Вот и прошла широкая Масленица, полуязыческая, полухристианская, но бесконечно любимая народом во все времена. Поели блинов вволю, наугощали гостей. Настало время подумать о душе, о том, что сделано в жизни хорошего и плохого. Наступил самый длинный и самый строгий православный пост -- Великий. Поститься надо аж до 30 апреля. Весь вопрос -- как?Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Мф.VI, 16 О том, как относятся к Великому посту архиереи и монашествующие Русской православной церкви, рассказывает Митрополит Солнечногорский Сергий, постоянный член Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии. Сергей Черепов: Владыка, что такое пост для православного человека? Митрополит Сергий: Прежде всего необходимо помнить, что ограничения в еде -- важная, но все-таки лишь вспомогательная часть поста. Главное -- духовный пост. Святое Евангелие говорит: наш пост должен быть незаметен, дабы явиться постящимися перед Богом. Нужно воздерживаться от дурных мыслей, ибо из наших сердец выходит и злое, и хорошее. Сердце должно стать жилищем доброго. Пост -- это укрощение человеческих грехов, главным из которых является непомерная гордость -- матерь всех нарушений. Другой великий грех -- зависть, злоба, отторжение ближнего, стремление видеть в человеке злое и не видеть доброе, считать остальных ниже себя. Здесь нужно помнить вот о чем: каждый из нас оценивает обстоятельства со своей точки зрения. Поэтому мы должны уважать мнение другого человека. Нужно научиться видеть в ближнем доброе и хорошее. Для этого и необходимо работать над собой во время поста -- изживать собственные недостатки. Что касается физического поста, то он ведет начало от сорока дней, которые Иисус Христос провел в молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4,3--4). Во время поста высвобождаются мощные духовные силы, которые очень важно направлять на добрые дела, иначе пост не будет полезен для человека. Необходимо молиться, так как молитва дает жизненную энергию. Для начала человеку, пожелавшему сделать доброе во время поста, можно подать милостыню нищему, старому, больному, реально помочь хотя бы одному конкретному человеку вырваться из объятий зла и подняться из бездны. С.Ч.: Что запрещено во время Великого поста? М.С.: Безусловно, вкушение мясной и молочной пищи. Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное Воскресенье (23 апреля) разрешается есть рыбу, к которой приравниваются морепродукты. Накануне Вербного воскресенья -- в Лазареву субботу -- можно есть икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб. Особенно усердно положено поститься в первую неделю поста и в последнюю, Страстную, перед Пасхой. Во время поста не осуществляется браковенчание. С.Ч.: Как соблюдали пост святые? М.С.: Очень строго, ограничивая себя во всем. Преподобный Серафим Саровский молился много дней и ночей, в чай специально клал кленовый лист, чтобы не было аппетита, принимал на себя подвиг молчания. И только очистившись, беседовал с верующими, приходившими к нему. С.Ч.: Считается ли несоблюдение поста тяжким грехом и какое наказание предусматривает за это Церковь? М.С.: Для православного человека за несоблюдение поста полагается епитимья -- церковное наказание, ведущее к исправлению. Это наказание может быть разным в зависимости от тяжести грехов конкретного верующего. Духовник после исповеди может рекомендовать чтение Евангелия, усиленную молитву, два-три поклона во время богослужения. Крайняя мера наказания -- отлучение от Причастия. Она практикуется нечасто, за особо тяжкие грехи. С.Ч.: Вы упомянули об исповеди. Является ли, по вашему мнению, Великий пост лучшим временем для покаяния и исповеди своих грехов? М.С.: Безусловно. Церковь рекомендует исповедоваться дважды за время Великого поста -- в конце первой недели и ближе к Пасхе. Исповедь нужна для очищения души -- тяжело проходить пост, если душа отягощена грехом. Кроме того, во время поста человек видит лучше те грехи, которые раньше не замечал или считал маловажными. Главное -- это сознательно покаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, подвести жесткую черту под прошлым. Должен быть духовный рост человека. С.Ч.: Я знаю, что существует такое таинство -- Соборование, или Елеосвящение. В каких случаях к нему прибегают? М.С.: Елеосвящением называют таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Это таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи, особенно совершенные неосознанно. Соборование необходимо и при физических болезнях, и как врачебное исцеляющее действие. Но Церковь разрешает проводить Елеосвящение над всеми желающими. Важно помнить, что Соборование не исключает исповеди, а идет параллельно с ней. С.Ч.: Как в этом году будет отмечаться Пасха Христова? М.С.: Каких-то особенных торжеств не планируется. Многие путают двухтысячелетие Рождества Христова с двухтысячелетием христианской церкви, которое отметят в 2033 году (как известно, земная жизнь Иисуса Христа длилась 33 года). Вот тогда и будут большие торжества. В этом году в августе у нас планируется Архиерейский собор, на котором будет рассмотрен вопрос о канонизации святых новомучеников. Будет написана общая икона этих святых, а в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх и архиереи совершат чин канонизации. Возможно, на эту Пасху состоится торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, но пока ведутся внутренние работы по его убранству, и решение по этому вопросу еще примет Святейший Патриарх. С.Ч.: Что бы вы, владыка, хотели пожелать читателям "Профиля" во время Великого Поста и перед Пасхой? М.С.: Пасха -- самый радостный праздник, праздник жизни, победы над смертью. Это подтверждение того, что произойдет и наше воскресение -- не только душевное, но и телесное. Задача каждого верующего -- чтобы он наилучшим образом подготовился к Пасхе. Многое зависит от нравственного состояния отдельного человека и общества в целом. Если мы будем стремиться к добру -- зло будет побеждено. Как говорил Федор Достоевский, в вере проходит борьба со злом, поле битвы -- сердце человека. Мы должны быть достойны жить в великой стране -- России. Дай Бог, чтобы мы возродились в могучую державу, где будет счастлив каждый человек. Кому можно не поститься?
Многие ссылаются на здоровье: мол, рад бы сесть на диету, но не позволяют диабет или атеросклероз. Тем самым человек с точки зрения церкви может совершить грех лукавства. Ведь воздержание в пище врачи рекомендуют практически при всех болезнях. С другой стороны, послабления в соблюдении поста действительно полагаются тяжелобольным, путешествующим, беременным и кормящим матерям. При этом всем этим "льготникам" надо получить благословение священника. Дни рождения, которые выпадают на пост, рекомендуется отмечать постфактум -- в день именин, или крещения. Поминки во время поста разрешены -- разумеется, без особых алкогольных и кулинарных излишеств, при этом умерших отпевают по особому пасхальному чину. Заупокойных служб Церковь не проводит только на Светлой Седмице, неделе, следующей сразу после Пасхи. В эти дни люди превозмогают свое горе личной утраты, радуясь Христову Воскресению и откладывая все поминальные дела на потом. Как быть, если постящегося пригласили в гости? Если это люди близкие, можно предупредить их заранее и попросить поставить на стол что-нибудь постное. Другое дело, если православный человек идет к неверующим и те ради дорогого человека уставляют стол яствами. С одной стороны, нужно не огорчить гостеприимных хозяев, с другой -- не нагрешить чревоугодием. Православному человеку рекомендуется пройти между этими Сциллой и Харибдой при помощи смекалки. Например, сослаться на болезнь, не позволяющую есть жирное и жареное, мучное и сладкое. Пост для атеиста кажется чем-то непостижимым, а вот язва или гипертония по-человечески понятны. Пост, кстати, распространяется и на зрелищные мероприятия. Когда-то в России на это время закрывались все театры, цирки. Сейчас источником развлечений для многих служит телевизор. Церковь советует воздерживаться от просмотра развлекательных программ -- игр, шоу, концертов, спортивных матчей. Еще более строго подходят к посту в монастырях Русской православной церкви. По словам наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Тихона, "по монастырскому уставу первое вкушение пищи разрешается на великопостной первой неделе лишь в субботу, после литургии". В течение всего поста из пищи исключается растительное масло (мирянам оно разрешается). Однако отец Тихон напомнил, что "и самое строгое телесное воздержание подобно вспаханному, но незасеянному полю: без молитвы оно принесет лишь сорняки". Ибо сказано: "Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом".
Вот и прошла широкая Масленица, полуязыческая, полухристианская, но бесконечно любимая народом во все времена. Поели блинов вволю, наугощали гостей. Настало время подумать о душе, о том, что сделано в жизни хорошего и плохого. Наступил самый длинный и самый строгий православный пост -- Великий. Поститься надо аж до 30 апреля. Весь вопрос -- как?Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Мф.VI, 16
О том, как относятся к Великому посту архиереи и монашествующие Русской православной церкви, рассказывает Митрополит Солнечногорский Сергий, постоянный член Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии.
Сергей Черепов: Владыка, что такое пост для православного человека?
Митрополит Сергий: Прежде всего необходимо помнить, что ограничения в еде -- важная, но все-таки лишь вспомогательная часть поста. Главное -- духовный пост. Святое Евангелие говорит: наш пост должен быть незаметен, дабы явиться постящимися перед Богом.
Нужно воздерживаться от дурных мыслей, ибо из наших сердец выходит и злое, и хорошее. Сердце должно стать жилищем доброго. Пост -- это укрощение человеческих грехов, главным из которых является непомерная гордость -- матерь всех нарушений. Другой великий грех -- зависть, злоба, отторжение ближнего, стремление видеть в человеке злое и не видеть доброе, считать остальных ниже себя.
Здесь нужно помнить вот о чем: каждый из нас оценивает обстоятельства со своей точки зрения. Поэтому мы должны уважать мнение другого человека. Нужно научиться видеть в ближнем доброе и хорошее. Для этого и необходимо работать над собой во время поста -- изживать собственные недостатки.
Что касается физического поста, то он ведет начало от сорока дней, которые Иисус Христос провел в молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4,3--4). Во время поста высвобождаются мощные духовные силы, которые очень важно направлять на добрые дела, иначе пост не будет полезен для человека. Необходимо молиться, так как молитва дает жизненную энергию.
Для начала человеку, пожелавшему сделать доброе во время поста, можно подать милостыню нищему, старому, больному, реально помочь хотя бы одному конкретному человеку вырваться из объятий зла и подняться из бездны.
С.Ч.: Что запрещено во время Великого поста?
М.С.: Безусловно, вкушение мясной и молочной пищи. Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное Воскресенье (23 апреля) разрешается есть рыбу, к которой приравниваются морепродукты. Накануне Вербного воскресенья -- в Лазареву субботу -- можно есть икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб. Особенно усердно положено поститься в первую неделю поста и в последнюю, Страстную, перед Пасхой. Во время поста не осуществляется браковенчание.
С.Ч.: Как соблюдали пост святые?
М.С.: Очень строго, ограничивая себя во всем. Преподобный Серафим Саровский молился много дней и ночей, в чай специально клал кленовый лист, чтобы не было аппетита, принимал на себя подвиг молчания. И только очистившись, беседовал с верующими, приходившими к нему.
С.Ч.: Считается ли несоблюдение поста тяжким грехом и какое наказание предусматривает за это Церковь?
М.С.: Для православного человека за несоблюдение поста полагается епитимья -- церковное наказание, ведущее к исправлению. Это наказание может быть разным в зависимости от тяжести грехов конкретного верующего. Духовник после исповеди может рекомендовать чтение Евангелия, усиленную молитву, два-три поклона во время богослужения. Крайняя мера наказания -- отлучение от Причастия. Она практикуется нечасто, за особо тяжкие грехи.
С.Ч.: Вы упомянули об исповеди. Является ли, по вашему мнению, Великий пост лучшим временем для покаяния и исповеди своих грехов?
М.С.: Безусловно. Церковь рекомендует исповедоваться дважды за время Великого поста -- в конце первой недели и ближе к Пасхе. Исповедь нужна для очищения души -- тяжело проходить пост, если душа отягощена грехом. Кроме того, во время поста человек видит лучше те грехи, которые раньше не замечал или считал маловажными. Главное -- это сознательно покаяться в своих грехах и больше к ним не возвращаться, подвести жесткую черту под прошлым. Должен быть духовный рост человека.
С.Ч.: Я знаю, что существует такое таинство -- Соборование, или Елеосвящение. В каких случаях к нему прибегают?
М.С.: Елеосвящением называют таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Это таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи, особенно совершенные неосознанно. Соборование необходимо и при физических болезнях, и как врачебное исцеляющее действие. Но Церковь разрешает проводить Елеосвящение над всеми желающими. Важно помнить, что Соборование не исключает исповеди, а идет параллельно с ней.
С.Ч.: Как в этом году будет отмечаться Пасха Христова?
М.С.: Каких-то особенных торжеств не планируется. Многие путают двухтысячелетие Рождества Христова с двухтысячелетием христианской церкви, которое отметят в 2033 году (как известно, земная жизнь Иисуса Христа длилась 33 года). Вот тогда и будут большие торжества.
В этом году в августе у нас планируется Архиерейский собор, на котором будет рассмотрен вопрос о канонизации святых новомучеников. Будет написана общая икона этих святых, а в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх и архиереи совершат чин канонизации. Возможно, на эту Пасху состоится торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, но пока ведутся внутренние работы по его убранству, и решение по этому вопросу еще примет Святейший Патриарх.
С.Ч.: Что бы вы, владыка, хотели пожелать читателям "Профиля" во время Великого Поста и перед Пасхой?
М.С.: Пасха -- самый радостный праздник, праздник жизни, победы над смертью. Это подтверждение того, что произойдет и наше воскресение -- не только душевное, но и телесное. Задача каждого верующего -- чтобы он наилучшим образом подготовился к Пасхе. Многое зависит от нравственного состояния отдельного человека и общества в целом. Если мы будем стремиться к добру -- зло будет побеждено. Как говорил Федор Достоевский, в вере проходит борьба со злом, поле битвы -- сердце человека. Мы должны быть достойны жить в великой стране -- России. Дай Бог, чтобы мы возродились в могучую державу, где будет счастлив каждый человек.
Кому можно не поститься?
Многие ссылаются на здоровье: мол, рад бы сесть на диету, но не позволяют диабет или атеросклероз. Тем самым человек с точки зрения церкви может совершить грех лукавства. Ведь воздержание в пище врачи рекомендуют практически при всех болезнях.
С другой стороны, послабления в соблюдении поста действительно полагаются тяжелобольным, путешествующим, беременным и кормящим матерям. При этом всем этим "льготникам" надо получить благословение священника. Дни рождения, которые выпадают на пост, рекомендуется отмечать постфактум -- в день именин, или крещения.
Поминки во время поста разрешены -- разумеется, без особых алкогольных и кулинарных излишеств, при этом умерших отпевают по особому пасхальному чину. Заупокойных служб Церковь не проводит только на Светлой Седмице, неделе, следующей сразу после Пасхи. В эти дни люди превозмогают свое горе личной утраты, радуясь Христову Воскресению и откладывая все поминальные дела на потом.
Как быть, если постящегося пригласили в гости? Если это люди близкие, можно предупредить их заранее и попросить поставить на стол что-нибудь постное. Другое дело, если православный человек идет к неверующим и те ради дорогого человека уставляют стол яствами. С одной стороны, нужно не огорчить гостеприимных хозяев, с другой -- не нагрешить чревоугодием. Православному человеку рекомендуется пройти между этими Сциллой и Харибдой при помощи смекалки. Например, сослаться на болезнь, не позволяющую есть жирное и жареное, мучное и сладкое. Пост для атеиста кажется чем-то непостижимым, а вот язва или гипертония по-человечески понятны.
Пост, кстати, распространяется и на зрелищные мероприятия. Когда-то в России на это время закрывались все театры, цирки. Сейчас источником развлечений для многих служит телевизор.
Церковь советует воздерживаться от просмотра развлекательных программ -- игр, шоу, концертов, спортивных матчей.
Еще более строго подходят к посту в монастырях Русской православной церкви. По словам наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрита Тихона, "по монастырскому уставу первое вкушение пищи разрешается на великопостной первой неделе лишь в субботу, после литургии". В течение всего поста из пищи исключается растительное масло (мирянам оно разрешается). Однако отец Тихон напомнил, что "и самое строгое телесное воздержание подобно вспаханному, но незасеянному полю: без молитвы оно принесет лишь сорняки".
Ибо сказано: "Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом".