Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ЭЛЕКТРОНИКОВ»"

В сентябре только и разговоров было, что про «Электронную Россию». И все задавались одним вопросом: когда, наконец, появятся электронные госуслуги?    Мы уже привыкли к тому, что в России обещанного три года ждут. Но разговоры о федеральной целевой программе «Электронная Россия» ведутся уже лет семь, что много даже по отечественным меркам… Выяснить, на каком этапе застряла информатизация органов государственной власти, «Профилю» помогли эксперты из IT-компаний.

ПОКА НЕ ЭЛЕКТРОННАЯ
    Программа «Электронная Россия», запущенная в 2002 году, должна была стать первой серьезной попыткой перевести работу государственных структур на электронную основу. За время реализации программы были достигнуты определенные результаты: компьютеризированы государственные структуры, внедрены базовые IT-решения в медицинских учреждениях и т.д. Однако в целом ход выполнения программы нельзя признать успешным.
   Директор департамента по работе с государственными структурами компании «Энвижн Груп» Евгений Ермаков считает, что главные причины неудовлетворительного состояния дел — это недостаточное финансирование (в среднем бюджет по статьям исполнялся максимум на 20% от заявленных потребностей) и отсутствие централизованного управления ресурсами.
   «Процесс информатизации можно рассматривать с точки зрения разработки IT-решений и с точки зрения их внедрения, — продолжает тему президент информационного агентства «Трейд.Су» Алексей Вансович. — Если говорить о разработке, то здесь процесс активно идет. А вот внедренных решений для граждан и бизнеса практически нет. Все, что на сегодняшний день декларируется государством как услуга, на самом деле является справочной информацией в электронном виде».
   С тем, что за прошедшее время кое-что было сделано, согласен и руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании «АйТи» Дмитрий Смирнов. Однако и он делает оговорку: «Сделано достаточно, но лишь на уровне отдельных ведомств. При этом не удалось решить основных задач — создать единое информационное пространство, наладить межведомственное взаимодействие и плодотворный обмен информацией между государственными учреждениями». В качестве подтверждения эксперт приводит ситуацию с системой электронного документооборота: «Практически все знают, что это такое, и все по отдельности этим пользуются, но на межведомственном уровне системы как не было, так и нет».
   Основные препятствия для реализации «Электронной России», по мнению руководителя отделения консалтинга компании «ФОРС — Центр разработки» Людмилы Абламской, создают ведомственная разобщенность и отсутствие «центра управления», наделенного соответствующими властными полномочиями.

ПЕРЕЗАГРУЗКА
 
   Отсутствие значимых результатов требует пересмотра государственной политики в области информатизации. По поручению премьер-министра Владимира Путина Министерство связи и массовых коммуникаций РФ приступило к разработке новой долгосрочной целевой программы «Информационное общество», которая будет направлена на решение комплексных задач информатизации государственного управления и российской экономики. Программа предусматривает финансирование в размере 152 млрд рублей.
   Кроме того, в сентябре постановлением правительства РФ в программу «Электронная Россия» были внесены изменения. Таким образом, по мнению Евгения Ермакова, сегодня государство определило новые приоритеты информатизации: автоматизация работы государственных учреждений уступила место повышению качества предоставления государственных услуг населению с использованием IT-технологий.
   Предполагается, что уже в следующем году большинство ведомств начнет предоставлять в электронном виде информационные, а в 2011 году — и остальные государственные услуги. Прототип единого портала государственных услуг разместится на сайте www.gosuslugi.ru, запустить который планируется 31 декабря 2009 года. Согласно планам правительства, все госуслуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году.
   Однако, по словам Алексея Вансовича, важно не только внедрить технологические решения, но и объяснить бизнесу и населению процедуру, механизм и специфику документооборота электронных услуг. А это может занять еще лет 5-7, так как «электронное государство» не может быть полноценным, если граждане не лояльны к новой системе и если услуги в новом формате не востребованы.

ЭФФЕКТ ЕСТЬ… А ЭФФЕКТИВНОСТЬ?
    Порой приходится слышать, что оценить пользу от внедрения IT-тех-нологий бывает сложно. Но если заданы четкие критерии, то эффективность очевидна, понятна и измерима.
   Так, например, в Москве, в рамках реализации городской программы «Электронная Москва», сделан первый шаг к оказанию государственных услуг в электронном виде. При участии компании «Энвижн Груп» внедрена и действует информационная система поддержки оказания государственных услуг в режиме «одного окна» и портал «Электронная приемная» (https://oo.mos.ru/ru).
   «При автоматизации регламентов предоставления государственных услуг в режиме «одного окна» нам удалось сократить сроки подготовки, согласования и выдачи договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации с 60 до 30 дней, а архивных справок и выписок департамента здравоохранения и учреждений системы образования — с 30 до 20 дней, — рассказывает Евгений Ермаков. — А по некоторым услугам удалось сократить и количество посещений заявителями государственных организаций. В частности, после того как появилась возможность размещения онлайн-заявки на портале «Электронная приемная» для получения удостоверения многодетной семьи, требуется только один визит в службу «одного окна».
   Неплохо обстоят дела с внедрением средств автоматизации и в некоторых регионах. Так, значительно опережают по уровню информатизации страну в целом Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ, в котором уже запущена пилотная версия информационного портала государственных и муниципальных услуг. Для правительства округа компания «ФОРС» разработала несколько подсистем, позволивших создать хорошо логически структурированный и насыщенный интернет-ресурс, где представлено 160 государственных услуг, каждая из которых сопровождается полным набором сопутствующих сведений.
   Евгений Ермаков уверен, что использование и передача в регионы накопленного опыта в решении задач информатизации позволит значительно ускорить процесс внедрения IT-тех-нологий и сэкономить государственные ресурсы. Созданная для этих целей межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами РФ по уровню информационного развития должна стать эффективным инструментом в руках государства и бизнеса. К примеру, на портале группы (www.region-it.ru) размещаются сведения о лучших решениях, апробированных на практике в разных регионах и готовых к тиражированию.
   По оценке Людмилы Абламской, примерно около 10% госуслуг уже сегодня можно получать из дома по Интернету. Это, к примеру, получение любых архивных справок, не требующих указания персональных данных, выписок из реестра прав на объекты недвижимого имущества и многое другое. В перспективе с созданием электронного межведомственного документооборота можно будет существенно сократить количество документов, подаваемых заявителем при обращении за госуслугой. А чтобы все это работало в масштабах страны, говорит Людмила Абламская, нужно создать единый координирующий орган — хорошо оснащенное госучреждение с call-центром, всевозможными видами и средствами связи.
   В эффективности IT-решений уверен и Алексей Вансович: «Могу сказать, что перевод электронных закупок в режим online — это очень важный с точки зрения оздоровления российской экономики шаг. В масштабах экономики электронные закупки помогают противодействовать росту стоимости сделок, который происходит из-за заложенных в це-ну откатов, отсутствия доступа к ин-формации и т.д.». Эти транзакционные издержки оказывают значительное влияние на эффективность экономики в целом. Так, только 5% коррупционной составляющей приводит к удорожанию конечной продукции на 2% и снижению ВВП на 2% в год. Перевод закупок в онлайн, уверен эксперт, позволяет не только бороться с коррупцией чиновников, но и способствует развитию честной конкуренции за счет прозрачности процедуры электронных торгов.
   «Именно такие IT-решения, направленные на повышение качества и эффективности работы госслужащих и делающие их деятельность открытой и понятной, и нужно внедрять в органах власти в первую очередь, — уверен Дмитрий Смирнов. — А это как раз и повлечет снижение коррумпированности и социальной напряженности в отношениях между населением и бизнесом, с одной стороны, и государством — с другой».{PAGE}

ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО
    Сама идея создания «электронного государства», бесспорно, благая. Для экономики это полезно потому, что позволяет повысить прозрачность рынка и эффективность управления промышленными и финансовыми активами. А гражданам это облегчит доступ к госуслугам. «Однако следует понимать, что с появлением информационной инфраструктуры должна быть сформирована новая культура жизни в информационно развитом обществе, — подчеркивает Алексей Вансович. — Нет смысла внедрять информационные технологии, если основная часть населения не сможет ими воспользоваться».
   По оценкам аналитиков, доступ к Интернету есть только у пятой части россиян. А это, в свою очередь, может привести к тому, что «Электронная Россия» столкнется с фундаментальной проблемой информационного неравенства.
   «Государство должно постоянно обучать людей работе с электронными документами, — считает Евгений Ермаков. — Да, все привыкли, что на документе должна стоять печать и подпись, однако опыт создания «Электронной приемной» в Москве показывает, что, оценив удобства сервиса, граждане отказываются от традиционного хождения по кабинетам».
   Начинать активно вовлекать россиян в процесс автоматизации, безусловно, необходимо, добавляет Дмитрий Смирнов. Многие люди пока просто не осознают возможностей, которые могут открыться перед ними. Информатизация должна в итоге снизить до минимума барьер, который стоит сейчас между властью и гражданами, сделать взаимодействие государства и населения понятнее и прозрачнее.

   КАКИЕ УСЛУГИ МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
   Распоряжением правительства РФ № 872-р утвержден перечень госуслуг, которые с начала 2011 года можно будет получить в электронном виде. 46 пунктов списка разбиты на 7 групп:
   1. Регистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей, уплата налогов и пр.;
   2. Постановка автомобилей на учет, оплата штрафов и пр.;
   3. Таможенное оформление товаров и пр.;
   4. Оформление социальных выплат и пособий и пр.;
   5. Регистрация прав на недвижимость, землю и пр.;
   6. Лицензирование отдельных видов деятельности;
   7. Оформление и выдача паспортов и пр.
   Среди ведомств, ответственных за то, чтобы все вышеперечисленное стало возможным, ФНС, МВД, Роскомнадзор, Рособрнадзор, Роструд, Минздравсоцразвития, ФМС, Минюст и др.
   Традиционные способы подачи заявлений и получения информации от госорганов с появлением электронных версий никуда не денутся.
   
   21,2 млрд рублей составит общий объем финансирования программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы.

   От «Электронной приемной» до «электронного правительства»
   ЕВГЕНИЙ ЗАКРЕПИН, первый заместитель генерального директора «Энвижн Груп»
   «Решение президента Российской Федерации взять под личный контроль вопросы информатизации станет хорошим стимулом для построения информационного общества и «электронного правительства». Как показывает практика, только сильная политическая воля может привести к желаемому результату при реализации таких масштабных проектов. В России доказательством этого постулата может служить пример Москвы, где руководители взяли реализацию планов информатизации под свой контроль и добились успеха.
   Одним из достижений ГЦП «Электронная Москва» является созданная усилиями специалистов «Энвижн Груп» информационная система обеспечения работы городских организаций в режиме «одного окна» и интернет-портал «Электронная приемная». Внедрение этих решений призвано упростить предоставление государством различных услуг населению. Например, с помощью данного сервиса сегодня в электронном виде можно получить единый жилищный документ и единый платежный документ, подать заявку на оформление удостоверения многодетной семьи, произвести предварительный расчет жилищной субсидии. Портал также позволяет проконсультироваться с сотрудниками БТИ и проверить подаваемые в службу «одного окна» документы.
   Полученный при реализации региональных проектов опыт, связанный с решением вопросов межведомственной интеграции, внедрением электронного документооборота и обучением госслужащих работе с информационными технологиями, будет полезен и на федеральном уровне при реализации концепции «электронного правительства».
   Я уверен, что усилия, направленные государством и бизнес-сообществом на информатизацию федеральных и региональных органов власти, приведут к желаемому результату: удастся повысить эффективность их работы, а наши граждане смогут комфортно и быстро получать государственные услуги».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK