Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ НОЛЬ ГРАММ"

Очередной виток борьбы за безопасность на дорогах не повлияет на статистику ДТП, но откроет новые возможности для злоупотреблений и поборов.    В минувшую среду Госдума одобрила в первом чтении президентский законопроект, отменяющий допустимую концентрацию алкоголя в крови водителей. Если документ будет принят в его теперешнем виде, он может стать сущим наказанием для автомобилистов и источником дополнительного заработка для инспекторов ДПС. Насколько уместно очередное ужесточение «дорожных» законов и кто больше всего выиграет от новых правил, выяснял корреспондент «Профиля».
   
ОПАСНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ 
  С 1 июля 2008 года инспекторы ДПС получили право самостоятельно освидетельствовать автомобилистов с помощью алкотестеров. До этого водителей с признаками опьянения милиционеры направляли на медицинскую проверку в стационар. Одновременно с этим статья 27.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) была дополнена примечанием, в котором говорилось, что под состоянием алкогольного опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
   Смысл нововведений состоял в том, чтобы дать сотрудникам ГИБДД дополнительные полномочия для выявления нетрезвых водителей. В то же время установление допустимой концентрации защищало автомобилистов от возможных злоупотреблений со стороны стражей порядка. Инспектор ДПС, в отличие от врача, не может оценить степень воздействия таких факторов, как остаточные явления, последствия приема лекарств и потребления таких продуктов, как квас или кефир. Организм человека способен производить эндогенный алкоголь самостоятельно. У кого-то его вполне достаточно, чтобы определить алкотестером. Это касается диабетиков или людей с заболеваниями пищеварительной системы.
   Чтобы эти «побочные эффекты» не смущали сотрудников ДПС, законодатели ввели разрешенные промилле. Увы, кое-кто ошибочно посчитал, что новая норма позволяет садиться за руль, выпив кружку пива, бокал вина или пропустив рюмку водки. Заблуждение это оказалось настолько сильным, что в плену его оказался даже президент.
   В конце прошлого года в эфире центральных телеканалов Дмитрий Медведев сказал, что собирается отменить допустимые промилле. «Надо запретить употребление алкоголя за рулем, — заявил президент. — Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем, даже в ограниченных количествах, потому что это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство перед тем, как человек садится за руль». И хотя «реальное пьянство» никак не ухудшало статистику ДТП за 2008-2009 годы, процесс, как говорится, пошел. В конце марта в Госдуму был внесен президентский законопроект, исключающий из статьи 27.12 КоАП примечание о допустимой концентрации алкоголя в организме водителя.
   Как это ни парадоксально, но мнение президента — это, возможно, единственная причина очередного ужесточения «дорожных» законов. Данные милицейской статистики красноречиво говорят, что введение допустимых промилле не имело сколько-нибудь тяжких последствий. Борьба с пьющими водителями началась в августе 2004 года. Тогда в «автомобильную» статью 12.8 КоАП внесли поправки, ужесточающие наказание за «пьяную езду». Раньше водитель мог отделаться штрафом, а теперь он рискует стать пешеходом на полтора или два года. Чтобы нарушитель не избежал наказания, проигнорировав медицинское освидетельствование (за это был предусмотрен лишь штраф), депутаты решили отбирать права и за отказ от экспертизы.
   Результаты не замедлили сказаться. Количество ДТП по вине нетрезвых водителей в 2004 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на рекордные 9,5%.
   Очередной удар по любителям выпить на дорожку депутаты нанесли в 2007 году. В КоАП добавили еще две нормы. Одна гарантирует трехлетнее отлучение от руля в случае повторного нарушения. А вторая предусматривает арест на срок до пятнадцати суток для желающих прокатиться под хмельком без права на управление автомобилем. Эти поправки вступили в силу в начале 2008 года. К этому моменту количество ДТП по вине нетрезвых водителей сократилось более чем на четверть: с 21,6 тыс. в 2004 году до 15,5 тыс. в 2007 году. Введение допустимой концентрации алкоголя в 2008 году не изменило этой тенденции. За 2008-2009 годы количество «пьяных» ДТП сократилось еще на 3,2 тыс.
   Тут стоит добавить, что до 2008 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП только тех, кто скончался в течение 7 дней после аварии. Умиравшие от травм позднее в эту категорию не попадали. С 2009 года срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. И, несмотря на это, в 2009 году зафиксирована самая низкая за последние годы смертность в ДТП.
   
В ЧЬЮ ТРУБОЧКУ ДУТЬ? 


  Председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что президент предлагает половинчатые меры и что в таком виде от них будет больше вреда, чем пользы: «Я не против отмены этих промилле. Многие развитые страны живут без них совершенно нормально. Но, отменяя их, следует одновременно лишить инспекторов ДПС права самостоятельно освидетельствовать водителей с помощью алкотестера. Теперь получается, что инспектор может провести замер с помощью прибора и вынести однозначное решение, опираясь на его показания. При этом индивидуальные особенности организма, последствия применения медицинских препаратов и другие факторы не учитываются». Увидев на приборе 0,1 промилле, инспектор отнимет права и передаст дело в суд.
   По данным Похмелкина, с введением алкотестеров количество взяток на дорогах и жалоб со стороны автовладельцев заметно выросло. То же самое может произойти и теперь, если право на проведение освидетельствования у инспекторов останется, а допустимые промилле исчезнут. По мнению депутата, президент мог не увидеть всех подводных камней в этом деле. Он считает, что поправки в их теперешнем виде выгодны только коррупционерам, так как позволят им манипулировать показаниями алкотестера и вымогать взятки.
   
ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО… 
  Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее задуматься, почему очередной удар в борьбе за безопасность на дорогах пришелся именно на алкогольное направление. Обратимся к статистике. Количество ДТП по вине пьяных водителей — одно из самых незначительных в списке. В 2009 году их было 12 326, а за первый квартал 2010 года — всего 1082. Для сравнения: из-за нарушения ПДД пешеходами в 2009 году произошло 32 435 ДТП, а в 2010-м — 6633. Еще более удручающая ситуация с ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог. В 2009 году их произошло 38 105, а в 2010-м — 10 131. Еще красноречивее цифры человеческих потерь. С начала этого года по вине пьяных водителей погибло 143 человека, по вине пешеходов — 907, а разбитые дороги унесли жизни 1177 человек.
   Почему же в таком случае столько внимания уделяется именно алкогольной тематике? Возможно, потому, что это самое легкое. Если надо обозначить усилия в борьбе за безопасность на дорогах, то быстрее и дешевле всего это можно сделать, изменив одну статью в КоАП. Чтобы улучшить ситуацию с пешеходами, придется выделять огромные средства на оборудование безопасных переходов, трамвайных остановок и т.д. А уж о затратах на приведение в порядок автомобильных дорог и говорить не приходится.

 

   

   В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России корреспонденту «Профиля» пояснили, что пока рано говорить, как повлияют антиалкогольные поправки на работу инспекторов. По словам сотрудника департамента, пожелавшего не называть свое имя, после внесения изменений в закон будут разработаны новые инструкции. Тогда и можно будет говорить о каких-то изменениях. А в московском управлении ГИБДД заявили, что в работе столичных инспекторов ничего не изменится. По словам руководителя отдела пропаганды столичного ГИБДД Марины Васильевой, за малым исключением, когда факт опьянения очевиден и не отрицается, всех подозри-тельных водителей инспекторы отправляют на медицинскую экспертизу. Дальнейшие решения принимаются уже на ос-новании врачебного заключения о наличии или отсутствии алкогольного опьянения.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK