Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "Предъявите билет!"

Впервые в истории кинопрокат СНГ преодолел рубеж в $1 млрд по
сборам. Как продюсеры, дистрибьюторы и кинотеатры будут делить эти деньги?

В этом году кинопрокатная индустрия России и стран СНГ (без учета Украины)
установила рекорд. Год еще не закончился, а сборы уже превысили $1 млрд. Если
точнее, то все фильмы, демонстрировавшиеся в кинотеатрах стран СНГ с 30.11.09 по
14.11.10 включительно, собрали $1 002 927 613 (30 320 876 189 рублей). Всего
было продано 157 007 459 билетов. Эти данные приводит «Бюллетень
кинопрокатчика». И это, заметьте, без учета выручки от таких крупных проектов,
как «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 1» и «Рапунцель: запутанная история».
Сумма гигантская, но там, где крутятся большие деньги, обычно возникают и
большие проблемы. В данном случае речь идет о распределении средств между
правообладателями, дистрибьюторами и кинотеатрами. По неофициальным данным,
кинотеатры утаивают порядка 20-30% выручки. Если официальная выручка составляет
$1 млрд, то, значит, кинотеатры незаконно присваивают сотни миллионов
долларов.
   «Фильм попадает в кинотеатры не напрямую от продюсера, а через
дистрибьютора, — говорит замдиректора департамента кинематографии Минкульта
Игорь Каллистов. — И дистрибьюторы подозревали, что часть кассового сбора не по
праву остается в кинотеатре; они стали нанимать специальных людей, чаще всего
студентов, которые просто пересчитывали зрителей в зале. И когда кинотеатры
подавали дистрибьюторам отчеты о проданных билетах, их данные часто не совпадали
с действительным количеством зрителей. Отсюда и появилась некая
экспериментальная оценка, что до 30% выручки утаивается». Конечно, это очень
беспокоило дистрибьюторов и продюсеров, поскольку по сложившейся практике
кинотеатр отдает им 50% кассового сбора за право показа фильма. Понятно, что
дистрибьюторам и продюсерам совсем не безразлично, от какой суммы отсчитываются
проценты. Кроме того, получение достоверных сведений о сборах отечественных
фильмов нужно и Минкульту, чтобы более рационально осуществлять частичное
государственное финансирование индустрии.
   

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

   18 октября премьер-министр РФ Владимир
Путин подписал постановление, согласно которому в России будет внедрена единая
федеральная автоматизированная информационная система (ЕАИС) сведений о показе
фильмов в кинозалах. Напомним, что ЕАИС рассматривается как средство сделать
российский кинорынок прозрачнее. Кинотеатры должны будут каждый час передавать в
систему данные о количестве проданных билетов и выручке. Строго говоря, это не
совсем новость. Еще в прошлом году, 23 декабря, Госдумой во втором и третьем
чтениях был принят закон «О государственной поддержке кинематографии». Он как
раз и предусматривал введение единой информационной системы (ее еще называли
единым электронным билетом).
   Разрабатывать техническую базу для
электронного билета по результатам конкур-са поручили Главному
информационно-вычислительному центру (ГИВЦ) Минкульта.
   «Отчасти смысл
закона и постановления состоит в том, что осуществлять платные показы
кинофильмов на территории РФ, не предоставляя данные в систему, запрещено, —
говорит начальник управления статистики и аналитики Минкульта Сергей Мокров. —
Сейчас нам каждый день звонят ошарашенные представители кинотеатров и
спрашивают, когда нужно начинать передавать данные, чтобы не нарваться на
штрафные санкции. Замечу, кстати, что некоторые компании добровольно, в качестве
эксперимента, уже в 2009 году начали передавать свои данные».
   По закону,
ЕАИС должна была начать функционировать с 1 мая 2010 года. Однако, эти сроки
оказались, мягко говоря, нереальными.
   «Мы прекрасно понимали, что наша
киносеть, насчитывающая 7,5 тыс. объектов, не готова к тому, чтобы выполнять
требования закона и предоставлять информацию о каждом проданном билете, и мы
хотели дать время кинотеатрам для того, чтобы к этому подготовиться, — говорит
Игорь Каллистов. — Между тем я считал, что закон должен вступить в силу сразу
после его принятия, чтобы участники кинотеатрального рынка поняли неотвратимость
введения единой информационной системы». Теперь планируется, что система
заработает в январе 2011 года, правда, не во всех российских
кинотеатрах.
   По словам Игоря Каллистова, крупные киносети сами, без
государственного вмешательства, установили свои локальные системы, через которые
уже передают информацию о проданных билетах. Сетевые кинотеатры занимают менее
30% всех объектов кинопоказа, но зато на них приходится более 90% общего
кассового сбора страны. Это объясняется тем, что сети имеют доступ к фильмам
«первого экрана» (премьерам или релизам). Что же касается всех остальных
кинотеатров, то тут возникают серьезные проблемы.
   Все расходы по установке
оборудования и программного обеспечения для передачи данных в ЕАИС полностью
ложатся на демонстраторов. Новый закон касается абсолютно всех организаций
кинопоказа, находящихся на территории РФ, вплоть до киноустановок в сельских
клубах. Во время подготовки постановления возникали серьезные споры, должны ли
кинотеатры, находящиеся в малых городах или поселках, у которых зачастую нет
даже компьютеров или Интернета, устанавливать у себя автоматизированную систему
продажи билетов.
   «Новый закон мог бы просто разорить всю сельскую
киносеть, а ведь в некоторых населенных пунктах кинотеатры, возможно, являются
единственными очагами культуры, — говорит Игорь Каллистов. — Стоимость
необходимого для передачи данных билетно-кассового комплекса начинается со 100
тыс. рублей, тогда как, по поступавшей к нам информации, в отдельных поселениях
Краснодарского края или Ростовской области билеты продаются по 5 рублей».
Минкульт исходил из необходимости сохранения этих кинотеатров, а его оппоненты
утверждали, что только одномоментность продажи билета и отправки в единый центр
информации обеспечит достоверность передаваемых данных.
   После долгих
обсуждений чиновники все-таки пошли навстречу тем демонстраторам, которые
находятся в сельской местности и в городах с численностью населения до 100 тыс.
человек: их освободили от автоматизированной передачи сведений до 1 января 2015
года. При этом, по словам Сергея Мокрова, в течение этих четырех лет они тоже
должны подавать сведения, вводя данные о проданных билетах вручную и отправляя
их по Интернету.
   

ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ

   Введение ЕАИС вызвало
неоднозначную реакцию в российском кинобизнесе. Закон вызвал негодование
владельцев кинотеатров. По мнению многих из них, сама идея исходит из презумпции
виновности кинотеатров, якобы утаивающих значительные средства. «Не так много
видов деятельности подлежит такому жесткому и многостороннему контролю, как
кинотеатральный бизнес, и поэтому проблема сокрытия кинотеатрами информации о
кассовых сборах абсолютно надуманна, — считает директор НП «Сообщество
национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс» Дмитрий Казуто. — В
настоящее время кассовые сборы кинотеатров контролируются сразу с нескольких
сторон. Во-первых, кинобилеты являются бланками строгой отчетности, которые
предоставляются налоговым службам. Во-вторых, кинотеатры постоянно
контролируются со стороны дистрибьюторов фильмов, которые проводят проверки
фактической посещаемости».
   По словам Дмитрия Казуто, кинотеатры сами не
заинтересованы в сокрытии информации о кассовых сборах. Ведущие сети активно
используют для развития кредитные средства, ведут свою деятельность прозрачно и
в соответствии с мировыми стандартами всех видов учета и корпоративного
управления. Именно сети занимают доминирующую долю рынка и обеспечивают
наибольшую часть кассовых сборов кинотеатров. По этой причине утверждение, что
кинотеатры скрывают чуть ли не 30% сборов, не могут иметь под собой оснований.
«Доля кинотеатров, у которых пока нет автоматизированных систем учета и которых
на этом основании обвиняют в непрозрачности, гораздо меньше 30%, поэтому утаить
пресловутые 30% сборов они не смогли бы даже теоретически, — утверждает Дмитрий
Казуто. — Есть надежда, что отчетность в ЕАИС окончательно внесет ясность в
данный вопрос».
   Генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин
тоже считает, что кинотеатры не могут утаивать такую значительную часть прибыли,
не будучи замеченными проверяющими органами: «Миф, что кинотеатры укрывают часть
выручки, придуман самими продюсерами, чьи фильмы просто не окупились. Если взять
кассовый сбор этого года, который равен примерно $1 млрд, и вычислить, сколько
составят 30%, которые якобы утаивают кинотеатры, получится астрономическая
сумма. Разве могут налоговые и правоохранительные органы не заметить сокрытия
таких денег? Я ни разу не слышал, что где-то действительно было заведено
уголовное дело, связанное с подобными махинациями в кинотеатрах».
   Дмитрий
Казуто отмечает, что обвинения в сокрытии информации отечественными кинотеатрами
почему-то не звучат со стороны голливудских студий, чью продукцию чаще всего
смотрят в кино россияне, и она обеспечивает на данный момент свыше 80% кассовых
сборов. Это означает, что американские киностудии и их представители в России
удовлетворены полнотой и достоверностью получаемой от российских кинотеатров
информации.
   Еще один факт, возмутивший участников кинотеатрального бизнеса
— решение властей переложить все финансовые затраты на кинотеатры. Многим
непонятно, почему за систему, которая вводится в интересах государства,
продюсеров и дистрибьюторов, должны нести ответственность именно
демонстраторы.
   По словам экспертов, нигде за границей не существует
аналогов такой схемы, при которой все данные о показе стекаются в единую
информационную систему. «Во всем мире ни один кинотеатр в режиме онлайн не
передает свои данные ни в какие системы, — говорит Олег Березин. — Например, для
США, где находится 39 тыс. кинозалов, это было бы просто невозможно. Тем не
менее там все-таки есть свои системы контроля, которые нормально функционируют и
не вызывают ничьих претензий. Все сборы там считаются, как статистика — за
основу берется несколько ключевых кинотеатров, которые собирают основные
кассовые сборы. При помощи разных математических моделей вычисляется, что если
данный, например, пятизальный кинотеатр в таком-то штате смог собрать
столько-то, значит, другой кинотеатр с таким-то количеством залов в другом штате
соберет такую-то прибыль. Кассовые сборы рассчитываются примерно, и задачи
подсчитать каждый заработанный доллар никто не ставит. Погрешности допустимы.
Данные собираются примерно с 30% кинотеатров, по которым рассчитывается общий
кассовый сбор. Разумеется, речь не идет об отношениях продюсерских студий и
кинотеатров — в этом случае готовится финансовый отчет, в котором вся прибыль
считается до последнего цента. То есть нет смысла тратить деньги на учет каждого
зрителя, потому что все равно есть финансовый и налоговый отчеты кинотеатра,
которые никто не отменял».

{PAGE}
   

ГОЛОС ПРОДЮСЕРА


 
Главными сторонниками введения единого
электронного билета являются продюсеры. Именно с их подачи еще в 1998 году
власти впервые заговорили о системе электронного бронирования билетов, которая в
том числе должна была аккумулировать данные о кассовых сборах. Сейчас,
наконец-то, настал момент, когда она будет введена, однако, российские
продюсеры, за редким исключением, не ждут чудес от этого нововведения.
   По
словам продюсера и генерального директора компании «СТВ» Сергея Сельянова,
единый электронный билет не даст гарантий достоверности данных о сборах и всего
лишь предоставит больше удобства с точки зрения получения информации. Эксперт
убежден, что, если кинотеатры утаивают прибыль, они и дальше будут это делать,
прибегая к разным махинациям. «Глупо полагать, что сейчас наши кассовые сборы
резко увеличатся, поскольку единый билет не сильно ограничит возможности тех,
кто утаивал прибыль до этого, — считает он. — Существуют разные системы оценок
того, какую часть прибыли утаивают кинотеатры, но точно этого никто не знает.
Результаты этих оценок колеблются в диапазоне от 15% до 30%. Правообладатели
пытаются проводить какие-то проверки, но эффекта от них мало». Системы контроля
продажи билетов тоже не помогают, потому что в кинотеатре может быть касса,
которая просто не будет к ней подключена. Ввод неправильных данных вручную тоже
не исключен.
   «Это, безусловно, позитивный шаг в развитии киноиндустрии,
потому что продюсерам, как правообладателям и дистрибьюторам, хочется иметь
точные систематизированные сведения по поводу результатов проката всех фильмов,
которые выходят на наших экранах, — говорит продюсер и глава студии «Профит»
Игорь Толстунов. — Тем не менее ожидать от этого шага мгновенной отдачи и рывка
в развитии индустрии было бы слишком наивно. Сложно сказать, какой процент
прибыли утаивался кинотеатрами, потому что проблема нашего кинопоказа в том, что
большую часть российских кинотеатров составляют мелкие несетевые демонстраторы.
Мне кажется, что закон направлен именно на оптимизацию отношений с кинотеатрами
такого рода».
   Вице-президент Гильдии продюсеров Александр Котелевский
подтверждает, что основным плюсом новой системы является возможность реального
контроля и получения максимально корректной информации о количестве проданных
билетов, а государство увидит объективную картину доходности проектов, в которые
вкладываются бюджетные деньги. Вместе с тем эксперт обеспокоен, каким образом
данная система будет претворена в жизнь. «Введение ЕАИС может негативно
сказаться на судьбе однозальных кинотеатров в регионах, — считает Александр
Котелевский. — Многие из них не имеют достаточных средств для внедрения
автоматизации. Поскольку им не было предоставлено субсидий, а лишь небольшая
отсрочка по времени, вероятно, что многие из них окажутся под угрозой закрытия,
от чего пострадают и зрители, и продюсеры. А у нас и без того наблюдается
нехватка залов по стране».
   «Повышение прозрачности отрасли является первой
задачей, которую перед собой ставили разработчики проекта, — говорит генеральный
директор исследовательской компании Movie Research Company Олег Иванов. — Кроме
того, от внедрения системы электронного билета должен в первую очередь выиграть
зритель, а потом уже продюсер и государство. Так, внедрение единой
информационной системы уже стало предпосылкой появления возможности покупать
билеты через Интернет».
   Но, несмотря на протесты одних и сомнения других,
многие эксперты киноотрасли считают, что единая система отчетности в российских
кинотеатрах действительно необходима. Однако закон нуждается в серьезных
доработках. Так, по мнению генерального директора компании «Синема Парк» Сергея
Китина, закон должен полностью исключить возможность ручного ввода данных в
систему. Для этого необходимо, чтобы он принуждал владельцев кинотеатров
покупать лицензированные программы билетно-кассового комплекса для передачи
данных.
   «Второе, что, с нашей точки зрения, необходимо сделать, чтобы
закон стал более эффективным, — перевести максимальное количество платежей в
безналичный расчет, — говорит эксперт. — Для этого необходимо пересмотреть
правила, согласно которым билеты считаются бланками строгой отчетности. Нужно
тщательно продумать систему оплаты в терминалах, вплоть до печатающих устройств
в каждом из них». Должна существовать единая форма ввода электронных данных, с
помощью которой человек, оплативший билет на сеанс пластиковой картой, сможет
распечатать штрих-код, который и будет являться документом, свидетельствующим об
оплате.
   Тем не менее можно предвидеть, что единый электронный билет ждет
непростая судьба. Ведь, как уже отмечалось, по-прежнему непонятно, за счет каких
средств небольшие кинотеатры в регионах будут устанавливать у себя весьма
недешевую ин-формационную систему. Они, скорее всего, столкнутся с большими
трудностями и могут даже оказаться за чертой рентабельности. Так что у этого
«кино» может быть новая серия. И не одна.
   

   ПОДРОБНО
   СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТА
   И в
законе о господдержке, и в постановлении премьера сказано, что демонстратор
фильма (компания, осуществляющая показ фильмов) ежечасно должен предоставлять в
единую информационную систему сведения о каждом проданном билете на киносеанс,
которые содержат название демонстратора фильма, название киносеанса, название
фильма, входящего в этот киносеанс, номер прокатного удостоверения
демонстрируемого фильма, название (или номер) кинозала (если используется более
одного кинозала), дату и время начала сеанса, номер места, номер ряда, цену
продажи билета и сведения о скидке на билет. Требование о том, что обмен
информацией между системой и кинотеатрами должен происходить не реже, чем раз в
час, обусловлено тем, что это позволяет контролирующему органу (Минкульту) и
прокатчикам постоянно получать подробные и актуальные сведения о сборах каждой
отдельной картины в режиме реального времени.

   

   ЗАСЛУГИ-2009
   В прошлом году, по данным «Бюллетеня
кинопрокатчика», рубеж в $1 млрд преодолели только пять территорий
международного проката: Япония, Индия, Франция, Великобритания и Германия.
Россия и страны СНГ (без учета Украины) занимали в сводном рейтинге прошлого
года 11-ю позицию.

   

   КСТАТИ
   Наиболее существенный вклад в общий годовой бокс-офис
внесли зарубежные проекты в формате 3D, среди которых «Аватар» ($118 млн), «Шрэк
навсегда» ($51,5 млн) и «Алиса в Стране чудес» ($42 млн).

 

$739,4 МЛН
   бокс-офис кинопроката СНГ в 2009 году. Прирост сборов в
долларах за год в текущем году составил 35,6% (в рублях — 31,4%; по количеству
проданных билетов — 12%).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK