Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Праздник весны и цветов"

Первый в России международный фестиваль «Императорские сады России» пройдет в Михайловском саду Русского музея с 30 мая по 3 июня. Ландшафтные дизайнеры создадут экспозиции, максимально приближенные к популярным в дворцовых парках XVIII—XIX веков. Экспертное жюри оценит их оригинальность и историческую достоверность. Подробности «Профиль» выяснял у куратора проекта Анны Цветковой.

— Как возникла идея проекта «Императорские сады России»?
— Она витала в воздухе несколько лет. Подобные идеи возникли сразу у нескольких человек, совершенно не связанных друг с другом на то время.
   Так, с Фондом восстановления дворцов, который я возглавляю, у Русского музея давнее сотрудничество. Фонд выступил куратором фестиваля. Мы уже два года проводим праздник цветения крокусов в Михайловском саду — своеобразный праздник весны. Кроме того, в связи с этим праздником у нас появилась идея — сделать красивый цветочный праздник. Мы решили привлечь больше внимание к садам как к пространству, где можно не только прогуляться, а именно как к выставочному пространству — где можно проводить интересные акции, в которых могли бы участвовать посетители музея. У нашего ландшафтного сектора были идеи проведения разных праздников, связанных с растениями, деревьями, — день рождения дуба, праздник птиц в Михайловском саду. Кроме того, у нас проходил фестиваль «Черешневый лес» совместно с Bosco, и в рамках него мы хотели устроить символическую варку варенья.
   Этот праздник вписывается в концепцию музея как живого организма, где проходили бы интерактивные действа. Чтобы музей не только жил традиционно, выставками, но и открывал для себя что-то новое — например, сады, где проводились бы концерты, фестивали, акции и т.д.
   Идея проведения фестиваля принадлежит также Благотворительному фонду его королевского высочества принца Майкла Кентского. Супруга принца Майкла курирует многие вопросы ландшафтного дизайна у себя на родине, имеет большие связи с союзом садоводов в Лондоне и всячески интересуется историей России. Кроме того, она большая поклонница «Шоу цветов» в Челси.
   В какой-то момент все идеи сошлись воедино. Директор Русского музея Владимир Гусев — человек, обладающий широким взглядом на музейный мир, которому уже тесно в рамках музея и которому надо выйти за его границы, используя прилегающую территорию. Однажды в Москве Владимир Александрович встретился с учредителями Благотворительного фонда Майкла Кентского. Все поняли, что идея витала в воздухе, но ее никто не мог оформить, и Владимир Гусев оказался человеком, который смог ее сформулировать, воплотить в большой проект и дать ей название «Императорские сады России».
   — С какими сложностями пришлось столкнуться во время реализации проекта?
   — Этот фестиваль первый в России, аналогов ему нет. У нас проводится огромное количество ландшафтных выставок в Петербурге и Москве. Но ничего подобного еще не было.
   Рождение проекта и его реализация пришлись на один год. Времени было немного. Проект огромен. Нам в оргкомитете говорили, что целесообразнее отложить фестиваль на год — будет время продумать всю организацию. Ведь наша территория — это не выставочное пространство в том понимании, к которому мы все привыкли. Это не выставочный зал, такой как «Крокус-Экспо» или «Ленэкспо», а исторический сад. В парке есть определенные доминанты архитектурного характера — сам дворец и павильон Росси. Это даже не какие-то открытые выставочные площадки, это даже не Челси, на который мы в первую очередь ориентируемся. Это исторический сад со своим ландшафтом и со своей аурой. Фестиваль и выставка-конкурс проводятся с привязкой к этому историческому месту.
   Кроме того, ландшафтных фирм не так много. Это довольно новая область, которая сейчас весьма популярна. Многие этим интересуются, но не так много на рынке фирм, которые в этой сфере работают.
   И, конечно же, это дорогостоящий проект. Это выставка-конкурс, носящая временный характер. Фирмы-участники выставляют определенные композиции на заданную тему. Затем все это будет демонтироваться.
   Некоторые говорят, что мы выбрали не очень удачное время для проведения выставки — май. Здесь много «но». Погодные условия — наша российская весна, когда в апреле—мае выпадает снег, празднование Дня города, подготовка к экономическому форуму. С другой стороны, мы надеемся, что фестиваль гармонично впишется в программу указанных мероприятий.
   — Вход на фестиваль будет свободным?
   — Мы ожидаем большого наплыва гостей. Обычно Михайловский сад открыт для посещения. Сначала мы хотели сделать красивую акцию — свободный вход на фестиваль для всех, но, учитывая опыт подобного рода событий, предполагаем сделать платный вход. Стоимость билета равна стоимости билета в Русский музей — 120 рублей. Конечно, мы ждем и тех гостей, которые пройдут бесплатно, — пенсионеров, детей, школьников.
   — Много иностранных фирм заинтересовалось проектом?
   — Заинтересованность есть со стороны Германии, Бельгии, Италии, Англии, Эстонии. У нас с ними уже подписаны договоренности. У международных участников много вопросов, в том числе и финансового характера — кто оплачивает перевозку, материалы. Они не знают, смогут ли взять какие-то цветочные материалы здесь или их все придется везти.
   — При организации фестиваля насколько вы учитывали опыт Бельгии, Англии, где подобные фестивали проводятся давно?
   — Международные выставки отличаются от предстоящей выставки в Михайловском саду. В Челси фестиваль проводится на территории госпиталя, у нас — в историческом саду. Сам по себе сад очень тонкий организм. Испортить его просто. Обычно на всех выставках участникам дается пространство — выставляйте свои произведения. Здесь ничего подобного не может быть, здесь должна быть выработана концепция гармоничного общего вида. Мы хотим заложить первый камень, создать традицию фестивалей не только в Михайловском саду. Стараемся учитывать опыт бельгийской Флоралии, английской Челси по наполнению, по размещению, но у нас все по-другому. Ведь мы в России. Конечно, не будем отрицать, идея таких садов родилась у Петра I только после посещения Европы.
   — Присутствие его высочества Майкла Кентского ожидается?
   — Мы с ним и его супругой активно переписываемся. Их личный секретарь подтвердил их участие.
   —  Жюри будет оценивать работы с точки зрения исторической достоверности. Возможно ли это в современных условиях? На какие источники будут опираться участники, выполняя это требование?
   — Историческая достоверность — критерий немного условный, потому что мы не просим копировать те сады, которые были несколько веков назад. Нам нужен современный взгляд на некоторые исторические моменты. Ведь это делают современные ландшафтные фирмы. Но некоторые из них на заявленные тему и концепцию сказали, что XIX веком, конечно, сейчас занимаются, а XVIII — совсем нет. Они говорят, что не совсем понимают, о чем идет речь. Поэтому здесь важен современный взгляд на те исторические моменты, ландшафтные объекты, которые мы хотим разместить в саду.
   Для нас важно, чтобы заявленные требования относительно каждого участка в условиях конкурса соблюдались. Чтобы это не была какая-то абстрактная композиция стиля хай-тек, а историческая композиция.
   Все проекты, которые участники представили нам до 21 марта, просматривает наша экспертная группа. Комитет по охране памятников, Управление садово-паркового хозяйства и главный ландшафтный архитектор Петербурга нам в этом активно помогают. Ландшафтные дизайнеры могут опираться на исторические фотографии, гравюры, описания ландшафтных объектов, которые сохранились в достаточном количестве и представлены в том числе и на официальном сайте фестиваля. Наш фестиваль пройдет с исторической привязкой, в одном ключе, объединенный одной идеей, который будет смотреться как единое целое.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK