Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Поводырь для водителя"

Карта на пачке папирос «Беломорканал» была настолько точна, что ею в критических ситуациях пользовались водители. Теперь на наш рынок приходят такого же размера электронные устройства. Россия стоит на пороге эры массового ориентирования.В Европе «навигация для всех» существует уже 17 лет. В России ее распространение сдерживает запрет на определение координат объекта с высокой точностью, и отсутствие специальных карт. Но с 1 января 2007 года Генштаб Минобороны снимет все ограничения на действие систем навигаций высокой точности «с тем, чтобы они работали на экономику и на развитие транспорта». Производители начали готовиться к этому заранее. 

Встроенные в машины навигаторы в начале 2006 года первой активизировала BMW.vА сейчас годную на все случаи жизни ручную или мобильную навигацию российскому рынку предложил другой немецкий производитель — компания Blaupunkt, специализирующаяся на изготовлении электронных устройств для машин.

Следуй за мной

TravelPilot Lucca MP3 от Blaupunkt работает как все навигационные устройства в автомобиле: ведет пользователя по заданному маршруту. Если не туда повернул — перенастраивается и заново просчитывает траекторию. Главная привлекательность такого устройства в том, что его не надо встраивать, оно подходит к любому автомобилю и может быть использовано в автономном режиме, например, при езде на велосипеде или даже в пеших походах. 

В прибор встроен GPS-приемник, а навигационные данные хранятся во Flash-памяти объемом 512 Mб RAM. Ему не нужны настройка или программирование. Управление — на уровне интуиции. Цветной дисплей (3,5 дюйма) с антибликовым покрытием (что важно при использовании в машине) отображает только необходимые элементы управления, реагирующие на прикосновение к экрану. Blaupunkt предлагает Lucca за $600. Встроенная навигация в BMW обходится потребителю в 3,8 тыс. евро. 

К тому же Lucca MP3 можно пользоваться где угодно и в любых ситуациях: приехал в лес, поставил машину, снял навигатор — и пошел с ним за грибами. Заблудился — попросил прибор вывести тебя обратно к автомобилю, и он сделает это без проблем. Причем устройство, например, не поведет автомобиль по аллеям парка, но проведет по ним пешехода. И предупредит водителя о превышении скорости, что важно в преддверии предстоящего ужесточения ответственности за нарушения ПДД. 

В автономном режиме Lucca работает 4 часа и подзаряжается 20 минут. Он может показать, где пользователь находится, как называется это место, может просто вести за собой. Ему можно задать конкретный адрес, а можно ткнуть пальцем в карту на экране, и он проложит маршрут или детально пропишет координаты указанного места. Есть и вовсе замечательная функция: прибор сам приведет пользователя домой из любого места и, что называется, в любом состоянии. Маршруты прокладываются и по магазинам, ресторанам, достопримечательностям, ночным клубам, АЗС, отелям. 

В комплект входят адаптеры для подключения Lucca к автомобилю или бытовой сети с напряжением 220 вольт. Производитель планирует сбывать навигатор через крупные сети вроде «Эльдорадо», «М.видео» или «Техносилы». К устройству подходят существующие карты Европы и других частей мира, поэтому им можно пользоваться в туристических поездках. Абонентской платы при этом не требуется — купил и пользуешься. Только не забывай обновлять карты.
Карты на стол    Правда, пока найти дорогу в любой местности навигаторы помогают россиянам только теоретически. Возможности устройств — встроенных в машины или мобильных — у всех производителей ограничены имеющимися картами. TravelPilot Lucca MP3 можно пользоваться только в Москве и Петербурге. Даже в областях, окружающих эти города, его возможности сильно ограничены. Например, я попытался проложить маршрут в аэропорт «Быково», но прибор честно признался, что туда нет навигации. Новые карты с областями и основными дорогами России собираются выпустить в ближайшие годы. Пока диски с картами стоят от 50 до 150 евро. Да и общается прибор по-английски. Русифицированный интерфейс обещают в следующем году.



   Этапы большого пути
   1932 год — первое радио в автомобиле
   1952 год — приемник с УКВ-волнами
   1957 год — первый транзисторный радиоприемник
   1969 год — стереозвук в автомобиле
   1974 год — радиооповещение водителей о ситуациях на дорогах
   1983 год — CD-проигрыватель в автомобиле
   1989 год — первая система навигации в Европе
   1997 год — цифровое радио
   2001 год — mp3 и MMC в автомобиле
   2004 год — ультраплоские динамики с фронтальными неодимовыми магнитами
   2005 год — радионавигация с цветным ЖК-дисплеем и детализацией наиболее сложных маршрутов
Ручные навигаторы — GPS-приемники, покеты, смартфоны выпускают многие фирмы, в том числе и российские (Garmin, Qtek, Nokia, Sony, LG, Mitac Mio, «Макцентр», «Сатурн», «Пилот-Навигатор», «Ариадна»). Их преимущество — универсальность и дешевизна. Они позволяют слушать музыку, рассматривать и передавать фотографии, могут использоваться как телефон, компьютер или органайзер. Blaupunkt же адресует свое устройство тем, кто не любит иметь все в одном флаконе. Хотя и Lucca дает возможность слушать музыкальные файлы MP3/WMA и просматривать цифровые изображения в JPEG. А кабельное соединение с автомагнитолой обеспечивает подключение к сигналу GALA, поддерживающему навигацию при отсутствии сигнала GPS (например, в туннелях).

Расширение функций ручных навигаторов позволяет увеличить число потенциальных пользователей. Однако существенный их недостаток в России — неспособность предупреждать о пробках и обходить их, как это происходит в цивилизованных странах. Чтобы такая функция работала, в нашей стране должен действовать сервис ТМС (Traffic Message Channel). Но в России его распространение задерживается по двум причинам — дороги не оборудованы датчиками скорости и плотности автомобильного потока, а также не получено разрешение ТМС-форума, расположенного в Брюсселе, на использование соответствующих кодов на территории России. 

По некоторым сведениям, нужные датчики уже установлены на крупнейших автомагистралях Москвы, а затраты на оборудование ими всех улиц и дорог могут составить примерно 2 млрд. рублей. Для получения разрешения на коды необходимо официальное обращение соответствующих ведомств в органы ТМС. Производители навигационных устройств рассчитывают, что Россия не задержится с таким обращением и получит разрешение уже в следующем году. Только тогда навигация станет по-настоящему удобной: если приборы начнут предлагать скоростные маршруты и объезды пробок, их сметут с прилавков как горячие пирожки.

По мнению специалистов, рынок навигационных услуг сегодня является одним из самых динамичных в мире. Потенциал рынка только автомобильной навигации огромен. Ассоциация европейских автопроизводителей, например, оценивает его в 10 млрд. евро. В Европе около 5% всех автомобилей оборудованы встроенными навигаторами, и миллионы граждан пользуются мобильными устройствами. 

У нас пока ситуация с ручными навигаторами похожа на ту, что была с мобильными телефонами — дорого и непонятно зачем. Самый шикарный дорожный атлас в десятки раз дешевле электроники. Тем не менее и у такой услуги уже есть своя клиентура. Blaupunkt и другие производители на первом этапе рассчитывают в основном на иностранцев в России, их только в Москве около 200 тыс., плюс на многочисленных туристов. Параллельно делается ставка на универсальность функций и страсть наших граждан к путешествиям при плохом знании языков. Наш рынок считается быстроразвивающимся и перспективным. По разным подсчетам, уже в следующем году объем навигационных услуг может достичь у нас $112 млн., а через 5—6 лет, по оценкам экспертов Blaupunkt, по навигации мы догоним европейцев.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK