19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Прибалтийский акцент России"

Архивная публикация 2002 года: "Прибалтийский акцент России"

Похоже, что, несмотря на протесты России, ЕС все-таки введет визовый режим проезда на территорию Калининградской области. И теперь главная задача Москвы -- не потерять окончательно свой самый западный регион.Последние месяцы калининградская проблема все время на слуху. Российские дипломаты и политики выступали и продолжают выступать с огромным количеством всевозможных заявлений, меморандумов и предложений. Европейские чиновники, в свою очередь, произносят выверенные и ни к чему не обязывающие тирады о необходимости диалога и недопущении конфронтации между Россией и ЕС. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все это -- не более чем политес, дипломатическая шелуха, практически не несущая никакой смысловой нагрузки.
Вопрос с Калининградом на самом деле был фактически предрешен в момент распада СССР. Уже тогда ни у кого не было никаких иллюзий в отношении бывших Прибалтийских республик СССР, которые моментально превратились в страны Балтии и получили наибольший среди всех других бывших союзных республик шанс быстро интегрироваться в ЕС.
А когда в ЕС начали принимать страны Восточной Европы и был подписан Шенгенский договор, судьба Прибалтики определилась окончательно. И то, что рано или поздно придется решать проблему проезда граждан с российскими паспортами через эту самую Шенгенскую зону, стало совершенно очевидным.
Сегодня Калининград -- это довольно странное образование в составе РФ. С одной стороны, это по-прежнему Россия. Жители области имеют российские паспорта, выбирают своих представителей в Госдуму и Совет Федерации, голосуют за президентов. В федеральный бюджет поступают налоги, правительство выделяет трансферты, платежным средством являются российские рубли.
Однако, с другой стороны, население чаще, чем другие жители страны, ездит за границу (благо ехать до нее -- несколько часов на автомобиле, причем в любую сторону), а значит, чаще других задумывается о том, как "славно потрудилась" здесь советская власть, превратившая процветающую немецкую область в обычное российское захолустье.
Социологические опросы показывают, что большинство местных жителей в возрасте до 25 лет уже практически не ассоциируют себя с Россией. И уверены, что в составе, например, Германии их область чувствовала бы себя значительно лучше.
Стой, кто идет

Предложений по решению проблемы перемещения российских граждан из Калининграда на "континент" (то есть на основную территорию РФ) и обратно было несколько. Начиная от умеренного "западно-берлинского" варианта (то есть перемещения россиян по Шенгенской зоне в опломбированных вагонах) и заканчивая совсем уж фантастическим предложением включить Россию в эту самую зону.
Однако все они встретили явное и упорное сопротивление европейской бюрократии. Просто потому, что нарушали главное правило -- внутренней безопасности "общеевропейского дома". А так как за последние годы межгосударственные границы внутри зоны действительно стали прозрачными, основной стала функция защиты границ внешних.
Понять чиновников из Брюсселя, в принципе, можно. Формально они исходят из того, что если есть общеевропейская граница, то должен быть и общий для всех порядок ее пересечения. Тем более что об исключениях из правил просит Москва, которая сама не в состоянии контролировать большую часть своих границ.
Так что жертвовать собственным благополучием ради престижа некогда могучей сверхдержавы в Европе просто не хотят. Ведь через "калининградский коридор" в благополучные страны могут хлынуть бесчисленные орды незаконных мигрантов, от которых и так стонут отцы-основатели Евросоюза.
По большому счету Москве на это возразить нечего. Разве что завести разговор о том, что визовый режим для поездок граждан по своей собственной стране есть нарушение демократических ценностей. Такой аргумент Россией был использован и не сработал. Поскольку когда речь идет о жизненных интересах государств Еврозоны (впрочем, как и любых других) демократические, либеральные, общечеловеческие ценности отходят на второй план.
Все, что сейчас могут сделать наши политики и дипломаты, -- найти более-менее правдоподобное объяснение тому, почему Россия после громких и бескомпромиссных заявлений президента о недопустимости нарушения прав наших граждан все-таки пошла на уступки. То есть сохранить лицо. А после этого попробовать решить другую проблему -- как удержать российский эксклав в составе страны.
Ведь введение визового режима в один прекрасный момент может всерьез подвигнуть жителей области перестать мириться со своей "эксклавностью" и попроситься-таки в благополучный общеевропейский дом.
Граница компромисса

Самый очевидный путь сохранения Калининграда в составе России -- экономический. Для того чтобы область не попросилась в Европу, нужно создать там "конкурентные" условия как для граждан, так и для бизнеса. То есть попытаться превратить Калининград в витрину достижений российского капитализма. Например, создав там свободную экономическую зону (причем не на бумаге, а в реальности) и простимулировав всеми возможными средствами российских и западных инвесторов.
Теоретически вариант вполне реализуемый. Но с трудом. Поскольку, как показывает наш собственный опыт последних 10 лет, любая особая зона очень быстро превращается не в процветающий оазис, а в лучшем случае в налоговую дыру, в худшем -- в дыру еще и криминальную. Так что создание преимуществ Калининграду потребует чрезвычайно выверенных и последовательных действий власти.
Альтернатива этой кропотливой работе, собственно, одна -- смириться с тем, что рано или поздно Калининград перестанет быть российским. И начать готовить к этому общественное мнение внутри страны, а заодно и попытаться выторговать максимально выгодные для РФ условия "сдачи" области. Правда, надо быть при этом готовыми к тому, что, уступив раз, мы вынуждены будем уступить и второй. Ну, например, Японии в вопросе о Курилах. А то, что затем последует третья, четвертая и т.д. очереди, сомневаться не приходится.

Куда за пределы области вы выезжали за последние 5--7 лет?

Похоже, что, несмотря на протесты России, ЕС все-таки введет визовый режим проезда на территорию Калининградской области. И теперь главная задача Москвы -- не потерять окончательно свой самый западный регион.Последние месяцы калининградская проблема все время на слуху. Российские дипломаты и политики выступали и продолжают выступать с огромным количеством всевозможных заявлений, меморандумов и предложений. Европейские чиновники, в свою очередь, произносят выверенные и ни к чему не обязывающие тирады о необходимости диалога и недопущении конфронтации между Россией и ЕС. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все это -- не более чем политес, дипломатическая шелуха, практически не несущая никакой смысловой нагрузки.

Вопрос с Калининградом на самом деле был фактически предрешен в момент распада СССР. Уже тогда ни у кого не было никаких иллюзий в отношении бывших Прибалтийских республик СССР, которые моментально превратились в страны Балтии и получили наибольший среди всех других бывших союзных республик шанс быстро интегрироваться в ЕС.

А когда в ЕС начали принимать страны Восточной Европы и был подписан Шенгенский договор, судьба Прибалтики определилась окончательно. И то, что рано или поздно придется решать проблему проезда граждан с российскими паспортами через эту самую Шенгенскую зону, стало совершенно очевидным.

Сегодня Калининград -- это довольно странное образование в составе РФ. С одной стороны, это по-прежнему Россия. Жители области имеют российские паспорта, выбирают своих представителей в Госдуму и Совет Федерации, голосуют за президентов. В федеральный бюджет поступают налоги, правительство выделяет трансферты, платежным средством являются российские рубли.

Однако, с другой стороны, население чаще, чем другие жители страны, ездит за границу (благо ехать до нее -- несколько часов на автомобиле, причем в любую сторону), а значит, чаще других задумывается о том, как "славно потрудилась" здесь советская власть, превратившая процветающую немецкую область в обычное российское захолустье.

Социологические опросы показывают, что большинство местных жителей в возрасте до 25 лет уже практически не ассоциируют себя с Россией. И уверены, что в составе, например, Германии их область чувствовала бы себя значительно лучше.

Стой, кто идет


Предложений по решению проблемы перемещения российских граждан из Калининграда на "континент" (то есть на основную территорию РФ) и обратно было несколько. Начиная от умеренного "западно-берлинского" варианта (то есть перемещения россиян по Шенгенской зоне в опломбированных вагонах) и заканчивая совсем уж фантастическим предложением включить Россию в эту самую зону.

Однако все они встретили явное и упорное сопротивление европейской бюрократии. Просто потому, что нарушали главное правило -- внутренней безопасности "общеевропейского дома". А так как за последние годы межгосударственные границы внутри зоны действительно стали прозрачными, основной стала функция защиты границ внешних.

Понять чиновников из Брюсселя, в принципе, можно. Формально они исходят из того, что если есть общеевропейская граница, то должен быть и общий для всех порядок ее пересечения. Тем более что об исключениях из правил просит Москва, которая сама не в состоянии контролировать большую часть своих границ.

Так что жертвовать собственным благополучием ради престижа некогда могучей сверхдержавы в Европе просто не хотят. Ведь через "калининградский коридор" в благополучные страны могут хлынуть бесчисленные орды незаконных мигрантов, от которых и так стонут отцы-основатели Евросоюза.

По большому счету Москве на это возразить нечего. Разве что завести разговор о том, что визовый режим для поездок граждан по своей собственной стране есть нарушение демократических ценностей. Такой аргумент Россией был использован и не сработал. Поскольку когда речь идет о жизненных интересах государств Еврозоны (впрочем, как и любых других) демократические, либеральные, общечеловеческие ценности отходят на второй план.

Все, что сейчас могут сделать наши политики и дипломаты, -- найти более-менее правдоподобное объяснение тому, почему Россия после громких и бескомпромиссных заявлений президента о недопустимости нарушения прав наших граждан все-таки пошла на уступки. То есть сохранить лицо. А после этого попробовать решить другую проблему -- как удержать российский эксклав в составе страны.

Ведь введение визового режима в один прекрасный момент может всерьез подвигнуть жителей области перестать мириться со своей "эксклавностью" и попроситься-таки в благополучный общеевропейский дом.

Граница компромисса


Самый очевидный путь сохранения Калининграда в составе России -- экономический. Для того чтобы область не попросилась в Европу, нужно создать там "конкурентные" условия как для граждан, так и для бизнеса. То есть попытаться превратить Калининград в витрину достижений российского капитализма. Например, создав там свободную экономическую зону (причем не на бумаге, а в реальности) и простимулировав всеми возможными средствами российских и западных инвесторов.

Теоретически вариант вполне реализуемый. Но с трудом. Поскольку, как показывает наш собственный опыт последних 10 лет, любая особая зона очень быстро превращается не в процветающий оазис, а в лучшем случае в налоговую дыру, в худшем -- в дыру еще и криминальную. Так что создание преимуществ Калининграду потребует чрезвычайно выверенных и последовательных действий власти.

Альтернатива этой кропотливой работе, собственно, одна -- смириться с тем, что рано или поздно Калининград перестанет быть российским. И начать готовить к этому общественное мнение внутри страны, а заодно и попытаться выторговать максимально выгодные для РФ условия "сдачи" области. Правда, надо быть при этом готовыми к тому, что, уступив раз, мы вынуждены будем уступить и второй. Ну, например, Японии в вопросе о Курилах. А то, что затем последует третья, четвертая и т.д. очереди, сомневаться не приходится.


Куда за пределы области вы выезжали за последние 5--7 лет?

В Россию33%

В Литву и Польшу28%

В страны СНГ22%

В государства--члены ЕС8%

Ни разу никуда не выезжали34%

По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.

Как часто вы лично выезжали в другие регионы России?

Ни разу13%

Только до распада СССР33%

Несколько раз за течение последних 10 лет32%

Практически каждый год15%

По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.


По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.

Знаете ли вы или слышите впервые о разногласиях между ЕС и Россией по вопросу введения визового режима при поездках россиян между Калининградской областью и другими регионам РФ?

Знаю21%

Что-то слышал31%

Слышу впервые39%

Затрудняюсь ответить9%

По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.


По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.


По данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ.

Вас лично, ваших родственников или знакомых затронет или не затронет введение визового режима?

Затронет9%

Не затронет41%

Затруднились ответить2%

По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.


По данным опроса жителей области, проведенного Калининградским социологическим центром.


По данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ.


Ответы заявивших, что знают или что-то слышали о разногласиях.


По данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в 100 населенных пунктах 44 субъектов РФ.

КИРИЛЛ РАДЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».