Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Привычка интриговать"

 «МиГ» отказывается от Ту-334

Надежда российских авиастроителей, ближнемагистральный самолет Ту-334, может поменять производителя. Как сообщил «Профилю» высокопоставленный руководитель ОАО «Туполев», в настоящий момент серьезно рассматривается вопрос о переносе серийного производства пассажирского самолета Ту-334 из подмосковных Луховиц в Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова.

По мнению авиационных экспертов, такое решение во многом обусловлено кадровыми перестановками в РСК «МиГ» (напомним, что в начале ноября вместо Николая Никитина гендиректором компании был назначен выходец из «Сухого» Валерий Торянин). В отличие от Никитина Торянин не является сторонником реализации проекта на мощностях самого «МиГа».

Позиция объяснимая, поскольку у «МиГа» на финансирование проекта не хватает денег (напомним, что «МиГ» обязался финансировать программу Ту-334 за счет собственных средств и официально именно за срыв графика финансирования был снят с должности Никитин). Как отметил собеседник «Профиля», перевод производства в Казань и налаживание его серийного производства потребует инвестиций порядка $180 млн. — и основным инвестором может стать правительство Татарстана, которое заинтересовано в стабильной загрузке КАПО. Таким образом, если будет принято решение о переводе производства, «МиГ» полностью выйдет из проекта Ту-334, зафиксировав убытки на уровне $47 млн. — именно столько компания потратила на строительство цеха в Луховицах, финансирование испытаний самолета и закупку документации.
Казанский завод сможет полностью заменить Луховицкий завод, взяв на себя функции окончательной сборки, а также производство ряда частей самолета. По оценке руководства «Туполева», КАПО сможет даже при мелкосерийном производстве снизить стоимость самолета на $4—5 млн. — за счет налоговых льгот, предоставляемых своим предприятиям правительством Татарстана. Такое снижение цены самолета сделает его привлекательнее по сравнению с конкурентом — украинским Ан-148, производство которого помимо Украины начинает осваивать Воронежский авиазавод.

Финансовые структуры, участвующие в обеспечении лизинга авиатехники, не отдают явного предпочтения ни Ту-334, ни Ан-148: как сказал «Профилю» генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс» Александр Рубцов, «мы готовы работать в направлении продвижения обоих типов авиалайнеров». Согласно оценкам российских экспертов, до 2010 года самолеты типа Ту-334 станут выполнять порядка 70% внутренних рейсов. В таком случае потребуется не менее 170 самолетов.
Иван Рязанов

Привычка интриговать

«РусАл» объявил о приобретении госпакета «легкого» по металлургическим меркам ОАО «Металлург» (производит 23 тыс. тонн алюминия и 230 тыс. тонн глинозема — это ничтожная доля рынка), что явилось полной неожиданностью для рынка и особенно для СУАЛа (совместно с «Севзаппромом» контролирует 80% акций «Металлурга»), с которым в последнее время «РусАл» предпочитал договариваться. На аукционе «РусАл» приобрел у северо-западного межрегионального отделения РФФИ 14,01% акций компании за $8 млн.

Аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов отмечает, что на этот раз никакой договоренности между СУАЛОм и «РусАлом», которые сейчас скорее партнеры, чем конкуренты, быть не могло. Возможно, полагает Иванов, СУАЛ просто оказался не готов к тому, что на аукционе у него появится серьезный конкурент, тем более в лице «РусАла».

Стоимость сделки несопоставима с тем резонансом, который она вызвала на рынке. Представители «РусАла» не сказали, зачем им понадобился пакет не самой крупной компании. С точки зрения включения «Металлурга» в производственную структуру «РусАла» эта покупка лишена смысла. Мощностей по первичному алюминию у компании Олега Дерипаски хватает — глинозема «Металлург» производит немного, к тому же нуждается в серьезной модернизации. Серьезно влиять на бизнес «Металлурга» «РусАлу» не удастся: в совет директоров сможет войти всего один представитель Дерипаски.

По словам директора департамента корпоративных отношений ОАО «СУАЛ-Холдинг» Алексея Прохорова, 80-процентного пакета СУАЛу вполне достаточно, чтобы эффективно управлять предприятием, его развитием.

Можно предположить, что в самом «РусАле» нет четкого представления о том, для чего было сделано это приобретение. Совершив его, Дерипаска может выбрать два варианта: либо перепродать пакет в дальнейшем, либо аккумулировать более крупный пакет акций группы СУАЛ. Мелкая спекуляция сможет принести «РусАлу» ощутимую пользу. Когда предприятия группы СУАЛ будут переводиться на единую акцию (SUAL-International), представители «РусАла» в совете директоров «Металлурга» могут заблокировать данное решение и отказаться включать эту компанию в новую структуру — впоследствии обменяв согласие на размен каких-либо спорных активов или пойдя на уступки в переговорах по цене на глинозем (по оценкам Василия Николаева из «Тройки Диалог», заводы «РусАла» ежегодно закупают у СУАЛа около 400 тыс. тонн глинозема).
Впрочем, эта спекулятивная покупка может обойтись «РусАлу» слишком дорого — поскольку спорных активов компании пока не имеют, получается, что Олег Дерипаска решил по старой привычке пожертвовать партнерскими отношениями ради возможности в будущем строить хитрые комбинации.
Алексей Герасимов

Земля в иллюминаторе

Российские крестьяне начали осваивать космические технологии. Крупнейший в Ульяновской области агрохолдинг АПК «Ильинка» в нынешнем декабре введет систему управления хозяйством, основанную на данных космической и аэросъемки, картографирования, экспресс-анализа состояния посевов и метеопрогноза. Эту систему для «Ильинки» построила компания «Инженерный центр «Геомир», которая была создана бывшими сотрудниками ракетно-космической корпорации «Энергия» (город Королев Московской области). Агрохолдинг инвестировал в проект около $230 тыс. и намеревается окупить эти вложения с первого же урожая.

Схема работы системы строится следующим образом. Информация о состоянии всех элементов хозяйства будет поступать со спутников и аэростатов (по соответствующему договору с владельцами летательных аппаратов) в ситуационный центр и после компьютерной обработки в режиме реального времени высвечиваться на экране.

Мониторинг хозяйства в период подготовки к севу, вегетации, созревания и сбора урожая позволяет оценить, например, всхожесть озимых, увидеть признаки засухи, образование и рост оврагов, эрозию почв, засоление и заболачивание. Кроме того, будут видны все чрезвычайные ситуации — пожары, затопления, аварии и т.д.

А это, по словам куратора проекта со стороны аграриев Петра Тобаченко, дает возможность хозяйству точно планировать расход семян и топлива, необходимое количество техники, определять, какие поля готовы к посевной с учетом климатических условий, и т.д.

В целом, по расчетам экономистов холдинга, эффект от своевременного получения подобной информации оценивается в 15% от годового оборота. В случае с «Ильинкой», оборот которой на будущий год прогнозируется на уровне $2 млн., экономия должна составить $300 тыс.

В России эксперимент «Ильинки» — первый случай использования космических разработок в сельском хозяйстве. Но, как с уверенностью заявляет генеральный директор «Геомира» Владимир Воронков, он ни в коем случае не станет последним. Уже сейчас, по его словам, «Геомир» имеет ряд заказов от агрохолдингов (названия которых, впрочем, не разглашаются) на создание аналогичных комплексов. А после того, как ноу-хау будет испытано в прямом смысле в полевых условиях и покажет, на что способно, в «Геомире» ожидают, что к ним выстроится целая очередь.
В «Ильинке», со своей стороны, заявляют, что, приобретая систему управления, рассчитывают не только на экономический эффект, но и на формирование имиджа прогрессивного хозяйства. Это, по мнению аграриев-маркетологов, непременно должно повысить конкурентоспособность продукции холдинга.
Михаил Сидоров

Tati — ту-ту

ЗАО «Лэндж», единственный франчайзер французской компании Tati в России, закрыла все магазины своей торговой сети. К моменту закрытия в сеть «Лэндж» входило четыре магазина в Москве и три в регионах, общей площадью до 2500 кв. м. В «Лэндж» утверждают, что такое решение принято руководством Tati, решившим реструктурировать французскую компанию. В представительстве Tati эту информацию опровергают, ссылаясь на то, что «Лэндж» действовала самостоятельно. Французы, выразив недовольство действиями своего франчайзера, заявили, что будут искать ему замену. Под логотипом Tati «Лэндж» занималось продажей одежды, парфюмерии, косметики и товаров для дома. Магазины прославились низкой стоимостью товаров и столь же низким их качеством.

На самом деле вероятность того, что Tati найдет нового франчайзера в России, крайне мала. В сентябре этого года компания объявила о своем банкротстве — после того, как не смогла выплатить сотрудникам зарплаты. Дело в том, что уже несколько лет компания показывает убытки в миллионах евро на фоне снижения годового оборота. Если в 2001 году оборот компании составлял 200 млн. евро, то к 2002-му он упал до 150 млн. евро при чистых потерях в 15 млн. евро.
Компания Tati была основана в 1948 году и, по сути, стала первопроходцем дискаунтерского бизнеса. К 2003-му у Tati было 80 дискаунтеров во Франции и других странах. Аналитики потребительского сектора из инвестиционных компаний считают: банкротство объясняется исключительно низким качеством товаров Tati — компания предпочитала продавать китайские, вьетнамские и таиландские товары, при том что многие другие производители научились снижать стоимость своих товаров при сохранении более высокого качества.

Французы еще надеются найти инвестора, который спасет их бизнес. Однако на рынке констатируют обреченность Tati, отмечая, что активы компании ??сохранить удастся, а спасти торговую марку — точно нет.
Роксана Ахмедова

РСПП для маркетологов

На прошлой неделе было объявлено о создании очередной самоорганизующейся ассоциации — «Объединения исследователей рынка и общественного мнения» (ОИРОМ). В России практически в каждой доходной отрасли есть своя ассоциация: НАУФОР — у биржевиков, АРБ — у банкиров, РСПП — у промышленников и т.д.

ОИРОМ должен будет служить на благо маркетологов. В ее состав вошли 12 ведущих игроков этого рынка: A.R.M.I.-Marketing, Business Analytica, CESSI, GfK, Ipsos-Fsquared, Magram Market Research, ROMIR Monitoring, Validata, ВЦИОМ, ВЦИОМ-А, «Никколо M», группа компаний «КОМКОН». По официальной статистике, объем рынка маркетинговых исследований составляет около $80 млн. в год. На долю вышеуказанных компаний приходится порядка 60% российского рынка маркетинга.
Борис Галкин

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK