25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "«Потребителю нужны эмоции»"

Архивная публикация 2006 года: "«Потребителю нужны эмоции»"

Жерар Кляйстерлее, 59-летний глава фирмы Philips, о значении массового производства микросхем, о будущем развлекательной электроники и о последствиях глобализации для крупнейших производителей электроники в Голландии. «Шпигель»: Господин Кляйстерлее, вы намерены превратить Philips в «концерн Lifestyle», изделия которого будут постоянно сопровождать потребителей по жизни. Какую продукцию своей фирмы вы сегодня успели использовать?

Кляйстерлее: Утром меня будит радиобудильник фирмы Philips, потом я чищу зубы щеткой от Philips, бреюсь электробритвой, выпущенной нашей компанией, и жена подает мне чашку кофе, сваренного в кофеварке Senseo от Philips. Затем я включаю плоскоэкранный телевизор Philips, чтобы посмотреть утренний выпуск новостей, и иду на работу, где целый день — в зависимости от времени года — светят лампы Philips.

«Шпигель»: Чувствуется, что вы преданы своей торговой марке, однако все это выглядит достаточно традиционно. Неужели вы еще не живете в «умном» доме, о котором уже много лет мечтают гиганты электронной отрасли, — доме, где все устройства соединены между собой сетью с выходом в Интернет?

Кляйстерлее: Многие об этом говорят, над идеей создания такого дома бьются и наши инженеры. Но в соответствии с лозунгом фирмы — «Разумно и просто» — мы в первую очередь стремимся с помощью нашей продукции сделать жизнь людей проще. А добиться этого в «умном» доме до сих пор по-настоящему не удалось ни одному производителю. Но мы работаем в этом направлении и, в частности, уже создали приборы, которые автоматически распознают друг друга и соединяются между собой.

«Шпигель»: Нет ли и у вас ощущения, что новые изделия порой оказываются слишком сложными для потребителей, и те терпят поражение в отчаянной борьбе с головоломной технической терминологией?

Кляйстерлее: К сожалению, эту дурную привычку производителей искоренить пока не удалось. Просто я считаю, что сокращениями вроде DVD-RW, +RW, Wi-Fi или 802.11 мы лишь отпугиваем покупателей. Выводя на рынок плоскоэкранные телевизоры, наша компания, например, отлично справилась с подобной проблемой. Сначала мы вообще не упоминали LCD или плазму, а просто говорили о плоскоэкранных телевизорах. Сейчас, когда этот продукт пользуется огромным успехом, приходится, естественно, разграничивать различные его виды.

«Шпигель»: Вы считаете своим большим успехом превращение в самостоятельный сектор отдела по производству микросхем, проданного вами в начале августа некоему международному финансовому консорциуму за 6,4 млрд. евро. Не свидетельствует ли отказ от производства микросхем о полной несостоятельности европейской промышленности в сфере высоких технологий?

Кляйстерлее: Почему же?

«Шпигель»: В течение многих лет производители электроники в Европе утверждали, что развитие собственного производства микросхем необходимо, чтобы оставаться конкурентоспособными в глобальной гонке технологий. И именно теперь, когда европейцы достигли соответствующего уровня, а три концерна, выпускающие чипы — ST Microelectronics, Infineon и Philips, — вошли в десятку ведущих производителей отрасли, вы вновь отказываетесь от этого якобы очень важного сектора. Значит, прежние лозунги уже неактуальны?

Кляйстерлее: Производство полупроводников остается двигателем технического прогресса, в этом отношении ничего не изменилось. Правда и то, что европейская промышленность — не в последнюю очередь благодаря поддержке со стороны ЕС — добилась больших успехов в сфере разработки микросхем, и по отдельным показателям мы даже опережаем наших конкурентов из Азии или Америки.

«Шпигель»: Тем более непонятно, почему вы уходите из отрасли.

Кляйстерлее: Основное отличие от 80-х годов, когда мы только начинали догонять лидеров, заключается в следующем: раньше каждый концерн создавал свои собственные микросхемы, а сегодня в этом уже нет необходимости. Производство чипов постепенно стало самостоятельной отраслью, способной изготовить на заказ именно то, что вам необходимо. Эпоха вертикальной интеграции миновала. Например, на заводах Philips сегодня изготовляется меньше 10% микросхем, используемых в наших продуктах.

«Шпигель»: Еще два года назад вы были категорически против продажи отдела по производству микросхем.

Кляйстерлее: Разумеется, были доводы и за, и против, именно поэтому мы так долго взвешивали это решение. Но в конечном счете пришли к выводу, что синергетический эффект от изготовления микросхем на собственных предприятиях недостаточно высок, чтобы ради него мириться с негативными последствиями на бирже. Эта отрасль в очень высокой степени подвержена колебаниям, что приводит к убыткам из-за падения курса акций.

«Шпигель»: Ваши покупатели — финансовые инвесторы, а их главным образом интересуют высокие доходы. Не боитесь ли вы, что при первом же кризисе они, не задумываясь, закроют или объединят эти фабрики? В этом случае будет сокращено 20 тыс. рабочих мест, созданных с помощью средств Европейского союза, а Европа вновь отстанет от конкурентов в гонке технологий.

Кляйстерлее: Что касается технологий в сфере производства чипов, то европейские производители находятся на одном уровне с конкурентами во всем мире, и при новых владельцах эта ситуация никак не изменится. Только за период с 2004 года появилось свыше 2500 новых рабочих мест, и покупатели в полном объеме приняли разработанные нами бизнес-планы. Это означает, что в ближайшие 3—5 лет можно ожидать расширения производства, даже если до этого и случится некоторый спад.

«Шпигель»: И все же: продавая сектор по производству микросхем, не отказываетесь ли вы от возможности выделиться среди своих конкурентов?

Кляйстерлее: Нет, общедоступность микросхем ведет не к нивелированию, а лишь к перенесению конкуренции в другие области. Например, что касается телевизоров, то на первый план во все большей степени выходят такие факторы, как качество изображения или функциональность. Этим мы и выделяемся среди других, в этом мы сильны, независимо от того, была ли основная микросхема произведена на нашем предприятии или закуплена у поставщика. Кроме того, все большую роль сейчас играет дизайн.

«Шпигель»: Надо ли понимать сказанное в том смысле, что техника как таковая постепенно утрачивает свое значение?

Кляйстерлее: Я в этом глубоко убежден, если только речь не идет о чем-то уникальном. Потребителю прежде всего нужны эмоции, он покупает то, что хорошо выглядит, что соответствует его образу жизни и отличается высоким качеством. А где был произведен этот прибор и с какими комплектующими, его не интересует.

«Шпигель»: Тогда было бы логично полностью превратить Philips в крупную маркетинговую компанию?

Кляйстерлее: Именно это мы и сделали в сфере развлекательной электроники. И я твердо убежден, что конкуренты вскоре последуют нашему примеру, так как по-другому вести этот бизнес уже невозможно.

«Шпигель»: Как выглядит новая концепция?

Кляйстерлее: За прошедшие годы мы практически полностью вывели все производство в этой области за рамки концерна. По всему миру у нас осталось лишь восемь фабрик, производящих развлекательную электронику, — причем их мы сохранили главным образом из соображений логистики. Около 90% готовой продукции выпускается поставщиками по нашей технической документации. Это обеспечивает компании большую маневренность по сравнению с конкурентами.

«Шпигель»: То есть, строго говоря, в сфере развлекательной электроники Philips является не более чем торговым предприятием?

Кляйстерлее: Напротив. Безусловно, Philips — это нечто гораздо большее, чем просто торговое предприятие. У нас работает своего рода «кузница идей», которая создает концепции новых продуктов и при помощи поставщиков выводит их на рынок. А вот что отличает нас от торгового предприятия или производителя, не имеющего собственного товарного знака, так это творческая работа наших инженеров, дизайнеров и специалистов по маркетингу.

«Шпигель»: Около 30 лет назад на предприятиях Philips трудилось более 400 тыс. человек, сегодня их уже меньше 160 тыс. А в сфере развлекательной электроники с наибольшим объемом продаж и вовсе заняты лишь 15 тыс. Усилится ли эта тенденция к сокращению в связи с тем, что производства частично или полностью переносятся в страны с дешевой рабочей силой?

Кляйстерлее: Минуточку: подобное сопоставление создает неверную картину. Далеко не все рабочие места, которые были у нас ликвидированы за прошедшие 30 лет, относились к производству. В большинстве своем сокращения коснулись сферы обслуживания — у нас на заводах была собственная служба безопасности, были собственные столовые, транспортный отдел, отдел IT и так далее. Эти рабочие места не исчезли. Они просто были вынесены за пределы нашей компании и существуют сегодня в других фирмах, специализирующихся по тем или иным видам услуг.

«Шпигель»: Но в то же время закрылось свыше 100 заводов. Предстоит ли и другим подразделениям вашего концерна пройти тот же путь, который вы избрали для области развлекательной электроники?

Кляйстерлее: Нет. Не имеет смысла повторять битвы, которые уже состоялись вчера. В сфере развлекательной электроники глобализация началась 30 лет назад, и с тех пор производства переносятся из одной страны с дешевой рабочей силой в другую. Некоторые из наших поставщиков сегодня переводят свои предприятия из Китая во Вьетнам, потому что Китай уже стал слишком дорогим. В эти игры мы больше не играем, да и нет необходимости участвовать в них.

«Шпигель»: Станет ли Philips в результате глобализации концерном без собственных производств?

Кляйстерлее: Ни в коем случае. Мы откажемся от своих заводов лишь в том случае, если собственное производство потеряет свои преимущества. Осветительные приборы, бытовая техника и медицинское оборудование — вот сферы, в которых наши заводы в обозримом будущем останутся решающим фактором конкурентной борьбы.

«Шпигель»: Почему?

Кляйстерлее: В этих областях у нас очень специфическое ноу-хау, которое не так просто перенести в страны с дешевой рабочей силой. К тому же вокруг этих заводов естественным образом сложились группы поставщиков. Следует упомянуть также транспортные расходы, а они велики, особенно если речь идет о медицинском оборудовании.

«Шпигель»: Сколько заводов осталось у Philips на сегодняшний день?

Кляйстерлее: По всему миру у нас 132 предприятия. Из них почти половина в Европе, и они абсолютно конкурентоспособны в глобальном масштабе. Некоторые даже расширяются, как, например, завод по производству электроламп в Ахене.

«Шпигель»: Глобализация споткнулась как раз на лампочках?

Кляйстерлее: Не нужно недооценивать сложность технологий, применяемых в производственном процессе. К тому же речь идет не только о простых лампах накаливания, но в первую очередь об энергосберегающих лампах, лампах для мониторов или ксеноновых фарах, по которым мы даже в Японии занимаем 70% рынка. Например, когда автомобильному концерну Toyota понадобились ксеноновые фары без добавок свинца, во всем мире нашлось лишь одно предприятие, способное их произвести: наш завод в Ахене. Это преимущество мы должны удержать и увеличить.

«Шпигель»: Почему производители аналогичной продукции в странах с дешевой рабочей силой не могут составить серьезной конкуренции?

Кляйстерлее: Потому что в этой области нет строго определенных стандартов. Такие нормы, абсолютно необходимые в развлекательной электронике, в том числе и с позиции потребителя, приводят к тому, что все новые технологии подробнейшим образом описываются и документируются, и становится относительно просто перенять их у конкурентов. Но в случае ксеноновых ламп стандартов практически не существует, и сведения о том, как они производятся, мы спокойно оставляем при себе. Зачастую их не фиксируют даже в патентных описаниях.

«Шпигель»: Но производство осветительных приборов трудно назвать перспективной отраслью...

Кляйстерлее: Напротив, у этого направления большое будущее. Достаточно вспомнить о стремительно растущих затратах на энергию. Например, наши новые лампы, установленные на Эйфелевой башне, снизили расход электричества на 38%. А в ближайшем будущем у нас появятся совершенно новые виды освещения. Происходят поразительные изменения. И в этой области европейские производители никому не позволят себя обогнать.

«Шпигель»: Существуют ли, на ваш взгляд, и другие отрасли, которым не грозит опасность перевода в страны с дешевой рабочей силой?

Кляйстерлее: Мы, европейцы, неизменно хороши в области создания комплексных систем. Возьмите только Airbus или немецких автопроизводителей, либо, к примеру, машиностроение. Неудивительно, что два из трех ведущих производителей медицинского оборудования в мире — европейские концерны Siemens и Philips. В эту отрасль мы вкладываем очень большие средства — в том числе и в Германии.

«Шпигель»: За счет медицинского оборудования вы надеетесь вновь оживить оборот, несколько лет находящийся в стагнации?

Кляйстерлее: Это уже происходит. Мы рассчитываем добиться значительно более высоких показателей за счет рентгеновских аппаратов, компьютерных томографов, а также медицинских приборов, предназначенных для использования в домашних условиях. Вслед за выпуском осветительных приборов именно в этом секторе занято наибольшее число сотрудников. Ведь речь идет о комплексном производстве, для него же необходима инфраструктура предприятий-поставщиков, которой нет в Азии. И что еще более важно, это крайне прибыльная отрасль.

«Шпигель»: С другой стороны, почти все развитые страны обеспокоены стремительным ростом затрат на медицинское обслуживание. Производителя медицинского оборудования это должно сильно насторожить.

Кляйстерлее: Демографические тенденции в развитых странах позволяют сделать вывод, что медицинское обслуживание в ближайшие десятилетия станет рынком с огромным потенциалом роста. Все больше людей начинают заботиться о своем здоровье и при этом готовы больше за него платить. Всем нам необходимо осознать, что теперь уже невозможно покрывать все расходы за счет государства или больничных касс.

«Шпигель»: Господин Кляйстерлее, мы благодарим вас за эту беседу.

Жерар Кляйстерлее, 59-летний глава фирмы Philips, о значении массового производства микросхем, о будущем развлекательной электроники и о последствиях глобализации для крупнейших производителей электроники в Голландии. «Шпигель»: Господин Кляйстерлее, вы намерены превратить Philips в «концерн Lifestyle», изделия которого будут постоянно сопровождать потребителей по жизни. Какую продукцию своей фирмы вы сегодня успели использовать?

Кляйстерлее: Утром меня будит радиобудильник фирмы Philips, потом я чищу зубы щеткой от Philips, бреюсь электробритвой, выпущенной нашей компанией, и жена подает мне чашку кофе, сваренного в кофеварке Senseo от Philips. Затем я включаю плоскоэкранный телевизор Philips, чтобы посмотреть утренний выпуск новостей, и иду на работу, где целый день — в зависимости от времени года — светят лампы Philips.

«Шпигель»: Чувствуется, что вы преданы своей торговой марке, однако все это выглядит достаточно традиционно. Неужели вы еще не живете в «умном» доме, о котором уже много лет мечтают гиганты электронной отрасли, — доме, где все устройства соединены между собой сетью с выходом в Интернет?

Кляйстерлее: Многие об этом говорят, над идеей создания такого дома бьются и наши инженеры. Но в соответствии с лозунгом фирмы — «Разумно и просто» — мы в первую очередь стремимся с помощью нашей продукции сделать жизнь людей проще. А добиться этого в «умном» доме до сих пор по-настоящему не удалось ни одному производителю. Но мы работаем в этом направлении и, в частности, уже создали приборы, которые автоматически распознают друг друга и соединяются между собой.

«Шпигель»: Нет ли и у вас ощущения, что новые изделия порой оказываются слишком сложными для потребителей, и те терпят поражение в отчаянной борьбе с головоломной технической терминологией?

Кляйстерлее: К сожалению, эту дурную привычку производителей искоренить пока не удалось. Просто я считаю, что сокращениями вроде DVD-RW, +RW, Wi-Fi или 802.11 мы лишь отпугиваем покупателей. Выводя на рынок плоскоэкранные телевизоры, наша компания, например, отлично справилась с подобной проблемой. Сначала мы вообще не упоминали LCD или плазму, а просто говорили о плоскоэкранных телевизорах. Сейчас, когда этот продукт пользуется огромным успехом, приходится, естественно, разграничивать различные его виды.

«Шпигель»: Вы считаете своим большим успехом превращение в самостоятельный сектор отдела по производству микросхем, проданного вами в начале августа некоему международному финансовому консорциуму за 6,4 млрд. евро. Не свидетельствует ли отказ от производства микросхем о полной несостоятельности европейской промышленности в сфере высоких технологий?

Кляйстерлее: Почему же?

«Шпигель»: В течение многих лет производители электроники в Европе утверждали, что развитие собственного производства микросхем необходимо, чтобы оставаться конкурентоспособными в глобальной гонке технологий. И именно теперь, когда европейцы достигли соответствующего уровня, а три концерна, выпускающие чипы — ST Microelectronics, Infineon и Philips, — вошли в десятку ведущих производителей отрасли, вы вновь отказываетесь от этого якобы очень важного сектора. Значит, прежние лозунги уже неактуальны?

Кляйстерлее: Производство полупроводников остается двигателем технического прогресса, в этом отношении ничего не изменилось. Правда и то, что европейская промышленность — не в последнюю очередь благодаря поддержке со стороны ЕС — добилась больших успехов в сфере разработки микросхем, и по отдельным показателям мы даже опережаем наших конкурентов из Азии или Америки.

«Шпигель»: Тем более непонятно, почему вы уходите из отрасли.

Кляйстерлее: Основное отличие от 80-х годов, когда мы только начинали догонять лидеров, заключается в следующем: раньше каждый концерн создавал свои собственные микросхемы, а сегодня в этом уже нет необходимости. Производство чипов постепенно стало самостоятельной отраслью, способной изготовить на заказ именно то, что вам необходимо. Эпоха вертикальной интеграции миновала. Например, на заводах Philips сегодня изготовляется меньше 10% микросхем, используемых в наших продуктах.

«Шпигель»: Еще два года назад вы были категорически против продажи отдела по производству микросхем.

Кляйстерлее: Разумеется, были доводы и за, и против, именно поэтому мы так долго взвешивали это решение. Но в конечном счете пришли к выводу, что синергетический эффект от изготовления микросхем на собственных предприятиях недостаточно высок, чтобы ради него мириться с негативными последствиями на бирже. Эта отрасль в очень высокой степени подвержена колебаниям, что приводит к убыткам из-за падения курса акций.

«Шпигель»: Ваши покупатели — финансовые инвесторы, а их главным образом интересуют высокие доходы. Не боитесь ли вы, что при первом же кризисе они, не задумываясь, закроют или объединят эти фабрики? В этом случае будет сокращено 20 тыс. рабочих мест, созданных с помощью средств Европейского союза, а Европа вновь отстанет от конкурентов в гонке технологий.

Кляйстерлее: Что касается технологий в сфере производства чипов, то европейские производители находятся на одном уровне с конкурентами во всем мире, и при новых владельцах эта ситуация никак не изменится. Только за период с 2004 года появилось свыше 2500 новых рабочих мест, и покупатели в полном объеме приняли разработанные нами бизнес-планы. Это означает, что в ближайшие 3—5 лет можно ожидать расширения производства, даже если до этого и случится некоторый спад.

«Шпигель»: И все же: продавая сектор по производству микросхем, не отказываетесь ли вы от возможности выделиться среди своих конкурентов?

Кляйстерлее: Нет, общедоступность микросхем ведет не к нивелированию, а лишь к перенесению конкуренции в другие области. Например, что касается телевизоров, то на первый план во все большей степени выходят такие факторы, как качество изображения или функциональность. Этим мы и выделяемся среди других, в этом мы сильны, независимо от того, была ли основная микросхема произведена на нашем предприятии или закуплена у поставщика. Кроме того, все большую роль сейчас играет дизайн.

«Шпигель»: Надо ли понимать сказанное в том смысле, что техника как таковая постепенно утрачивает свое значение?

Кляйстерлее: Я в этом глубоко убежден, если только речь не идет о чем-то уникальном. Потребителю прежде всего нужны эмоции, он покупает то, что хорошо выглядит, что соответствует его образу жизни и отличается высоким качеством. А где был произведен этот прибор и с какими комплектующими, его не интересует.

«Шпигель»: Тогда было бы логично полностью превратить Philips в крупную маркетинговую компанию?

Кляйстерлее: Именно это мы и сделали в сфере развлекательной электроники. И я твердо убежден, что конкуренты вскоре последуют нашему примеру, так как по-другому вести этот бизнес уже невозможно.

«Шпигель»: Как выглядит новая концепция?

Кляйстерлее: За прошедшие годы мы практически полностью вывели все производство в этой области за рамки концерна. По всему миру у нас осталось лишь восемь фабрик, производящих развлекательную электронику, — причем их мы сохранили главным образом из соображений логистики. Около 90% готовой продукции выпускается поставщиками по нашей технической документации. Это обеспечивает компании большую маневренность по сравнению с конкурентами.

«Шпигель»: То есть, строго говоря, в сфере развлекательной электроники Philips является не более чем торговым предприятием?

Кляйстерлее: Напротив. Безусловно, Philips — это нечто гораздо большее, чем просто торговое предприятие. У нас работает своего рода «кузница идей», которая создает концепции новых продуктов и при помощи поставщиков выводит их на рынок. А вот что отличает нас от торгового предприятия или производителя, не имеющего собственного товарного знака, так это творческая работа наших инженеров, дизайнеров и специалистов по маркетингу.

«Шпигель»: Около 30 лет назад на предприятиях Philips трудилось более 400 тыс. человек, сегодня их уже меньше 160 тыс. А в сфере развлекательной электроники с наибольшим объемом продаж и вовсе заняты лишь 15 тыс. Усилится ли эта тенденция к сокращению в связи с тем, что производства частично или полностью переносятся в страны с дешевой рабочей силой?

Кляйстерлее: Минуточку: подобное сопоставление создает неверную картину. Далеко не все рабочие места, которые были у нас ликвидированы за прошедшие 30 лет, относились к производству. В большинстве своем сокращения коснулись сферы обслуживания — у нас на заводах была собственная служба безопасности, были собственные столовые, транспортный отдел, отдел IT и так далее. Эти рабочие места не исчезли. Они просто были вынесены за пределы нашей компании и существуют сегодня в других фирмах, специализирующихся по тем или иным видам услуг.

«Шпигель»: Но в то же время закрылось свыше 100 заводов. Предстоит ли и другим подразделениям вашего концерна пройти тот же путь, который вы избрали для области развлекательной электроники?

Кляйстерлее: Нет. Не имеет смысла повторять битвы, которые уже состоялись вчера. В сфере развлекательной электроники глобализация началась 30 лет назад, и с тех пор производства переносятся из одной страны с дешевой рабочей силой в другую. Некоторые из наших поставщиков сегодня переводят свои предприятия из Китая во Вьетнам, потому что Китай уже стал слишком дорогим. В эти игры мы больше не играем, да и нет необходимости участвовать в них.

«Шпигель»: Станет ли Philips в результате глобализации концерном без собственных производств?

Кляйстерлее: Ни в коем случае. Мы откажемся от своих заводов лишь в том случае, если собственное производство потеряет свои преимущества. Осветительные приборы, бытовая техника и медицинское оборудование — вот сферы, в которых наши заводы в обозримом будущем останутся решающим фактором конкурентной борьбы.

«Шпигель»: Почему?

Кляйстерлее: В этих областях у нас очень специфическое ноу-хау, которое не так просто перенести в страны с дешевой рабочей силой. К тому же вокруг этих заводов естественным образом сложились группы поставщиков. Следует упомянуть также транспортные расходы, а они велики, особенно если речь идет о медицинском оборудовании.

«Шпигель»: Сколько заводов осталось у Philips на сегодняшний день?

Кляйстерлее: По всему миру у нас 132 предприятия. Из них почти половина в Европе, и они абсолютно конкурентоспособны в глобальном масштабе. Некоторые даже расширяются, как, например, завод по производству электроламп в Ахене.

«Шпигель»: Глобализация споткнулась как раз на лампочках?

Кляйстерлее: Не нужно недооценивать сложность технологий, применяемых в производственном процессе. К тому же речь идет не только о простых лампах накаливания, но в первую очередь об энергосберегающих лампах, лампах для мониторов или ксеноновых фарах, по которым мы даже в Японии занимаем 70% рынка. Например, когда автомобильному концерну Toyota понадобились ксеноновые фары без добавок свинца, во всем мире нашлось лишь одно предприятие, способное их произвести: наш завод в Ахене. Это преимущество мы должны удержать и увеличить.

«Шпигель»: Почему производители аналогичной продукции в странах с дешевой рабочей силой не могут составить серьезной конкуренции?

Кляйстерлее: Потому что в этой области нет строго определенных стандартов. Такие нормы, абсолютно необходимые в развлекательной электронике, в том числе и с позиции потребителя, приводят к тому, что все новые технологии подробнейшим образом описываются и документируются, и становится относительно просто перенять их у конкурентов. Но в случае ксеноновых ламп стандартов практически не существует, и сведения о том, как они производятся, мы спокойно оставляем при себе. Зачастую их не фиксируют даже в патентных описаниях.

«Шпигель»: Но производство осветительных приборов трудно назвать перспективной отраслью...

Кляйстерлее: Напротив, у этого направления большое будущее. Достаточно вспомнить о стремительно растущих затратах на энергию. Например, наши новые лампы, установленные на Эйфелевой башне, снизили расход электричества на 38%. А в ближайшем будущем у нас появятся совершенно новые виды освещения. Происходят поразительные изменения. И в этой области европейские производители никому не позволят себя обогнать.

«Шпигель»: Существуют ли, на ваш взгляд, и другие отрасли, которым не грозит опасность перевода в страны с дешевой рабочей силой?

Кляйстерлее: Мы, европейцы, неизменно хороши в области создания комплексных систем. Возьмите только Airbus или немецких автопроизводителей, либо, к примеру, машиностроение. Неудивительно, что два из трех ведущих производителей медицинского оборудования в мире — европейские концерны Siemens и Philips. В эту отрасль мы вкладываем очень большие средства — в том числе и в Германии.

«Шпигель»: За счет медицинского оборудования вы надеетесь вновь оживить оборот, несколько лет находящийся в стагнации?

Кляйстерлее: Это уже происходит. Мы рассчитываем добиться значительно более высоких показателей за счет рентгеновских аппаратов, компьютерных томографов, а также медицинских приборов, предназначенных для использования в домашних условиях. Вслед за выпуском осветительных приборов именно в этом секторе занято наибольшее число сотрудников. Ведь речь идет о комплексном производстве, для него же необходима инфраструктура предприятий-поставщиков, которой нет в Азии. И что еще более важно, это крайне прибыльная отрасль.

«Шпигель»: С другой стороны, почти все развитые страны обеспокоены стремительным ростом затрат на медицинское обслуживание. Производителя медицинского оборудования это должно сильно насторожить.

Кляйстерлее: Демографические тенденции в развитых странах позволяют сделать вывод, что медицинское обслуживание в ближайшие десятилетия станет рынком с огромным потенциалом роста. Все больше людей начинают заботиться о своем здоровье и при этом готовы больше за него платить. Всем нам необходимо осознать, что теперь уже невозможно покрывать все расходы за счет государства или больничных касс.

«Шпигель»: Господин Кляйстерлее, мы благодарим вас за эту беседу.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».