19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Принято в первом чтении"

Архивная публикация 2003 года: "Принято в первом чтении"

Книга -- такой же неотъемлемый атрибут отдыхающего, как шлепки и солнечные очки. Пляжный стиляга-2003 носит очки-бабочки, сланцы-лягушки и читает роман с нерусским автором на обложке."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты", -- говорят люди, причисляющие себя к интеллектуальной элите. Отчасти они правы. Нынче книги покупают не только для того, чтобы узнать их содержание, но и для того, чтобы соответствовать образу стильного современного человека. В этом сезоне на курорты модно отправляться с "не нашими" книгами.
Обласканные отдыхающими в прошлом году Владимир Сорокин, Александр Проханов и Людмила Улицкая уступили место Дугласу Коупленду, Мишелю Уилбеку, Алессандро Барико и Фредерику Бекбедеру. Издатели и критики единодушны в объяснении "прозападнических" пристрастий: российские авторы не умеют систематически "выдавать" произведения, соответствующие жанру "летнего чтива". Михаил Веллер, автор бестселлера "Легенды Невского проспекта", полагает, что книг издается тысячи, а вот свободных дней у человека за год не больше недели, а оттого потратить их хочется на не требующее интеллектуальных затрат чтение. Искушенный читатель от книг для отдыха требует не только соответствующего содержания, но и формы. Повышенным спросом пользуются легкие и недорогие ($1--2) издания, которые удобно взять в путешествие, да и потерять не жалко.
Алексей Кастанян, главный редактор издательства "Вагриус", убежден, что читать сейчас стали меньше: если раньше за отпуск в среднем "глотали" 4--5 книг, то сейчас -- не более 100 страниц (хотя, строго говоря, и отпуска стали короче). Кстати, самыми активными читателями в России, по данным Galloup Media, являются обеспеченные люди (с ежемесячным доходом более $1000). Эти самые читатели готовятся к отдыху основательно и покупают книги заранее, следуя списку must have. (Как, например, молодой режиссер Денис Евстигнеев, который, отвечая на вопрос "Профиля" о своем круге чтения, признался, что следит за модными западными новинками, но не смог вспомнить ни одного конкретного автора и названия книги.) Тот же Веллер скептически относится к книгам, не читать которые в определенных кругах считается моветоном: "Только низколобые люди претендуют на высоколобость и потребляют массовое чтиво без разбора, только за то, что на нем стоит клеймо "элитарности".
Так или иначе, но отпуск -- самое удобное время познакомиться с модными новинками, которые накопились за год (Например, "На берегу Рио-Пьедро села я и заплакала" П. Коэльо, "К югу от границы, на запад от солнца" Х. Мураками, "Пока подружка в коме" Д. Коупленд, "Без крови" А. Барикко, "Смилла и ее чувство снега" П. Хег, "Мир как супермаркет" М. Уэльбек, "Орфография" Д. Быкова, "Петербург. Воспоминания старожила" А. Кони, "Мифогенная любовь каст" П. Пепперштейн). Кстати, теперь принято осваивать на отдыхе не прочитанную в будни часть домашней библиотеки. Так что неудивительно, что с мая по август объем продаж большинства издательств падает на 25--35%.
Стабильно популярными, в том числе и в "мертвый" летний сезон, книгоиздатели считают книги из серии "лекарство от скуки". Игорь Янак, коммерческий директор издательства "ОЛМА-ПРЕСС", утверждает, что в этом сезоне, впрочем, как и всегда, самый востребованный жанр -- детектив. "Детективы и приключенческие романы выбирают почти 60% покупателей. К лету мы выпускаем специальные серии: "Воровской закон", "Русский проект", "Авантюрный иронический детектив".
Детективы любят и экс-президент Михаил Горбачев, отдыхающий с парой-тройкой детективов Дарьи Донцовой (из последних -- "Квазимодо на шпильках" и "13 несчастий Геракла"), и ведущий программы "Городок" Илья Олейников, большой поклонник Бориса Акунина (чей последний роман "Пелагея и красный петух" разочаровал даже самых преданных поклонников; но сейчас сыщик земли русской денно и нощно работает над новым произведением. Впрочем, в "горячий" летний сезон он все равно опоздал).
По мнению критика Николая Александрова, ведущего программы "Порядок слов", столичные жители, подустав от однообразных детективов от российского производителя, склоняются в сторону проверенного английского детектива. Издательство "Иностранка" выпустило иронический детектив Фиделис Морган "Неестественный свет" и кровавую драму "Великое избавление" Элизабет Джордж, а "Издательство Независимой газеты" -- серию "Сочинитель убийств", в которую вошли классические детективы Патриции Хайсмит.
Кроме того, по мнению критиков, в этом сезоне в книжной моде исторические стилизации. Здесь майку лидера Умберто Эко передал Артуру Пересу Реверта ("Фехтовальщик" и "Кожа для барабана, или Севильское причастие") и Патрику Зюскинду, чей "Парфюмер" был недавно переиздан. В фаворе у публики остаются римейки классических литературных шедевров, вроде юмористической переработки истории графа Монте-Кристо англичанина Стивена Фрайя ("Теннисные мячики небес"). Отечественные авторы тоже попытались подзаработать на модных нынче римейках, но в результате, по мнению Николая Александрова, получились лишь невнятные копии (Александр Бушков, "Д"Артаньян -- гвардеец кардинала", Павел Крусанов, "Бом-Бом" и "Укус ангела").
Многократно преданный остракизму критиками, да и самими читателями дамский роман взял этим летом завидный реванш. Внезапное окончание сериала "Секс в большом городе" повергло в депрессию львиную долю домохозяек и бизнес-леди, утешить которых попыталось издательство "Фантом-пресс", выпустившее серию PНANTIKI. В нее вошли романы Джессики Адамс "Е-mail: белая@одинокая" и Индии Найт "Моя жизнь на тарелке", кишащие забавными рецептами для похудания и неоспоримыми доказательствами превосходства женской логики. В летних рейтингах продаж лидирует и "Дневник Бриджит Джонс", и его продолжение "Бриджит Джонс: на грани разумного" Х. Филдинг. Любимый модельер женской части отечественной политической элиты Виктория Андреянова призналась, что для нее (как, впрочем, и для ее клиенток) дамский роман, несмотря на его заведомую пустоту, -- лучшее средство для релаксации.
Отпуск под солнцем -- традиционное время для перечитывания того, что греет душу. Например, певица Тамара Гвердцители не расстается с Чеховым и Ремарком, а ведущая программы "Школа злословия" Дуня Смирнова -- с "Путешествием в Арзрум". Глава Минэкономразвития Герман Греф совмещает на отдыхе чтение законопроектов со стихами Сергея Есенина и романами Патрика Зюскинда и Макса Фриша. Коммунист Виктор Анпилов традиционно отдыхает с томиком Тютчева. Экс-глава ЦБ Виктор Геращенко под пляжным солнцем глаза не портит, но во время авиаперелета перечитывает романы Николая Гришина.
"Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком".

Татьяна Толстая, писательница
"Профиль": Как вы считаете, можно ли говорить об особенностях чтения на отдыхе?
Татьяна Толстая: Вот уж терпеть не могу эти эстетские разговоры о сезонности чтения. Я читаю круглый год, как большинство образованных людей. С возрастом начинаешь избирательно относиться к литературе (в этом смысле годы -- плохой помощник), нравится все меньше и меньше вещей. На мой вкус, то, что сейчас "украшает" стеллажи магазинов, не относится к категории достойных книг. Поэтому я главным образом читаю и перечитываю русскую классику, от "Анны Карениной" до мемуаров Серебряного века. Большинство же произведений, которые сейчас в фаворе у интеллектуальной публики, у меня вызывает раздражение.
"П.": Что именно?
Т.Т.: Например, дамские романы. Вот уж действительно чудовищное чтиво. Ужаснее дамских романов могут быть только модные нынче скандальные мемуары, вроде воспоминаний псевдолюбовниц и псевдодрузей. Или исторические романы -- мне они кажутся бессмысленными. Истории в них приписывается то, чего не было. Получается не дополнительная информация, а дополнительная порча информации. А вот к фэнтези я отношусь довольно терпимо. Например, меня даже поначалу захватила известная писательница, работающая в стиле фэнтези, -- Урсула Ле Гуин. К сожалению, довольно скоро я поняла, что у нее нет сюжета, гораздо более сильные вещи я прочла в детстве опять-таки у классиков фантастики.
Из легкого жанра обожаю только детективы. Из наших люблю Бориса Акунина. Еще нравятся англичане, особенно те, кто сочетает жанр социального романа с детективной интригой. Например, Колин Декстер, который в своих книгах переносит действие в любимый мною Оксфорд, или "чернушные" детективы Рут Рендол. Хотя классика Агату Кристи не удалось превзойти никому.
"П.": А как вы относитесь к тем, кого называют модными авторами? То есть к тем, кого читают люди, считающие себя эстетами.
Т.Т: По правде говоря, наш народ в основном читает ерунду, много современной ерунды. И эти люди жутко гордятся, считая себя продвинутыми читателями. Но возьмешь модную книгу, и сразу видно, откуда у нее уши растут. А растут они -- естественно -- из классики. Люди молодого поколения боятся классической литературы и не знают ее (то ли в результате школьной травмы, то ли в силу других причин). У современной молодежи нет навыка систематического чтения, а это очень плохо. Вот откуда, кстати, и ваши замечательные вопросы об "особенностях чтения в летний период". Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком.
Вот на Западе люди читают иначе, внимательно, серьезно. Как дело делая, не отвлекаясь от прочитанного, не пролистывая, а вдумываясь, следя за структурой текста. Поэтому они помнят текст и могут говорить о книге. У нас же, в некогда самом читающем государстве, все как-то поверхностно, промежду прочим.

Книга -- такой же неотъемлемый атрибут отдыхающего, как шлепки и солнечные очки. Пляжный стиляга-2003 носит очки-бабочки, сланцы-лягушки и читает роман с нерусским автором на обложке."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты", -- говорят люди, причисляющие себя к интеллектуальной элите. Отчасти они правы. Нынче книги покупают не только для того, чтобы узнать их содержание, но и для того, чтобы соответствовать образу стильного современного человека. В этом сезоне на курорты модно отправляться с "не нашими" книгами.

Обласканные отдыхающими в прошлом году Владимир Сорокин, Александр Проханов и Людмила Улицкая уступили место Дугласу Коупленду, Мишелю Уилбеку, Алессандро Барико и Фредерику Бекбедеру. Издатели и критики единодушны в объяснении "прозападнических" пристрастий: российские авторы не умеют систематически "выдавать" произведения, соответствующие жанру "летнего чтива". Михаил Веллер, автор бестселлера "Легенды Невского проспекта", полагает, что книг издается тысячи, а вот свободных дней у человека за год не больше недели, а оттого потратить их хочется на не требующее интеллектуальных затрат чтение. Искушенный читатель от книг для отдыха требует не только соответствующего содержания, но и формы. Повышенным спросом пользуются легкие и недорогие ($1--2) издания, которые удобно взять в путешествие, да и потерять не жалко.

Алексей Кастанян, главный редактор издательства "Вагриус", убежден, что читать сейчас стали меньше: если раньше за отпуск в среднем "глотали" 4--5 книг, то сейчас -- не более 100 страниц (хотя, строго говоря, и отпуска стали короче). Кстати, самыми активными читателями в России, по данным Galloup Media, являются обеспеченные люди (с ежемесячным доходом более $1000). Эти самые читатели готовятся к отдыху основательно и покупают книги заранее, следуя списку must have. (Как, например, молодой режиссер Денис Евстигнеев, который, отвечая на вопрос "Профиля" о своем круге чтения, признался, что следит за модными западными новинками, но не смог вспомнить ни одного конкретного автора и названия книги.) Тот же Веллер скептически относится к книгам, не читать которые в определенных кругах считается моветоном: "Только низколобые люди претендуют на высоколобость и потребляют массовое чтиво без разбора, только за то, что на нем стоит клеймо "элитарности".

Так или иначе, но отпуск -- самое удобное время познакомиться с модными новинками, которые накопились за год (Например, "На берегу Рио-Пьедро села я и заплакала" П. Коэльо, "К югу от границы, на запад от солнца" Х. Мураками, "Пока подружка в коме" Д. Коупленд, "Без крови" А. Барикко, "Смилла и ее чувство снега" П. Хег, "Мир как супермаркет" М. Уэльбек, "Орфография" Д. Быкова, "Петербург. Воспоминания старожила" А. Кони, "Мифогенная любовь каст" П. Пепперштейн). Кстати, теперь принято осваивать на отдыхе не прочитанную в будни часть домашней библиотеки. Так что неудивительно, что с мая по август объем продаж большинства издательств падает на 25--35%.

Стабильно популярными, в том числе и в "мертвый" летний сезон, книгоиздатели считают книги из серии "лекарство от скуки". Игорь Янак, коммерческий директор издательства "ОЛМА-ПРЕСС", утверждает, что в этом сезоне, впрочем, как и всегда, самый востребованный жанр -- детектив. "Детективы и приключенческие романы выбирают почти 60% покупателей. К лету мы выпускаем специальные серии: "Воровской закон", "Русский проект", "Авантюрный иронический детектив".

Детективы любят и экс-президент Михаил Горбачев, отдыхающий с парой-тройкой детективов Дарьи Донцовой (из последних -- "Квазимодо на шпильках" и "13 несчастий Геракла"), и ведущий программы "Городок" Илья Олейников, большой поклонник Бориса Акунина (чей последний роман "Пелагея и красный петух" разочаровал даже самых преданных поклонников; но сейчас сыщик земли русской денно и нощно работает над новым произведением. Впрочем, в "горячий" летний сезон он все равно опоздал).

По мнению критика Николая Александрова, ведущего программы "Порядок слов", столичные жители, подустав от однообразных детективов от российского производителя, склоняются в сторону проверенного английского детектива. Издательство "Иностранка" выпустило иронический детектив Фиделис Морган "Неестественный свет" и кровавую драму "Великое избавление" Элизабет Джордж, а "Издательство Независимой газеты" -- серию "Сочинитель убийств", в которую вошли классические детективы Патриции Хайсмит.

Кроме того, по мнению критиков, в этом сезоне в книжной моде исторические стилизации. Здесь майку лидера Умберто Эко передал Артуру Пересу Реверта ("Фехтовальщик" и "Кожа для барабана, или Севильское причастие") и Патрику Зюскинду, чей "Парфюмер" был недавно переиздан. В фаворе у публики остаются римейки классических литературных шедевров, вроде юмористической переработки истории графа Монте-Кристо англичанина Стивена Фрайя ("Теннисные мячики небес"). Отечественные авторы тоже попытались подзаработать на модных нынче римейках, но в результате, по мнению Николая Александрова, получились лишь невнятные копии (Александр Бушков, "Д"Артаньян -- гвардеец кардинала", Павел Крусанов, "Бом-Бом" и "Укус ангела").

Многократно преданный остракизму критиками, да и самими читателями дамский роман взял этим летом завидный реванш. Внезапное окончание сериала "Секс в большом городе" повергло в депрессию львиную долю домохозяек и бизнес-леди, утешить которых попыталось издательство "Фантом-пресс", выпустившее серию PНANTIKI. В нее вошли романы Джессики Адамс "Е-mail: белая@одинокая" и Индии Найт "Моя жизнь на тарелке", кишащие забавными рецептами для похудания и неоспоримыми доказательствами превосходства женской логики. В летних рейтингах продаж лидирует и "Дневник Бриджит Джонс", и его продолжение "Бриджит Джонс: на грани разумного" Х. Филдинг. Любимый модельер женской части отечественной политической элиты Виктория Андреянова призналась, что для нее (как, впрочем, и для ее клиенток) дамский роман, несмотря на его заведомую пустоту, -- лучшее средство для релаксации.

Отпуск под солнцем -- традиционное время для перечитывания того, что греет душу. Например, певица Тамара Гвердцители не расстается с Чеховым и Ремарком, а ведущая программы "Школа злословия" Дуня Смирнова -- с "Путешествием в Арзрум". Глава Минэкономразвития Герман Греф совмещает на отдыхе чтение законопроектов со стихами Сергея Есенина и романами Патрика Зюскинда и Макса Фриша. Коммунист Виктор Анпилов традиционно отдыхает с томиком Тютчева. Экс-глава ЦБ Виктор Геращенко под пляжным солнцем глаза не портит, но во время авиаперелета перечитывает романы Николая Гришина.

"Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком".


Татьяна Толстая, писательница

"Профиль": Как вы считаете, можно ли говорить об особенностях чтения на отдыхе?

Татьяна Толстая: Вот уж терпеть не могу эти эстетские разговоры о сезонности чтения. Я читаю круглый год, как большинство образованных людей. С возрастом начинаешь избирательно относиться к литературе (в этом смысле годы -- плохой помощник), нравится все меньше и меньше вещей. На мой вкус, то, что сейчас "украшает" стеллажи магазинов, не относится к категории достойных книг. Поэтому я главным образом читаю и перечитываю русскую классику, от "Анны Карениной" до мемуаров Серебряного века. Большинство же произведений, которые сейчас в фаворе у интеллектуальной публики, у меня вызывает раздражение.

"П.": Что именно?

Т.Т.: Например, дамские романы. Вот уж действительно чудовищное чтиво. Ужаснее дамских романов могут быть только модные нынче скандальные мемуары, вроде воспоминаний псевдолюбовниц и псевдодрузей. Или исторические романы -- мне они кажутся бессмысленными. Истории в них приписывается то, чего не было. Получается не дополнительная информация, а дополнительная порча информации. А вот к фэнтези я отношусь довольно терпимо. Например, меня даже поначалу захватила известная писательница, работающая в стиле фэнтези, -- Урсула Ле Гуин. К сожалению, довольно скоро я поняла, что у нее нет сюжета, гораздо более сильные вещи я прочла в детстве опять-таки у классиков фантастики.

Из легкого жанра обожаю только детективы. Из наших люблю Бориса Акунина. Еще нравятся англичане, особенно те, кто сочетает жанр социального романа с детективной интригой. Например, Колин Декстер, который в своих книгах переносит действие в любимый мною Оксфорд, или "чернушные" детективы Рут Рендол. Хотя классика Агату Кристи не удалось превзойти никому.

"П.": А как вы относитесь к тем, кого называют модными авторами? То есть к тем, кого читают люди, считающие себя эстетами.

Т.Т: По правде говоря, наш народ в основном читает ерунду, много современной ерунды. И эти люди жутко гордятся, считая себя продвинутыми читателями. Но возьмешь модную книгу, и сразу видно, откуда у нее уши растут. А растут они -- естественно -- из классики. Люди молодого поколения боятся классической литературы и не знают ее (то ли в результате школьной травмы, то ли в силу других причин). У современной молодежи нет навыка систематического чтения, а это очень плохо. Вот откуда, кстати, и ваши замечательные вопросы об "особенностях чтения в летний период". Обидно к старости остаться не только больным, но и дураком.

Вот на Западе люди читают иначе, внимательно, серьезно. Как дело делая, не отвлекаясь от прочитанного, не пролистывая, а вдумываясь, следя за структурой текста. Поэтому они помнят текст и могут говорить о книге. У нас же, в некогда самом читающем государстве, все как-то поверхностно, промежду прочим.

ВИКТОР МИНИН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».