19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Повысить нельзя понизить"

Архивная публикация 2008 года: "Повысить нельзя понизить"

Страхование автокаско становится все менее рентабельным, некоторым компаниям уже сейчас приходится субсидировать это направление за счет других видов страхования. Однако автомобилисты, ссылаясь на зарубежный опыт, по-прежнему считают тарифы по каско сильно завышенными.

Объемы рынка автокаско в последние годы растут опережающими темпами, сборы по этому виду страхования ежегодно увеличиваются на 30—50%. Люди все чаще приобретают новые и более дорогие автомобили в кредит благодаря широкому внедрению кредитных программ. В 2007 году доля новых иномарок в России увеличилась по сравнению с годом 2006-м почти на 10%, составив около 65% от общего количества иномарок. Растет и страховая культура населения, которое все реже полагается на традиционное русское «авось» и прибегает к помощи страховых компаний. «Если рассматривать структуру портфеля договоров с физическими лицами, то, безусловно, автострахование и ОСАГО занимают лидирующие позиции. Это связано прежде всего с приоритетами именно этих видов страхования у населения», — признает заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова. «В последние годы наметилась тенденция к росту доли автострахования как на рынке в целом, так и в портфелях компаний. В страховой группе «УралСиб» доля автострахования занимает 44% в общей структуре страхового портфеля», — соглашается продакт-менеджер по автострахованию страховой группы «УралСиб» Егор Лысой. А по словам руководителя управления страхования автотранспорта СК «Стандарт-Резерв» Анны Павловой, доля автострахования в портфеле ее компании превышает 70%. Эксперты еще два года назад предупреждали страховщиков, что такое увлечение автострахованием может негативно сказаться на финансовых показателях компании, если прибыльность этого бизнеса начнет снижаться. «СОАО «Регион» не стремится к увеличению объема страховых премий по каско в общей структуре страхового портфеля, так как это чревато его несбалансированностью», — отмечает заместитель генерального директора СОАО «Регион» Вячеслав Шубырев. В настоящее время многие участники рынка отмечают: нынешние тарифы по каско уже на уровне рентабельности, а у некоторых компаний даже ниже. Они сознательно идут на демпинг в этом сегменте, так как боятся потерять ранее завоеванную долю рынка. Действительно, если компания резко повысит стоимость полисов, клиенты начнут уходить к конкурентам, а на растущем рынке это негативно скажется на стоимости компании и ее инвестиционной привлекательности. Поэтому многие игроки продолжают удерживать демпинговые тарифы, рассчитывая на то, что рынок будет расти, по крайней мере, еще несколько лет. Однако другие утверждают: если отдельные компании в экстренном порядке не пересмотрят тарифную политику, они могут оказаться на грани банкротства. Наиболее ярким примером подобной перспективы может служить ОСАГО: в отдельных областях автогражданка по тем или иным причинам, в первую очередь из-за заниженных региональных коэффициентов, убыточна. Те компании (региональные), которые в этих областях имели в портфеле свыше 70% договоров ОСАГО, либо уже ушли с рынка, либо постепенно сворачивают свою работу по этому направлению, концентрируясь на имущественном страховании, ДМС и т.д. Уход с рынка за последние два года целого ряда страховщиков ОСАГО — это весьма тревожный сигнал для тех, кто демпингует и на рынке каско. По оценкам участников рынка, сейчас тарифы по каско у некоторых компаний находятся на 20%, а иногда и на 30% ниже уровня рентабельности этого бизнеса.


Все равно дорого
Несмотря на ценовой демпинг в сегменте каско, многие автомобилисты по-прежнему считают тарифы страховщиков завышенными. Они ссылаются на зарубежный опыт, где годовой полис страхования значительно дешевле, чем в России. «Действительно, тарифы по каско в России выше, чем на американском или европейском страховом рынке. Однако считать их несправедливыми нельзя. На то есть объективные причины», — отмечает Вячеслав Шубырев. Тарифы рассчитываются, исходя из статистики по убыточности, как по риску «ущерб», так и по риску «угон». В числе многих факторов, влияющих на страховой тариф, плохое состояние наших дорог, низкий уровень раскрываемости угонов, небольшое число (в сравнении с той же Европой и США) автовладельцев, страхующих свою собственность. Помимо этого формирование размера страхового тарифа по каско зависит еще и от марки и модели автомобиля, его «рисковости» с точки зрения угона, срока эксплуатации, условий эксплуатации, числа лиц, допущенных к управлению, их стажа и возраста, добавляет Елена Салахетдинова. Кроме того, на стоимость полиса влияет форма урегулирования убытков по риску «ущерб», стоимость ремонта тех или иных марок, наличие каких-либо ограничений или, наоборот, расширений условий полиса (например, включение в договор франшизы, расширение территории действия договора страхования и т.д.).
Каждая компания самостоятельно формирует базовые тарифные условия по каско, предлагаемые клиентам. При этом страховая компания исходит из собственной статистики убыточности по тем или иным категориям автомобилей с учетом всех перечисленных выше факторов. Также принимаются во внимание аналогичные предложения конкурентов на рынке страховых услуг. «Есть несколько марок автомобилей, которые покупают люди со спортивным стилем в езде, по ним аварийность и тарифы выше. Молодые и неопытные водители чаще попадают в аварии, для них тарифы тоже выше», — добавляет начальник управления поддержки розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Илья Лопатинский. «Тариф может прыгать от компании к компании — у кого-то выше, у кого-то ниже. В зависимости от стоимости автомобиля, марки этот коридор может составлять 7—8% по иномаркам и 9—12% — по отечественным машинам», — отмечает заместитель директора департамента агентских и партнерских продаж Московской страховой компании Сергей Федотов.
Существуют способы оптимизации расходов по каско. Так, для уверенных, опытных водителей, у которых страховой случай наступает в среднем раз в 2—3 года, Егор Лысой предлагает страхование с франшизой: «Механизм прост. Например, при франшизе в $500 все убытки в пределах этой суммы клиент урегулирует сам. А в случаях, когда размер убытка превышает сумму франшизы ($500), страховщик выплачивает клиенту возмещение за вычетом суммы франшизы».
Представители страховых компаний категорически не согласны с распространенным среди автомобилистов мнением о том, что тарифы по каско завышены: «С моей точки зрения, тарифы на каско, наоборот, занижены. Компании борются за свою долю на рынке, конкуренция напряженная, в таких условиях тарифы снижены предельно», — говорит Егор Лысой. Все это приводит к тому, что автострахование становится убыточным видом для ряда страховщиков. «Такая ситуация долго продолжаться не может. Тариф будет стремиться к справедливой стоимости», — отмечает Лысой. Автостраховщики считают, что необходимость роста тарифов обусловлена сменой парка автомобилей, увеличением стоимости нормочаса на автосервисах и инфляцией, которая не в полной мере отражается в стоимости автомобилей. Сегодня многие автодилеры зарабатывают исключительно на сервисе и запчастях, продавая автомобили с минимальной наценкой. Кстати, тарифы за последние два-три года фактически не выросли, хотя стоимость ремонта автомобиля сильно увеличилась.
Кстати, в ОСАГО сложилась примерно такая же ситуация: базовый тариф не менялся уже более трех лет, и его величина в настоящее время уже не в полной мере отражает реальную ситуацию с возмещением убытков от ДТП. Но страховщики ничего сделать не могут: базовый тариф, как и региональные коэффициенты, которые также в значительной степени влияют на убыточность ОСАГО, утверждается правительством. «О необходимости повышения тарифов говорилось многократно, — отмечает вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. — Стоимость страховки зачастую занижена, к числу наиболее проблемных регионов относятся Урал, Сибирь, Поволжье, северные территории. И компании уже отказываются от заключения новых договоров ОСАГО, используя разные предлоги для отказа продажи страховых полисов». Ранее Российский союз автостраховщиков направил в Министерство финансов России предложения по корректировке тарифов по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, призванные стабилизировать ситуацию в этом сегменте страховых услуг. В частности, предлагалось повысить базовый страховой тариф с 1980 рублей до 2417 рублей для автовладельцев. Понимая серьезность ситуации, к осени текущего года правительство намерено рассмотреть вопрос о корректировке тарифов по ОСАГО. Но в таком же приказном порядке изменить тарифы по каско правительство не в состоянии — компании самостоятельно устанавливают расценки на этот вид страхования. Многие страховщики сейчас просто не могут решиться на повышение тарифов, так как остальные игроки продолжают демпинговать.


Тише едешь — дешевле будет
Хотя у компаний есть определенные тарифы на страхование отдельных марок автомобилей, у потенциальных клиентов страховщиков достаточно много возможностей снизить стоимость полиса. «В первую очередь это франшиза: ее применение может существенно снизить стоимость полиса, так, франшиза в $300 позволяет получить скидку до 35% (в зависимости от типа ТС или его стоимости) от стоимости полиса», — отмечает Сергей Федотов. Особенностью нашего страхового рынка является то, что франшиза у нас, в отличие от Запада, воспринимается клиентом довольно негативно. Тем временем любое мелкое повреждение гораздо проще отремонтировать, не прибегая к помощи страховой компании — просто приехав в сервис и заплатив за покраску поцарапанного бампера. В конечном счете это будет дешевле и для клиента, и для страховой компании, которая не тратит свои силы на урегулирование столь мелких убытков, считают эксперты. По их словам, основная загрузка центра урегулирования убытков всех без исключения страховых компаний приходится именно на мелкие ДТП. «Многие водители считают, что хотя бы один убыток у них точно будет, и поэтому франшиза невыгодна. На самом деле это не так. Скидка по франшизе, как правило, превышает ее размер. Это означает, что, даже если у водителя будет один убыток, размер его собственного участия (франшиза) будет меньше, чем сумма, которую он сэкономил при страховании», — считает Илья Лопатинский. «Мне представляется, что использование франшизы интересно прежде всего опытным водителям, которые могут сэкономить довольно приличную сумму на страховании», — добавляет руководитель департамента поддержки и развития бизнеса Промышленной страховой группы «ОСНОВА» Максим Пьянов. «Страхование с франшизой не только значительно дешевле, но и дает возможность сэкономить время, которое дороже суммы возмещения», — считает Анна Павлова. Дополнительным плюсом использования франшизы является то, что, отремонтировав мелкое повреждение самостоятельно, страхователь может в дальнейшем рассчитывать на скидку за безаварийную езду, которая, между прочим, составляет порядка 10% — это зачастую больше, чем стоимость ремонта поцарапанного бампера. «Очень важно, что любая заявленная авария влияет на стоимость полиса в следующем году, клиента лишают скидки за безубыточность. При страховании с франшизой не будут заявляться мелкие убытки, и оплата окажется существенно меньше за страховку при продлении договора», — подтверждает Анна Павлова.
«Стоимость полиса можно снизить как за счет безаварийной езды, установки противоугонных систем, так и за счет изменения условий хранения автомобиля в ночное время», — рассказывает Вячеслав Шубырев. Елена Салахетдинова советует также для снижения цены полиса «сузить» условия страхования: например, ограничить число лиц, допущенных к управлению, исключить из этого списка лиц с небольшим водительским стажем, выбрать оптимальный вариант урегулирования убытка по риску «ущерб». Если страхователь не настаивает на ремонте у официального дилера, то он также может снизить стоимость страховки.


Трудности выбора
На рынке автострахования работает несколько сотен компаний, как выбрать из такого многообразия операторов и программы, которые они предлагают? Анна Павлова советует в первую очередь обратить внимание на положение компании на рынке, размер уставного капитала, состав акционеров. Чем крупнее компания, чем больше у нее представительств, чем больше у нее развита филиальная сеть по всей России, тем более компания дорожит своим именем и ответственно подходит к взятым на себя обязательствам. После этого из этих компаний можно уже выбрать ту, чье предложение по страхованию выгоднее не только по цене, но и по условиям и объему страхового покрытия. «Прежде всего стоит обратить внимание на рейтинг компании, отзывы о ней, спросить у знакомых, страховавших свой автомобиль по каско. Я рекомендую рассматривать первые 10—15 компаний-лидеров. Качество их услуг точно не изменится за год действия страхового полиса», — добавляет Егор Лысой.
Выбирая страховщика, владелец автомобиля должен обязательно изучить условия договора страхования в части организации выплат и расчета страхового возмещения по незначительным и средним убыткам. При этом важно обратить внимание на следующее: франшизу по договору; возможность обращаться с заявлением о незначительном страховом случае без предоставления справок из компетентных органов, причем не только по элементам остекления, но и по кузовным деталям. «Надо отметить, что формулировки этого пункта у страховых компаний различаются, и, если у владельца хоть какие-то сомнения в трактовке, следует требовать разъяснения этих положений», — говорит Максим Пьянов. Следует также учесть ограничения по условиям хранения автомобиля и способ страхового возмещения. Как правило, для новых транспортных средств предусматривается выплата страхового возмещения путем оплаты стоимости ремонта машины у официального дилера. Необходимо убедиться, что страховая компания имеет договор на оказание услуг по ремонту застрахованных автомобилей с такой организацией. Важно также обратить внимание на способ расчета размера страхового возмещения при хищении или гибели транспортного средства. «Наличие перечисленных условий в договоре говорит о надежности страховщика. Что и должно в конечном счете влиять на выбор страхователя», — резюмирует эксперт.


{PAGE}

«Лексусом» об осину
«Учитывая, что автострахование наиболее популярный и массовый продукт, то и случаев мошенничества здесь намного больше, чем в других видах страхования, — отмечает Анна Павлова. — Ситуация с мошенничеством не может отражаться на тарифах, так как, если случай мошенничества доказан, страховщик отказывает в выплате возмещения, а если не доказан, то страховое возмещение выплачивается по обычной схеме, в соответствии с риском, по которому автомобиль застрахован». По данным ВСС, в этом виде страхования выплаты по нераскрытым мошенничествам доходят до 10% от общего объема. В автомобильном страховании имеются попытки со стороны отдельных клиентов получить прибыль от объекта страхования, и потому остро стоит вопрос о тщательном подборе клиентов, принимаемых на страхование. «К сожалению, это очень сложная проблема во всех компаниях, так как слишком жесткий подход в этом вопросе может оттолкнуть потенциально крупных клиентов, а слишком мягкий — дать возможность для обмана страховой компании», — сетует Максим Пьянов.
В СОАО «Регион» корреспонденту «Профиля» рассказали несколько примечательных фактов мошенничества, выявленных службой безопасности страховой компании. Рано утром в отдел корпоративных продаж пришел презентабельного вида молодой человек, предъявил паспорт и заверенную у нотариуса доверенность от компании, в которой он якобы работает. В доверенности (кстати, оформленной по всем правилам, с необходимыми печатями нотариуса) было указано, что предъявитель данного документа ответствен за эксплуатацию, содержание, ремонт, а также вправе принимать решение о страховании модели. Причиной визита стало «желание» клиента расторгнуть договор и получить часть премии за неиспользованный период. Расчет был на загруженность компании и на то, что после точного указания договора страхования и данных автомобиля никто не станет проверять, действительно ли компания-клиент приняла решение о расторжении соглашения. Сотрудники страховой компании тем не менее обратили внимание на полис и перепроверили: неточности в заявлении все же были, и они послужили толчком к перепроверке информации. Доверенность оказалась поддельной, как и паспорт (документ был утерян законным собственником 7 февраля 2005 года). «К сожалению, мошеннику удалось убежать из компании безнаказанным, сработал фактор неожиданности — с такой наглостью мы еще не сталкивались, — комментирует ситуацию Владимир Хомяков, директор по экономической безопасности СОАО «Регион». — Однако в этой истории интересно другое, ведь с подобной формой обмана мы не сталкивались. Подставные ДТП, лжеугоны и так далее — способы известные, и налажена система их выявления и противодействия. К тому же все действия в этих случаях направлены на получение страховой суммы. А с желанием забрать страховую премию, кем-то другим уплаченную для защиты своей собственности, — это уже новое слово в истории страхового мошенничества». Второй случай произошел, как утверждал клиент компании, владелец автомобиля Lexus RX-300, в 140 километрах от Санкт-Петербурга. Застрахованный автовладелец сообщил в страховую компанию о съезде в кювет и наезде на дерево. Эксперты оценили стоимость восстановительных работ в 600 тыс. рублей. Далее, в соответствии с правилами компании, началась проверка документов по данному событию. Обнаруженные несоответствия в обстоятельствах ДТП и описании потерпевшего и стали причиной пристального изучения происшествия. Осмотр участка, где, по заявлению страхователя, произошло событие, показал, что характер повреждения деревьев не соответствует обстоятельствам, указанным в заявлении страхователя. Свежий сруб на деревьях сложно принять за удар автомобилем. Поврежденный автомобиль владельцем был заблаговременно продан, что не только в значительной мере препятствовало изучению выплатного дела, но и являлось неправомерным шагом со стороны страхователя. Однако удалось установить, что с целью получения страхового возмещения владелец автомобиля ввел в заблуждение представителя компании, заключил договор страхования (каско) на свой уже разбитый автомобиль, предоставив для осмотра другой автомобиль аналогичной модели, который впоследствии был обнаружен службой безопасности компании и послужил одним из основных аргументов для разговора с мошенником.


