26 октября 2025
USD 80.97 -0.3 EUR 94.08 -0.31
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Правда о потерянном времени"

Архивная публикация 2003 года: "Правда о потерянном времени"

Все больше наших соотечественников можно отнести к счастливым людям -- число носящих наручные часы россиян неуклонно сокращается. Те же, кто не изменяет персональным "курантам", с каждым годом все сильнее проникаются любовью к импортным хронометрам.Среди россиян старше 10 лет носят часы более половины. Если точнее -- 52,1%, то есть 69 млн. человек (данные исследовательской компании "КОМКОН-Медиа"). Однако за последние годы эта цифра неуклонно снижается: еще два года назад в России часы носили 74 млн. человек. Причина -- все увеличивающаяся "мобилизация" нашего населения: зачем носить часы, когда время можно узнать, взглянув на дисплей сотового.
Тем не менее емкость российского рынка наручных часов, по экспертным оценкам, составляет 15--20 млн. штук в год. Значительная часть из них -- импортные. Так, в 2000 году лишь 34% населения РФ носили часы зарубежных производителей, а в 2002 году -- уже почти 42%.
Если посмотреть, как делится рынок по принципу работы хронометров, то получится такая картина: механические часы предпочитают 50,6% россиян, кварцевые -- 25,8%, а электронные -- 17,1% (данным "КОМКОН-Медиа"). При этом доля "механики" постепенно сокращается -- ее вытесняет "кварц" и "электроника".
По словам главного редактора отраслевого журнала "Мои часы" Вячеслава Медведева, рынок наручных часов можно условно разделить на четыре ценовых сегмента: до $20 -- дешевые китайские часы и большинство российских марок, до $130 -- часы среднего класса (японские и часть российских) и до $1,5 тыс. -- швейцарские часы представительского класса. И наконец самые дорогие модели, цена которых может доходить до $1 млн.
Эксперты затрудняются оценить реальный объем ввозимой в Россию "наручной" продукции. Ясно одно -- большинство продаваемых сегодня на любом углу зарубежных моделей экспортируется из стран Юго-Восточной Азии, причем, как правило, по "серым" схемам.
А вот внутреннее производство наручных часов у нас в стране неуклонно снижается. По данным Госкомстата, в 2000 году произведено 4,8 млн. наручных часов, в 2001-м -- только 4,3 млн., а в 2002 году -- примерно 3,6 млн. штук. Это в десять раз меньше, чем в середине 1980-х.
Вместе с падением производства резко уменьшился и экспорт часов из России. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что при Советах -- по не совсем понятным соображениям -- экспорт хронометров, доходивший до 30 млн. штук в год, -- дотировался. Сейчас, понятно, это делать никто не хочет.
По словам первого заместителя гендиректора ОАО "Первый московский часовой завод "Полет" Мурмана Кетиладзе, в настоящее время основными поставщиками наших часов на внешний рынок являются "Полет" и Чистопольский завод "Восток". Всего за год из страны экспортируется не более 150 тыс. наручных хронометров и заготовок к ним.
Сегодня в России выпускают часы чуть более десятка заводов, из них наручные производят 7. Правда, за последние пять лет в стране появилось множество небольших фирм, занимающихся сборкой и выпуском часов под своими марками.
Специалисты одной из таких компаний, "Рекорда", считают, что в настоящее время нет необходимости обеспечивать на одном предприятии весь производственный цикл. В мире осталось немного производителей часов, которые делают их от начала до конца. Все остальные производители готовой продукции предпочитают заказывать комплектующие там, где их производят дешевле и качественнее.
На нашем же рынке часов специализация в производстве комплектующих практически отсутствует. А потому всерьез нарастить производство и потеснить иностранцев нашим часовщикам -- по крайней мере, в обозримом будущем -- вряд ли удастся.

Производство наручных часов в РФ (тыс. штук)*

Все больше наших соотечественников можно отнести к счастливым людям -- число носящих наручные часы россиян неуклонно сокращается. Те же, кто не изменяет персональным "курантам", с каждым годом все сильнее проникаются любовью к импортным хронометрам.Среди россиян старше 10 лет носят часы более половины. Если точнее -- 52,1%, то есть 69 млн. человек (данные исследовательской компании "КОМКОН-Медиа"). Однако за последние годы эта цифра неуклонно снижается: еще два года назад в России часы носили 74 млн. человек. Причина -- все увеличивающаяся "мобилизация" нашего населения: зачем носить часы, когда время можно узнать, взглянув на дисплей сотового.
Тем не менее емкость российского рынка наручных часов, по экспертным оценкам, составляет 15--20 млн. штук в год. Значительная часть из них -- импортные. Так, в 2000 году лишь 34% населения РФ носили часы зарубежных производителей, а в 2002 году -- уже почти 42%.
Если посмотреть, как делится рынок по принципу работы хронометров, то получится такая картина: механические часы предпочитают 50,6% россиян, кварцевые -- 25,8%, а электронные -- 17,1% (данным "КОМКОН-Медиа"). При этом доля "механики" постепенно сокращается -- ее вытесняет "кварц" и "электроника".
По словам главного редактора отраслевого журнала "Мои часы" Вячеслава Медведева, рынок наручных часов можно условно разделить на четыре ценовых сегмента: до $20 -- дешевые китайские часы и большинство российских марок, до $130 -- часы среднего класса (японские и часть российских) и до $1,5 тыс. -- швейцарские часы представительского класса. И наконец самые дорогие модели, цена которых может доходить до $1 млн.
Эксперты затрудняются оценить реальный объем ввозимой в Россию "наручной" продукции. Ясно одно -- большинство продаваемых сегодня на любом углу зарубежных моделей экспортируется из стран Юго-Восточной Азии, причем, как правило, по "серым" схемам.
А вот внутреннее производство наручных часов у нас в стране неуклонно снижается. По данным Госкомстата, в 2000 году произведено 4,8 млн. наручных часов, в 2001-м -- только 4,3 млн., а в 2002 году -- примерно 3,6 млн. штук. Это в десять раз меньше, чем в середине 1980-х.
Вместе с падением производства резко уменьшился и экспорт часов из России. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что при Советах -- по не совсем понятным соображениям -- экспорт хронометров, доходивший до 30 млн. штук в год, -- дотировался. Сейчас, понятно, это делать никто не хочет.
По словам первого заместителя гендиректора ОАО "Первый московский часовой завод "Полет" Мурмана Кетиладзе, в настоящее время основными поставщиками наших часов на внешний рынок являются "Полет" и Чистопольский завод "Восток". Всего за год из страны экспортируется не более 150 тыс. наручных хронометров и заготовок к ним.
Сегодня в России выпускают часы чуть более десятка заводов, из них наручные производят 7. Правда, за последние пять лет в стране появилось множество небольших фирм, занимающихся сборкой и выпуском часов под своими марками.
Специалисты одной из таких компаний, "Рекорда", считают, что в настоящее время нет необходимости обеспечивать на одном предприятии весь производственный цикл. В мире осталось немного производителей часов, которые делают их от начала до конца. Все остальные производители готовой продукции предпочитают заказывать комплектующие там, где их производят дешевле и качественнее.
На нашем же рынке часов специализация в производстве комплектующих практически отсутствует. А потому всерьез нарастить производство и потеснить иностранцев нашим часовщикам -- по крайней мере, в обозримом будущем -- вряд ли удастся.

Производство наручных часов в РФ (тыс. штук)*

Марка 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
"Восток" 1830 1774 992 871
"Заря" 337 355 244 246
"Победа" 220 296 364 352
"Полет" 255 289 294 232
"Слава" 100 531 635 531
"Чайка" 1331 1636 1969 1203,5

* По данным журнала "Часовой бизнес".

Все больше россиян умирают от отравления алкоголем. По данным Госкомстата РФ, в первом квартале 2003 года смертность от отравления алкоголем возросла по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 5,8% -- до 11,6 тыс. человек.
При этом наблюдается четкая зависимость уровня жизни в том или ином регионе к показателю смертности от алкогольных отравлений. Так, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), самый высокий рост отравлений со смертельным исходом наблюдается в Уральском федеральном округе -- 1368 человек за первые три месяца текущего года (плюс 39,7%). Далее следуют Сибирский федеральный округ -- 2099 человек (11,7%) и Дальневосточный федеральный округ -- 514 человек (10,1%). А вот в Центральном и Приволжском округах, где уровень жизни немного выше среднероссийских показателей, напротив, происходит сокращение смертности от алкогольных отравлений -- на 2,4% и 0,4% соответственно.
Основная причина отравлений -- употребление всяческих суррогатов, содержащих так называемый технический спирт. А также поддельная водка, доля которой в последние годы постепенно сокращается, но все же, по оценкам НАА, составляет на сегодня около 40% рынка.

Смертность от отравления алкоголем в РФ (тыс. человек)*

1998 год 25,8
1999 год 27
2000 год 33,9
2001 год 37,8
2002 год 39,4

* По данным журнала "Часовой бизнес".

* По данным Госкомстата РФ.

Россия увеличивает экспорт природного газа. По данным ГТК РФ, экспорт природного газа за январь--апрель 2003 года составил 68,2 млрд. куб. м, что на 4% больше, чем в прошлом году. Наибольший прирост достигнут за счет продаж газа в дальнее зарубежье -- на этом направлении, по данным пресс-службы ООО "Газэкспорт", экспорт вырос на 9% и за четыре месяца 2003 года составил 50,4 млрд. куб. м.
По словам представителя "Газэкспорта", "рост экспорта вызван рядом факторов. Во-первых, в долгосрочных контрактах с рядом стран -- Венгрией, Италией, Болгарией, Турцией, Нидерландами -- предусмотрено увеличение объемов экспорта. Кроме того, увеличился объем экспорта газа, предназначенного для спотовой (то есть вне рамок долгосрочных контрактов) продажи, а также для закачки в газовые хранилища. Рост спотовых закупок объясняется более холодной, чем в прошлом году, зимой в Европе.
Одновременно с ростом физического объема экспортных поставок за январь--апрель 2003 года по сравнению с соответствующим периодом 2002 года выросла и выручка от экспорта газа -- на 31%. Это объясняется как увеличением цен на природный газ, так и ростом курса евро по отношению к доллару.
В целом за нынешний год "Газпром" планирует поставить в дальнее зарубежье 130 млрд. куб. м природного газа.

Экспорт природного газа из РФ (млрд. куб. м.)*

1999 год 205,4
2000 год 191,7
2001 год 179,1
2002 год 185,6

* По данным журнала "Часовой бизнес".

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО "ЮниконРуф".

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".