25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Приехали!"

Архивная публикация 2011 года: "Приехали!"

Рынок автокредитования в России вновь набирает обороты. При нынешних темпах роста он может достичь докризисных показателей уже в этом году. Если в кризисный период доля кредитных автомобилей составляла около 25%, то в настоящий момент она возросла до 35%. Такие данные приводит директор департамента розничных банковских продуктов Связь-банка Мария Зенина. "По итогам 2011 года в кредит будет продано на 43% больше автомобилей, чем в 2010 году, и почти в 2,5 раза больше, чем в 2009 году", - прогнозирует директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Евгений Новиков. Как предполагают эксперты, опрошенные "Профилем", при сохранении существующих темпов роста рынка, в текущем году практически каждый второй автомобиль будет продан с привлечением заемных средств.

Рынок автокредитования в России вновь набирает обороты. При нынешних темпах роста он может достичь докризисных показателей уже в этом году. Если в кризисный период доля кредитных автомобилей составляла около 25%, то в настоящий момент она возросла до 35%. Такие данные приводит директор департамента розничных банковских продуктов Связь-банка Мария Зенина. "По итогам 2011 года в кредит будет продано на 43% больше автомобилей, чем в 2010 году, и почти в 2,5 раза больше, чем в 2009 году", - прогнозирует директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Евгений Новиков. Как предполагают эксперты, опрошенные "Профилем", при сохранении существующих темпов роста рынка, в текущем году практически каждый второй автомобиль будет продан с привлечением заемных средств.

ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ УСПЕХ

©

Стабильный рост кредитования наметился во многом благодаря реализации государственных программ по субсидированию автокредитов и утилизации автомобилей, внедренных Минпромторгом РФ в прошлом году.
Всего в 2010 году банки получили от физических лиц 354 554 заявки по программе субсидирования кредитов на приобретение автомобилей. Выдано 165 708 кредитов, с помощью которых было приобретено 10% новых автомобилей. В начале этого года российское правительство приняло решение о продление данной программы до конца года. Более того, в начале марта в перечень моделей, кредитуемых в рамках программы субсидирования, были добавлены Hyundai Solaris, Fiat Linea и Chevrolet Lacetti. Теперь в программе участвуют 56 моделей.
По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств за тот же 2010 год было выдано свыше 400 тыс. свидетельств об утилизации. По данным агентства "Автостат", каждый второй вазовский автомобиль был продан по этой программе.
Среди прочих факторов, оказавших благоприятное влияние на развитие российского рынка автокредитования, Евгений Новиков отметил стабилизацию стоимости фондирования, позволяющую удерживать процентные ставки по кредитам на приемлемом уровне. По оценкам эксперта, снижение процентных ставок возможно в этом году, но не более чем на 0,5-1 процентный пункт. Как считает директор департамента розничного бизнеса банка "АК Барс" Марат Ганеев, сейчас банки приблизились к уровню ставок, при котором получаемый доход немногим больше стоимости привлечения ресурсов.
При этом ценовой аспект конкуренции между банками на рынке автокредитования, по мнению руководителя департамента маркетинга и электронных сервисов банка "Уралсиб" Михаила Воронько, будет отходить на второй план в связи с возвращением ставок к докризисному уровню и схожестью условий кредитования.
"В сложившейся ситуации усиление конкуренции заставляет искать альтернативные варианты привлечения клиентов", - добавляет Марат Ганеев. Многие кредитные организации объявили о запуске специальных акций и новых кредитных продуктов, а также об изменении неценовых параметров кредита: увеличении суммы и срока кредита (до 7 лет) и скорости рассмотрения заявки; либерализации требований к заемщикам (как правило, теперь требуется лишь паспорт и водительское удостоверение) и к страхованию приобретаемого транспорта.
Способствует росту рынка, по мнению члена правления, руководителя дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрея Степаненко, и увеличение доли кэптивных банков, и появление все большего количества совместных программ банков и автопроизводителей, позволяющих получить кредит под минимальный процент. Данная тенденция опять же усиливает конкуренцию среди банкиров на рынке новых автомобилей. Поэтому кредитные учреждения будут проявлять все больший интерес к рынку подержанных машин.

АВТОБАНКИ И ПРОСТО БАНКИ
Появление совместных программ, по мнению Марии Зе-ниной, обусловлено заинтересованностью автопроизводителя в увеличении объемов продаж определенной марки за счет снижения стоимости автомобиля. Клиент получает реальную выгоду при приобретении машины по совместной акции с уменьшением суммы ежемесячного платежа и общей переплаты по кредиту.
Продолжают автопроизводители активно осваивать рынок автокредитования и путем создания своих собственных банков, расширения уже действующих подразделений. По оценке Евгения Новикова, каждый четвертый кредит в 2010 году на новые автомобили выдавался кэптивным банком. В ближайшее время эксперт ожидает увеличения доли банков автопроизводителей на рынке автокредитования. Этому будут способствовать более выгодные условия кредитования, предлагаемые кэптивными банками, на автомобили своих брендов, активная маркетинговая поддержка, а также увеличение общего количества кэптивных банков на рынке.
"Банки-монолайнеры, специализирующиеся на продаже автокредитов, фактически являются монополистами на рынке кредитования новых автомобилей, так как могут предложить более привлекательные условия кредитования машин собственного производства, в первую очередь за счет предоставления скидки и других дотационных программ", - уточняет Андрей Степаненко. Тем не менее он считает, что полностью охватить рынок автобанкам, скорее всего, не удастся, поскольку у них, как правило, отсутствует разветвленная филиальная сеть.
О том, что открытие в России собственных банков ведущими западными автоконцернами способствует увеличению конкуренции в сегменте автокредитования, а также формированию более привлекательных клиентских предложений, говорит и Михаил Воронько: "В большинстве случаев финансовые подразделения западных автоконцернов - Тойота Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус и др. - могут предложить российскому потребителю более выгодные условия автокредитования, нежели российские банки. Это связано в первую очередь с дешевым фондированием, а также с тем, что ключевым бизнесом для автоконцернов является продажа автомобилей, а не выдача кредитов". Однако эксперт уверен, что серьезно потеснить российские банки кэптивам будет непросто ввиду того, что автобанки еще и строго ограничены в предоставлении кредитов только на новые автомобили из модельного ряда своего производителя.
"Глобальный передел рынка маловероятен, поскольку традиционные банки постоянно модернизируют продуктовую линейку и могут в ответ предложить альтернативные льготные условия", - вторит коллегам Марат Ганеев.
В любом случае, увеличение конкуренции на рынке авто-кредитования неизбежно при-ведет к дальнейшему смягчению требований и улучшению условий по кредитным программам. "Это только вопрос времени, - считает Михаил Воронько. - Уже известны случаи увеличения сроков кредитования и снижения уровня первоначального взноса до 0% от стоимости авто, не говоря уже о постоянных корректировках в сторону уменьшения процентных ставок по кредиту".
При этом Мария Зенина, например, уверена, что, учитывая последнее повышение ставки рефинансирования до 8%, ставки по классической схеме кредитования с полным пакетом документов значительно уменьшаться не будут и останутся в пределах 11-13%. "Уже сейчас ставки по кредитам опустились ниже докризисного уровня", - резюмирует эксперт.

КАКИЕ ПРОГРАММЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ?
ЭКСПЕРТ
Михаил ВОРОНЬКО,
руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка "Уралсиб":
"На данный момент мы предлагаем классическую программу автокредитования со сроком рассмотрения заявки и принятием решения за один рабочий день. Клиенту предлагается выбрать пакет документов - как с подтверждением дохо-да и занятости, так и без подтверждения. Соответственно от выбора программы напрямую зависит и процентная ставка. Автокредит предоставляется на срок от 12 до 60 месяцев. Минимальный первоначальный взнос составляет 15% от стоимости приобретаемого автомобиля. Процентные ставки - от 11,5% годовых в рублях и 9% в долларах США или евро в зависимости от срока кредитования и размера первоначального взноса.
Комиссия за выдачу кредита отсутствует. Погашение основного долга и уплата процентов заемщиком осуществляются аннуитетными платежами.
Для тех, кто получает зарплату с помощью наших банковских карточек, разработан специальный тарифный план "Партнерский", процентная ставка по которому ниже, чем при стандартных условиях. Также банк предоставляет пониженные процентные ставки для своих заемщиков и вкладчиков в рамках тарифного плана "Доверительный".
Стоит отметить, что банк "Уралсиб" активно сотрудничает с целым рядом крупнейших автопроизводителей отечественных и иностранных марок в рамках специальных программ. Совместные программы запущены по автомобилям марок Lada, Hyundai, Volkswagen, Skoda и Audi. Наши клиенты могут приобретать автомобили данных марок в автосалонах официальных дилеров на привлекательных условиях и по более низким процентным ставкам".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».