Дорогие посредники
Несмотря на, казалось бы, критическое положение с убыточностью каско, в некоторых компаниях полагают, что при определенных условиях тарифы можно было бы даже снизить. «Думаю, да, потенциал есть, например в случае улучшения качества дорог, организации движения, развития инфраструктуры по обслуживанию автомобилей и последующего удешевления ремонта», — говорит Егор Лысой. «Потенциал для снижения тарифов есть всегда, это зависит от того, в каком сегменте (для каких категорий клиентов, для каких категорий транспортных средств) страховщик определяет для себя приоритетную область работы. В общем, снижению тарифов может способствовать массовое использование клиентами даже небольшого размера франшизы», — соглашается Анна Павлова. Вопрос улучшения качества российских дорог можно отнести, скорее, к разряду фантастических, но некоторые реальные возможности для снижения стоимости полиса помимо использования франшизы и разного рода скидок все же есть: в связи с наблюдаемым в России кредитным бумом от 30% до 50% полисов каско сейчас продается через посредников. Зачастую они сильно завышают свои комиссионные, стремясь снять сливки с растущего рынка. При этом размер вознаграждения устанавливается в процентном отношении к стоимости автомобиля, хотя затраты времени и труда при заключении договора практически одинаковы для всех авто. Отчасти это можно списать на неразвитость и молодость отечественного рынка страховых брокеров, но при этом нельзя отрицать, что упорядочение работы посредников и стандартизация их тарифов все же могут сказаться на конечной стоимости полисов.






Какие новые программы (тарифы) по страхованию каско вы намерены предложить своим клиентам в текущем году?
Елена Салахетдинова, заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование»:
«В текущем году ОАО «КапиталЪ Страхование» предлагает физическим лицам новую интересную программу по страхованию каско: страхование каско с увеличивающейся безусловной франшизой, позволяющей получить страховую выплату по первым двум страховым случаям без применения франшизы, а начиная с 3-го случая и далее по договору применяется безусловная франшиза. Данная программа прежде всего рассчитана на опытных, аккуратных и уверенных в себе водителей и позволяет им значительно сэкономить на страховой премии. Программа разработана с учетом многолетних статистических данных, накопленных нашей компанией, согласно которым на долю договоров с количеством убытков 3 и более приходится не более 18%. Приятным дополнением к программе для наших клиентов будет то, что в количество обращений по факту страховых случаев не входят обращения по поводу повреждения стекол, приборов внешнего освещения, зеркал».

Сергей Федотов, заместитель директора департамента агентских и партнерских продаж Московской страховой компании:
«А стоит ли изобретать велосипед? Если к велосипеду приделать четвертое колесо, автомобилем он не станет. А может, станет еще хуже для его владельца. Ведь не секрет, что в погоне за клиентом многие обещают и аварийных комиссаров, и такси, и персональных менеджеров, а когда дело доходит до урегулирования убытка — ни до кого не достучаться. Аварийный комиссар едет на место события по тем же пробкам, что и страхователь. Если водитель виноват, ему все равно необходимо ехать в ГИБДД на разбор. На наш взгляд, следует идти по пути улучшения качества обслуживания клиента. У МСК есть все необходимое для клиента в стандартной программе страхования: эвакуатор, круглосуточный диспетчер, рассрочка, неагрегатная сумма, возмещение «новое за старое», для юридических лиц — персональный менеджер и т.п. Если все же вам нужен аварийный комиссар, — пожалуйста, программа VIP. К услугам клиентов просторный и хорошо оснащенный центр урегулирования убытков. Выплату вы можете получить на карту Банка Москвы, которую вам выдадут в день обращения, и приезжать в компанию больше не нужно».

Анна Павлова, руководитель управления страхования автотранспорта СК «Стандарт-Резерв»:
«С января 2008 года в страховом ЗАО «Стандарт-Резерв» в Москве и Санкт-Петербурге действует программа по страхованию транспортных средств «Автосалон». Преимущество этой программы заключается в предоставлении максимально гибких тарифных ставок для страхования транспортных средств иностранного производства, приобретаемых в автосалонах двух столиц».

Страхование автокаско становится все менее рентабельным, некоторым компаниям уже сейчас приходится субсидировать это направление за счет других видов страхования. Однако автомобилисты, ссылаясь на зарубежный опыт, по-прежнему считают тарифы по каско сильно завышенными.

Объемы рынка автокаско в последние годы растут опережающими темпами, сборы по этому виду страхования ежегодно увеличиваются на 30—50%. Люди все чаще приобретают новые и более дорогие автомобили в кредит благодаря широкому внедрению кредитных программ. В 2007 году доля новых иномарок в России увеличилась по сравнению с годом 2006-м почти на 10%, составив около 65% от общего количества иномарок. Растет и страховая культура населения, которое все реже полагается на традиционное русское «авось» и прибегает к помощи страховых компаний. «Если рассматривать структуру портфеля договоров с физическими лицами, то, безусловно, автострахование и ОСАГО занимают лидирующие позиции. Это связано прежде всего с приоритетами именно этих видов страхования у населения», — признает заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование» Елена Салахетдинова. «В последние годы наметилась тенденция к росту доли автострахования как на рынке в целом, так и в портфелях компаний. В страховой группе «УралСиб» доля автострахования занимает 44% в общей структуре страхового портфеля», — соглашается продакт-менеджер по автострахованию страховой группы «УралСиб» Егор Лысой. А по словам руководителя управления страхования автотранспорта СК «Стандарт-Резерв» Анны Павловой, доля автострахования в портфеле ее компании превышает 70%. Эксперты еще два года назад предупреждали страховщиков, что такое увлечение автострахованием может негативно сказаться на финансовых показателях компании, если прибыльность этого бизнеса начнет снижаться. «СОАО «Регион» не стремится к увеличению объема страховых премий по каско в общей структуре страхового портфеля, так как это чревато его несбалансированностью», — отмечает заместитель генерального директора СОАО «Регион» Вячеслав Шубырев. В настоящее время многие участники рынка отмечают: нынешние тарифы по каско уже на уровне рентабельности, а у некоторых компаний даже ниже. Они сознательно идут на демпинг в этом сегменте, так как боятся потерять ранее завоеванную долю рынка. Действительно, если компания резко повысит стоимость полисов, клиенты начнут уходить к конкурентам, а на растущем рынке это негативно скажется на стоимости компании и ее инвестиционной привлекательности. Поэтому многие игроки продолжают удерживать демпинговые тарифы, рассчитывая на то, что рынок будет расти, по крайней мере, еще несколько лет. Однако другие утверждают: если отдельные компании в экстренном порядке не пересмотрят тарифную политику, они могут оказаться на грани банкротства. Наиболее ярким примером подобной перспективы может служить ОСАГО: в отдельных областях автогражданка по тем или иным причинам, в первую очередь из-за заниженных региональных коэффициентов, убыточна. Те компании (региональные), которые в этих областях имели в портфеле свыше 70% договоров ОСАГО, либо уже ушли с рынка, либо постепенно сворачивают свою работу по этому направлению, концентрируясь на имущественном страховании, ДМС и т.д. Уход с рынка за последние два года целого ряда страховщиков ОСАГО — это весьма тревожный сигнал для тех, кто демпингует и на рынке каско. По оценкам участников рынка, сейчас тарифы по каско у некоторых компаний находятся на 20%, а иногда и на 30% ниже уровня рентабельности этого бизнеса.


Все равно дорого
Несмотря на ценовой демпинг в сегменте каско, многие автомобилисты по-прежнему считают тарифы страховщиков завышенными. Они ссылаются на зарубежный опыт, где годовой полис страхования значительно дешевле, чем в России. «Действительно, тарифы по каско в России выше, чем на американском или европейском страховом рынке. Однако считать их несправедливыми нельзя. На то есть объективные причины», — отмечает Вячеслав Шубырев. Тарифы рассчитываются, исходя из статистики по убыточности, как по риску «ущерб», так и по риску «угон». В числе многих факторов, влияющих на страховой тариф, плохое состояние наших дорог, низкий уровень раскрываемости угонов, небольшое число (в сравнении с той же Европой и США) автовладельцев, страхующих свою собственность. Помимо этого формирование размера страхового тарифа по каско зависит еще и от марки и модели автомобиля, его «рисковости» с точки зрения угона, срока эксплуатации, условий эксплуатации, числа лиц, допущенных к управлению, их стажа и возраста, добавляет Елена Салахетдинова. Кроме того, на стоимость полиса влияет форма урегулирования убытков по риску «ущерб», стоимость ремонта тех или иных марок, наличие каких-либо ограничений или, наоборот, расширений условий полиса (например, включение в договор франшизы, расширение территории действия договора страхования и т.д.).
Каждая компания самостоятельно формирует базовые тарифные условия по каско, предлагаемые клиентам. При этом страховая компания исходит из собственной статистики убыточности по тем или иным категориям автомобилей с учетом всех перечисленных выше факторов. Также принимаются во внимание аналогичные предложения конкурентов на рынке страховых услуг. «Есть несколько марок автомобилей, которые покупают люди со спортивным стилем в езде, по ним аварийность и тарифы выше. Молодые и неопытные водители чаще попадают в аварии, для них тарифы тоже выше», — добавляет начальник управления поддержки розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Илья Лопатинский. «Тариф может прыгать от компании к компании — у кого-то выше, у кого-то ниже. В зависимости от стоимости автомобиля, марки этот коридор может составлять 7—8% по иномаркам и 9—12% — по отечественным машинам», — отмечает заместитель директора департамента агентских и партнерских продаж Московской страховой компании Сергей Федотов.
Существуют способы оптимизации расходов по каско. Так, для уверенных, опытных водителей, у которых страховой случай наступает в среднем раз в 2—3 года, Егор Лысой предлагает страхование с франшизой: «Механизм прост. Например, при франшизе в $500 все убытки в пределах этой суммы клиент урегулирует сам. А в случаях, когда размер убытка превышает сумму франшизы ($500), страховщик выплачивает клиенту возмещение за вычетом суммы франшизы».
Представители страховых компаний категорически не согласны с распространенным среди автомобилистов мнением о том, что тарифы по каско завышены: «С моей точки зрения, тарифы на каско, наоборот, занижены. Компании борются за свою долю на рынке, конкуренция напряженная, в таких условиях тарифы снижены предельно», — говорит Егор Лысой. Все это приводит к тому, что автострахование становится убыточным видом для ряда страховщиков. «Такая ситуация долго продолжаться не может. Тариф будет стремиться к справедливой стоимости», — отмечает Лысой. Автостраховщики считают, что необходимость роста тарифов обусловлена сменой парка автомобилей, увеличением стоимости нормочаса на автосервисах и инфляцией, которая не в полной мере отражается в стоимости автомобилей. Сегодня многие автодилеры зарабатывают исключительно на сервисе и запчастях, продавая автомобили с минимальной наценкой. Кстати, тарифы за последние два-три года фактически не выросли, хотя стоимость ремонта автомобиля сильно увеличилась.
Кстати, в ОСАГО сложилась примерно такая же ситуация: базовый тариф не менялся уже более трех лет, и его величина в настоящее время уже не в полной мере отражает реальную ситуацию с возмещением убытков от ДТП. Но страховщики ничего сделать не могут: базовый тариф, как и региональные коэффициенты, которые также в значительной степени влияют на убыточность ОСАГО, утверждается правительством. «О необходимости повышения тарифов говорилось многократно, — отмечает вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. — Стоимость страховки зачастую занижена, к числу наиболее проблемных регионов относятся Урал, Сибирь, Поволжье, северные территории. И компании уже отказываются от заключения новых договоров ОСАГО, используя разные предлоги для отказа продажи страховых полисов». Ранее Российский союз автостраховщиков направил в Министерство финансов России предложения по корректировке тарифов по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств, призванные стабилизировать ситуацию в этом сегменте страховых услуг. В частности, предлагалось повысить базовый страховой тариф с 1980 рублей до 2417 рублей для автовладельцев. Понимая серьезность ситуации, к осени текущего года правительство намерено рассмотреть вопрос о корректировке тарифов по ОСАГО. Но в таком же приказном порядке изменить тарифы по каско правительство не в состоянии — компании самостоятельно устанавливают расценки на этот вид страхования. Многие страховщики сейчас просто не могут решиться на повышение тарифов, так как остальные игроки продолжают демпинговать.


Тише едешь — дешевле будет
Хотя у компаний есть определенные тарифы на страхование отдельных марок автомобилей, у потенциальных клиентов страховщиков достаточно много возможностей снизить стоимость полиса. «В первую очередь это франшиза: ее применение может существенно снизить стоимость полиса, так, франшиза в $300 позволяет получить скидку до 35% (в зависимости от типа ТС или его стоимости) от стоимости полиса», — отмечает Сергей Федотов. Особенностью нашего страхового рынка является то, что франшиза у нас, в отличие от Запада, воспринимается клиентом довольно негативно. Тем временем любое мелкое повреждение гораздо проще отремонтировать, не прибегая к помощи страховой компании — просто приехав в сервис и заплатив за покраску поцарапанного бампера. В конечном счете это будет дешевле и для клиента, и для страховой компании, которая не тратит свои силы на урегулирование столь мелких убытков, считают эксперты. По их словам, основная загрузка центра урегулирования убытков всех без исключения страховых компаний приходится именно на мелкие ДТП. «Многие водители считают, что хотя бы один убыток у них точно будет, и поэтому франшиза невыгодна. На самом деле это не так. Скидка по франшизе, как правило, превышает ее размер. Это означает, что, даже если у водителя будет один убыток, размер его собственного участия (франшиза) будет меньше, чем сумма, которую он сэкономил при страховании», — считает Илья Лопатинский. «Мне представляется, что использование франшизы интересно прежде всего опытным водителям, которые могут сэкономить довольно приличную сумму на страховании», — добавляет руководитель департамента поддержки и развития бизнеса Промышленной страховой группы «ОСНОВА» Максим Пьянов. «Страхование с франшизой не только значительно дешевле, но и дает возможность сэкономить время, которое дороже суммы возмещения», — считает Анна Павлова. Дополнительным плюсом использования франшизы является то, что, отремонтировав мелкое повреждение самостоятельно, страхователь может в дальнейшем рассчитывать на скидку за безаварийную езду, которая, между прочим, составляет порядка 10% — это зачастую больше, чем стоимость ремонта поцарапанного бампера. «Очень важно, что любая заявленная авария влияет на стоимость полиса в следующем году, клиента лишают скидки за безубыточность. При страховании с франшизой не будут заявляться мелкие убытки, и оплата окажется существенно меньше за страховку при продлении договора», — подтверждает Анна Павлова.
«Стоимость полиса можно снизить как за счет безаварийной езды, установки противоугонных систем, так и за счет изменения условий хранения автомобиля в ночное время», — рассказывает Вячеслав Шубырев. Елена Салахетдинова советует также для снижения цены полиса «сузить» условия страхования: например, ограничить число лиц, допущенных к управлению, исключить из этого списка лиц с небольшим водительским стажем, выбрать оптимальный вариант урегулирования убытка по риску «ущерб». Если страхователь не настаивает на ремонте у официального дилера, то он также может снизить стоимость страховки.


Трудности выбора
На рынке автострахования работает несколько сотен компаний, как выбрать из такого многообразия операторов и программы, которые они предлагают? Анна Павлова советует в первую очередь обратить внимание на положение компании на рынке, размер уставного капитала, состав акционеров. Чем крупнее компания, чем больше у нее представительств, чем больше у нее развита филиальная сеть по всей России, тем более компания дорожит своим именем и ответственно подходит к взятым на себя обязательствам. После этого из этих компаний можно уже выбрать ту, чье предложение по страхованию выгоднее не только по цене, но и по условиям и объему страхового покрытия. «Прежде всего стоит обратить внимание на рейтинг компании, отзывы о ней, спросить у знакомых, страховавших свой автомобиль по каско. Я рекомендую рассматривать первые 10—15 компаний-лидеров. Качество их услуг точно не изменится за год действия страхового полиса», — добавляет Егор Лысой.
Выбирая страховщика, владелец автомобиля должен обязательно изучить условия договора страхования в части организации выплат и расчета страхового возмещения по незначительным и средним убыткам. При этом важно обратить внимание на следующее: франшизу по договору; возможность обращаться с заявлением о незначительном страховом случае без предоставления справок из компетентных органов, причем не только по элементам остекления, но и по кузовным деталям. «Надо отметить, что формулировки этого пункта у страховых компаний различаются, и, если у владельца хоть какие-то сомнения в трактовке, следует требовать разъяснения этих положений», — говорит Максим Пьянов. Следует также учесть ограничения по условиям хранения автомобиля и способ страхового возмещения. Как правило, для новых транспортных средств предусматривается выплата страхового возмещения путем оплаты стоимости ремонта машины у официального дилера. Необходимо убедиться, что страховая компания имеет договор на оказание услуг по ремонту застрахованных автомобилей с такой организацией. Важно также обратить внимание на способ расчета размера страхового возмещения при хищении или гибели транспортного средства. «Наличие перечисленных условий в договоре говорит о надежности страховщика. Что и должно в конечном счете влиять на выбор страхователя», — резюмирует эксперт.


{PAGE}

«Лексусом» об осину
«Учитывая, что автострахование наиболее популярный и массовый продукт, то и случаев мошенничества здесь намного больше, чем в других видах страхования, — отмечает Анна Павлова. — Ситуация с мошенничеством не может отражаться на тарифах, так как, если случай мошенничества доказан, страховщик отказывает в выплате возмещения, а если не доказан, то страховое возмещение выплачивается по обычной схеме, в соответствии с риском, по которому автомобиль застрахован». По данным ВСС, в этом виде страхования выплаты по нераскрытым мошенничествам доходят до 10% от общего объема. В автомобильном страховании имеются попытки со стороны отдельных клиентов получить прибыль от объекта страхования, и потому остро стоит вопрос о тщательном подборе клиентов, принимаемых на страхование. «К сожалению, это очень сложная проблема во всех компаниях, так как слишком жесткий подход в этом вопросе может оттолкнуть потенциально крупных клиентов, а слишком мягкий — дать возможность для обмана страховой компании», — сетует Максим Пьянов.
В СОАО «Регион» корреспонденту «Профиля» рассказали несколько примечательных фактов мошенничества, выявленных службой безопасности страховой компании. Рано утром в отдел корпоративных продаж пришел презентабельного вида молодой человек, предъявил паспорт и заверенную у нотариуса доверенность от компании, в которой он якобы работает. В доверенности (кстати, оформленной по всем правилам, с необходимыми печатями нотариуса) было указано, что предъявитель данного документа ответствен за эксплуатацию, содержание, ремонт, а также вправе принимать решение о страховании модели. Причиной визита стало «желание» клиента расторгнуть договор и получить часть премии за неиспользованный период. Расчет был на загруженность компании и на то, что после точного указания договора страхования и данных автомобиля никто не станет проверять, действительно ли компания-клиент приняла решение о расторжении соглашения. Сотрудники страховой компании тем не менее обратили внимание на полис и перепроверили: неточности в заявлении все же были, и они послужили толчком к перепроверке информации. Доверенность оказалась поддельной, как и паспорт (документ был утерян законным собственником 7 февраля 2005 года). «К сожалению, мошеннику удалось убежать из компании безнаказанным, сработал фактор неожиданности — с такой наглостью мы еще не сталкивались, — комментирует ситуацию Владимир Хомяков, директор по экономической безопасности СОАО «Регион». — Однако в этой истории интересно другое, ведь с подобной формой обмана мы не сталкивались. Подставные ДТП, лжеугоны и так далее — способы известные, и налажена система их выявления и противодействия. К тому же все действия в этих случаях направлены на получение страховой суммы. А с желанием забрать страховую премию, кем-то другим уплаченную для защиты своей собственности, — это уже новое слово в истории страхового мошенничества». Второй случай произошел, как утверждал клиент компании, владелец автомобиля Lexus RX-300, в 140 километрах от Санкт-Петербурга. Застрахованный автовладелец сообщил в страховую компанию о съезде в кювет и наезде на дерево. Эксперты оценили стоимость восстановительных работ в 600 тыс. рублей. Далее, в соответствии с правилами компании, началась проверка документов по данному событию. Обнаруженные несоответствия в обстоятельствах ДТП и описании потерпевшего и стали причиной пристального изучения происшествия. Осмотр участка, где, по заявлению страхователя, произошло событие, показал, что характер повреждения деревьев не соответствует обстоятельствам, указанным в заявлении страхователя. Свежий сруб на деревьях сложно принять за удар автомобилем. Поврежденный автомобиль владельцем был заблаговременно продан, что не только в значительной мере препятствовало изучению выплатного дела, но и являлось неправомерным шагом со стороны страхователя. Однако удалось установить, что с целью получения страхового возмещения владелец автомобиля ввел в заблуждение представителя компании, заключил договор страхования (каско) на свой уже разбитый автомобиль, предоставив для осмотра другой автомобиль аналогичной модели, который впоследствии был обнаружен службой безопасности компании и послужил одним из основных аргументов для разговора с мошенником.


Дорогие посредники
Несмотря на, казалось бы, критическое положение с убыточностью каско, в некоторых компаниях полагают, что при определенных условиях тарифы можно было бы даже снизить. «Думаю, да, потенциал есть, например в случае улучшения качества дорог, организации движения, развития инфраструктуры по обслуживанию автомобилей и последующего удешевления ремонта», — говорит Егор Лысой. «Потенциал для снижения тарифов есть всегда, это зависит от того, в каком сегменте (для каких категорий клиентов, для каких категорий транспортных средств) страховщик определяет для себя приоритетную область работы. В общем, снижению тарифов может способствовать массовое использование клиентами даже небольшого размера франшизы», — соглашается Анна Павлова. Вопрос улучшения качества российских дорог можно отнести, скорее, к разряду фантастических, но некоторые реальные возможности для снижения стоимости полиса помимо использования франшизы и разного рода скидок все же есть: в связи с наблюдаемым в России кредитным бумом от 30% до 50% полисов каско сейчас продается через посредников. Зачастую они сильно завышают свои комиссионные, стремясь снять сливки с растущего рынка. При этом размер вознаграждения устанавливается в процентном отношении к стоимости автомобиля, хотя затраты времени и труда при заключении договора практически одинаковы для всех авто. Отчасти это можно списать на неразвитость и молодость отечественного рынка страховых брокеров, но при этом нельзя отрицать, что упорядочение работы посредников и стандартизация их тарифов все же могут сказаться на конечной стоимости полисов.






Какие новые программы (тарифы) по страхованию каско вы намерены предложить своим клиентам в текущем году?
Елена Салахетдинова, заместитель начальника управления андеррайтинга ОАО «КапиталЪ Страхование»:
«В текущем году ОАО «КапиталЪ Страхование» предлагает физическим лицам новую интересную программу по страхованию каско: страхование каско с увеличивающейся безусловной франшизой, позволяющей получить страховую выплату по первым двум страховым случаям без применения франшизы, а начиная с 3-го случая и далее по договору применяется безусловная франшиза. Данная программа прежде всего рассчитана на опытных, аккуратных и уверенных в себе водителей и позволяет им значительно сэкономить на страховой премии. Программа разработана с учетом многолетних статистических данных, накопленных нашей компанией, согласно которым на долю договоров с количеством убытков 3 и более приходится не более 18%. Приятным дополнением к программе для наших клиентов будет то, что в количество обращений по факту страховых случаев не входят обращения по поводу повреждения стекол, приборов внешнего освещения, зеркал».

Сергей Федотов, заместитель директора департамента агентских и партнерских продаж Московской страховой компании:
«А стоит ли изобретать велосипед? Если к велосипеду приделать четвертое колесо, автомобилем он не станет. А может, станет еще хуже для его владельца. Ведь не секрет, что в погоне за клиентом многие обещают и аварийных комиссаров, и такси, и персональных менеджеров, а когда дело доходит до урегулирования убытка — ни до кого не достучаться. Аварийный комиссар едет на место события по тем же пробкам, что и страхователь. Если водитель виноват, ему все равно необходимо ехать в ГИБДД на разбор. На наш взгляд, следует идти по пути улучшения качества обслуживания клиента. У МСК есть все необходимое для клиента в стандартной программе страхования: эвакуатор, круглосуточный диспетчер, рассрочка, неагрегатная сумма, возмещение «новое за старое», для юридических лиц — персональный менеджер и т.п. Если все же вам нужен аварийный комиссар, — пожалуйста, программа VIP. К услугам клиентов просторный и хорошо оснащенный центр урегулирования убытков. Выплату вы можете получить на карту Банка Москвы, которую вам выдадут в день обращения, и приезжать в компанию больше не нужно».

Анна Павлова, руководитель управления страхования автотранспорта СК «Стандарт-Резерв»:
«С января 2008 года в страховом ЗАО «Стандарт-Резерв» в Москве и Санкт-Петербурге действует программа по страхованию транспортных средств «Автосалон». Преимущество этой программы заключается в предоставлении максимально гибких тарифных ставок для страхования транспортных средств иностранного производства, приобретаемых в автосалонах двух столиц».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».