Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Принцип одного окна"

Кризис ударил по всем отраслям экономики. Многие компании возвращаются к менее затратным централизованным поставкам оборудования, исключают из цепочки посредников, проводя открытые конкурсы. В пример берут опыт «Газпрома», РЖД и РАО «ЕЭС России».Первый звонок для добывающих компаний прозвенел еще в сентябре, когда «Роснефти» из-за обвального падения котировок собственных акций пришлось в несколько раз увеличивать обеспечение под полученный ранее кредит, залогом по которому являлись ценные бумаги нефтяной компании. По оценкам экспертов, сумма доплаты могла достичь $2,8 млрд. С подобными проблемами в той или иной степени за последние два месяца столкнулись многие отечественные компании. В результате представители топливно-энергетического комплекса даже обратились за финансовой помощью к правительству, от которого получили порядка $9 млрд, из которых почти половина средств пойдет «Роснефти». Из-за финансовых трудностей были отложены на потом многие крупные проекты на рынке M&A, размещение на рынках долговых обязательств и даже сокращены текущие программы инвестирования в собственные активы. «Мы выполнили работы
   по ранжированию проектов, в результате чего некоторые из них были ускорены, некоторые отложены. Ни один проект не был закрыт», — рассказывает начальник управления информационно-технологического обеспечения блока «Разведка, разработка, эксплуатация месторождений» ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» Виктор Диков. По мнению генерального директора «Группы Каспийская Энергия» Ильи Кокарева, нефтяные компании не будут сворачивать свои проекты модернизации и инвестиций в обновление оборудования вплоть до того момента, пока мировые цены на нефть не опустятся ниже $35 за баррель. Напомним, что в настоящее время стоимость нефти марки Brent находится вблизи отметки $70 за баррель. Иными словами, еще есть некоторый запас прочности, пока не будет достигнут уровень, после прохождения которого можно будет говорить о масштабном сворачивании инвестиционных программ. Но о том, чтобы расходовать средства более рационально, предприятиям нефтегазового сектора приходится думать уже сейчас.
   Одним из способов сокращения издержек, как ни странно, является возврат к централизованной системе поставок, повсеместно существовавшей еще в советское время. Как показал опыт Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), развал системы централизованных поставок, существовавшей еще в советские времена, может привести к весьма плачевным для бизнеса последствиям. Так, с момента акционирования в 1992 году ДВМП несколько лет было хронически убыточным, ежегодные потери составляли в среднем $60 млн. Разрушилась инфраструктура, на которой функционировал флот в советские времена. Получили самостоятельность десять портов и четыре судоремонтных завода, ранее находившихся под оперативным управлением ДВМП. Прекратилась централизованная поставка судов — во времена Советского Союза их заказывало и распределяло по пароходствам Министерство морского флота. В новых условиях руководству компании пришлось приложить немало усилий, чтобы вновь сделать бизнес рентабельным. Похожая ситуация сложилась и на других предприятиях, которые со времен Советского Союза привыкли к тому, что был некий централизованный орган, отвечавший за сроки, качество и комплектность поставляемой продукции. Но бурные девяностые поставили их на грань выживания, так как некогда крупные и стабильные холдинги обросли целым сонмом посреднических компаний, которые отрезали у основного производителя и потребителя значительную часть прибыли. Избавиться от цепочки посредников до сих пор многим не удалось.
   Тем не менее далеко не везде система централизованных поставок рухнула с развалом СССР, до сих пор во многих холдингах со значительной долей участия государства она сохранилась, что позволяет работать значительно эффективнее, так как есть единый центр, отвечающий за номенклатуру поставляемого товара, наладивший долгосрочные отношения с поставщиками. Это выгодно в том числе продавцам оборудования и комплектующих: поддерживая на должном уровне качество своего товара, они могут рассчитывать на стабильные и длительные контракты. В первую очередь подобные центры поставок сохранились в реорганизованных из советских трестов и государственных предприятий крупных компаниях энергетического и нефтегазового сектора. Понимая преимущества централизованных поставок, они постарались не утратить накопленного опыта. Специфика перечисленных отраслей позволяет использовать самые положительные особенности данного вида закупок — приобретение дорогостоящего оборудования в больших объемах, использование однотипных, совместимых комплектующих и так далее. Все это в конечном итоге вело к оптимизации затрат, да и поставщики крупному покупателю всегда готовы предоставить хорошую скидку. «Теоретически система централизованных поставок позволит минимизировать издержки, связанные с децентрализацией подразделений: разные технологии, непроверенные поставщики — сейчас очень много на рынке китайцев с сомнительной продукцией», — соглашается аналитик УК «Финам Менеджмент» Станислав Август. С продукцией, которую сейчас поставляют китайские производители, действительно существует серьезная проблема: с одной стороны, предприятия из Поднебесной, используя развал системы централизованных поставок в России, вытесняют российских производителей с рынка нефтегазового оборудования. Способствуют этому и многочисленные посредники, которые кормятся на крупном бизнесе, — они, как правило, не могут обеспечить оперативной связи между продавцом и покупателем, а многие и вовсе являются фирмами-однодневками, что ставит под серьезную угрозу стабильность поставок. Как уже было сказано, много нареканий со стороны потребителей вызывает в том числе и качество китайской продукции. Учитывая, что предприятия нефтегазового и транспортного секторов являются источниками повышенной опасности, риск поставки некачественного оборудования должен быть сведен если не к нулю, то к минимуму, а посредники заинтересованы исключительно в том, чтобы получить свой процент, но никак не в качестве продукции.
   «За двадцать лет рыночной экономики многие российские холдинги эволюционно вновь пришли к системе централизованных поставок», — говорит начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. До упразднения РАО «ЕЭС России», которое состоялось летом текущего года, энергохолдинг был одним из лидеров на рынке централизованных поставок, признают эксперты. Специфика его бизнеса требовала единой слаженной системы закупок оборудования, так как сбой мог привести к весьма серьезным последствиям не только для отрасли, но и для других секторов экономики, а также для населения. Вспомним хотя бы блэкаут, оставивший без света и наземного экологичного транспорта Москву и ряд прилегающих областей в январе
   2006 года. Столь же социально ответственный бизнес и у ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), поэтому, по словам представителя компании, железнодорожники предпочитают работать с проверенными поставщиками, с которыми существуют длительные отношения. Естественно, говоря о централизованных поставках, нельзя не вспомнить о «Газпроме», у которого данная система является наиболее отработанной из представленных естественных монополий. «По сути, мы такое узкое горлышко, через которое необходимое оборудование поступает в систему «Газпрома», — говорит генеральный директор ООО «Газкомплектимпэкс» (дочернее предприятие «Газпрома») Игорь Федоров. — В некотором смысле мы являемся департаментом ОАО «Газпром» по материально-техническому снабжению. Когда-то действительно существовал такой орган, потом он был ликвидирован, а его функции передали нам». В «Газпроме» через систему централизованных поставок производится закупка примерно 80% поставляемых «Газпрому» материально-технических ресурсов — от спецодежды и канцтоваров до труб, буровых установок и газоперекачивающих агрегатов.
   Существующая система централизованных поставок позволяет холдингам с госучастием не только гарантировать получение качественной продукции, обеспечить ее доставку в установленные сроки, но и в результате проведения открытых конкурсов серьезно сэкономить. Как отмечают в «Газкомплектимпэкс», российский и мировой опыт убедительно показывает: развитие систем конкурсных поставок, увеличение доли открытых конкурсных процедур всегда ведет к повышению эффективности работы предприятия и сокращению издержек. «Конечно, это идеальный вариант, когда несколько компаний претендуют на получение заказа и конкурируют на равных, но в российских реалиях зачастую бывает так, что выигрывают подставные компании, аффилированные с организаторами конкурса», — сетует Максим Шеин. Но есть и положительные примеры. В «Газпроме» и РЖД стремятся сделать процедуру проведения конкурсов максимально открытой: соответствующая информация публикуется на сайтах компаний. Дело в том, что многие предприятия просто не знают, что их продукция может быть уже сегодня востребована, например, «Газпромом», поэтому приходится проводить своего рода просветительскую работу. Но пока эту ситуацию можно назвать, скорее, уникальной, так как другие компании нефтегазовой отрасли предпочитают не афишировать свои тендеры и не отдавать бюджеты сторонним производителям.
   «Система конкурсных поставок позволяет выделить лидеров российского производства, поддержать их, но при этом дает шанс и молодым компаниям, которые способны выдержать квалификационный отбор, — поясняет представитель одной из компаний—поставщиков оборудования для электроэнергетического сектора. — При этом ни в коем случае поддержка не предполагает смягчения требований к качеству или приобретения товаров по ценам выше среднерыночных». В качестве примера можно привести компанию «Уралмаш — Буровое оборудование», входящую в состав группы «Интегра», благодаря тому, что ей удалось выиграть крупные тендеры на поставку оборудования «Роснефти» и «Газпрому», компания уже сейчас заявляет о намерении кратно увеличить объемы выпуска буровых установок. Кстати, на Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение в ЯНАО за время навигации 2008 года уже завезены 3 современные буровые установки, изготовленные на заводе «Уралмаш — Буровое оборудование». Причем
   по характеристикам они не уступают самым современным зарубежным аналогам. Инвестиционная программа ОАО «Газпром» в 2008 году предусматривает финансирование расходов в объеме 850 млрд рублей, в 2009 году — 1 трлн рублей и выше, а в 2010 году будет потрачено порядка
   1,3 трлн рублей. Об этом на состоявшемся 26 сентября в Казани совещании руководителей дочерних предприятий компании сообщил журналистам зампредправления «Газпрома» Александр Ананенков. Он также отметил, что существующие мощности российского машиностроения для реализации названных планов недостаточны, например, перегружен «Волгограднефтемаш». В связи с этим газовая монополия проводит работу с машиностроительными предприятиями, в том числе по созданию новых мощностей. В Татарстане, к примеру, впервые размещаются заказы на газовую аппаратуру различного назначения. Но «Газпрому» нужны и другие поставщики, отбор которых будет, как и прежде, производиться на конкурсной основе.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK