Но за возможность такого широкого выбора и заплатить придется широко -- $4--5 млрд. Если учитывать, что основной оператор проекта -- государственная компания, то правительству пришлось бы искать средства на строительство в бюджете.

Проект ЮКОСа мощностью 30 млн. тонн нефти в год значительно дешевле -- $1,7--1,8 млрд. И миллиарды эти предполагалось добыть за пределами казны. К тому же нефтяная компания добилась значительных успехов в продвижении своего проекта на китайской стороне. В мае Михаил Ходорковский подписал с китайской корпорацией CNPC соглашение о поставках нефти в течение 25 лет по фиксированным ценам. Россия от реализации проекта должна была получить около $150 млрд.

ЮКОС надеялся начать строительство трубопровода уже нынешней осенью, а через год приступить к первым поставкам нефти (20 млн. тонн в год до 2010 года, затем по 30 млн. тонн ежегодно). В сентябре соглашение планировали оформить в виде контракта.

Глядя на успехи юкосовских переговоров в Китае, Белый дом решил, что варианты "Транснефти" и ЮКОСа надо объединить: труба пойдет из Ангарска в Находку с ответвлением на Дацин. Но из-за того, что в стране пока нет достаточного количества нефти, чтобы заполнить трубу на Дальний Восток, начать нужно со строительства китайской ветки. Правда, на это известие бурно отреагировала Япония, которая выдвинула контрпредложение -- поучаствовать в разработке месторождений Восточной Сибири, лишь бы нитку трубопровода начали строить с находкинского, а не китайского направления. Впрочем, реальных денег Япония пока так и не предложила, поэтому приоритет направления на Дацин оставался неизменным.

До тех пор, пока не сказало свое слово Минприроды, которое не устроили все существующие варианты прокладки трубопровода.

Так не доставайся же ты никому!


Вообще-то, проекты ЮКОСа и "Транснефти" министерство вернуло на доработку еще в декабре прошлого года.

Дело в том, что ЮКОС хотел вести строительство по краю Тункинского национального парка, а "Транснефть" предлагала маршрут по водосборным территориям озера Байкал.

Дабы не выбирать из двух зол меньшее, Минприроды приняло соломоново решение: признать негодным оба проекта. И с точки зрения закона было абсолютно право, поскольку строительство трубопроводов в особо охраняемых зонах столь же особо запрещено.

Впрочем, с того декабрьского решения много воды утекло. За это время (по слухам, не без помощи ЮКОСа) главой комиссии по экологической экспертизе вместо Амирхана Амирханова стала бывший председатель комитета по природным ресурсам Сахалинской области Наталья Онищенко, известная достаточно лояльным отношением к нефтяникам.

Для подстраховки это кадровое решение нефтяники решили дополнить еще одним, весьма неординарным. Как рассказали "Профилю" представители экологических организаций, ЮКОС таки даже оказался готов пересмотреть свой проект так, чтобы не осквернять трубами заповедные места. Правда, вместо того, чтобы рассматривать более затратные варианты строительства ветки в обход Тункинского заповедника, нефтяники решили спасать природу иначе -- они пролоббировали перенос границ национального парка. Этим летом правительство Бурятии приняло постановление "Об уточнении границ национального заповедника "Тункинский".

Бурятская экологическая общественность опубликовала в местной прессе возмущенное письмо, в котором говорилось: "Мы удивлены и шокированы поведением членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта строительства нефтепровода в Китай. Они прибыли в район в сопровождении внушительной делегации нефтяной компании ЮКОС. Такое поведение членов государственной экологической экспертизы, которая еще не завершена, является прямым свидетельством нарушения должностных и этических норм и правил, а также вызывает сомнение, что члены комиссии лично не заинтересованы, если не сказать больше".

В конце августа протест на постановление республиканского правительства направила прокуратура Бурятии. Директор по компаниям российского отделения Greenpeace Иван Блоков сказал "Профилю": "Это прямое нарушение федерального законодательства. Пока парк не уничтожен, я не вижу способа изменить его границы."

После того как постановление правительства Бурятии оспорила прокуратура, эксперты комиссии МПР оказались в сложном положении. По российскому УК, за заведомо ложное заключение эксперт несет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет. Ввиду этого аргумента против строительства трубопровода в Китай высказались все члены комиссии. Впрочем, Блоков отметил: экологи не хотели создавать шумиху вокруг отрицательного заключения экспертизы накануне правительственного визита в Китай -- предполагалось, что совместно с нефтяниками будут обсуждаться другие варианты прокладки трубопровода, минующие особо охраняемые территории.

По мнению одного из собеседников "Профиля", таким вариантом могла стать прокладка трубы вдоль российско-монгольской границы. Правда, при этом российская часть ветки на Дацин может стать длиннее, а значит, дороже -- на 20--25%.

Аналитик из UFG Павел Кушнир говорит, что согласно мировой практике средняя себестоимость прокладки трубопроводов доходит до $1 млн. на км. По приблизительным расчетам аналитика, себестоимость проекта ЮКОСа составляет около $650 тыс. на км -- еще есть куда расти. А вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев вообще считает, что оба ТЭО строительства трубопроводов -- и "Транснефти", и ЮКОСа -- неактуальны после того, как правительство приняло решение об объединении проектов. По мнению Григорьева, сначала правительство должно определить, через какие ключевые пункты будет проходить труба и кто будет собственником проекта -- "Транснефть" в одиночку или совместно с частными нефтяными компаниями, -- а уж затем стоит разрабатывать новое ТЭО.

Представитель "Транснефти" полагает, на разработку нового ТЭО уйдет не меньше года. Таким образом, у китайцев остается все меньше шансов к 2005 году получить от ЮКОСа ожидаемые 20 млн. тонн нефти.

Посочувствуем же Михаилу Касьянову, которому сию неприятную весть нужно как-то донести до улыбчивых, но жестких китайских братьев.

НАТАЛЬЯ ГОТОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».