23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПРИЧЕМ ТУТ ВОЗРАСТ?"

Архивная публикация 2010 года: "ПРИЧЕМ ТУТ ВОЗРАСТ?"

Реформа пенсионной системы - реформа комплексная, но власть утеряла навыки реализации долгосрочных социальных проектов. Я надеюсь, что к уровню Кооперативной республики Гайана или Албании, где народ строем выходит на пенсию в 55 лет и кормится с огородов, Россия не вернется. Но и в скорое повышение пенсионного возраста не верю. Слишком многое указывает на то, что привыкший к беспрерывным реформам и передрягам ушлый российский народ вперед реформаторов решит очередную проблему - как обойти власть на повороте. Вот в будущем году ожидается, что поступления в Пенсионный фонд вырастут за счет повышения страхового взноса. Но эффект в лучшем случае будет ничтожным. Работодатель к новациям готов: зарплаты в большем объеме снова вернутся в тень, а повышенный взнос будут платить с их официального (меньшего) размера. Следующий логичный шаг - людям перестанут повышать зарплаты. Мотивация работодателя простая: "Мы же вам на будущие пенсии и так платим". Зарплаты перестанут поднимать как раз для того, чтобы не платить больше отчислений в ПФ, хотя доля серых зарплат снова пойдет в гору.
Нечто подобное будет и с повышением возраста выхода на пенсию. Будет найдена лазейка ускоренного выхода на заслуженный отдых. Ее и искать не надо. В России до 35% мужчин и значительная часть женщин не доживают до пенсии, а те, кто достигает 55 и 60 лет, к этому времени настолько отягощены хроническими заболеваниями, что до половины из них нетрудоспособны. Вот и легитимный выход - уход на пенсию раньше времени по инвалидности. Тем более что получить статус инвалида в нашей стране не так уж сложно, нужно просто время и терпение. Их сейчас, напомню, уже более 13 млн.
Значит, мы вернемся к тому, от чего уходили, если проблему не рассматривать комплексно. А вот этого федеральная власть и не делает. Она вообще утеряла навыки осуществления длительных социаль-ных проектов, каковым должна стать пенсионная реформа. Проблема повы-шения возраста выхода на пенсию - лишь од-на из ее составных частей. Единственный положительный пример - пенсионная реформа 2002 года, но ее искорежили, вырвав из контекста лишь выгодные государству фискальные меры.
Что же нужно сделать для начала? Прежде всего, бизнесу надо компенсировать рост обязательных страховых платежей ради того, чтобы привлечь инвестиции, создать новые рабочие места с высокой зарплатой. А это, в свою очередь, приведет к росту пенсионных накоплений. Прежде чем поднимать пенсионный возраст, что, конечно же, неизбежно, государство обязано предложить обществу своего рода компенсационный пакет в виде цивилизованной системы ухода за стариками и детьми, а также современной и доступной системы медицинского обслуживания. Грубо говоря, сначала предпенсионное поколение надо вылечить, чтобы оно было трудоспособно, и дать ему возможность полноценно трудиться.
Но и это не все. Люди старше 45, 55 и тем более 60 лет не конкурентоспособны на рынке труда. Поэтому надо наладить эффективную систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые бы удлиняли или перепрофилировали их трудовую жизнь. И еще одно предварительное условие для повышения пенсионного возраста. Надо внедрять экономические сти-мулы, чтобы людям было выгодно уходить на пенсию как можно позже.
Наконец, надо провести четкую грань между социальным обеспечением и пенсионным страхованием. У нас, пожалуй, единственная страна в мире, где минимальный трудовой стаж для получения страховой пенсии - пять лет. Может, пришло время входить в клуб цивилизованных стран, где минимальный трудовой стаж для ее получения составляет 20-25 лет? Тот же, кто хочет и может, пусть копит себе на будущую пенсию длительной занятостью. Главное, чтобы государство создало для этого условия.
Весь комплекс мер, предваряющих повышение пенсионного возраста, требует времени. Для полноценной пенсионной реформы, которая является долгосрочным социальным проектом, нужно примерно полвека.

Реформа пенсионной системы - реформа комплексная, но власть утеряла навыки реализации долгосрочных социальных проектов. Я надеюсь, что к уровню Кооперативной республики Гайана или Албании, где народ строем выходит на пенсию в 55 лет и кормится с огородов, Россия не вернется. Но и в скорое повышение пенсионного возраста не верю. Слишком многое указывает на то, что привыкший к беспрерывным реформам и передрягам ушлый российский народ вперед реформаторов решит очередную проблему - как обойти власть на повороте. Вот в будущем году ожидается, что поступления в Пенсионный фонд вырастут за счет повышения страхового взноса. Но эффект в лучшем случае будет ничтожным. Работодатель к новациям готов: зарплаты в большем объеме снова вернутся в тень, а повышенный взнос будут платить с их официального (меньшего) размера. Следующий логичный шаг - людям перестанут повышать зарплаты. Мотивация работодателя простая: "Мы же вам на будущие пенсии и так платим". Зарплаты перестанут поднимать как раз для того, чтобы не платить больше отчислений в ПФ, хотя доля серых зарплат снова пойдет в гору.
Нечто подобное будет и с повышением возраста выхода на пенсию. Будет найдена лазейка ускоренного выхода на заслуженный отдых. Ее и искать не надо. В России до 35% мужчин и значительная часть женщин не доживают до пенсии, а те, кто достигает 55 и 60 лет, к этому времени настолько отягощены хроническими заболеваниями, что до половины из них нетрудоспособны. Вот и легитимный выход - уход на пенсию раньше времени по инвалидности. Тем более что получить статус инвалида в нашей стране не так уж сложно, нужно просто время и терпение. Их сейчас, напомню, уже более 13 млн.
Значит, мы вернемся к тому, от чего уходили, если проблему не рассматривать комплексно. А вот этого федеральная власть и не делает. Она вообще утеряла навыки осуществления длительных социаль-ных проектов, каковым должна стать пенсионная реформа. Проблема повы-шения возраста выхода на пенсию - лишь од-на из ее составных частей. Единственный положительный пример - пенсионная реформа 2002 года, но ее искорежили, вырвав из контекста лишь выгодные государству фискальные меры.
Что же нужно сделать для начала? Прежде всего, бизнесу надо компенсировать рост обязательных страховых платежей ради того, чтобы привлечь инвестиции, создать новые рабочие места с высокой зарплатой. А это, в свою очередь, приведет к росту пенсионных накоплений. Прежде чем поднимать пенсионный возраст, что, конечно же, неизбежно, государство обязано предложить обществу своего рода компенсационный пакет в виде цивилизованной системы ухода за стариками и детьми, а также современной и доступной системы медицинского обслуживания. Грубо говоря, сначала предпенсионное поколение надо вылечить, чтобы оно было трудоспособно, и дать ему возможность полноценно трудиться.
Но и это не все. Люди старше 45, 55 и тем более 60 лет не конкурентоспособны на рынке труда. Поэтому надо наладить эффективную систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые бы удлиняли или перепрофилировали их трудовую жизнь. И еще одно предварительное условие для повышения пенсионного возраста. Надо внедрять экономические сти-мулы, чтобы людям было выгодно уходить на пенсию как можно позже.
Наконец, надо провести четкую грань между социальным обеспечением и пенсионным страхованием. У нас, пожалуй, единственная страна в мире, где минимальный трудовой стаж для получения страховой пенсии - пять лет. Может, пришло время входить в клуб цивилизованных стран, где минимальный трудовой стаж для ее получения составляет 20-25 лет? Тот же, кто хочет и может, пусть копит себе на будущую пенсию длительной занятостью. Главное, чтобы государство создало для этого условия.
Весь комплекс мер, предваряющих повышение пенсионного возраста, требует времени. Для полноценной пенсионной реформы, которая является долгосрочным социальным проектом, нужно примерно полвека.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».