Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Прибыль ЦБ: нарисуем — будем жить"

На прошлой неделе Министерство по налогам и сборам (МНС) заявило о необходимости лишить ЦБ России особого статуса и заставить его платить налоги наравне с обычными банками. При этом существует закон о Центробанке, который предусматривает особые — льготные — правила налогообложения ЦБ России. Но существует и мировая практика, в соответствии с которой центробанки большинства развитых стран отдают в казну всю свою прибыль.Александр Жуков, председатель комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам: «На самом деле, ЦБ по ряду налогов, например по подоходному налогу, и так является обычным налогоплательщиком. Особые правила распространяются лишь на прибыль Центробанка. Как известно, 50% прибыли ЦБ перечисляет государству. При этом банк сам устанавливает правила учета, отчетности, формирования структуры затрат и т.п.
Приравнивать ЦБ в вопросах налогообложения к обычной кредитной организации, с моей точки зрения, нецелесообразно. Во всем мире для центробанков установлен специальный порядок взаимоотношений с налоговыми органами. Но нужно сказать и о том, что в большинстве стран мира в госбюджет перечисляется вся прибыль национальных центральных банков.
Что касается российского ЦБ, такой вопрос уже ставился не раз, и думаю, что его обсуждение еще не закончено.
Другой вопрос, который как раз сейчас обсуждается в парламенте,— установление специальных правил формирования затрат ЦБ РФ. Возможно, имеет смысл определить структуру затрат ЦБ законодательно. Это поможет снять с Центрального банка всяческие подозрения в ненадлежащем распоряжении собственной прибылью».
Элеонора Митрофанова, аудитор Счетной палаты РФ: «При обсуждении вопроса о налогообложении ЦБ надо прежде всего исходить из того, что Центробанк — это банк эмиссионный. Поэтому любой выход денег из Центробанка — не важно в какой форме, будь то кредитование коммерческих банков или выплаты налоговых платежей,— является, по сути, наполнением экономики эмиссионными деньгами. Хотя менять существующее положение вещей, конечно, необходимо.
Сегодня из недр ЦБ МНС получает только подоходный налог сотрудников. А по нашему мнению, ЦБ должен платить и налог на землю, и налог на прибыль, и другие налоги.
Прежде всего Центробанку необходимо выделить из своей структуры такие организации, как комбинаты питания, пансионаты, санатории и т.п. Эти организации вполне могут выполнять роль самостоятельных экономических субъектов, а сейчас они числятся структурными подразделениями ЦБ и в соответствии со статусом ЦБ не платят никаких налогов.
Теперь что касается прибыли. Налог с прибыли надо платить, но здесь существует несколько нюансов. Например, ЦБ сам устанавливает правила бухучета и поэтому всегда имеет возможность отразить в балансе ту прибыль, которую сам захочет указать. Исходя из этого, мы считаем, что ЦБ должен находиться на жесткой смете, которая должна быть утверждена Государственной думой.
Вся прибыль, остающаяся после перечисления средств в специально созданные фонды, размер которых следует регулировать нормативно, должна переводиться в бюджет.
Для этого надо изменить закон о ЦБ. И работа в этом направлении уже ведется. Есть даже рабочая группа по этому вопросу. Но процесс идет сложно. Ведь взять, к примеру, те же операции ЦБ с ГКО. С одной стороны, Центробанк зарабатывал на этом, а с другой — выполнял свои регулирующие функции. Определить здесь, что есть что, достаточно проблематично. Но возможно. Для этого надо изменить закон о ЦБ. А для этого требуется политическая воля. Которая, к сожалению, в данном вопросе не наблюдается».
Сергей Реусов, заместитель председателя правления КБ «Кредит-Траст»: «То, что Центральный банк освобожден от налоговых платежей, на мой взгляд, не совсем правильно. Дело в том, что во время проведения Центробанком ряда операций он выступает как коммерческая организация. И, соответственно, получает от этих операций определенную прибыль.
Например, ЦБ является игроком на рынке ценных бумаг, осуществляет кредитование коммерческих банков, проводит операции на валютном рынке. С июня 1999 года ЦБ получил право эмиссии собственных облигаций — «бобров» — и тем самым право получения доходов по этим облигациям.
Что получается? С одной стороны, коммерческие банки, которые должны нести все налоговое бремя, с другой стороны — ЦБ, который, проводя те же банковские операции, получает от таких операций прибыль, а налоги не платит.
Но, наверное, нужно учитывать, что ЦБ является институтом, который осуществляет государственную денежно-кредитную политику, обеспечивает устойчивость национальной валюты и поддержку банковской системы. И все это за счет собственных доходов.
Поэтому при рассмотрении вопроса о налогообложении ЦБ нужен достаточно взвешенный и разумный подход, основанный на приоритетах развития национальной экономики».
Карл Джохансон, управляющий партнер по СНГ аудиторской компании «Эрнст и Янг»: «Я не уверен, что решение приравнять ЦБ к обычным банкам в сфере налогообложения является логичным. Это совершенно нецелесообразно. Ведь ЦБ — это организация, основной функцией которой является обеспечение финансовой безопасности государства. Его функции принципиально отличаются от функций обычных коммерческих банков. Тем более что в странах с рыночной экономикой прецедентов приравнивания ЦБ к комбанкам нет».
Владлен Гоцеридзе, президент благотворительного фонда «Мир вашему дому»: «Правовые акты, регулирующие деятельность Центробанка, действительно требуют корректировки с учетом сегодняшних экономических реалий. Однако создается впечатление, что за предложениями Министерства по налогам и сборам скрываются не требования экономической целесообразности, а политические факторы.
Ни для кого не секрет, что у нас в стране в связи с грядущими президентскими выборами идет жесткая политическая борьба между представителями различных финансово-политических «семей». И в этом свете данные предложения выглядят несколько иначе. Приравняв Центробанк по статусу к обычному налогоплательщику, МНС сразу получает возможность осуществлять полный контроль за всеми финансовыми операциями ЦБ. К тому же у МНС в таком случае резко улучшается отчетность по сборам налогов, следовательно, есть хорошие новости для президента.
Более правильным представляется другой путь: поставить Центробанк под жесткий контроль Счетной палаты, Госдумы и Совета Федерации. При этом все доходы Центробанка за финансовый год целевым образом и в обязательном порядке должны перечисляться в бюджет».

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ, ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK