18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "PREDATOR ПРОТИВ HAWK"

Архивная публикация 2003 года: "PREDATOR ПРОТИВ HAWK"

Беспилотный самолет General Atomics -- на хвосте у Northrop GrummanИННОВАЦИИ
Они были символом американского оптимизма при Эйзенхауэре. На обложке журнала Life от 8 апреля 1957 года красуются "Летающие братья Блю" -- два стриженных ежиком блондина из Колорадо, только что закончившие Yale University и пилотирующие самолет Piper Tri-Pacer над Андами. Статья на 9 полос сопровождалась снимками 21-летнего Нила и 20-летнего Линдена, танцующих с охотниками за головами на Амазонке, пытающихся починить свой упавший на горный ледник самолет, а потом отдыхающих на пляже Ипанемы с миленькой брюнеткой. Мир, казалось, был полон возможностей. Для братьев Блю так оно и было.
За прошедшие почти полвека предприимчивый дуэт сделал состояние на недвижимости и энергетике. Братья, недолгое время управлявшие в Никарагуа плантациями бананов и какао семьи бывшего президента Анастасио Сомосы (Anastasio Somoza), теперь владеют империей, куда входят газовые скважины в Канаде, завод по производству трамваев в Германии и ранчо площадью в сотни акров возле курортного городка Теллурайд. В 1986 году братья Блю за $50 млн. выкупили у Chevron занимавшуюся исследованиями в ядерной области компанию General Atomics. Теперь 67-летний Нил Блю (Neal Blue) -- председатель совета директоров и генеральный директор, а 66-летний Линден Блю (Linden Blue) -- заместитель председателя.
Но внимание прессы привлекает нечто другое: General Atomics производит беспилотные самолеты-разведчики Predator. Подобно Mustang P-51 в годы Второй мировой войны и самолету Stealth во время войны в Персидском заливе, Predator стал олицетворением американского технического гения, поставленного на военную службу. Predator играл главную роль в разведке и при нанесении ударов в Афганистане, а в ноябре прошлого года использовался для уничтожения боевиков Аль-Каиды в Йемене. И он просто обязан сыграть важную роль в войне с Ираком, где его, возможно, применят для уничтожения пусковых установок ракет "Скад", находящихся на вооружении армии Хусейна.
Predator также может стать серьезной проблемой для второго по величине военного подрядчика США -- компании Northrop Grumman Corp., производящей более технически совершенные и более дорогие беспилотные самолеты Global Hawk. ВВС США готовы приобретать оба типа машин. Но шансы Predator выглядят все более предпочтительно, поскольку конгресс уже не раз поднимал вопрос о завышенной стоимости Global Hawk: при цене в $35 млн. он почти в восемь раз дороже Predator. Разработка дешевых небольших самолетов наглядно демонстрирует, как находчивые предприниматели могут произвести фурор даже при $300-миллиардном военном бюджете.
Военные стремились обзавестись беспилотными летательными аппаратами (БЛА) еще со времен гражданской войны, когда обе стороны запускали в направлении противника воздушные шары с бомбами. Во время войны во Вьетнаме БЛА использовались для разведки, но нередко оказывалось трудно снять с них собранную информацию. Более поздние модели тоже не были свободны от технических проблем. Однако Нил Блю, занявшийся аэрокосмическим бизнесом General Atomics, был уверен, что сможет переломить ситуацию с помощью компьютеров, цифровых технологий и спутников GPS. "4000 лет люди пытались придумать, как поразить цель, -- говорит Блю. -- Я увидел здесь возможность большого технологического скачка".
У Блю были для этого деньги и ясное представление о том, как именно их нужно тратить. Фредерик Хилл (Frederick W. Hill), партнер Нила Блю, вспоминает, как в середине 80-х менеджеры предлагали серьезно увеличить затраты на геологоразведку и бурение, исходя из прогнозируемой цены барреля нефти в $30. Блю приказал сделать повторный расчет, исходя из $12 за баррель. Расходы не были увеличены, а цена барреля позднее упала до $10. "Это выбило бы нас из колеи, -- вспоминает Хилл. -- У Нила отличное понимание перспективы".
Его интерес к БЛА обострился в 1987 году, когда куратором технологически сложных проектов он пригласил контр-адмирала в отставке Томаса Кэссиди-мл. (Thomas J. Cassidy Jr.). Четыре года спустя они купили тонущую компанию по производству БЛА Leading Systems Inc. В 1993 году, когда Пентагону понадобился новый БЛА, Блю и Кэссиди быстро переделали прототип Leading Systems Gnat 750 в Predator. Кэссиди использовал готовые комплектующие, например видеокамеры для патрульных вертолетов дорожной полиции и двигатель Bombardier для снегоходов. Пропеллер вместо реактивного двигателя не только удешевил конструкцию, но и позволил добиться в полете предельно малых скоростей, благодаря чему Predator может почти зависать в воздухе на целый день на высоте 25 000 футов (1 фут = 30,4 см. -- "Профиль"), производя съемку и передавая данные. "Одной из составляющих нашего успеха было стремление избегать сложных научных проектов, -- говорит Кэссиди. -- Нам не хотелось завязнуть в бесконечных исследованиях и конструкторских разработках".
По собственному опыту летчика-истребителя во Вьетнаме Кэссиди знал, что будет проще продать БЛА ВВС, если все же предусмотреть участие пилота. Сидя в трейлере за сотни километров, он может контролировать Predator от взлета до посадки с помощью джойстика, что еще удешевляет проект. Первый контракт был заключен в январе 1994 года, всего через два месяца после просьбы Пентагона о разработке БЛА. В то же время военное ведомство решило ускорить поставки в войска новых вооружений, и Predator участвовал в боевых действиях на Балканах уже через 17 месяцев -- рекордно короткий срок для отрасли, в которой рождение нового оружия иногда затягивается на десятилетия.
На сегодня General Atomics построила 82 Predator. В пригороде Сан-Диего собирается два самолета в месяц. Их делают из ячеистого картона, графита и других материалов, которые накладываются слоями и обжигаются в специальной печи. Без вооружения и разведоборудования самолет весит всего-навсего 1130 фунтов (1 фунт = 454 г. -- "Профиль"), примерно 40% от веса автомобиля Volkswagen Beetle. "Их производство похоже на мастерскую в Калифорнии, где вручную собирают гоночные автомобили", -- говорит Гленн Бьюкэн (Glenn Buchan), аналитик из Rand, аналитического центра по военным проблемам в Санта-Монике (штат Калифорния). Примерно треть самолетов разбилась или была сбита. Такой уровень потерь вполне терпим, т.к. Predator стоит всего $4,5 млн. и в нем нет пилота. Командование ВВС заявляет о намерении приобрести еще 70 машин. "Один такой самолет был сбит две недели назад, и об этом написали на 6-й странице The Washington Post, -- говорит подполковник Дуглас Бун (Douglas Boone), заместитель начальника управления ВВС по закупке новых вооружений. -- Будь это F-16 [с пилотом], история попала бы на первые полосы всех газет".
Predator начинал как самолет-разведчик. Но когда генерал Джон Джампер (John P. Jumper), ныне начальник штаба ВВС, посетовал на то, что нет возможности поразить обнаруженные на Балканах цели, Predator модернизировали под ракеты. В работе -- следующая версия самолета: Predator B. Он габаритнее, быстрее и способен нести больше вооружения и разведывательной аппаратуры на большей высоте. Компания разработала Predator B без финансирования со стороны Пентагона. В декабре Вашингтон заказал два таких самолета за $7,8 млн. каждый. Говорит Нил Блю: "У нас нет комитетов. Мы говорим людям: "Не ждите, пока то же самое продадут другие".
Между тем чиновники из Пентагона утверждают, что им нужны разные типы БЛА. Среди них -- Global Hawk от Northrop. Он тоже беспилотный, но летает гораздо выше (до 65 000 футов против 25 000 футов у Predator), дальше и может нести более сложное разведывательное оборудование. Роберт Митчелл (Robert Mitchell), глава программы Global Hawk в Northrop, считает, что Predator -- не конкурент Hawk. "Это же бумажный самолетик! -- смеется он. -- На наши высоты ему не подняться". С момента приобретения в 1999 году компании-производителя Global Hawk, Ryan Aeronautical Systems Northrop построила 7 таких самолетов, из которых три разбились.
ВВС заявляют, что им нужен 51 Global Hawk, но получить их будет непросто. С одной стороны, цена одного самолета выросла почти вчетверо, т.к. ВВС потребовали установки на Hawk новейшего радара, камер и подслушивающих устройств. Модернизация потребовала повышения мощности двигателей, электросети и даже новой конструкции крыльев. Чтобы снизить себестоимость, ВВС предложили на некоторых машинах уменьшить количество технологических "наворотов". Но кое-кто полагает, что Пентагон может вообще отказаться от Global Hawk в пользу нового, менее уязвимого самолета. Между тем, по словам Лорен Томпсон (Loren B. Thompson), аналитика из Lexington Institute, "бизнес-потенциал Global Hawk пока ясен не до конца. Рынок и возможности Predator понятны".
Собственно, рынок Predator стабилен и растет быстрыми темпами. Частная General Atomics показывает доходы от продаж БЛА на уровне $150 млн. в год. Нил Блю не называет точной цифры чистой прибыли, но утверждает, что Predator приносит неплохие деньги. На самом деле источники в отрасли отмечают, что вокруг General Atomics крутятся желающие ее купить. Забудьте и думать об этом, отвечает им Блю. "Все замечательно так, как есть", -- говорит он тоном юноши, вместе с младшим братом перелетевшего через Анды, юноши, перед которым раскинулся полный возможностей мир.

ДУЭЛЬ

Беспилотный самолет General Atomics -- на хвосте у Northrop GrummanИННОВАЦИИ

Они были символом американского оптимизма при Эйзенхауэре. На обложке журнала Life от 8 апреля 1957 года красуются "Летающие братья Блю" -- два стриженных ежиком блондина из Колорадо, только что закончившие Yale University и пилотирующие самолет Piper Tri-Pacer над Андами. Статья на 9 полос сопровождалась снимками 21-летнего Нила и 20-летнего Линдена, танцующих с охотниками за головами на Амазонке, пытающихся починить свой упавший на горный ледник самолет, а потом отдыхающих на пляже Ипанемы с миленькой брюнеткой. Мир, казалось, был полон возможностей. Для братьев Блю так оно и было.

За прошедшие почти полвека предприимчивый дуэт сделал состояние на недвижимости и энергетике. Братья, недолгое время управлявшие в Никарагуа плантациями бананов и какао семьи бывшего президента Анастасио Сомосы (Anastasio Somoza), теперь владеют империей, куда входят газовые скважины в Канаде, завод по производству трамваев в Германии и ранчо площадью в сотни акров возле курортного городка Теллурайд. В 1986 году братья Блю за $50 млн. выкупили у Chevron занимавшуюся исследованиями в ядерной области компанию General Atomics. Теперь 67-летний Нил Блю (Neal Blue) -- председатель совета директоров и генеральный директор, а 66-летний Линден Блю (Linden Blue) -- заместитель председателя.

Но внимание прессы привлекает нечто другое: General Atomics производит беспилотные самолеты-разведчики Predator. Подобно Mustang P-51 в годы Второй мировой войны и самолету Stealth во время войны в Персидском заливе, Predator стал олицетворением американского технического гения, поставленного на военную службу. Predator играл главную роль в разведке и при нанесении ударов в Афганистане, а в ноябре прошлого года использовался для уничтожения боевиков Аль-Каиды в Йемене. И он просто обязан сыграть важную роль в войне с Ираком, где его, возможно, применят для уничтожения пусковых установок ракет "Скад", находящихся на вооружении армии Хусейна.

Predator также может стать серьезной проблемой для второго по величине военного подрядчика США -- компании Northrop Grumman Corp., производящей более технически совершенные и более дорогие беспилотные самолеты Global Hawk. ВВС США готовы приобретать оба типа машин. Но шансы Predator выглядят все более предпочтительно, поскольку конгресс уже не раз поднимал вопрос о завышенной стоимости Global Hawk: при цене в $35 млн. он почти в восемь раз дороже Predator. Разработка дешевых небольших самолетов наглядно демонстрирует, как находчивые предприниматели могут произвести фурор даже при $300-миллиардном военном бюджете.

Военные стремились обзавестись беспилотными летательными аппаратами (БЛА) еще со времен гражданской войны, когда обе стороны запускали в направлении противника воздушные шары с бомбами. Во время войны во Вьетнаме БЛА использовались для разведки, но нередко оказывалось трудно снять с них собранную информацию. Более поздние модели тоже не были свободны от технических проблем. Однако Нил Блю, занявшийся аэрокосмическим бизнесом General Atomics, был уверен, что сможет переломить ситуацию с помощью компьютеров, цифровых технологий и спутников GPS. "4000 лет люди пытались придумать, как поразить цель, -- говорит Блю. -- Я увидел здесь возможность большого технологического скачка".

У Блю были для этого деньги и ясное представление о том, как именно их нужно тратить. Фредерик Хилл (Frederick W. Hill), партнер Нила Блю, вспоминает, как в середине 80-х менеджеры предлагали серьезно увеличить затраты на геологоразведку и бурение, исходя из прогнозируемой цены барреля нефти в $30. Блю приказал сделать повторный расчет, исходя из $12 за баррель. Расходы не были увеличены, а цена барреля позднее упала до $10. "Это выбило бы нас из колеи, -- вспоминает Хилл. -- У Нила отличное понимание перспективы".

Его интерес к БЛА обострился в 1987 году, когда куратором технологически сложных проектов он пригласил контр-адмирала в отставке Томаса Кэссиди-мл. (Thomas J. Cassidy Jr.). Четыре года спустя они купили тонущую компанию по производству БЛА Leading Systems Inc. В 1993 году, когда Пентагону понадобился новый БЛА, Блю и Кэссиди быстро переделали прототип Leading Systems Gnat 750 в Predator. Кэссиди использовал готовые комплектующие, например видеокамеры для патрульных вертолетов дорожной полиции и двигатель Bombardier для снегоходов. Пропеллер вместо реактивного двигателя не только удешевил конструкцию, но и позволил добиться в полете предельно малых скоростей, благодаря чему Predator может почти зависать в воздухе на целый день на высоте 25 000 футов (1 фут = 30,4 см. -- "Профиль"), производя съемку и передавая данные. "Одной из составляющих нашего успеха было стремление избегать сложных научных проектов, -- говорит Кэссиди. -- Нам не хотелось завязнуть в бесконечных исследованиях и конструкторских разработках".

По собственному опыту летчика-истребителя во Вьетнаме Кэссиди знал, что будет проще продать БЛА ВВС, если все же предусмотреть участие пилота. Сидя в трейлере за сотни километров, он может контролировать Predator от взлета до посадки с помощью джойстика, что еще удешевляет проект. Первый контракт был заключен в январе 1994 года, всего через два месяца после просьбы Пентагона о разработке БЛА. В то же время военное ведомство решило ускорить поставки в войска новых вооружений, и Predator участвовал в боевых действиях на Балканах уже через 17 месяцев -- рекордно короткий срок для отрасли, в которой рождение нового оружия иногда затягивается на десятилетия.

На сегодня General Atomics построила 82 Predator. В пригороде Сан-Диего собирается два самолета в месяц. Их делают из ячеистого картона, графита и других материалов, которые накладываются слоями и обжигаются в специальной печи. Без вооружения и разведоборудования самолет весит всего-навсего 1130 фунтов (1 фунт = 454 г. -- "Профиль"), примерно 40% от веса автомобиля Volkswagen Beetle. "Их производство похоже на мастерскую в Калифорнии, где вручную собирают гоночные автомобили", -- говорит Гленн Бьюкэн (Glenn Buchan), аналитик из Rand, аналитического центра по военным проблемам в Санта-Монике (штат Калифорния). Примерно треть самолетов разбилась или была сбита. Такой уровень потерь вполне терпим, т.к. Predator стоит всего $4,5 млн. и в нем нет пилота. Командование ВВС заявляет о намерении приобрести еще 70 машин. "Один такой самолет был сбит две недели назад, и об этом написали на 6-й странице The Washington Post, -- говорит подполковник Дуглас Бун (Douglas Boone), заместитель начальника управления ВВС по закупке новых вооружений. -- Будь это F-16 [с пилотом], история попала бы на первые полосы всех газет".

Predator начинал как самолет-разведчик. Но когда генерал Джон Джампер (John P. Jumper), ныне начальник штаба ВВС, посетовал на то, что нет возможности поразить обнаруженные на Балканах цели, Predator модернизировали под ракеты. В работе -- следующая версия самолета: Predator B. Он габаритнее, быстрее и способен нести больше вооружения и разведывательной аппаратуры на большей высоте. Компания разработала Predator B без финансирования со стороны Пентагона. В декабре Вашингтон заказал два таких самолета за $7,8 млн. каждый. Говорит Нил Блю: "У нас нет комитетов. Мы говорим людям: "Не ждите, пока то же самое продадут другие".

Между тем чиновники из Пентагона утверждают, что им нужны разные типы БЛА. Среди них -- Global Hawk от Northrop. Он тоже беспилотный, но летает гораздо выше (до 65 000 футов против 25 000 футов у Predator), дальше и может нести более сложное разведывательное оборудование. Роберт Митчелл (Robert Mitchell), глава программы Global Hawk в Northrop, считает, что Predator -- не конкурент Hawk. "Это же бумажный самолетик! -- смеется он. -- На наши высоты ему не подняться". С момента приобретения в 1999 году компании-производителя Global Hawk, Ryan Aeronautical Systems Northrop построила 7 таких самолетов, из которых три разбились.

ВВС заявляют, что им нужен 51 Global Hawk, но получить их будет непросто. С одной стороны, цена одного самолета выросла почти вчетверо, т.к. ВВС потребовали установки на Hawk новейшего радара, камер и подслушивающих устройств. Модернизация потребовала повышения мощности двигателей, электросети и даже новой конструкции крыльев. Чтобы снизить себестоимость, ВВС предложили на некоторых машинах уменьшить количество технологических "наворотов". Но кое-кто полагает, что Пентагон может вообще отказаться от Global Hawk в пользу нового, менее уязвимого самолета. Между тем, по словам Лорен Томпсон (Loren B. Thompson), аналитика из Lexington Institute, "бизнес-потенциал Global Hawk пока ясен не до конца. Рынок и возможности Predator понятны".

Собственно, рынок Predator стабилен и растет быстрыми темпами. Частная General Atomics показывает доходы от продаж БЛА на уровне $150 млн. в год. Нил Блю не называет точной цифры чистой прибыли, но утверждает, что Predator приносит неплохие деньги. На самом деле источники в отрасли отмечают, что вокруг General Atomics крутятся желающие ее купить. Забудьте и думать об этом, отвечает им Блю. "Все замечательно так, как есть", -- говорит он тоном юноши, вместе с младшим братом перелетевшего через Анды, юноши, перед которым раскинулся полный возможностей мир.


ДУЭЛЬ

ПАРАМЕТРGLOBAL HAWKPREDATOR

ЦЕНА$35 млн.4,5 млн.

МАКС. ВЫСОТА65 000 футов*25 000 футов

ВРЕМЯ В ВОЗДУХЕ36 часов40 часов

СКОРОСТЬ391 миля**/ч135 миль/ч

ВЕС ГРУЗА2000 фунтов***450 фунтов

РАЗМАХ КРЫЛА116 футов48 футов

ПРОИЗВЕДЕНО782

УТРАЧЕНО327

*фут=0,304 м; **миля=1 609 м; ***фунт=456,3 г. -- "Профиль"


Источник: материалы компаний, ВВС США. -- Business Week

КРИСТОФЕР ПАЛМЕРИ (CHRISTOPHER PALMERI) В САН-ДИЕГО. -- BUSINESS WEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».