Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Принято в первом чтении"

Книга — такой же неотъемлемый атрибут отдыхающего, как шлепки и солнечные очки. Пляжный стиляга-2003 носит очки-бабочки, сланцы-лягушки и читает роман с нерусским автором на обложке.»Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», — говорят люди, причисляющие себя к интеллектуальной элите. Отчасти они правы. Нынче книги покупают не только для того, чтобы узнать их содержание, но и для того, чтобы соответствовать образу стильного современного человека. В этом сезоне на курорты модно отправляться с «не нашими» книгами.
Обласканные отдыхающими в прошлом году Владимир Сорокин, Александр Проханов и Людмила Улицкая уступили место Дугласу Коупленду, Мишелю Уилбеку, Алессандро Барико и Фредерику Бекбедеру. Издатели и критики единодушны в объяснении «прозападнических» пристрастий: российские авторы не умеют систематически «выдавать» произведения, соответствующие жанру «летнего чтива». Михаил Веллер, автор бестселлера «Легенды Невского проспекта», полагает, что книг издается тысячи, а вот свободных дней у человека за год не больше недели, а оттого потратить их хочется на не требующее интеллектуальных затрат чтение. Искушенный читатель от книг для отдыха требует не только соответствующего содержания, но и формы. Повышенным спросом пользуются легкие и недорогие ($1—2) издания, которые удобно взять в путешествие, да и потерять не жалко.
Алексей Кастанян, главный редактор издательства «Вагриус», убежден, что читать сейчас стали меньше: если раньше за отпуск в среднем «глотали» 4—5 книг, то сейчас — не более 100 страниц (хотя, строго говоря, и отпуска стали короче). Кстати, самыми активными читателями в России, по данным Galloup Media, являются обеспеченные люди (с ежемесячным доходом более $1000). Эти самые читатели готовятся к отдыху основательно и покупают книги заранее, следуя списку must have. (Как, например, молодой режиссер Денис Евстигнеев, который, отвечая на вопрос «Профиля» о своем круге чтения, признался, что следит за модными западными новинками, но не смог вспомнить ни одного конкретного автора и названия книги.) Тот же Веллер скептически относится к книгам, не читать которые в определенных кругах считается моветоном: «Только низколобые люди претендуют на высоколобость и потребляют массовое чтиво без разбора, только за то, что на нем стоит клеймо «элитарности».
Так или иначе, но отпуск — самое удобное время познакомиться с модными новинками, которые накопились за год (Например, «На берегу Рио-Пьедро села я и заплакала» П. Коэльо, «К югу от границы, на запад от солнца» Х. Мураками, «Пока подружка в коме» Д. Коупленд, «Без крови» А. Барикко, «Смилла и ее чувство снега» П. Хег, «Мир как супермаркет» М. Уэльбек, «Орфография» Д. Быкова, «Петербург. Воспоминания старожила» А. Кони, «Мифогенная любовь каст» П. Пепперштейн). Кстати, теперь принято осваивать на отдыхе не прочитанную в будни часть домашней библиотеки. Так что неудивительно, что с мая по август объем продаж большинства издательств падает на 25—35%.
Стабильно популярными, в том числе и в «мертвый» летний сезон, книгоиздатели считают книги из серии «лекарство от скуки». Игорь Янак, коммерческий директор издательства «ОЛМА-ПРЕСС», утверждает, что в этом сезоне, впрочем, как и всегда, самый востребованный жанр — детектив. «Детективы и приключенческие романы выбирают почти 60% покупателей. К лету мы выпускаем специальные серии: «Воровской закон», «Русский проект», «Авантюрный иронический детектив».
Детективы любят и экс-президент Михаил Горбачев, отдыхающий с парой-тройкой детективов Дарьи Донцовой (из последних — «Квазимодо на шпильках» и «13 несчастий Геракла»), и ведущий программы «Городок» Илья Олейников, большой поклонник Бориса Акунина (чей последний роман «Пелагея и красный петух» разочаровал даже самых преданных поклонников; но сейчас сыщик земли русской денно и нощно работает над новым произведением. Впрочем, в «горячий» летний сезон он все равно опоздал).
По мнению критика Николая Александрова, ведущего программы «Порядок слов», столичные жители, подустав от однообразных детективов от российского производителя, склоняются в сторону проверенного английского детектива. Издательство «Иностранка» выпустило иронический детектив Фиделис Морган «Неестественный свет» и кровавую драму «Великое избавление» Элизабет Джордж, а «Издательство Независимой газеты» — серию «Сочинитель убийств», в которую вошли классические детективы Патриции Хайсмит.
Кроме того, по мнению критиков, в этом сезоне в книжной моде исторические стилизации. Здесь майку лидера Умберто Эко передал Артуру Пересу Реверта («Фехтовальщик» и «Кожа для барабана, или Севильское причастие») и Патрику Зюскинду, чей «Парфюмер» был недавно переиздан. В фаворе у публики остаются римейки классических литературных шедевров, вроде юмористической переработки истории графа Монте-Кристо англичанина Стивена Фрайя («Теннисные мячики небес»). Отечественные авторы тоже попытались подзаработать на модных нынче римейках, но в результате, по мнению Николая Александрова, получились лишь невнятные копии (Александр Бушков, «Д»Артаньян — гвардеец кардинала», Павел Крусанов, «Бом-Бом» и «Укус ангела»).
Многократно преданный остракизму критиками, да и самими читателями дамский роман взял этим летом завидный реванш. Внезапное окончание сериала «Секс в большом городе» повергло в депрессию львиную долю домохозяек и бизнес-леди, утешить которых попыталось издательство «Фантом-пресс», выпустившее серию PНANTIKI. В нее вошли романы Джессики Адамс «Е-mail: белая@одинокая» и Индии Найт «Моя жизнь на тарелке», кишащие забавными рецептами для похудания и неоспоримыми доказательствами превосходства женской логики. В летних рейтингах продаж лидирует и «Дневник Бриджит Джонс», и его продолжение «Бриджит Джонс: на грани разумного» Х. Филдинг. Любимый модельер женской части отечественной политической элиты Виктория Андреянова призналась, что для нее (как, впрочем, и для ее клиенток) дамский роман, несмотря на его заведомую пустоту, — лучшее средство для релаксации.
Отпуск под солнцем — традиционное время для перечитывания того, что греет душу. Например, певица Тамара Гвердцители не расстается с Чеховым и Ремарком, а ведущая программы «Школа злословия» Дуня Смирнова — с «Путешествием в Арзрум». Глава Минэкономразвития Герман Греф совмещает на отдыхе чтение законопроектов со стихами Сергея Есенина и романами Патрика Зюскинда и Макса Фриша. Коммунист Виктор Анпилов традиционно отдыхает с томиком Тютчева. Экс-глава ЦБ Виктор Геращенко под пляжным солнцем глаза не портит, но во время авиаперелета перечитывает романы Николая Гришина.
«Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком».

Татьяна Толстая, писательница
«Профиль»: Как вы считаете, можно ли говорить об особенностях чтения на отдыхе?
Татьяна Толстая: Вот уж терпеть не могу эти эстетские разговоры о сезонности чтения. Я читаю круглый год, как большинство образованных людей. С возрастом начинаешь избирательно относиться к литературе (в этом смысле годы — плохой помощник), нравится все меньше и меньше вещей. На мой вкус, то, что сейчас «украшает» стеллажи магазинов, не относится к категории достойных книг. Поэтому я главным образом читаю и перечитываю русскую классику, от «Анны Карениной» до мемуаров Серебряного века. Большинство же произведений, которые сейчас в фаворе у интеллектуальной публики, у меня вызывает раздражение.
«П.»: Что именно?
Т.Т.: Например, дамские романы. Вот уж действительно чудовищное чтиво. Ужаснее дамских романов могут быть только модные нынче скандальные мемуары, вроде воспоминаний псевдолюбовниц и псевдодрузей. Или исторические романы — мне они кажутся бессмысленными. Истории в них приписывается то, чего не было. Получается не дополнительная информация, а дополнительная порча информации. А вот к фэнтези я отношусь довольно терпимо. Например, меня даже поначалу захватила известная писательница, работающая в стиле фэнтези, — Урсула Ле Гуин. К сожалению, довольно скоро я поняла, что у нее нет сюжета, гораздо более сильные вещи я прочла в детстве опять-таки у классиков фантастики.
Из легкого жанра обожаю только детективы. Из наших люблю Бориса Акунина. Еще нравятся англичане, особенно те, кто сочетает жанр социального романа с детективной интригой. Например, Колин Декстер, который в своих книгах переносит действие в любимый мною Оксфорд, или «чернушные» детективы Рут Рендол. Хотя классика Агату Кристи не удалось превзойти никому.
«П.»: А как вы относитесь к тем, кого называют модными авторами? То есть к тем, кого читают люди, считающие себя эстетами.
Т.Т: По правде говоря, наш народ в основном читает ерунду, много современной ерунды. И эти люди жутко гордятся, считая себя продвинутыми читателями. Но возьмешь модную книгу, и сразу видно, откуда у нее уши растут. А растут они — естественно — из классики. Люди молодого поколения боятся классической литературы и не знают ее (то ли в результате школьной травмы, то ли в силу других причин). У современной молодежи нет навыка систематического чтения, а это очень плохо. Вот откуда, кстати, и ваши замечательные вопросы об «особенностях чтения в летний период». Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком.
Вот на Западе люди читают иначе, внимательно, серьезно. Как дело делая, не отвлекаясь от прочитанного, не пролистывая, а вдумываясь, следя за структурой текста. Поэтому они помнят текст и могут говорить о книге. У нас же, в некогда самом читающем государстве, все как-то поверхностно, промежду прочим.

ВИКТОР МИНИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK