25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Правила пускания "пузырей""

Архивная публикация 2003 года: "Правила пускания "пузырей""

Алкогольный рынок России в наступающем году ждут серьезные изменения: водка подорожает, производителей крепкого алкоголя станет меньше, а легальной продукции - больше.Наше правительство как минимум в одном ничем не отличается от своих подданных: у него от водки тоже болит голова. Впрочем, в отличие от обычных граждан, у которых это происходит обычно с утра и не каждый день, у властей головная боль от алкоголя не проходит никогда - в том смысле, что им не дают покоя мысли, как побольше выжать денег в бюджет с алкогольного рынка. Самых последних, направленных на это новаций две.

©
Алкогольный рынок России в наступающем году ждут серьезные изменения: водка подорожает, производителей крепкого алкоголя станет меньше, а легальной продукции - больше.
©
Наше правительство как минимум в одном ничем не отличается от своих подданных: у него от водки тоже болит голова. Впрочем, в отличие от обычных граждан, у которых это происходит обычно с утра и не каждый день, у властей головная боль от алкоголя не проходит никогда - в том смысле, что им не дают покоя мысли, как побольше выжать денег в бюджет с алкогольного рынка. Самых последних, направленных на это новаций две.

Первая - традиционное для последних нескольких лет повышение с 1 января наступающего года акциза на крепкий алкоголь (в 2004 году - на 18,6%, то есть примерно на 6 рублей с каждой поллитровки). В результате после Нового года легально произведенная водка не может стоить дешевле 38 рублей.

Вторая - изменение порядка сбора этого акциза. Сейчас акциз поровну разделен между производителем и оптовиком-акцизным складом. С будущего года пропорции изменятся: производитель станет платить 20%, а оптовик, соответственно, остальные 80% .

С точки зрения потребителя, изменение порядка сбора акцизов - далекая от жизни бухгалтерия. На самом же деле эти новации приведут к серьезным изменениям на рынке крепкого алкоголя. Для производителя они означают неизбежное уменьшение числа игроков. Для потребителей - сокращение доли левой, то есть дешевой, водки.

Лучше меньше, да лучше

Сейчас мощности спиртовой и ликероводочной промышленности в России явно избыточны. По данным Минсельхоза, отечественные заводы могут за год выдавать 130 млн. декалитров спирта (реальная загрузка - 54% от указанного уровня), 400 млн. декалитров водки и ликероводочных изделий (34%) и еще 140 млн. декалитров вина и коньяка (21%).

То есть на рынке очевидный избыток игроков. И уменьшается их число очень медленно: с начала нынешнего года - всего на 12 предприятий (по минсельхозовской статистике, лицензия на производство водки и ликероводочной продукции в начале года была у 497 заводов, а к 1 ноября - у 485).

Изменение правил сбора акцизов на алкогольную продукцию этот процесс должно заметно убыстрить.

По мнению директора по связям с общественностью ОАО "Исток" Геннадия Фадеева, "так как теперь 80% акцизов будут в местные бюджеты приносить акцизные склады, а не расположенные на территории субъекта РФ заводы, то у региональных властей пропадет стимул для искусственной поддержки своих мелких заводиков. Поэтому существовавшие до сих пор региональные барьеры для крупных федеральных производителей будут снижаться, если вовсе не устраняться".

В результате, по словам директора алкогольного департамента завода "Традиции качества" компании "Диамант Алко" Игоря Володина, "можно предположить, что в среднесрочной перспективе количество игроков будет сокращаться и достигнет максимум 20-30".

Еще более радикальна в своем прогнозе гендиректор ООО "Черноголовский завод алкогольной продукции" Татьяна Пекарева. По ее оценкам, через пять лет 80-90% рынка будет покрываться 15-20 ведущими производителями.

Роспись под "Гжелку"

С акцизами связано и другое неизбежное изменение на рынке - сокращение доли "левака". Причем как откровенно "самопального", так и произведенного на легальных заводах, но в третью смену, когда предприятия формально простаивают, а потому на них в этот короткий промежуток не присутствуют представители налоговых органов (в первые две смены наличие таких контролеров неизбежно).

Дело в том, что с 1 января вся сумма сборов алкогольного акциза (а не половина, как сейчас) станет поступать в региональные бюджеты. Что вдвое повысит заинтересованность властей субъектов РФ в строгом контроле за рынком, в его легализации.

Более-менее точной оценки доли "левой" водки в России нет. К примеру, по данным Счетной палаты по итогам 2002 года, легально у нас производится всего 35% крепкого алкоголя (о легальном производстве и реализации водки и спирта см. графики). Но верить ведомству Сергея Степашина здесь не приходится. Поскольку если это так, то путем простых арифметических расчетов мы получаем, что средний россиянин (от младенца до старца) выхлебывает минимум 6 поллитровок водки в месяц. Что даже для столь богатой алкогольными традициями страны, как наша, явное преувеличение.

Более реальной представляется оценка доли "левой" водки на рынке в 35-40%. Что, конечно, тоже много.

По самым скромным подсчетам, бюджеты всех уровней от продажи "левой" водки теряют ежегодно около 30 млрд. рублей (всего же, по данным МНС РФ, в 2002 году в консолидированный бюджет было собрано акцизов от поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в сумме 54 млрд. рублей, что на 17,9% больше аналогичного показателя 2001 года - то есть лишь незначительно превышает инфляцию).

Понятно, что государство пытается бороться с подобным "беспределом" путем ужесточения правил игры. Но особого эффекта из-за слабой заинтересованности регионов это не приносило. В наступающем году такая заинтересованность, как уже было сказано, появится.

Впрочем, не все считают, что предпринимаемые государством меры помогут легализации "пьяного" рынка. К примеру, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин полагает, что "все эти реформы никакого влияния на теневой рынок не оказывают, поскольку все действия власти направлены на производителя и оптовика, а розницей никто не занимается. А ведь вся проблема в том, - считает он, - что розница властями никак не регулируется и установить, сколько там продается легальной продукции, а сколько - "левой", не представляется никакой возможности. Пока не будет прикрыта эта черная дыра, формирующая спрос на нелегальную продукцию, решить проблему с "левой" водкой нереально".

По его мнению, необходимо ввести систему учета розничных продаж. Техническое решение этой проблемы уже есть, и поскольку сейчас субъектам будет выгодно усиление контроля за розницей, то, возможно, подобная система будет введена в ближайшее время. Ее суть в оснащении кассовых аппаратов во всех точках, где реализуется водка и прочий крепкий алкоголь, специальными приставками (каждая стоит около $700), способными считывать информацию с акцизной марки и практически в он-лайновом режиме сверять эту информацию с данными акцизных складов. При такой системе каждый факт продажи "левой" водки грозит серьезным разбирательством владельцу склада либо розничного магазина - вплоть до отзыва лицензии. Или даже возбуждения уголовного дела.

Система уже опробована в четырех московских супермаркетах. Эксперимент показал, что технически такое решение проблемы вполне осуществимо - нужно лишь оформить это законодательно. Так что очень может статься, "левой" водке в России скоро наступит конец. Выпьем за упокой!

ИРИНА ШАБАНОВА, ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».