Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС БОРТА 101"

Причиной катастрофы президентского самолета, скорее всего, стали неблагоприятные погодные условия.    Утром 10 апреля самолет Ту-154, на борту которого находилась большая польская делегация во главе с президентом Польши Лехом Качиньским, разбился при посадке около аэродрома «Северный» в Смоленске. На его борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа.
   Расследование, в котором принимают участие как российские, так и польские специалисты, продолжается. Как наиболее вероятная причина катастрофы рассматривается ошибка в пилотировании. Эту версию можно считать официальной. Но в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), который курирует расследование, с выводами не торопятся и заявляют, что решающим фактором, скорее всего, была погода.
   Катастрофа произошла в 10.50 в местечке Печерск, в черте города на севере Смоленска. До посадочной полосы президентскому Ту-154 не хватило каких-то 500 м.
   Местные жители рассказали корреспонденту «Профиля», что катастрофу сопровождали мистические погодные явления. С утра было ясно, но к 10.00 весь район аэродрома «Северный» внезапно накрыло туманом. Туман был настолько плотным, что на расстоянии 50 м ничего не было видно. После того как произошла катастрофа, туман почти сразу рассеялся.
   По словам представителя МАКа, техническая комиссия пришла к выводу, что условия, в которых совершал посадку Ту-154, были не просто сложными, а почти экстремальными.
   Командиру экипажа было предложено сесть на резервном аэродроме — в Витебске, Минске или в Москве. По словам первого заместителя начальника Главного штаба ВВС России Александра Алешина, запись переговоров с диспетчером подтверждает, что пилоты были оповещены о том, что погода «ниже метеоминимума аэродрома», но тем не менее пошли на посадку.
   Для полноты картины несколько слов следует сказать про аэродром «Северный». В настоящее время бывший военно-транспортный аэродром активно не эксплуатируется. После того как в октябре прошлого года 103-й авиаполк был расформирован, на аэродроме осталась комендатура, в составе которой чуть больше 50 солдат и офицеров, которые осуществляют эксплуатационные работы.
   По словам одного из местных жителей, имеющего непосредственное отношение к аэродрому, самолеты приземляются здесь довольно редко. Собственных диспетчерских служб на аэродроме нет, поэтому каждый раз группа руководства полетами приезжает заранее из Твери. Наш собеседник также рассказал, что, когда авиационный полк расформировали, оставшееся посадочное оборудование стало потихоньку приходить в негодность. Курсоглиссадная система (КГС), которая обеспечивает возможность точной посадки по приборам, на аэродроме отсутствовала. Один из ее элементов — глиссадный радиомаяк, который указывает пилоту траекторию снижения, — кто-то даже попытался похитить, видимо, с целью сдачи в металлолом.
   Неизвестно, были поляки уведомлены о местной специфике или нет, но даже если все это всплыло непосредственно на подлете к Смоленску, в самолете было достаточно топлива, чтобы развернуться и сесть в белорусском Витебске. Тамошний аэропорт оснащен современной КГС и расположен всего в 100 км от Катынского леса. Одна из версий: польский президент очень торопился к началу мероприятия. В Катыни Качиньского ждали к 12.00. После поминальной службы польский президент должен был провести несколько встреч и вечером вернуться домой. Уход на запасной аэродром, даже в соседний Витебск, мог нарушить эти планы.
   Согласно другой версии, пассажиры президентского Ту стали жертвами медиапроцесса. В Польше в тот трагический день шел телемарафон, посвященный мероприятиям в Катыни. Финалом его должны были стать кадры прямого эфира — Лех Качиньский спускается по трапу на смоленскую землю. Одна из телевизионных групп дожидалась на «Северном» прилета президента. Возможно, именно из-за этих кадров пилоты президентского Ту-154 пытались посадить самолет в густом тумане.
   Польский президент вполне мог надавить на подчиненных и настоять на своем решении вопреки приказам диспетчера. В августе 2008 года Качиньский хотел заставить пилота приземлиться в грузинской столице Тбилиси, несмотря на то, что делать это было опасно из-за военных действий. Когда летчик отказался, президент зашел в кабину и сказал: «Тот, кто решил быть офицером, не должен трусить». Пилот, не внявший президенту и совершивший посадку в соседнем Азербайджане, был позднее награжден медалью за проявленную твердость. Но в ситуации с «Северным» все выглядело немного иначе. В числе пассажиров самолета был командующий ВВС Польши. Если приказ отдавал он, военные летчики не могли его ослушаться.
   Судя по данным, которые поступают от группы расследования и из других источников, наиболее вероятной причиной аварии стало столкновение самолета с деревьями из-за недопустимо малой высоты. Вопрос в том, почему самолет оказался на этой высоте. Согласно одной из версий, пилоты не учли рельеф местности. Перед взлетно-посадочной полосой обширная низина глубиной примерно 50-70 м. Над ней самолет совершает маневры по снижению и на малой высоте начинает искать посадочную полосу, двигаясь по посадочному курсу. Напомним, что КГС на «Северном» нет, и пилоты ориентируются только на свои глаза и бортовые высотомеры. В самолете их два: барометрический (показывает высоту над уровнем моря) и радио (показывает расстояние от самолета до поверхности земли). Если пилоты контролировали высоту по радиовысотомеру, то они понимали, что летят на высоте 50 м, а на самом деле они летели в ложбине, и посадочная полоса была в тот момент примерно на 10 м выше самолета. Если барометрический высотомер был исправен и правильно настроен на высоту «Северного», он в этот момент должен был показывать отрицательную высоту. Из-за тумана летчики не могли видеть, что творится впереди, и, когда на расстоянии 1100 м от начала полосы ложбина закончилась и рельеф стал подниматься, у пилота просто не осталось времени, чтобы поднять самолет. Пытаясь набрать высоту, лайнер задел крылом большую березу, и дальнейшую его траекторию можно проследить по срубленным верхушкам деревьев.
   

   АЭРОДРОМ «СМОЛЕНСК-СЕВЕРНЫЙ»
   Построен в 1920-е годы в 3 км к северу от Смоленска. Способен принимать воздушные суда массой более 75 тонн. До октября прошлого года принадлежал Минобороны. Здесь базировался 103-й гвардейский Красносельский военно-транспортный авиаполк, сформированный в апреле 1942 года. В 1951-1991 годах здесь же базировались истребительные авиаполки. С октября 2009 года, после расформирования 103-го авиаполка, «Северный» стал использоваться в гражданских целях. Разбившийся Ту-154М был построен для ВВС Польши в 1990 году на Куйбышевском авиазаводе. В декабре 1996 года получил бортовой номер 101.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK