19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Примеряя белые перчатки"

Архивная публикация 2002 года: "Примеряя белые перчатки"

Рынок слияний и поглощений -- брутальный, криминальный и несимпатичный -- внешне цивилизуется. В России появились компании, специализирующиеся на слияниях и поглощениях, и объемы сделок, совершаемых через них, растут. Впрочем, хотя стрелять в процессе слияний и поглощений практически перестали, до цивилизации в полном смысле слова здесь еще очень далеко.Рынок слияний и поглощений -- наверное, самый увлекательный и кинематографичный. Истории о том, как хищные капиталисты покупают и продают друг друга, какие страсти их раздирают и как они с ними справляются, стали излюбленными сюжетами не только Голливуда, но даже родного отечественного кинематографа (от голливудской "Красотки" до лунгинского "Олигарха"). Скорее всего, фильмы про нынешний этап отечественного рынка будут другими. Этап первоначального накопления капитала закончился, грядет новый передел.
По данным компании PwC, в 2001 году российский рынок слияний и поглощений стал бесспорным лидером в Восточной Европе -- как по числу сделок (237), так и по их объему ($6 млрд.). По словам экспертов, эти цифры далеко не полные -- большинство сделок, совершаемых на российском рынке, просто нигде не фиксируется. В первой половине 2002 года рост этого рынка продолжился: по данным компании Ernst&Yang, сейчас российская доля на рынке слияний и поглощений составляет уже две трети от общего объема по Восточной Европе. Некоторые изменения касаются и качества этих сделок: во-первых, прибавилось иностранцев -- за счет этого рынок узнал о том, что такое сделки "в белых перчатках". А во-вторых, серьезными игроками становятся сложившиеся ранее "сырьевые" олигархические группы. Они приходят на этот рынок фактически от безысходности. Высокие цены на нефть и избыток свободных средств заставляют их искать объекты для вложений. Они покупают предприятия, рассчитывая в дальнейшем часть приобретений перепродать (естественно, уже дороже) новым покупателям. И хотя наши олигархи пока что не думают всерьез о белых перчатках, иногда они все же вынуждены соблюдать некоторые правила приличия -- ведь большая часть их бизнеса ориентирована на западные рынки, где чикагские методы захвата компаний могут подпортить им реноме.
В белых перчатках

Западные стандарты поглощения компаний, прежде всего, означают серьезные требования к "прозрачности" сделок. "В отличие от российской практики, когда сделки оформляются простым договором купли-продажи, западные технологии предполагают тома документов, тщательную подготовку, привлечение финансовых консультантов и т.д.", -- рассказывает Вадим Храпун из PwC. Дело в том, что западным компаниям нужна если не полная "прозрачность" сделок, то хотя бы видимость ее. Компании-покупатели котируются на фондовых биржах, и участие в каких-то "мутных" покупках снижает их капитализацию, разрушая всякий экономический смысл этих сделок. В большинстве случаев "белые" сделки дороже при их заключении, однако, по заверениям консультантов, дешевле обходятся впоследствии. Не проводя тщательного изучения и перекладывая акции из кармана в карман, российские покупатели часто выясняют постфактум, что долги предприятия превышают сумму, за него уплаченную, либо купленные акции оказываются пустышками. Западный стиль поглощений, конечно, тоже не страхует от неприятностей -- вспомним хотя бы историю BP Amoco, купившую у "Интерроса" пакет акций НК "СИДАНКО" и получившую вместе с пакетом весь букет проблем: и долги, и увод активов. Тем не менее иначе покупать компании "западники" не хотят и не умеют.
"Было невозможно вообразить себе, что пять лет назад инвестиционные подразделения компаний могли зарабатывать, -- говорит управляющий директор компании "Тройка Диалог" Олег Царьков. -- Люди с западным образованием, с западными технологиями были на рынке не нужны в принципе. Российские игроки нам говорили: приходите лет через десять, а пока мы сами как-нибудь договоримся, без галстуков. Западные же компании просто не шли к нам. Сейчас понемногу все меняется".
Заработок посредникам обеспечивают в основном иностранцы. Так, в течение последних трех лет через инвесткомпании были заключены сделки по продаже завода Stinol ($160 млн.) итальянской Merlony, бельгийскому концерну Glaverbel -- Борского стекольного завода ($200 млн.), компании Nestle -- ЗАО "Святой источник" ($50 млн.).
И тем не менее эти сделки -- лишь крошечная часть оборотов всего российского рынка слияний и поглощений. "Мультинациональные компании имеют единые стандарты качества активов и управления ими, -- объясняет директор компании Brunswick UBS Warburg Акакий Беручашвили нежелание иностранцев идти в Россию. -- Покупка крупных российских активов для стратегов проблематична, поскольку, несмотря на размеры, качество наших активов, как правило, довольно низкое. Покупки осуществляются только в том случае, если нет другого способа получить значительную долю на местном рынке. Если рынок не очень плотный, стратегические инвесторы предпочтут скорее построить что-либо с нуля, чем покупать существующий актив или компанию".
Русский имперский стиль

В этой связи львиная доля растущего рынка слияний и поглощений приходится на сделки между российскими компаниями. Из них же большинство составляют приобретения уже сложившихся олигархических групп. "В российской экономике на нынешнем этапе концентрация капитала выше, чем где бы то ни было -- утверждает Олег Царьков. -- Пятнадцать-двадцать семей или групп контролируют 80% российской экономики". Под двадцатью семьями, являющимися основными игроками рынка слияний и поглощений, подразумеваются всем известные холдинги. Среди них: подконтрольная Роману Абрамовичу компания Millhouse Capital, "Базовый элемент" Олега Дерипаски, принадлежащий им обоим "Русский алюминий". Помимо того, это Группа МДМ (Андрей Мельниченко), "Евразхолдинг" (Александр Абрамов), УГМК (Искандер Махмудов), "Альфа-групп" (Михаил Фридман), "МЕНАТЕП" (Михаил Ходорковский), "Интеррос" (Владимир Потанин).
Приобретения олигархических групп можно условно разделить на три класса: горизонтальные, вертикальные и хаотические (любые ассоциации с анекдотом про "распальцовку" просьба считать случайными).
Первое направление -- это достраивание горизонтальных производственных цепочек для бизнеса, купленного изначально. Так, Тюменская нефтяная компания, не попавшая в пятерку лидеров по объемам добычи нефти, неизбежно должна была попытаться увеличить добычу за счет приобретения компании ОНАКО (пример выбран произвольно из великого множества похожих сделок).
Второе направление -- вертикальное достраивание бизнеса. К примеру, владеющий БрАЗом "РусАл" неизбежно должен был попытаться купить "Иркутскэнерго" -- для обеспечения металлургического предприятия дешевым электричеством. Каковые попытки и были успешно предприняты.
Третье направление приобретений олигархов -- не что иное, как перераспределение прибылей от основного бизнеса в новые отрасли. Здесь предпочтения покупателей распределились хаотически, в соответствии с вкусами, пристрастиями, модой или просто исходя из случайно подвернувшихся возможностей.
Так, в поле зрения никелево-нефтяного олигарха Потанина попало сельское хозяйство. Нефтяной магнат Ходорковский увлекся розничным бизнесом (покупка сети универмагов "Копейка"), а Роман Абрамович -- пищевкой (формирование мясо-молочного холдинга "Планета Менеджмент") и авиацией ("Аэрофлот"). Олег Дерипаска полюбил одним махом автопром (холдинг "Руспромавто"), лесопромышленный комплекс ("Континенталь Менеджмент") и страхование ("Ингосстрах").
For sale

"Имперский период рынка слияний и поглощений близится к завершению, -- утверждает управляющий директор инвестиционной компании "Атон" Кирилл Липа. -- Раньше покупали в основном потому, что дешево. Сейчас халява заканчивается, а приоритеты от доминирования в отрасли смещаются в сторону эффективности того или иного бизнеса". Другим важным фактором окончания "имперского" периода, с точки зрения Липы, является выработанность ресурсов российских предприятий. "Профинансировать проекты самостоятельно владельцам контрольных пакетов будет все сложнее, -- считает он, -- Даже крупнейшие игроки этого рынка для повышения эффективности купленных компаний вынуждены будут делиться своими приобретениями и привлекать новых акционеров".
С точки зрения Акакия Беручашвили, распродажа империй начнется, когда будет исчерпана внутренняя экономическая целесообразность их существования и нынешние собственники должным образом подготовят эти активы к продаже.
Можно утверждать, что значительная часть хаотических приобретений, сделанных олигархами в имперский период, уже рассматривается покупателями исключительно как финансовые, а не стратегические инвестиции.
Олигархи создали специализированные компании по управлению такого рода активами. Так, например, Millhouse Capital и "Базовый элемент" в течение последних месяцев совершили ряд достаточно крупных операций на этом рынке -- после приобретения в прошлом году принадлежащих предпринимателю Андрею Андрееву активов ("Автобанк", "Ингосстрах", НОСТА и др.) компании уже успели часть их выгодно перепродать. В числе проданных два крупных пакета страховых компаний -- "Ингосстрах" и "Россия".
Активными игроками этого рынка являются группа "Альфа" и бывший крупный нефтетрейдер "Нафта-Москва". Не так давно "Альфа" заявила, что входящее в нее подразделение "Альфа-эко" будет специализироваться именно на приобретении и продаже промышленных активов. А "Нафта-Москва" в принципе отказалась от нефтетрейдерства, сконцентрировавшись на работе на рынке слияний и поглощений. Громкими делами, в которых участвовали эти игроки, стали участие в схеме приобретения бизнеса Андрея Андреева, поглощение газовой компании "Роспан", дочерних компаний "Славнефти", компаний "Варьеганнефть" и "Варьеганнефтегаз".
Группа МДМ также создала специализированную компанию для приобретения, доведения до ума и дальнейшей перепродажи активов -- компанию "РИНАКО". По словам президента "РИНАКО" Евгения Туголукова, компания была создана именно как независимый игрок рынка. Сейчас в портфеле "РИНАКО" находится десяток пакетов акций промышленных предприятий, из них только металлургическая компания "Тагмет" покупалась в интересах МДМ-групп, остальные (Волгоградский тракторный завод, "Кузнецкие ферросплавы" и др. -- для дальнейшей перепродажи).
А нравы исправит рынок и закон

С огорчением следует констатировать, что появление независимых игроков на рынке слияний и поглощений существенно не улучшило нравов, царящих на этом рынке. "Проблема нравов" имеет кардинальный характер: в отличие от западного рынка слияний и поглощений, российский не регламентируется практически никак. Слабая судебная система и огромные дыры в законодательстве по-прежнему позволяют покупать предприятия хоть и скандально, но дешево.
И тем не менее компании, ориентированные на западные рынки капитала, уже стараются покупать более деликатными способами, чем другие. Так, например, котирующиеся на западных биржах телекоммуникационные компании МТС и "ВымпелКом" очень "деликатно" обращались с десятками поглощаемыми региональными операторами. Эти приобретения в основном делались через инвестиционных консультантов с соблюдением всех западных норм.
Более цивилизованно старается действовать на рынке слияний и поглощений компания Millhouse. Дело в том, что основной принадлежащий ей актив "Сибнефть" готовится к активному выходу на западные рынки капитала, в связи с чем акционеры и в отношении прочих активов намерены соблюдать приличия. Приобретение компании "Тверьпиво" велось через инвестиционную компанию "Атон", последняя же старалась действовать цивилизованно, не заливая противника черным пиаром, не проводя фальшивых собраний акционеров и не врываясь на предприятие с судебными приставами. Правда, противник (гендиректор предприятия) благородства "Атона" не оценил, и пока велась скупка акций, просто вывел с предприятия все активы. Сейчас "Атон" думает, что делать дальше.
"Даже без существенных изменений законодательства поведение игроков в ближайшем будущем изменится, -- считает Кирилл Липа. -- Все игроки подрастут и научатся видеть ситуацию более-менее одинаково. Как в преферансе: сильные игроки могут обойтись без розыгрыша -- им понятен расклад сразу после сдачи".

Рынок слияний и поглощений -- брутальный, криминальный и несимпатичный -- внешне цивилизуется. В России появились компании, специализирующиеся на слияниях и поглощениях, и объемы сделок, совершаемых через них, растут. Впрочем, хотя стрелять в процессе слияний и поглощений практически перестали, до цивилизации в полном смысле слова здесь еще очень далеко.Рынок слияний и поглощений -- наверное, самый увлекательный и кинематографичный. Истории о том, как хищные капиталисты покупают и продают друг друга, какие страсти их раздирают и как они с ними справляются, стали излюбленными сюжетами не только Голливуда, но даже родного отечественного кинематографа (от голливудской "Красотки" до лунгинского "Олигарха"). Скорее всего, фильмы про нынешний этап отечественного рынка будут другими. Этап первоначального накопления капитала закончился, грядет новый передел.

По данным компании PwC, в 2001 году российский рынок слияний и поглощений стал бесспорным лидером в Восточной Европе -- как по числу сделок (237), так и по их объему ($6 млрд.). По словам экспертов, эти цифры далеко не полные -- большинство сделок, совершаемых на российском рынке, просто нигде не фиксируется. В первой половине 2002 года рост этого рынка продолжился: по данным компании Ernst&Yang, сейчас российская доля на рынке слияний и поглощений составляет уже две трети от общего объема по Восточной Европе. Некоторые изменения касаются и качества этих сделок: во-первых, прибавилось иностранцев -- за счет этого рынок узнал о том, что такое сделки "в белых перчатках". А во-вторых, серьезными игроками становятся сложившиеся ранее "сырьевые" олигархические группы. Они приходят на этот рынок фактически от безысходности. Высокие цены на нефть и избыток свободных средств заставляют их искать объекты для вложений. Они покупают предприятия, рассчитывая в дальнейшем часть приобретений перепродать (естественно, уже дороже) новым покупателям. И хотя наши олигархи пока что не думают всерьез о белых перчатках, иногда они все же вынуждены соблюдать некоторые правила приличия -- ведь большая часть их бизнеса ориентирована на западные рынки, где чикагские методы захвата компаний могут подпортить им реноме.

В белых перчатках


Западные стандарты поглощения компаний, прежде всего, означают серьезные требования к "прозрачности" сделок. "В отличие от российской практики, когда сделки оформляются простым договором купли-продажи, западные технологии предполагают тома документов, тщательную подготовку, привлечение финансовых консультантов и т.д.", -- рассказывает Вадим Храпун из PwC. Дело в том, что западным компаниям нужна если не полная "прозрачность" сделок, то хотя бы видимость ее. Компании-покупатели котируются на фондовых биржах, и участие в каких-то "мутных" покупках снижает их капитализацию, разрушая всякий экономический смысл этих сделок. В большинстве случаев "белые" сделки дороже при их заключении, однако, по заверениям консультантов, дешевле обходятся впоследствии. Не проводя тщательного изучения и перекладывая акции из кармана в карман, российские покупатели часто выясняют постфактум, что долги предприятия превышают сумму, за него уплаченную, либо купленные акции оказываются пустышками. Западный стиль поглощений, конечно, тоже не страхует от неприятностей -- вспомним хотя бы историю BP Amoco, купившую у "Интерроса" пакет акций НК "СИДАНКО" и получившую вместе с пакетом весь букет проблем: и долги, и увод активов. Тем не менее иначе покупать компании "западники" не хотят и не умеют.

"Было невозможно вообразить себе, что пять лет назад инвестиционные подразделения компаний могли зарабатывать, -- говорит управляющий директор компании "Тройка Диалог" Олег Царьков. -- Люди с западным образованием, с западными технологиями были на рынке не нужны в принципе. Российские игроки нам говорили: приходите лет через десять, а пока мы сами как-нибудь договоримся, без галстуков. Западные же компании просто не шли к нам. Сейчас понемногу все меняется".

Заработок посредникам обеспечивают в основном иностранцы. Так, в течение последних трех лет через инвесткомпании были заключены сделки по продаже завода Stinol ($160 млн.) итальянской Merlony, бельгийскому концерну Glaverbel -- Борского стекольного завода ($200 млн.), компании Nestle -- ЗАО "Святой источник" ($50 млн.).

И тем не менее эти сделки -- лишь крошечная часть оборотов всего российского рынка слияний и поглощений. "Мультинациональные компании имеют единые стандарты качества активов и управления ими, -- объясняет директор компании Brunswick UBS Warburg Акакий Беручашвили нежелание иностранцев идти в Россию. -- Покупка крупных российских активов для стратегов проблематична, поскольку, несмотря на размеры, качество наших активов, как правило, довольно низкое. Покупки осуществляются только в том случае, если нет другого способа получить значительную долю на местном рынке. Если рынок не очень плотный, стратегические инвесторы предпочтут скорее построить что-либо с нуля, чем покупать существующий актив или компанию".

Русский имперский стиль


В этой связи львиная доля растущего рынка слияний и поглощений приходится на сделки между российскими компаниями. Из них же большинство составляют приобретения уже сложившихся олигархических групп. "В российской экономике на нынешнем этапе концентрация капитала выше, чем где бы то ни было -- утверждает Олег Царьков. -- Пятнадцать-двадцать семей или групп контролируют 80% российской экономики". Под двадцатью семьями, являющимися основными игроками рынка слияний и поглощений, подразумеваются всем известные холдинги. Среди них: подконтрольная Роману Абрамовичу компания Millhouse Capital, "Базовый элемент" Олега Дерипаски, принадлежащий им обоим "Русский алюминий". Помимо того, это Группа МДМ (Андрей Мельниченко), "Евразхолдинг" (Александр Абрамов), УГМК (Искандер Махмудов), "Альфа-групп" (Михаил Фридман), "МЕНАТЕП" (Михаил Ходорковский), "Интеррос" (Владимир Потанин).

Приобретения олигархических групп можно условно разделить на три класса: горизонтальные, вертикальные и хаотические (любые ассоциации с анекдотом про "распальцовку" просьба считать случайными).

Первое направление -- это достраивание горизонтальных производственных цепочек для бизнеса, купленного изначально. Так, Тюменская нефтяная компания, не попавшая в пятерку лидеров по объемам добычи нефти, неизбежно должна была попытаться увеличить добычу за счет приобретения компании ОНАКО (пример выбран произвольно из великого множества похожих сделок).

Второе направление -- вертикальное достраивание бизнеса. К примеру, владеющий БрАЗом "РусАл" неизбежно должен был попытаться купить "Иркутскэнерго" -- для обеспечения металлургического предприятия дешевым электричеством. Каковые попытки и были успешно предприняты.

Третье направление приобретений олигархов -- не что иное, как перераспределение прибылей от основного бизнеса в новые отрасли. Здесь предпочтения покупателей распределились хаотически, в соответствии с вкусами, пристрастиями, модой или просто исходя из случайно подвернувшихся возможностей.

Так, в поле зрения никелево-нефтяного олигарха Потанина попало сельское хозяйство. Нефтяной магнат Ходорковский увлекся розничным бизнесом (покупка сети универмагов "Копейка"), а Роман Абрамович -- пищевкой (формирование мясо-молочного холдинга "Планета Менеджмент") и авиацией ("Аэрофлот"). Олег Дерипаска полюбил одним махом автопром (холдинг "Руспромавто"), лесопромышленный комплекс ("Континенталь Менеджмент") и страхование ("Ингосстрах").

For sale


"Имперский период рынка слияний и поглощений близится к завершению, -- утверждает управляющий директор инвестиционной компании "Атон" Кирилл Липа. -- Раньше покупали в основном потому, что дешево. Сейчас халява заканчивается, а приоритеты от доминирования в отрасли смещаются в сторону эффективности того или иного бизнеса". Другим важным фактором окончания "имперского" периода, с точки зрения Липы, является выработанность ресурсов российских предприятий. "Профинансировать проекты самостоятельно владельцам контрольных пакетов будет все сложнее, -- считает он, -- Даже крупнейшие игроки этого рынка для повышения эффективности купленных компаний вынуждены будут делиться своими приобретениями и привлекать новых акционеров".

С точки зрения Акакия Беручашвили, распродажа империй начнется, когда будет исчерпана внутренняя экономическая целесообразность их существования и нынешние собственники должным образом подготовят эти активы к продаже.

Можно утверждать, что значительная часть хаотических приобретений, сделанных олигархами в имперский период, уже рассматривается покупателями исключительно как финансовые, а не стратегические инвестиции.

Олигархи создали специализированные компании по управлению такого рода активами. Так, например, Millhouse Capital и "Базовый элемент" в течение последних месяцев совершили ряд достаточно крупных операций на этом рынке -- после приобретения в прошлом году принадлежащих предпринимателю Андрею Андрееву активов ("Автобанк", "Ингосстрах", НОСТА и др.) компании уже успели часть их выгодно перепродать. В числе проданных два крупных пакета страховых компаний -- "Ингосстрах" и "Россия".

Активными игроками этого рынка являются группа "Альфа" и бывший крупный нефтетрейдер "Нафта-Москва". Не так давно "Альфа" заявила, что входящее в нее подразделение "Альфа-эко" будет специализироваться именно на приобретении и продаже промышленных активов. А "Нафта-Москва" в принципе отказалась от нефтетрейдерства, сконцентрировавшись на работе на рынке слияний и поглощений. Громкими делами, в которых участвовали эти игроки, стали участие в схеме приобретения бизнеса Андрея Андреева, поглощение газовой компании "Роспан", дочерних компаний "Славнефти", компаний "Варьеганнефть" и "Варьеганнефтегаз".

Группа МДМ также создала специализированную компанию для приобретения, доведения до ума и дальнейшей перепродажи активов -- компанию "РИНАКО". По словам президента "РИНАКО" Евгения Туголукова, компания была создана именно как независимый игрок рынка. Сейчас в портфеле "РИНАКО" находится десяток пакетов акций промышленных предприятий, из них только металлургическая компания "Тагмет" покупалась в интересах МДМ-групп, остальные (Волгоградский тракторный завод, "Кузнецкие ферросплавы" и др. -- для дальнейшей перепродажи).

А нравы исправит рынок и закон


С огорчением следует констатировать, что появление независимых игроков на рынке слияний и поглощений существенно не улучшило нравов, царящих на этом рынке. "Проблема нравов" имеет кардинальный характер: в отличие от западного рынка слияний и поглощений, российский не регламентируется практически никак. Слабая судебная система и огромные дыры в законодательстве по-прежнему позволяют покупать предприятия хоть и скандально, но дешево.

И тем не менее компании, ориентированные на западные рынки капитала, уже стараются покупать более деликатными способами, чем другие. Так, например, котирующиеся на западных биржах телекоммуникационные компании МТС и "ВымпелКом" очень "деликатно" обращались с десятками поглощаемыми региональными операторами. Эти приобретения в основном делались через инвестиционных консультантов с соблюдением всех западных норм.

Более цивилизованно старается действовать на рынке слияний и поглощений компания Millhouse. Дело в том, что основной принадлежащий ей актив "Сибнефть" готовится к активному выходу на западные рынки капитала, в связи с чем акционеры и в отношении прочих активов намерены соблюдать приличия. Приобретение компании "Тверьпиво" велось через инвестиционную компанию "Атон", последняя же старалась действовать цивилизованно, не заливая противника черным пиаром, не проводя фальшивых собраний акционеров и не врываясь на предприятие с судебными приставами. Правда, противник (гендиректор предприятия) благородства "Атона" не оценил, и пока велась скупка акций, просто вывел с предприятия все активы. Сейчас "Атон" думает, что делать дальше.

"Даже без существенных изменений законодательства поведение игроков в ближайшем будущем изменится, -- считает Кирилл Липа. -- Все игроки подрастут и научатся видеть ситуацию более-менее одинаково. Как в преферансе: сильные игроки могут обойтись без розыгрыша -- им понятен расклад сразу после сдачи".

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».